Память

 /основан на реальных событиях/



     Сегодня пасмурный день, дождик по стеклу все льет и льет, в доме тепло и уютно, а внутреннее состояние схоже с ностальгией. Я налила в свою любимую чашку чай с чабрецом и, расположившись в кресле, мне захотелось полистать старенький фотоальбом. Сколько помню себя, столько же я помню его, он словно окутал в себе тайны прошлого, состоящий исключительно из черно-белых фотографий. Альбом всегда  стоял на одном и том же месте, и отношение к нему было сокровенным, порой казалось, что чувство важности исходило от него самого.

     Фотоальбом – это память, прикоснувшись к которой воображение прогуливается в улочках прошлого. Я гляжу на фото родителей, вспоминаю детство; оно одновременно  так далеко и близко и понимаю, что все-таки память - это прекрасная штука, а фото в дополнение к ней делают ее ярче и проникновеннее.

     На одно мгновение мой взгляд остановился на фото женщины, история которой вспомнилась мне сегодня. Зовут ее Верочка, она родная сестра моей мамы Поли. Верочка была 1927 года рождения, а мамочка на два года моложе. Их родители, Алексей и Катя, то есть мои бабушка и дедушка, жили на Украине. В начале тридцатых годов наблюдался массовый голод, сельское хозяйство было на грани бедствия, повторный неурожай усугубил положение народа, а конфискация продуктов питания сломила очень многих. Мой дед Алексей переехал с села ближе к городу, чтобы работать и как-то поддерживать свою семью, он работал охранником на хлебозаводе. А бабушка с дочерями остались в селе, где люди просто гибли от нехватки еды. Бабушка Катя заболела и начала пухнуть от голода, присматривать за детьми у нее уже не было никаких сил. Единственным выходом спасти дочерей, было отправить их к отцу. Так она и сделала, но условия жизни деда были не намного лучше. Жить приходилось в казармах, где холодно, голодно, не говоря уже о каком-то уюте. Девочки перебивались кусочком хлеба на двоих, который был за счастье.  Мой  дед понимал, что прокормить их двоих ему не удастся и пошел на крайнюю меру. Одна из семей, жившая в казарме собиралась уезжать, и с их согласия он просто отдал им Верочку. Это жестко, страшно и тяжко, когда ты отрываешь от себя свою кровиночку только для того, чтобы у нее была возможность выжить. А страшнее всего то, что выхода другого не только не было видно, его однозначно не существовало. Есть только шанс выжить, и ты идешь отчаянно на это, чтоб угадать именно свой шанс.

     Моя мамочка Поля осталась со своим папой, а Верочка в паровозике с чужими людьми поехала в неизвестность. Ей было около шести лет, она ничего не понимала, как ей сказали, так она и делала. Люди, с которыми она ехала, обсудив свое положение дел, решили, что вряд ли смогут ее прокормить, ведь у них самих есть один ребенок и девочка будет тяжким грузом. Вот так в одночасье они поменяли свое мнение и решили судьбу девочки. Верочку оставили в поезде. Она, оставшись совсем одна,  бродила по вагону, затем по неизвестному ей городу в поисках знакомого лица и не могла ничего понять. Тогда она даже не осознавала, что ее бросили, она думала, что просто потерялась. Так, при живых родителях, в силу сложившихся ситуаций Верочка попала в детский дом, где и прошло ее детство и юношество.

     По происшествию времени дедушка со второй дочерью вернулся в родное село, его жена оказалась жива, ей удалось победить болезнь. Через какое-то время дедушка умер, а бабушка вновь вышла замуж и родила еще одного ребенка.

     Время шло, в 1963 году в одном из журналов были напечатаны списки потерянных людей, которые искали своих близких. Этот журнал попал в руки моей мамы, на его страницах некая Вера с похожей фамилией разыскивала родных. У мамы Поли все переполошилось внутри, она словно душой и сердцем почувствовала, что это ее сестра. Она тут же побежала к своей маме:
- Мамочка, мамочка это наша Верочка, она ищет нас, я уверена это она.
- Может быть… Но фамилия не точная, - ответила ей мать.
- Ей же было всего шесть лет, когда ее увезли, она могла что-то забыть и напутать, но это точно она,- уверенно продолжала мамочка Поля.

     Встреча состоялась, голос сердца не подвел, и это действительно оказалась сестра моей мамы, это была та самая Верочка. Когда они встретились, Вере на тот момент было тридцать четыре года. Да, встреча была приятной и трогательной, но не вернуть тех лет, они остались между ними большим пробелом  в отношениях,  переживаниях и  любви. Когда люди не видятся долго, какими бы родными по крови они не были, возникает чувство отдаленности и неловкости.

     Я рассматривала фото, размышляя о жизни, и тут ко мне подошли мои внуки. Они пока маленькие и ходят в детский сад, но интерес к жизни у них огромный. И они обратились ко мне:
- Бабушка, а что это ты делаешь, кто эти люди, а кто эта тетя?
Я улыбнулась и показала им на фото моих родителей, ну и конечно немного поведала о тетушке Вере.

     Гляжу на своих внуков и всей душой желаю им мира и благополучия. И хочется, чтобы всегда у них было право выбора, чтобы никогда они не испытали чувства предательства и одиночества. Пусть всегда по жизни они будут вместе, пусть в любых ситуациях поддерживают друг друга и никогда не теряют не физически, не духовно.

     Я закрыла альбом, слеза пробежала по щеке, но взглянув на играющих ребят, я улыбнулась и нарисовала в мыслях самое прекрасное будущее своим внукам. Пройдет время и, повзрослев, они возможно тоже будут рассматривать фотографии и вспомнят меня - свою бабулю. Ведь недаром говорят, пока нас вспоминают, мы вечны.


Рецензии