Кто первый

6+
по мотивам русской народной сказки

Роли: женские: - 2; мужские: - 2; детские :-; другие (животные, предметы и т.п.):; 2, массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, октябрь, 2016 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 37 КБ.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ДЕД
БАБКА
ПЕТУХ
СОБАКА
БАРИН
СОСЕДКА

Двор. Покосившийся плетень. Собачья конура. Окна избы во двор. Далее по действию «Окна» распахиваются, и появляется кухня Деда и Бабки.

ПЕТУХ: (Сначала «распевается», потом поет.)
Напрасно хозяйку
Петух не разбудит —
Поет он на радостях —
день ясный будет…
(Прохаживается вдоль двора) Ать-два! Ать-два! Так-так-так… Что-то мне сегодня как-то не радостно. Что-то я не понимаю ни-че-го.
СОБАКА: Что ты не понимаешь?
ПЕТУХ: Ты что, глухой? Я же говорю, что-то я не понимаю ни-че-го. Ать-два!
СОБАКА: А что надо понимать?
ПЕТУХ: Эх, ты, пустогавкалка. Гав-гав-гав-гав…  И так целый день… А вот я… Я просто так, зря, кукарекать не буду. Я только по делу.
СОБАКА: И какие это у тебя могут быть дела? Гав-гав!
ПЕТУХ: Нет, ты что, действительно не видишь, что происходит? Уже белый день на дворе, я уже проголодался, а хозяева наши и не думают просыпаться. Солнце, смотри, как высоко поднялось.
СОБАКА: Так, занавески-то у них закрыты, они и не видят это твое солнце.
ПЕТУХ: А я для чего? Я же всегда по часам кукарекаю. Да, если б ты знал, петухи – это самые точные часы. Ать-два!
СОБАКА: Ага, были бы точные, по ночам бы не трезвонили, а дали людям выспаться.
ПЕТУХ: Это городские долго спят, а наши, деревенские – трудолюбивые. Наши бабы после вторых петухов уже успевают тесто замесить да коров подоить.
СОБАКА: Как это – после вторых петухов?
ПЕТУХ: Ох, и до чего ж ты бестолковый! Это не как, а это во сколько. Ладно, так и быть, расскажу. Первый раз  петух кукарекает в первом часу ночи.
СОБАКА: И зачем так рано?
ПЕТУХ: Это специально для тех, кто в дорогу собрался. Они сразу после первых петухов в путь и отправляются. (Ходит по двору в поисках пищи) Ох, как кушать-то хочется.
СОБАКА: Хочешь, я тебе свою косточку дам?
ПЕТУХ: Косточку? Нет, Петухи не едят косточки.
СОБАКА: Ну и зря. А я ем.
ПЕТУХ: Вот и ешь.
СОБАКА: Ладно, Петя, не обижайся. Я же так, по-дружески.  Я, если честно, и сам бы чего-нибудь вкусненького поел.
ПЕТУХ: Шарик, а ты как думаешь, почему наши хозяева так долго не просыпаются?
СОБАКА: Гав-гав! Как я думаю? А я вот, Петя, думаю, что обленились они в последнее время. Вот ничего не хотят. Спят себе целый день, потом проснутся, потом песни поют, а потом ругаются.  И так каждый день.
ПЕТУХ: А чего им ругаться-то? (Распевается) Ку-ка-…! Кхе-кхе…(Смотрит на миску, она пуста) Воды – ни капельки. Даже горло промочить нечем. Ать-два.
СОБАКА: Петя, а, может, ты покукарекаешь, а? Они услышат и проснутся.
ПЕТУХ: Да нельзя мне сейчас кукарекать.  Нельзя. Понимаешь, последний раз я в четыре часа утра пропел. Всё. Не поймут меня люди, если я постоянно кукарекать буду.  Это ты – пустолайка, гавкай себе да гавкай. Ать-два!
СОБАКА: Что ты все, ать-два, да ать-два. Надоел уже.
ПЕТУХ: Странно, когда это я успел тебе надоесть, еще только утро. Ать-два! (шел, остановился, постоял немного молча, после паузы)) Ах, да… ты про ать-два спрашивал, так это у меня от предков
СОБАКА: Как это – от предков? У тебя что, предки солдатами были?
ПЕТУХ: Мой пра-пра-пра-дед Петух  служил у великого русского полководца Суворова.
СОБАКА: Ага, прямо так и служил. Служат только собаки.
ПЕТУХ: Зря не веришь. Вообще-то, я никогда никого не обманываю. Суворов моего прадеда  Петуха даже с собой в походы брал.
СОБАКА: Зачем это?
ПЕТУХ: Он всегда вскакивал с первым криком петуха и велел всех солдат будить.
СОБАКА: Ничего себе. Да, жалко нет сейчас твоего прадеда Петуха. Представляешь, он бы сейчас как заголосил ав-ав-ав-а-а-ав! Наши хозяева сразу бы подскочили.
ПЕТУХ:  Не ав-ав, а ку-ка-ре-ку!
СОБАКА: Я и говорю ав-ав-ав-а-а-ав! Смотри, вроде бы занавески в избе открылись.
ПЕТУХ: Точно! Наконец-то! Сейчас мне хозяйка зерна вынесет.
СОБАКА: Ага, а мне косточки свеженькие.
ПЕТУХ: Нет, показалось. Они вроде бы открылись, а потом вроде  бы опять закрылись.
СОБАКА: Точно. Эх, хоть бы одним глазком подглядеть, что там делается.

Дед лежит на лавке, старуха дремлет в кресле-качалке.

ДЕД: Слышь, Бабка, утро на дворе.
БАБКА: Ну. А я что?
ДЕД: Что? Что? Утро, говорю, на дворе. Мы чай-то сегодня пить будем?
БАБКА: Коли вскипятишь, да по чашкам разольешь, отчего ж не попить.
ДЕД: А почему это я должен кипятить да разливать?
БАБКА: А потому что вчерась я кипятила да разливала.
ДЕД: А на обед что есть будем?
БАБКА: А что приготовишь, то и будем.
ДЕД: А почему я и обед должен готовить?
БАБКА: А потому что я вчерась готовила.
ДЕД: Вот в кого ты такая ленивая уродилась?
БАБКА: В тебя! Ты на себя посмотри!
ДЕД: А что мне на себя смотреть? Я себя видел.
БАБКА: А ты посмотри, посмотри!
ДЕД: А вот и посмотрю.
БАБКА: А вот и посмотри.
ДЕД: И посмотрю.
БАБКА: И посмотри.

Замолчали. Отвернулись друг от друга.
Через некоторое время.

ДЕД: Шарик, наверное, тоже есть хочет.
БАБКА: Ага. И Петух, поди, проголодался. Слышь, Дед, ты бы сходил Петуха с Шариком накормил.
ДЕД: А почему я?
БАБКА: Так я их вчерась комила.
ДЕД: Вот заладила: вчерась да вчерась.
БАБКА: А что я скажу – сёдни, если это было вчерась?
ДЕД: Да ты лучше вообще ничего не говори!
БАБКА: Вот и не буду!
ДЕД: Вот и не говори. Возьми вот молча чугунок, свари кашу, и можешь совсем ничего не говорить.
БАБКА: Ладно, так уж и быть, сварю я тебе кашу, только ты чугунок помой. Он со вчерашнего дня не мытый остался.
ДЕД: Э, нет, раз ты в нем кашу варила, тебе и мыть. А я никогда в жизни горшки не мыл и мыть не буду.
БАБКА: А я сто раз мыла, больше не хочу.
ДЕД: Экая ты упрямая да ленивая.
БАБКА: На себя посмотри, сам такой.
(песня бабки)
Вот достался же мне Дед,
Ни полена в доме нет.
За водою не послать,
Слова против не сказать.
Как бы деда мне исправить?
Наготовить дров заставить?
Посадить, вскопать, убрать.
Просто, Бабку уважать.

Ох, дед, Дед. Раньше-то какой ты старательный был, трудолюбивый. Бывало, только утро, а ты уже во дворе, по хозяйству управляешься.
ДЕД: Так ведь и ты раньше не такая была. Бывало, только утро, а на столе уже чай дымит да плюшки жаром пышут. Мягонькие да румяные. Э-эх!
(песня Деда)
На себя бы посмотрела
Лень тобою овладела.
Лень сварить, и лень помыть,
С Дедом лень поговорить.
Как Старуху мне исправить?
Как посуду мыть заставить?
Шить, варить, стирать, вязать?
Просто, деда уважать?!

Слышь, бабка, а может, все же помоешь горшок да кашу сваришь?
БАБКА: Вот ведь настырный какой! Ведь сказала – не буду, значит – не буду. Сам мой.
ДЕД: Слушай, бабка, вот что я надумал. Давай так, кто первый заговорит – тому и горшок мыть, и кашу варить.
БАБКА: Уж я-то точно первая не заговорю. Надо мне, с тобой разговаривать.
ДЕД: А мне и подавно. Скотину только жалко. Шарик голодный, да и Петух проголодался. Не поет что-то.
БАБКА: Что он, дурак, что ли, петь на голодный желудок?!
ДЕД: Вот, кто первый заговорит, тот и горшок моет, и кашу варит, и скотину кормит. Согласна?
БАБКА: Согласна! Еще как согласна! Уж я-то точно ни одного слова не пророню.
ДЕД: Вот и посмотрим.
БАБКА: Посмотрим, посмотрим. Только мое условие тоже есть.
ДЕД: Какое условие?
БАБКА: Мало одного дня-то. Давай так, кто первый слово скажет, всю неделю будет горшок мыть, кашу варить да по хозяйству управляться.
ДЕД: Ну, неделю, так неделю. Ну что…
ВМЕСТЕ: Раз, два, три… молчи!

Двор. Петух прохаживается туда-сюда. Шарик пытается подпрыгнуть, чтобы посмотреть в окно.

ШАРИК: Ничего не видно.
ПЕТУХ: И не слышно.
ШАРИК: Петя, а ты все еще хочешь есть?
ПЕТУХ: Хочу, конечно. Даже еще сильнее, чем хотел.
ШАРИК: Чем бы заняться, чтобы про еду не думать?
ПЕТУХ: А давай песни петь. Когда поешь, настроение улучшается, и про еду думать не хочется. Давай, Шарик, запевай.
ШАРИК:
Утро наступит, и выглянет солнце
Ласково греет оно по весне.
Шторки откроются и из оконца
Бабка даст косточку свежую мне.

ПЕТУХ: Шарик, подожди, мы же договорились про еду не говорить. Давай лучше я спою.
(Песня Петуха)
Я просыпаюсь пораньше, чем солнце,
И сообщаю, что скрылась луна.
Шторки откроются и из оконца
Бабка чуть свет мне насыплет зерна.

ШАРИК: Петя, подожди-ка, подожди-ка…мы ведь договорились про еду не думать.
ПЕТУХ: Не получается как-то не думать про еду. Давай ты еще раз попробуй, может, у тебя сейчас получится.
ШАРИК: Ладно, давай. Только я наоборот петь попробую.
ПЕТУХ: Как это – наоборот?
ШАРИК: Слушай.

Нам у хозяев живется привольно,
Мы свою службу исправно несем,
Дед со старухою нами довольны.
Кормят они нас всегда хорошо.
ПЕТУХ: Куры соседские ходят к нам в гости
ШАРИК: И прибегают собаки поесть.
       Знают они, что всегда у нас кости
ПЕТУХ: И свежие зернышки
ВМЕСТЕ: Всё у нас есть!

ШАРИК: Как здорово мы с тобой спели! Ну, что, Петя, легче тебе стало?
ПЕТУХ: Нет, не легче. Смотри, Шарик, кто-то к нашим хозяевам идет.
ШАРИК: И правда. Мужик какой-то.
ПЕТУХ: Да не простой мужик, по виду – барин. Кафтан у него больно красивый, у нашего старика такого отродясь не было.
ШАРИК: Слушай, Петя, а может его укусить?
ПЕТУХ: Не надо его кусать, может он по важному делу.
ШАРИК: Ну, смотри. Не надо, так не надо.

Появляется Барин. Шарик и петух притихли. Шарик лег под окнами, а Петух примостился на плетень.

БАРИН: Эй, хозяева, не пустите ли на порог?
Пытается заглянуть в окно.
Не видно ничего. Белый день на дворе, а тут тишина. (Стучит) Зайду, однако. Может, делом заняты, не слышат.

(«Открывается» изба. Бабка и дед смотрят на Барина и молчат)

БАРИН: Здравствуйте, хозяева. (Приложил руку к уху) Ай? Чегой-то не слышу. Я говорю, здравствуйте, хозяева. Молчат. Странно. Вы чего молчите-то? Ничего не пойму. Молчат, как воды в рот набрали. Я – Барин. Из соседнего села. Еду, стало быть, из города до дому. Во-о-от. Еду, значит, я еду, а тут – бац! Колесо-то у моей телеги отвалилось. Отвалилось, говорю, колесо-то. Дальше-то ехать нельзя. Вот я и ищу мастера, чтобы помог колесо на место приделать. Я же Барин, я же сам не умею. Молчат. Эй, чего молчите-то? Я спрашиваю, где у вас в деревне можно мужика найти, чтобы колесо починил? (Подходит к столу) А что это у вас в банке? На квас похоже. Хозяева, вы кваском не угостите? Опять молчат. А, сам попью. Кружку бы где взять? Горшок один на столе, и тот немытый. Эй, хозяева, у чего же у вас горшок-то немытый? В нем еда должна быть. Ладно, попью кваска, да в другую избу наведаюсь. Эти хозяева какие-то странные. (Замечает топор) О, топор лежит. Да ладный какой. Слышь, Старик, а ты мне свой топор не одолжишь? Я как колесо приделаю, тебе топор-то и верну…может быть. (Бабка, пока барин не видит, подает Деду разные знаки, крутит у виска и т.д. дед не реагирует) Опять молчишь? Согласен, стало быть. Ну, так я того…топор-то беру. (Замечает на гвозде дедов тулуп) О, тулуп какой ладный. Слышь, Старик, а тебе тулуп-то к чему? Сейчас весна, а там не увидишь – и лето. Так что, тулуп-то тебе ни к чему. Я его себе возьму. А? Молчишь? Ну, стало быть, не нужен, раз молчишь. (Берет тулуп. Дед с бабкой молчат.)) Ну, ладно, хозяева. Спасибо на добром слове. Оставайтесь с Богом. А я дальше пойду.

Выходит из избы, Шарик на него рычит. «Окна» закрываются.

БАРИН: Не рычи, не рычи. Хорошая собачка. И хозяин у вас хороший – тулуп мне подарил, и топор опять же. Не веришь? А зря! Бери, говорит, Барин, мой тулуп. Что-то он мне разонравился. Деду разонравился, а мне пойдет! Хороший тулуп. Хороший хозяин. Да-да, тулуп хороший. (уходит)

ШАРИК: Что-то мне не нравится все это. С каких это пор наши хозяева вещи свои раздаривают. Ну, хозяин-то еще ладно, он нежадный. А вот хозяйка…
ПЕТУХ: А чего ей жалеть? Тулуп-то не её, деда.
ШАРИК: А топор? Как же Старик без топора? А дрова на зиму готовить? А плетень подправить? Гляди – повалился.
ПЕТУХ: Без топора никуда. Нет, Шарик, что-то не ладное там творится. О, смотри, Соседка идет.

СОСЕДКА: Эй, Дед! Эй, Бабка! Что же это вас не видно-то сегодня? И скотина у вас что-то неспокойна. Шарик вон лает и лает, а Петух вроде и поет, но как-то странно, не кукарекает. А тут еще лучше – тулуп дедов куда-то барин понес. (Заглядывает в окна) Эй, Дед! Эй, Бабка! («Открываются» окна, изба. Дед и Бабка по-прежнему молчат.) Эй, соседи, что это с вами приключилось? Уж вечер скоро, а вы и носу из дома не показывали. Чай, не приболели? Молчите-то чего? Свят, свят, как окаменелые. Чего молчите, али разговаривать со мной не хотите? Молчат…наелись поди да отдыхают. А ели - то чего? (подходит к столу, смотрит в горшок) А горшок - то немыт. Интересно, с Барином разговаривали, даже тулуп ему отдали, а мне даже и слово сказать не хотят.
(Замечает на вешалке шубу Бабы) А шуба-то у нее лучше, чем моя. Да моя-то и вовсе вся прохудилась. Вот бы мне таку шубу. Слышь, соседка, я твою шубу возьму, ты все равно на улицу не выходишь. На что она тебе?!
(Только сняла шубу с гвоздя, как подскочила Бабка)

БАБКА: А ну не тронь! Моя шуба!  Ишь, чего удумала, шубу мою она захотела.
(тянут шубу каждый к себе)
СОСЕДКА: Так я думаю, вы все молчите да молчите.
БАБКА: А шуба при чем?
ДЕД: (засмеялся) Ой, и не говори, старуха. Шуба-то тут ни при чем. Тут горшок при чем.
СОСЕДКА: Горшок? Какой горшок?
ДЕД: Знамо какой, кашу варить.
СОСЕДКА: Кашу? А при чем здесь каша? Вы что оба умом тронулись?
БАБКА: Да отпусти ты, наконец, мою шубу!
СОСЕДКА: Да забирай ты ее! Нужна она мне! Ой, пойду-ка я от вас подобру-поздорову. А вы уж тут сами разбирайтесь.
(Уходит)

ДЕД: А чего тут разбираться, правда, бабка?! (Бабка фыркнула и отвернулась от деда) Нечего тут разбираться. Пора горшок мыть да кашу варить. Вот так-то: уговор дороже денег!
БАБКА: Уговор! Да из-за твоего уговору, я чуть шубы не лишилась. Знаешь, Дед, ты бы шел куда, не путался под ногами.
ДЕД: А я и пойду. У нас вон еще собака с петухом не кормлены.
БАБКА: А как же… Ты-то почему пойдешь? Ведь я проспорила, я должна всю неделю и кашу варить и за хозяйством следить.
ДЕД: А мне что делать? Я и так из-за своей лени поплатился. Тулуп-то барин унес, и топора у меня теперь нет. Так что, Бабка давай-ка меньше разговаривать, а больше делать. (Дед набирает в чашку зерно, бабка моет горшок и т.д. работа в доме закипела.) А топор мы свой вернем! И тулуп тоже!

 Финальная песня
БАБКА:
Как-то лень проникла в дом
Все пошло в нем кувырком
Лень кровати застелить,
Щи сварить, горшок помыть.

ДЕД:
Стала лень ходить за нами,
Мы привыкли к лени сами.
И почти что каждый день
Нам работать было лень!

ВМЕСТЕ:
И почти что каждый день
Нам работать было лень!

БАБКА:
Но теперь мы первым делом
Быстренько займемся делом:
Приведем в порядок стол,
Подметем на кухне пол.

ДЕД:
В гости позовем соседей,
Шарика накормим с Петей.

ВМЕСТЕ:
В гости позовем соседей,
Шарика накормим с Петей.

«Закрываются» окна. Двор. Шарик все так же пытается заглянуть в окно. Петух ходит по двору:

ПЕТУХ: Ать-два, ать-два.
ШАРИК: Эх, знать бы, что сейчас в избе делается.
ПЕТУХ: Шарик, я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, хозяева что-то про нас говорили.
ШАРИК: Скорее всего, ты ошибаешься. Что-то я уже и есть перехотел.
ПЕТУХ: А я бы поклевал что-нибудь.

Голос Деда.
ДЕД: Шарик, Шарик, иди я тебе косточку дам. (насыпает зерно в чашку) А это тебе, Петя – Петушок. Вы уж не обижайтесь на нас, это не мы, это все лень проклятая виновата.

ДЕД с БАБКОЙ вместе:
Вам совет хотим мы дать.
Чтобы с ленью совладать
Нужно просто не лениться,
Нужно каждый день трудиться.

Нужно просто не лениться,
Нужно каждый день трудиться.


tatjana-kmylina@rambler.ru
постановка пьесы возможна только с разрешения автора


Рецензии