Человек и эпоха. 1941. Рассказ 6
Война в одинаковой мере облагает данью
мужчин и женщин: она взимает
с одних кровь, с других слезы.
Уильям Теккерей
В истории нашей Родины было много славных и трагических страниц: победы и поражения, периоды становления государства и глубочайшие кризисы; проявления высочайшего героизма людей и подлого предательства. Но, пожалуй, самое значимое для нашей страны время - это годы Великой Отечественной войны. Именно тогда проходило испытание нашей Родины на прочность. И мы сумели выстоять в необычайно тяжелых условиях. Вечная слава нашим отцам, дедам и прадедам, которые прошли трудными дорогами войны и дошли до Берлина!
Катин отец, Лука Сергеевич, с первого дня войны был на фронте: трижды ранен, получил контузию, стал впоследствии инвалидом войны. Эти воспоминания основаны на его дневниках и воспоминаниях о тех тяжелых и незабываемых годах.
Накануне войны немецкая армия была сильнейшей армией мира: новейшая техника, опыт ведения войны в современных условиях, высокая квалификация военных специалистов. Красная Армия уступала вермахту, хотя руководством Советского государства предпринимались большие усилия по укреплению обороноспособности нашей страны, в том числе и в вопросе подготовки военных кадров. С июля 1939 г. по декабрь 1940 г. было открыто 77 военных училищ, накануне войны действовало 203 военных училища и 68 курсов усовершенствования, где обучалось 300 тыс. курсантов. Подготовка офицеров проводилась в 19 академиях, на 10 военных факультетах при гражданских вузах и в 7 высших военно–морских училищах.
Отец писал, что в 1939 году его по спецнабору вторично призвали в Красную армию и направили учиться на 4-х месячные курсы при Московском военно-политическом училище. По окончании училища он был направлен служить в 21-й стрелковый корпус в должности старшего инструктора по пропаганде политотдела в г. Горьком. В июне 1940 г. штаб и политотдел корпуса перевели в г. Витебск в Белоруссии. В декабре 1940 г. на партийной конференции его избрали ответственным секретарем партийной комиссии политотдела корпуса. В этой должности он и вступил в войну.
Г.К.Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что в течение марта-апреля 1941 года в Генеральном штабе шла усиленная работа по уточнению плана прикрытия западных границ CCCР. Было решено под видом подвижных лагерных сборов перебросить на Украину и в Белоруссию по две общевойсковые армии. Накануне войны «перебрасывалось из внутренних военных округов ближе к западным границам 28 стрелковых дивизий и четыре армейских управления».
К этим событиям имел отношение и Катин отец.
Он писал, что 21 июня 1941 г. он находился в районе г. Витебска. В этот день в железнодорожный эшелон были погружены машины и имущество 21 стрелкового корпуса для следования в район г. Лида, где предполагалось в течение месяца проводить полевые учения. Сбор для отправки на вокзал назначили на 5 утра 22 июня. По будильнику он проснулся в 4 часа утра, взяв чемодан, пошел в штаб. Там он узнал, что сборы перенесли на 6 часов 30 минут утра. Дежурный отозвал его в сторону и показал телеграмму из Минска: «Самолеты противника бомбят Минск, Белосток, Киев». Так началась война.
В БЕЛОРУССИИ.
Вскоре их эшелон мчался на запад, к границе. В Витебске оставались его жена и двое детей, мальчики 6 и 8 лет Им предстояла эвакуация.
23 июня на рассвете они были на станции Богдановка, выгрузились из эшелона и остановились в двух километрах от станции, в лесу. Был получен приказ: выехать на грузовой машине на станцию, погрузить остатки имущества и привезти в лес. Задание он выполнял вместе с капитаном Арцимовичем и десятью солдатами. Когда машины были уже почти загружены, над их головами появились немецкие самолеты, которые стали бомбить станцию. Отец с солдатами отбежали от вагонов и укрылись во ржи. Когда самолеты улетели, они стали искать капитана Арцимовича. Его нашли под вагоном. Он был убит, осколки от бомб попали в грудь и в голову.
Так отец впервые потерял на войне своего товарища, с которым в Витебске они проживали с семьями в одной квартире. В дневнике отец написал: «Четыре года тяжелых страшных дней, лица товарищей, друзей моей юности, навсегда ушедших из жизни. Я был там, на переднем краю боев, на теле рубцы от ран, а еще больше рубцов на сердце».
Г.К.Жуков в своих воспоминаниях пишет, что в конце июня 21-й стрелковый корпус вышел в район Молодечно - Вилейка, а 29 июня командующий Западным фронтом генерал армии Д.Г.Павлов сообщил Жукову, что связи с корпусом нет, корпус пробивается из окружения. В первых числах июля немцами был взят Минск, и вражеские войска устремились к реке Березине. Отец писал, что в это время 21-й стрелковый корпус находился западнее Минска и пытался выйти из окружения, обойдя Минск с севера.
В начале августа 1941 года начальник штаба корпуса генерал Закутный провел совещание с комсоставом штаба и сообщил маршрут движения штабной колонны, а отцу и начальнику особого отдела капитану Гончарову приказал идти в разведку для выяснения безопасности предполагаемого маршрута движения колонны. В деревне, куда они направились, их ждала засада. Гончаров был убит, а отец сумел пробиться к лесу.
Уже после войны из мемуаров генерала Болдина отец узнал, что генерал Закутный изменил Родине; вместе с Власовым создавал РОА, за что впоследствии был расстрелян. Отец рассказывал: ему тогда показалось странным, что Закутный, имея батальон разведки, послал их с Гончаровым в роли разведчиков на немецкую засаду.
Отец писал: «Так началась моя горькая «Одиссея» выхода из окружения к своим войскам на восток».
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №216102001465