Деда медного...

      Мой дядя, из Нижнего Тагила, Александр Михайлович, был представителем еще той эпохи советского периода, когда на комсомольских собраниях «кипела» молодежь, отчитываясь за проделанную работу и в стенгазетах просмеивали прогульщиков и все, подряд сдавали нормы ГТО. Время, когда от касс взаимопомощи не отходили очереди и верилось в самое светлое будущее. Студенты с радостью ездили «на картошку».
      Время великих побед и начинаний. Мы были молодыми и никаких преград не чувствовалось. С телеэкранов неслась любимая мелодия песни:
Родины нашей просторы,
Радуют сердце и глаз,
Реки леса и озера,
Суровый Урал и Кавказ...
      Бабульки замирали перед телевизорами от экстрасенсов Кашпировского и Чумака.
Я бредил от музыки И.Штрауса и Бетховена, покупая дорогие пластинки на рынках. Все это увлекало и тащило меня на рынки Тагила и Свердловска.
      Дядя Саша всегда любил слушать радиопередачи, телепередачи, отдыхая в комнате на диване. Как то, раз мы сидели с родственниками на кухне, пили чай. Его жена, Нина жестом показала, что пойдет в большую комнату выключить телевизор - Саша наверно спит!
      По каналу показывали эксперимент Алана Чумака. Я крадучись пошел за нею.
Налейте две банки, трехлитровые воды и поставьте перед телевизором - слышалось с телеэкрана. Чумак производил зарядку воды энергией, жестикулируя руками.
      Нина на цыпочках тихо подошла к телевизору, протянув руку - послышался щелчок выключения. Саша, лежа спиной к телевизору, не поворачиваясь сказал громко - Включи!
Так, ты же спишь - ответила она. Включи - ответил он, я заряжаюсь!
      Перед телевизором стояли две полные банки с водой. Алан Чумак медленно разводил руками вокруг мнимого пациента. «Деда медного» разводит - проговорил он. Может, поможет! Что то загадочное и таинственное звучало в его устах... Чудо медной горы...
      Для меня это показалось таким забавным номером, что я долго не мог успокоиться от смеха. Никто из нас на кухне не верил в такие чудеса и мы слегка посмеивались над дедом.
      Впоследствии, мне рассказали один случай, когда, после сеансов Чумака у одной женщины потемнела прядь седых волос на голове. Двое же других ее сестер, седых, не заметили ничего.
      Хотите - верьте, хотите - нет!
      Дядя Саша был заядлым рыбаком. Его старый  мотоцикл «ИЖ-Юпитер», с коляской, который он выиграл в лотерее еще в шестидесятых, всегда выручал нас в наших рыбацких поездках.
Большой Черноисточинский пруд, вблизи Нижнего Тагила, привлекал меня своей историей.
      Один такой поход под дождем, рыбалка с лодки, надолго оставили у меня приятные впечатления. Мне тогда было десять лет и это была моя первая рыбалка с лодки на большом озере. Но, самое главное удивляло меня то, что здесь, еще в во времена Демидовых, на острове чеканились серебряные монеты тайно, и этот остров я видел лично.
      Обратно, довольные, с ведром рыбы, мы ехали домой под дождем.
Не простынь, Санек - говорил он мне, - «деда медного» поймали, на уху хватит.
Еще в молодости, когда у него родился сынишка, он радостно произнес - «деда медного» подарочек, надо бы промочить... И всегда он связывал это свое высказывание с чудесным действом воды, ехал на рыбалку к воде...
      Писем он не писал никогда, да и открыток - тоже. А тут, прислал мне письмо, я чуть, не умер от смеха. Он писал:
      Достопочтенный Александр Иванович! Бьет тебе челом и низко кланяется - Александр Михайлович. Нонче, решил Вас известить приятной новостью. Давече, решил подарить Вам мотоцикл.., и так далее...
      Был он в молодости заядлый гармонист. Была у него тульская гармошка. Помню, в детстве моем, он учил меня играть на ней.Это были мои первые уроки музыки.
Любил он и балалайку. Как соберутся они в праздник с отцом на лавочке и поют частушки, задорные, деревенские, с потехой. Играли попеременно, один играет - другой поет, потом менялись. Особенно проскальзывали частушки с «картинками». Смеху то было!
      Запомнилась частушка:
Девки шли, шли, шли,
"Деда медного" нашли,
Напоили, обогрели,
Принялись купать в купели.
      Играл он на гармошке весело «барабушку» - в пляс пускались все. Вот так и жили, ждали праздников с картошкой, ухой и плясками. А он все приговаривал - деда медного споем, как мы весело живем!
      После гармошки я всерьез занялся музыкой, поступив в музыкальную школу.
Пришла в негодность и его любимая гармошка, голоса полетели. Пришлось мне осваивать эту профессию, и теперь - уже, я ему ремонтировал гармошку. На пятидесятилетие подарил ему новую гармонь, а он, поиграв на ней, взял свою старую и не мог нарадоваться. Играл весело, с присвистом:
Деда медного спою,
Про любовь, про жизнь свою.
Про житейские забавы,
Чтобы веселились бабы.
Старая избушка,
Алюминиевая кружка.
Где же ты - моя подружка?
Лук, картошка и петрушка.
Разбуди меня ногой,
Милый, утром, дорогой,
Я с тобою попляшу,
Все проблемы разрешу!
      Ох, как он хотел приобрести электросамовар. На день рождения я подарил ему электросамовар.
      Он запел: "Деда медного" привез,
Будет счастья - полный воз.
Колбаса, вареники,
Банька, девки, веники.
      Всегда, в праздники , подымая тост, говорил:
"Деда медного" попьем,
И еще, чуть-чуть, нальем.
Разгуляйтесь ножки,
На крутой дорожке.
Чтоб душа была чиста,
Сердце не болело,
"Деда медного" в уста,
Выпьем вместе смело!
      После этого мы пили чай. Расставили у самовара восемь видов разных варений и устроили питие до упаду! Малина, смородина, клюква, черника, клубника, яблоко, жимолость, облепиха - попробовали все, выпили на двоих весь самовар! Вот это был - пир!
      А он, все приговаривал:
"Деда медного"...заряжаемся!
Спать в постелю отправляемся.
Будем к утру - заряженными,
И делами житейскими - разрешенными!
      Прожил - 80 лет!
      Иногда, пью чай под вечер, вспоминаю наши встречи, "деда медного" его, дядю Сашу своего!


Рецензии