Черный квадрат в интерьере

Как-то гуляя по Эрмитажу без определенной цели, зашла в один из залов и замерла. Небольшой зал, скорее комната, с белыми стенами и потолком казался кубом. На одной из стен, напротив окна, висела картина. "Черный квадрат" Малевича. Квадратная картина на квадратной стене. Поверх картины - толстое квадратное стекло. Подумалось, что пуленепробиваемое. Возле двух дверей зала размещались два планшета с информацией об авторе и картине на двух языках. И двери, и планшеты - прямоугольники.Третий квадратный планшет у окна сообщал о том, кто подарил картину музею, когда и так далее. Посетителей было немного. Двое из них, с недоуменными лицами, рассматривали собственно квадрат. Остальные читали информацию, а группа юношей и девушек конспектировала текст. Видимо, студенты. Сложилось впечатление, что текст о картине интересовал больше, чем сама картина.
Через несколько лет часть экспозиции Эрмитажа переехала в здание Генерального Штаба. Гуляя по новым залам, я опять наткнулась на "Черный квадрат". Висел он уже без всякой помпы среди других картин с маленькой табличкой рядом (автор, название). На фоне картины то и дело фотографировались молодые люди.
Потом в киоске я пересматривала копии картин из эрмитажной коллекции. Мысленно обрамляла их в багет, пытаясь представить в своем интерьере. И вдруг перед глазами опять "Черный квадрат". Копия на холсте! Качественная! Вполне приемлемая по цене. Кто там рассказывал байку о стороже Эрмитажа, рисующего каждую ночь копию картины вместо украденной? А где утверждающие, что смогут не хуже Малевича нарисовать этот самый квадрат? Успокойтесь, дорогие товарищи! Эрмитаж все предусмотрел. Копий хватит на всех желающих. Вот только жаль, не поинтересовалась спросом.
Теперь о том, как сам художник разместил картину на выставке. История известная: в красном углу, как икону. Лично меня занимает именно этот факт. Вот висит перед зрителями "Черный квадрат", заслонивший икону. С точки зрения зрителей (некоторых) - это преграда. А с точки зрения иконы (и Бога) - защита от возгордившихся. Время атеизма, накрывшее страну, принесло страшный опыт. Об этом сказано много. Но я о другой стороне этого опыта. О положительной, позитивной, полезной. Что понял человек, пройдя через атеизм? Наверное, он осознал свою силу, свою значимость, пока не спалил весь запас знаний (энергии), полученный от Творца. А дальше - уперся в ограниченность своего разума. Ответить на новые вызовы жизни старыми способами не получилось. И снова стал необходим Бог. Все возвращается на круги своя. И блудный сын возвращается домой.
 


Рецензии
расскажу Вам об интересном опыте. Потом в статью вставлю. Русские от Бога как-то очень легко отказались. Я представляю Храм Христа Спасителя взрывали бы в Иране или Египте. Мусульмане бы горло перегрызли.
Это преамбула.
Религия не очень испортила русского человека. Что это значит?
В Америке первое впечатление, и до сих пор осталось, что американцы ведут себя как роботы. Долго не мог понять почему. В них нет русской откровенности естественности прямоты, задушевности и что там еще, продолжайте.
В Америке религия очень сильна и прочна и она хоть и полезна и стабилизирует общество, но приучает человека следовать канонам, то есть вести себя несколько ходульно. (я может быть упрощаю)
С русскими, не знаю почему, это не удалось. Они народ натуральный. И в этом их сила и уникальность.

Михаил Гольдентул   27.10.2016 23:55     Заявить о нарушении
кстати первый настоящий ЧК в Третьяковке , он весь трещинами покрыт, его повторить невозможно.

Михаил Гольдентул   27.10.2016 23:57   Заявить о нарушении
Русский человек ко многому терпим. К сожалению это или к счастью, зависит от ситуации. И хороший эпитет подобрали: натуральный.

Ирина Старкова   28.10.2016 15:13   Заявить о нарушении
В Третьяковке до ЧК не дошла), в следующий раз обязательно рассмотрю эти загадочные кракелюры. Наверное, в них скрыт тайный смысл). Просто поэтический образ получается - время пишет тайные заметки...

Ирина Старкова   28.10.2016 15:17   Заявить о нарушении