Ч. 51 Взятие Новороссийска
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2016/10/19/964
12 февраля 1943 года войска Северо-Кавказского фронта освободили Краснодар, а 14-го февраля Ростов. Новороссийск и Таманский полуостров оставались в руках противника, но ему не удалось сбросить в море десант в районе Станички. Там прочно удерживали плацдарм части 18-й армии.
Летом 1943 года происходило общее стратегическое наступление Красной Армии. Наступала очередь изгнания гитлеровцев из Новороссийска и с Таманского полуострова. Началась подготовка к новой десантной операции. На этот раз учли предыдущий горький опыт.
Работали над планом операции два штаба. Штаб Новороссийской военно-морской базы, трудился над планом высадки десанта в Озерейке. Никто из разработчиков плана не знал, что этот план ложный и не будет реализован.
Командир Новороссийской базы контр-адмирал Холостяков требовал особых мер соблюдения секретности по разработке плана. В то же время он единственный в базе знал, что создан другой, секретный штаб, который разрабатывает подлинный план высадки десанта.
Этот, подлинный штаб, разместили в бывшем здании санатория ЦК комсомола в Туапсе. Предполагали наличие вражеской агентуры в Новороссийске, которую таким образом хотели ввести в заблуждение.
Командиром высадки назначили Г.Н. Холостякова. Настоящая высадка десанта, шести с лишним тысяч человек, из которых четыре тысячи были морскими пехотинцами, намечалась в порту Новороссийска и на берега Цемесской бухты.
Высаживать планировали только малыми кораблями – сторожевыми и торпедными катерами, сейнерами, десантными мотоботами и моторными баркасами. Артподготовка и артиллерийская поддержка возлагались на береговую и сухопутную артиллерию.
Из соображений секретности все работники подлинного штаба не произносили слова «Новороссийск», а вместо этого говорили «наша Озерейка». В Новороссийске у немцев были мощные укрепления. Его обороняли две дивизии и особые команды.
Перед началом десанта авиации флота предстояло нанести бомбоштурмовые удары по укреплениям Новороссийска, и, для маскировки места высадки, - по Южной Озерейке.
Десантирование наметили на 9 сентября в 2.15 ночи.
Из-за шторма высадку отложили на сутки. Но концентрацию войск и десантных средств скрыть трудно, поэтому ПВО получило приказ не допустить воздушной разведки, а комендантская служба усилила патрулирование на дорогах и в местах расположения войск.
В ночь на 10-е началась погрузка на суда. Место высадки десантникам сообщили перед самой погрузкой во время проведения коротких митингов, на которых выступили флотские руководители, начиная с командующего флотом Л.А. Владимирского. Время высадки назначили на 03.00.
Вспоминал один из членов штаба высадки, Б.Ф. Петров: «В 0.2.44 за 16 минут до высадки, грянули залпы артиллерии 18-й армии и береговой Новороссийской военно-морской базы, вспышки залпов слились в зарево, донёсся страшный грохот, будто раскололось небо и какие-то катаклизмы потрясли землю.
…Одновременно наносила бомбовые удары и наша авиация. Через несколько минут гитлеровцы открыли ответный огонь по нашим батареям. Тогда заработали «катюши». Первый раз видел я массированный огонь реактивной артиллерии – летели сотни реактивных снарядов. Потрясающее зрелище.
Впечатлял, конечно, их огненный полёт, но ещё более грозную силу являли охваченные морем огня участки берега, по которым били «Катюши».
Не дожидаясь окончания артподготовки, в порт вошли торпедные катера и принялись наносить торпедами удары по причалам и расположенным у воды дотам.
Вслед за торпедными катерами ворвались катера со штурмовой группой, корректировщиками и первым эшелоном десанта. Но из-за повреждений при высадке и отказами в работе ненадёжных раций офицеры-корректировщики огня не могли передавать целеуказания.
В результате морские пехотинцы понесли большие потери. В ночь на 11 сентября высадили второй эшелон. Противник защищался очень упорно, но 16-го сентября наши войска овладели портом и городом Новороссийск. После взятия Новороссийска начался прорыв «Голубой линии».
Фашистское командование заблаговременно продумывало пути отвода 400-тысячных войск с Таманского полуострова. В июне 1943 года немцы построили канатную дорогу между Еникале и мысом Чушка, к декабрю планировали ввести в строй мост через Керченский пролив.
Суточная пропускная способность канатной дороги составляла одну тысячу тонн грузов. Из Керчи в Анапу они провели 190 конвоев, потеряв только одну артиллерийскую баржу и один понтон. Азовская флотилия и Черноморский флот не смогли прервать жизненно важные для немцев морские коммуникации.
Противник сумел без потерь в трёх крупных конвоях перевести около 250 кораблей из Керчи в Севастополь, а потом их использовать для эвакуации 17-й армии из Севастополя в порты Румынии.
Вице-адмирал Ф. Руге по этому поводу писал: «Основную угрозу для немецкого малого флота представляла русская авиация. Самолёты русских упустили превосходную возможность отличиться, когда немцы в начале октября 1943 года выводили войска с кубанского плацдарма.
Через Керченский пролив почти без потерь были переправлены 200 тыс. человек, 60 тыс. лошадей и скота, 35 тыс. машин, 1200 орудий и 100 тыс. различных грузов. Также, несмотря на настойчивые атаки, не было серьёзных потерь и при эвакуации из Керчи в Севастополь, в которой участвовали 240 транспортов и кораблей сопровождения».
Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/21/1213
Свидетельство о публикации №216102001223
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 29.11.2016 23:35 Заявить о нарушении