киев

КИЕВ

Киев!  Прекрасный город Киев!   Мать городов русских!
Родина моих предков!
 Первый раз я там побывал в конце 60-ых годов прошлого века. А потом только через 20 лет приезжал в Киев полюбоваться городом, походить по его памятным местам. Особенно мне понравились его церкви с позолоченными куполами и с массивными позолоченными цепями между ними.
Проспект Крещатик! Я часто прогуливался по нему, любовался его старинными  и необыкновенными  зданиями удивительной красоты, и вспоминал их древнюю историю. Там, на проспекте Крещатик, я принимал участие в военном параде, шагая в строю военных моряков, когда  учился в Киевской военно – морской школе. Парад был по случаю юбилея присоединения Украины к России. И нам рукоплескали Киевляне. Но мне почему – то на Крещатике запомнился больше всего винный погребок с 300-сот летней историей. Первыми хозяевами там были, оказывается, два брата – еврея. А ещё хорошо запомнился Октябрьский дворец. Монументальный, огромный, сделанный из белого камня. Мне там приходилось  участвовать в торжественных мероприятиях по случаю великих праздников. Как сейчас  называется этот дворец,  я к сожалению, не знаю.
А мост Патона? Красавец мост, по которому я неоднократно проезжал на электропоезде метро в сторону Подольского района.
Прекрасные театры в Киеве. И мы, военные моряки, ходили в театры не просто поглазеть на красоту и обстановку театров, но и послушать оперы великих композиторов, о жизни, о любви, о войне, о героях. Приходили мы в театры и на различные концерты. Но мне, почему – то, запомнился театр на Киевской Красной площади. Да-да, в Киеве тоже была когда – то Красная площадь!
Но стотысячный Киевский стадион «Динамо» поразил моё воображение своей красотой и огромностью. Может оттого, что я был из провинции и никогда не видел более мощного и красивого стадиона.  Я там побывал на нескольких футбольных матчах и видел знаменитых футболистов. А так же я там участвовал в военном оцеплении, чтобы болельщики не передрались и не перетоптали друг – друга, особенно, когда расходились после матча.
Побывал я и в Киевском историческом музее, где лежали под стеклом шашки простых казаков, и атаманов и качалась на мягких рессорах позолоченная карета с шикарным внутренним убранством, предназначенная для высокопоставленного Киевского священника.
А красивейший и мощный огромный памятник князю Владимиру поражает своим  неожиданным появлением на холме и  своей монументальностью, напоминая историю древней Руси. Он появляется совсем внезапно на холме среди деревьев, и ты благоговейно замолкаешь перед ним. Я много читал про князя Владимира и понял, что князь был именно такой, каким был изображён на памятнике. Долго можно рассказывать о Киеве, о его различных достопримечательностях, о его красоте. Не хватит и бумаги.
Встречал я в Киеве и своих земляков, с которыми жил когда то в одном доме в Междуреченске. Это семья Литовченко. Жили они в Киеве на улице Бассейновой, недалеко от стадиона «Динамо». Они были тогда уже совсем старенькими. Тётя Женя, мать семейства, когда то любила нас, дворовых пацанов,  угощать чем – нибудь вкусненьким.
Борис Радионович – первостроитель города Междуреченска, инженер железнодорожник. Это он строил нашу станцию Междуреченск. Он любил вспоминать это строительство и помнил всё до мелочей.
Володя – сын супругов Литовченко. Когда – то он в молодости был здоровым и могучим парнем. И когда – то был чемпионом Сибири по тяжёлой атлетике. Раскидывал он нас,  дворовых пацанов, по снежным сугробам  шутя, и весело, смеясь при этом вместе с нами. А в Киеве он тяжело болел и почти не вставал с дивана. Говорил, что у него какие – то осложнения после простуды. Встретил я в Киеве и племянника Володи Литовченко, Зорьку. Это мы ему, пацаны Междуреченские дали такое имя, Зорька! А звали его просто – Женя. Ох, какое весёлое детство у нас с ним было! Как мы с ним кувыркались, бесились, гоняли по нашему двору на велосипедах! А теперь он был ведущим инженером на авиазаводе. На встречу со мной он приезжал со своей супругой и с маленьким сыном, которого я тоже назвал Зорькой, очень уж похож был на отца. Встретил я в семье Литовченко и старую – престарую бабушку еврейку, которая когда – то в моём далёком детстве вылечила мне больной глаз одним плевком. Бабушка дремала в своём кресле и что – то бормотала во сне. Володя её разбудил:
Бабуля, вставай, Славка приехал!».
«Кто?»
«Славка, говорю, приехал, Дышловой.  Из Междуреченска. Забыла, что – ли?».
Бабушка долго смотрела на меня.
«Слава, это ты?».
«Я, бабушка».
«Молодец, что приехал. Ну как твои глаза? Не болят? Я ведь помню».
«Да нет, бабуль, не болят, всё нормально».
«Ну и слава Богу» - сказала бабушка и снова уснула в своём кресле. С тех пор прошло много лет. Не был я больше в Киеве, на Родине своих предков. Давно я там не гулял по улицам и проспектам, не любовался прекрасным городом. И, Боже мой, как давно не купался в Днепре!
Киев! Прекрасный город Киев! Родина наших предков! Как же мы все далеки от него. Разъехались по всему Белому свету. И как же он теперь далёк от нас.  Конечно, пройдёт это смутное время, это сумасшествие в мозгах людей. и я снова увижу Киев. Встречусь с добрыми и гостеприимными Киевлянами, искупаюсь снова в Днепре и смогу  посетить Киево – Печерскую лавру и проникнуться историей Киева. Историей Украины, историей древней Руси. Почувствовать сердцем её.  И я надеюсь, что ещё раз побываю в славном городе Киеве. Побываю в памятных и замечательных местах. Я должен там быть. Я обязательно должен туда  вернуться!


Рецензии