20. Картины Фалька и Пэна в квартире на Мясницкой

Юлий Лабас, сын Раисы Вениаминовны и её второго мужа художника Аркадия Лабаса, в своих воспоминаниях описывает обстановку в квартире, где в детстве и юности он жил с мамой и её сестрой Азарх-Грановской. Я выбрал только те места, где он пишет о картинах. Сначала он описывает комнату своей тёти (Юлий Лабас. «Когда я был большой». Изд-во «Новый хронограф», 2008. 320 с.):

«Входящий в её [А.В. Азарх-Грановской. –МК] комнату гость неизменно видел справа большой диван и на нем - полулежащую тётю в ярко-зелёном с драконами японском халате, над диваном – большую картину Фалька: мама лежит в розовой пижаме».

Описывает он и комнату матери:

«А у левой стены была, загороженная шкафом карельской берёзы, мамина кровать и над кроватью – ещё одна написанная Фальком картина: мама с большой косой, в красном и на красном фоне.  Эта картина и сейчас висит над моей кроватью.
Там же висели уже упомянутый мною портрет шестнадцатилетней мамы с кошкой на коленях, написанный Ю. Пэном, им же написанный портрет моего деда [В.И. Идельсона. –МК], автопортрет Р. Фалька в красной феске.
 
Как видите, в этих отрывках из книги упоминаются три картины Фалька и две Пэна.
Вначале о картине, которую Юлий Аркадьевич не называет, просто пишет, что на картине «мама лежит в розовой пижаме».

Я попробовал поискать в сети, но картины Фалька с женщиной или девушкой, лежащей в розовой пижаме, поисковые машины не выдают. Хотя я встречал у кого-то упоминание о том, что Фальк написал эту картину в Париже. Видимо, она была написана в 1928 г. А вот, когда она попала к Раисе Вениаминовне – большой вопрос: она могла взять её с собой в Москву или Фальк мог её подарить ей уже после своего возвращения.

Известно, что у Фалька есть картина «Девушка, лежащая на тахте». Несколько лет назад И.Б. Агапьева-Соколова привела доказательство того, что в этом случае именно она была моделью Фалька.
 
Причём эта картина оказалась в Киргизском музее изобразительных искусств в Бишкеке, Он купил её у вдовы Фалька А.В. Щекин-Кротовой.

Вряд ли картина девушки в розовой пижаме могла оказаться у А.В. Щёкин-Кротовой после смерти Александры Вениаминовны.

Скорее всего, она осталась в семье Ю.А. Лабаса. Мне кажется это другая картина – не «Женщина, лежащая на тахте». Пусть для меня у неё останется название «Женщина, лежащая в розовой пижаме».

Ещё раз подчеркну: мне кажется, что речь идёт о двух разных картинах Фалька. Одна из них «Девушка, лежащая на тахте» находится в музее Бишкека, а другая – «Женщина, лежащая в розовой пижаме» – теперь у наследников Юлия Аркадьевича Лабаса, скончавшегося в мае 2008 года.

Картину Фалька, которую Ю.А. Лабас именует как «мама с большой косой, в красном и на красном фоне», которая висела над кроватью Лабаса, видимо тоже перешла его наследникам. Я её идентифицировать пока не могу. А о третьей картине Фалька «Автопортрет в красной феске» разговор впереди.

Что касается упомянутых картин Пэна: портрет шестнадцатилетней Раисы Идельсон с кошкой на коленях в интернете нашёлся, и в этом очерке я его поместил, а портрета её отца я в интернете не обнаружил. Он, видимо, тоже находится у наследников Ю.А Лабаса.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/23/539 


Рецензии