Лесной театр

                ЛЕСНОЙ ТЕАТР               

                Действие первое
               
                1.

                Медведь, Заяц, Лиса.

МЕДВЕДЬ.  Быть иль не быть?- вот в чем вопрос!
ЗАЯЦ.         Стоп! Стоп! Никуда не годится! Послушайте! Вы же Гамлет, вас мучают противоречия!
МЕДВЕДЬ.  Ну?
ЗАЯЦ. Что «ну»! Что «ну»! Вы же мужлан неотесанный! «Достойно ль склоняться под ударами судьбы иль должно оказать сопротивленье?» - вот какие вопросы должны вас мучить! А вы?

                Медведь молчит.

А вы ничего не выражаете! Абсолютно ничего! И театра никакого вам не    нужно. Что вы вообще здесь делаете? О, бездарь!
МЕДВЕДЬ. Ты, Заяц, давай полегче. А то я молчу, молчу…
ЗАЯЦ. У вас все силы в молчание и уходят. В молчание и рычание.
МЕДВЕДЬ. Все, хватит! Обед! (Отходит в сторону).
ЗАЯЦ. О-о!
ЛИСА. Зайчик! А можно я воткну в шляпу куриное перышко?
ЗАЯЦ. Можно.
ЛИСА. Ты, Зайчик, зря Мишу назначил на главную роль. Таланту в нем нет.
ЗАЯЦ. Я назначил? Так вон оно что! Джунгли! А кто меня сожрать обещал, если я не дам ему роль?
ЛИСА. Кто?
ЗАЯЦ. А и ты!
ЛИСА. Да брось!
ЗАЯЦ. Ты, Волк, Медведь! Все меня сожрать обещали!
ЛИСА. С тех пор ты вон какой смелый стал.
ЗАЯЦ. Обед так обед! Где моя морковка?
МЕДВЕДЬ. Ты, Заяц, зря вегета…тарьянец. Все жрут, что надо, а ты стоишь со своею морковью среди своих… мазансцен. Я вот чего: давай я не буду читать «быть – не быть».   Подумаешь! Слов много, а толку мало. Ну, ладно, ладно! Давай я скажу так: жизнь моя несчастная, как быть уж и не знаю. Вопросов много, ответов мало. Но смиряться все равно не хочу, а кто не согласен, того съем. Ну как? Сразу и ясность, и краткость. Сам говорил, чем короче, тем талантливей.
ЛИСА. Оставь его, Миша, пусть поест спокойно. Вот твоя морковка, Зайчик. Пойдем, Миша.
МЕДВЕДЬ. А ты, Заяц, подумай!

         Лиса и Медведь собираются уходить. Заяц внезапно вскакивает.

ЗАЯЦ. Стой! Миша, давай махнемся!
МЕДВЕДЬ. Не. Я морковкой не наемся.
ЗАЯЦ. При чем здесь морковка? Предлагаю творческий обмен.
МЕДВЕДЬ. Как это?
ЗАЯЦ. Меняю твоего Гамлета на феерическую россыпь пантомимических, малословесных, острохарактерных ролей.
МЕДВЕДЬ. Как это?
ЗАЯЦ. Тень отца Гамлета – твоя, бедный Йорик – тебе. Мало? Дедушка Офелии – ты. Еще – капитан корабля, на котором Гамлет плавал.
МЕДВЕДЬ. Ну, Заяц, ты даешь! Ошарашил. Как я тебе их всех сыграю?
ЗАЯЦ. Настоящий артист…
МЕДВЕДЬ. Да постой ты. Я, конечно, не против. Так ведь сколько потрачено сил.
ЗАЯЦ. Не напрасно, Миша! Не пропадет работа! Ну-ка, нахмурь брови!
МЕДВЕДЬ. Чего?
ЗАЯЦ. Нахмурь брови! Поразительно! Фуражку! Дайте фуражку!
ЛИСА. Какую фуражку?
ЗАЯЦ. Да какую-нибудь! Ну! Ну! Ай, не допросишься! Так, Миша, так! Прижми лапу к голове, как будто честь отдаешь. Не расхмуривайся, не надо! Вот! Настоящий капитан корабля! Кричи: вижу берег! Ну, кричи!
МЕДВЕДЬ. Вижу берег.
ЗАЯЦ. Громче!
МЕДВЕДЬ. Вижу берег!
ЗАЯЦ. Капитан, вы – супер!
МЕДВЕДЬ. Ха!
ЗАЯЦ. Капитан, лево руля?
МЕДВЕДЬ. Ну, лево.
ЗАЯЦ. Свистать всех наверх?
МЕДВЕДЬ. Свищи!
ЗАЯЦ. Есть! Свистать всех наверх!
ЛИСА. Ну, Заяц, ты талант.
ЗАЯЦ. Значит, решили.
МЕДВЕДЬ. Решили.
ЗАЯЦ. На сегодня свободен!
ЛИСА. А кто сыграет Гамлета?
ЗАЯЦ. Кто?
МЕДВЕДЬ. Да!
ЗАЯЦ. Подумаешь! Да кто только его не сыграет. Хоть кабан.
ЛИСА. Кабан?
ЗАЯЦ. Ну...  я подумаю.
МЕДВЕДЬ. Ну, думай, а я пошел. Где бы достать фуражку? (Уходит).
ЛИСА. Ну вот, а ты говорил.
ЗАЯЦ. Проголодался я.
ЛИСА. Кушай, кушай.

                Лиса уходит.

                2.

                Заяц один.

ЗАЯЦ. «Кушай, кушай!» Таланты! Вам в «Теремке» играть да в «Колобке». А мне подавай Шекспира, Шиллера! Что ж, что я Заяц? И Заяц может быть гением. Зайцы-то как раз и талантливы. На голову выше других. Лиса, конечно, неплохо Офелию играет, да моя жена сыграла бы лучше. И желание у нее есть. Моя мечта – заячий театр! «Национальный Заячий Театр» Художественный руководитель и режиссер – я. Звучит неплохо, только нереально. Среди хищников нам не выжить. Съедят. Еще чего, медведь захочет спектакли ставить. Уж нет. Оставим все как есть. Может быть, потом. Займемся делом. Отсюда Медведя вычеркиваем, и отсюда. Кого назначить? Филина? Эффектный вылет – «быть иль не быть?» Филин мелковат, хотя умен. Но бесчувственен. Страсти в нем мало. И есть ли талант? Кабан – смешно. Кто еще? Не хотелось бы Волка дергать. Какой-никакой, а король из него получился. Сволочь порядочная. Слова путает, да хоть отсебятину не несет. Лось – Лаэрт. Оставляем. Ох уж мне это шапито бродячее! Возьму, и назначу Ежа. Он колкий. Как скажет, как иголками тряхнет!

                3.

                Входит Волк.

ВОЛК. Заяц! Ты чего Медведя отпустил?
ЗАЯЦ. То есть?
ВОЛК. У всех дела. У меня вон целый день брюхо от голода сводит. А ты, морковочник, Медведю исключение делаешь.
ЗАЯЦ. Мы с ним…
ВОЛК. Вы с ним! Да что у вас общего? Сожрать тебя, и дело с концом. Ты полезный, в тебе каротина много.
ЗАЯЦ. Послушайте…
ВОЛК. Всех слушать, уши отвалятся! Слушай ты! Хорош репетировать, все все знают. Пора, того, гастролировать! Кто «против»? Все «за».
ЗАЯЦ. Это невозможно.
ВОЛК. Возможно.
ЗАЯЦ. Нет!
ВОЛК. Почему?
ЗАЯЦ. Вы выучили свою роль, а другие – нет. Медведь еще слов не знает.
ВОЛК. Медведь пусть продает билеты. А Гамлета сожрем вначале. Чтоб не мучился трагическими вопросами.
ЗАЯЦ. Сожрем, сожрем! Вот заладил!
ВОЛК. А Гамлета сыграешь ты!
ЗАЯЦ. Нет!
ВОЛК. Споришь?
ЗАЯЦ. Я сказал - нет!
ВОЛК. О!

                Входит Лиса.

ЗАЯЦ. Гамлета сыграет Еж!
ЛИСА. Ежик?
ЗАЯЦ. Да!
ЛИСА. А что? Я бы могла его полюбить.
ВОЛК. Лиса, не сходи с ума. Он же колючий!
ЛИСА. И дуэлянт.
ВОЛК. С Ежом играть, что в репейнике валяться. Так там хоть репетировать нечего.
ЛИСА. Чего ты волнуешься?
ВОЛК. Я? Я теряю резоны стремиться к прекрасному. Этот Заяц испортил всю обедню.
ЛИСА. Что ты, Волк. Заяц – талант!
ВОЛК. А Петух – гений?
ЛИСА. (вздыхая). Посмертный.
ЗАЯЦ. Что?!
ЛИСА. Я тут, Заинька, нашла красивое перышко. Можно я его приколю, как брошку?
ВОЛК. У тебя на уме одни наряды.
ЛИСА. Мои наряды дают мне пищу для размышления.
ВОЛК. А моя пища сама размышляет.
ЛИСА. Ты слишком прямолинеен.
ЗАЯЦ. Для роли это хорошо.
ВОЛК. Для какой роли? Играйте сами ваши роли! Кому нужна такая жизнь, когда есть нечего? Заяц! Не дай тебе бог встретиться мне где-нибудь. Привет!

                Волк уходит.

ЛИСА. Грубиян!
ЗАЯЦ. Ты говорила, я что-то здесь решаю.
ЛИСА. Конечно!
ЗАЯЦ. Меня уже съели.
ЛИСА. Нашел кого слушать.
ЗАЯЦ. А кого мне слушать? Тебя? Тебя слушать можно, пока в курятнике еще есть  куры.
ЛИСА. Заяц, мы друзья!
ЗАЯЦ. До гроба.
ЛИСА. Лучше скажи, ты серьезно насчет Ежика?
ЗАЯЦ. Да.
ЛИСА. А Ежик согласен?
ЗАЯЦ. От таких предложений не отказываются.
ЛИСА. Волк отказался.
ЗАЯЦ. В Волке заговорил волк, а во мне говорит искусство. Почему ты не уходишь?
ЛИСА. Мне нравится. Ты можешь понять женскую душу. Но ты слишком тонок, тебя легко перекусить пополам. Не бойся. Живи со своей Зайчихой на вашей полянке и никого не бойся. Чему бывать, того не миновать. А театр – это прекрасно. Это, какая-никакая, мечта, фантазия. Сам говоришь, Волк без театра – волк, а вышел бы на сцену – стал бы похож на Лиса.

                Конец первого действия.


                Действие второе.

                1.
   
              Заяц, Еж, Медведь, Волк, звери-актеры.

ЗАЯЦ. Ежик, что это?
ЁЖ. Яблочко. Ежиха дала.
ЗАЯЦ. Какое яблочко?
ЁЖ. Обедать.
ЗАЯЦ. Послушай, Еж! Ты датский принц. У твоих ног – все яблоки Дании, но ты отвергаешь их. Ты сбрасываешь мантию довольства, запахиваясь в мантию…
ВОЛК. Недовольства. Еж, он и тебя уморить решил?
ЁЖ. Да, нет. Я отложу. Я по привычке.
ВОЛК. Терпение, колючий, приводит к гастриту. Вот я терпелив, оттого и болен. И голоден.
МЕДВЕДЬ. Волк! Раз уж не играешь, сиди и молчи. А то сходи погуляй, спектакль начинается позже.
ВОЛК. Пойду поохочусь на бабочек.
ЗАЯЦ. Итак, друзья мои! Сегодня премьера. Сколько потрачено сил… Так пусть содрогнется наш лес осиновым трепетом от истории, которую мы расскажем. Я верю в вас. Верьте и вы мне: у нас получилось. Жизнь так хрупка… (всхлипывает)
МЕДВЕДЬ.  Ты чего так разволновался? Сыграем как надо. Так жахнем, что будет тебе осиновый трепет. А нет, так сам потрясу любого!
ЗАЯЦ. Спасибо, не надо. Где Лиса?
ЁЖ. Я думаю, к премьере пошла за новым перышком. Модница она у нас.
МЕДВЕДЬ. Заодно и кур позвать на премьеру.
ЗАЯЦ. Кто это там? Лось? Боже, опять лежал на болоте! Срочно умойте Лося и почистите ему рога! Миша, зачем эти ленточки?
МЕДВЕДЬ. Так ведь фуражку взял у бобра. Мала она мне. Вот мне Медведиха и пришила завязки.
ЗАЯЦ. Ладно. Пускай. Все ли готово?
МЕДВЕДЬ. Вроде бы все.
ЗАЯЦ. Где же Лиса?
ЁЖ. Офелия! О радость! Помяни
    Мои грехи в своих молитвах, нимфа!
Заяц! А что это за молитвы, где Ежиков поминают?
ЗАЯЦ. Да не будьте же вы как дети малые! Соберитесь!
ЁЖ. Не сердись. Тебе дано. А я бываю горяч, фырчу, могу и уколоть, но воображаемая причина не так-то легко распаляет. Я даже немного завидую э… э… тому детине, который рвет страсть в куски и клочья к восторгу стоячих мест.
ЗАЯЦ. Все будет хорошо. (Кричит). Задерните занавес! Пускайте, пускайте зрителей! Где же Лиса? Никогда не опаздывала. Конечно, она вступает не сразу. Но не можем же мы начинать без нее!

                Входит Волк.    

ВОЛК. Ага! Дождались! Ну что, зверушки, посмотрим комедию? Не бойтесь. Тут Заяц командует. Что я ему, он Медведя жизни учит!


                2.

СОРОКА. Караул! Лису убивают!
ЗАЯЦ. Что?
МЕДВЕДЬ. Кто?
СОРОКА. Хозяйский сын. Поймал, да как стал бить палкой. Сама видела. А потом говорит: попорчу шкуру, и побежал за отцом, тот на дальнем поле работает.
ЗАЯЦ. Надо бежать!
ВОЛК. Куда?
МЕДВЕДЬ. Куда ты, Заяц? И тебя поймают и шкуру сдерут.
ЗАЯЦ. Лису спасать надо.
МЕДВЕДЬ. Да как же ты ее спасешь?
ЗАЯЦ. Правда. Мы пойдем все вместе. Давай, созывай зверей.
МЕДВЕДЬ. Ты что, совсем из ума выжил? Чтоб Медведь шел в курятник Лису выручать?
ЗАЯЦ. Что же тут такого?
МЕДВЕДЬ. Палкой меня не прошибешь, но у хозяина ружье есть. Как же я на рожон полезу?
ЗАЯЦ. Не хочешь.
ВОЛК. Он не понимает! А я тебе, Медведь, говорил: псих этот Заяц. Капустная голова. Живет – как в книжках пишут.
МЕДВЕДЬ. Чего, Заяц, хмуришься? Как мы пойдем? За что помирать-то станем?
ЗАЯЦ. Так ведь Лиса – наша.
ВОЛК. Была наша – стала не наша.
ЗАЯЦ. Тогда я один пошел.

                Заяц уходит.

ЁЖ. Была... стала... Эх, была – не была... Но лучше бы – была. Подожди, Заяц! Я с тобой.

                Еж уходит.

СОРОКА (взлетая). Какая новость! Не будет сегодня мне покоя. Лису убили, и Зайца убили почти. Убили, убили Зайца!
МЕДВЕДЬ.  Что раскричалась, сплетница. Да, Заяц странно поступил. Когда отказывают инстинкты, это тоже, своего рода, паралич.
ВОЛК. На себя посмотри, плюшевый! Тебя в этой кепке – зайчатам в постельку класть, чтоб спалось лучше.
МЕДВЕДЬ (снимая фуражку). Ну, думал: искусство! – немножко можно. Не повредит. Приду с репетиции, Медведиха добавки положит: «Ешь – умаялся!»

                Конец второго действия.
               
                Действие третье.

                1.

                Заяц и Еж возле сарая.

ЗАЯЦ. Здесь?
ЁЖ. Кажется, здесь.
ЗАЯЦ. Пойдем скорее!
ЁЖ. Постой! Видишь - Петух на заборе. Стережет. Пойду, пофырчу, а когда отвернется – беги!


                2.

       Темный сарай. Заяц пролезает в дыру в стене. В углу лежит Лиса.


ЗАЯЦ. Лиса! Ты где?.. Лиса! (Увидел Лису). Ох! Живая?
ЛИСА. Да.
ЗАЯЦ. Что же ты...
ЛИСА. Как всегда.
ЗАЯЦ. А мы ждали... Ты идти можешь?
ЛИСА. Нет.

                Кричит Петух, шумят куры.

ЗАЯЦ. Там Ежик. Мы с ним вместе пришли.
ЛИСА. Зачем? Хотя спасибо.
ЗАЯЦ. Как же нам быть? Как унести тебя отсюда? Я ведь не смогу.
ЛИСА. Какой ты неугомонный.
ЗАЯЦ. Боюсь, Медведь не пойдет.
ЛИСА. Никто не пойдет.
ЗАЯЦ. А если я тебя подтолкну? (Толкает Лису, Лиса вскрикивает). Больно?
ЛИСА. Посиди со мной, ладно? Не до конца, чуть-чуть.
ЗАЯЦ. Конечно.

                Садится рядом. Молчание.

ЛИСА. Вспомнилось детство. Бабушка на ночь читала сказку «Колобок». Я ее называла  «Сказка про дурашку». Разве умный сядет Лисе на нос? Вот твой бы Зайчонок?..
ЗАЯЦ. Нет, что ты!
ЛИСА. И правильно. Чему мы учим наших детей первым делом? Будь осторожен, не попадайся. Первая заповедь. Попался – пеняй на себя.
ЗАЯЦ. Вторая заповедь?
ЛИСА. Да... Сильный прав.
ЗАЯЦ. Третья…

                Молчат.

ЛИСА. Бабушка у меня хорошая была, песни пела.
ЗАЯЦ. И моя пела.
ЛИСА. Твоя – какие?
ЗАЯЦ (поет). Ах, Заинька, ах, серенький,
             Ах, Заинька, хвостик беленький.
ЛИСА. А моя - про березу. А отец стихи писал. Хочешь – прочитаю?
ЗАЯЦ. Конечно.
ЛИСА.                В лесу Лису не увидать,
                Но каждый куст – предатель.
                И хочет лес огню предать
                Сентябрь-председатель.

                И лес горит, приговорен,
                Раздет, разбит, расколот,
                И тихо, словно с похорон,
                Ползет мертвецкий холод.
ЗАЯЦ. Хорошие стихи.
ЛИСА. Его стихи даже одна Лиса в зоопарке знала. Читала соседям, кажется, Еноту и Бобру.
ЗАЯЦ. А мои родители даже писать не умели. Как-то всю жизнь пробегали от всех подряд. Сколько трудов стоило только меня до школы целым довести. Я на продленку ходил, допоздна сидел в школе. Там и приобщился к чтению. Один такой в семье. Брат – почтальон, сестра – на овощебазе.
ЛИСА. Жаль, что спектакль не состоялся. Теперь уж без меня.
ЗАЯЦ. Без тебя не получится. Другой такой Офелии не сыщешь.
ЛИСА. Поставь «Колобка».
ЗАЯЦ. Без Лисы?
ЛИСА. Зато с хорошим концом. И детям страшно не будет. Покажешь Зайчатам своим.

                Входит, пыхтя,  Еж.

ЁЖ. Ну, как ты, Лиса? Чего лежишь? Давай, поднимайся! Скоро хозяин придет. Крепко ты тут всем насолила, я еле отбился. Не пускают сюда, и все тут! Пока с Петухом не подрался, все без толку. Сел ему на ногу -  сразу улетел на перевязку. Курицы вокруг него так и вьются, того гляди – костыль принесут.
ЗАЯЦ. А мы тут в воспоминания ударились.
ЁЖ. Идите в лес и вспоминайте.
ЛИСА. Лес – воспоминание. Разве можно вспоминать внутри воспоминания?
ЁЖ. Если я не ошибаюсь, быть внутри воспоминания означает быть в настоящем. А в настоящем нужно жить настоящим. Или, по-простому говоря, просто жить. А вы тут вспоминаете. Скорее!
ЛИСА. Я не могу встать.
ЁЖ. Ползи.
ЛИСА. Не могу.
ЁЖ. Давай мы потащим.
ЗАЯЦ. Ей больно.
ЁЖ. Что же делать?
ЛИСА. Быть иль не быть? (Улыбается).
ЗАЯЦ. Вот в чем вопрос.
ЕЖ (сердито). Может, кур позовем и дадим представление?
ЗАЯЦ. Что же делать?
ЕЖ. Выпутываться.
ЛИСА. Поздно.
ЕЖ. Послушайте! Как там - достойно ль
                Смиряться под ударами судьбы
                Иль надо оказать сопротивленье
                И в смертной схватке с целым морем бед
                Покончить с ними!
И, заметьте, не «умереть, забыться», а убежать, продраться. Я вам не Шекспир, и, кстати, не Гамлет, я – зверь!
ЛИСА. Да уж, ты – зверь.
ЕЖ. Ага, и ты заметила?
ЗАЯЦ. Что же делать?
ЕЖ. Зови Петуха!
ЗАЯЦ. Куда звать?
ЕЖ. Сюда! Зови, зови. Колючка ему в попу!
ЗАЯЦ. (Лисе). Позвать?
ЛИСА.  Забавно.

                Заяц уходит.

ЕЖ. Ничего, время еще есть.
ЛИСА. Послушай, откуда в тебе это? Просто генерал какой-то.
ЕЖ. Ты тоже, Лиса, хороша! Дались тебе эти куры. Вообще-то я мирный. Если б не Заяц, ни за что бы не пошел сюда. Он храбрец. Правда, лирики в нем многовато. Театр сплошной в голове. А с нашей жизнью нужно немножко базара, практичность нужна. Да ты понимаешь.

                Входит Заяц, за ним Петух, хромая.

ПЕТУХ. Чего вам?
ЗАЯЦ. Нам бы надо...
ЕЖ. Петух! Лиса вас больше не тронет.
ПЕТУХ. Надеюсь.
ЕЖ. Но для этого надо кое-что предпринять.
ПЕТУХ. Хозяин придет – предпримет.
ЕЖ. Надо Лису отнести в лес.
ПЕТУХ. Сначала шкуру снять.
ЕЖ. Послушай, Петух!
ПЕТУХ. Она еще живая?
ЛИСА. Живая.
ЕЖ. Вот живую ее и надо отнести в лес.
ПЕТУХ. Только через мой суп.
ЛИСА. Это можно.
ПЕТУХ. Что?
ЕЖ. Не мешай, Лиса! Петух! Она больше вас не тронет. Она обещала.
ЛИСА (тихо). Да?
ЗАЯЦ. Понимаете, У нас спектакль. А Лиса – главная героиня. Офелия. Слышали?
ПЕТУХ. Что-то Сорока говорила.
ЗАЯЦ. Ну вот! А то, что она сюда пришла – это недоразумение. Помогите нам.
ПЕТУХ. Еще чего!
ЕЖ. Мы Лису унесем, если куры помогут. Сколько их у тебя?
ЛИСА (тихо). Шестнадцать.
ПЕТУХ. Так я и сказал! При Лисе!
ЕЖ. Унесем, больше о ней не услышите. Обещай, Лиса. Слышишь, не молчи! Обещай!
ЗАЯЦ. Обещай, Лиса.
ЛИСА. Обещаю.
ПЕТУХ. Ха!

                Заяц тихонько выходит.

ЕЖ. Добрее надо быть.
ПЕТУХ. Я пошел.
ЛИСА. Петух, подожди. Я обещаю. Больше я к вам не приду.
ПЕТУХ. Потому что мы сами к тебе придем.
ЕЖ. Вас никто не тронет. Мы с Зайцем гарантируем вам безопасность.
ПЕТУХ. От Волка? Плевал он на ваши гарантии.
ЕЖ. Петух! Лучшая актриса нашего леса просит тебя.
ПЕТУХ. А чего хотят актрисы из моего курятника? Они хотят одного: чтобы их не трогали. Они спокойно жить хотят. Плевали они на ваши представления.
ЕЖ. Ты б лучше привел их на спектакль, сели бы в первом ряду.
ПЕТУХ. А Волк, конечно, во втором?
ЕЖ. Некультурная ты птица, Петух! Ни на что ты не готов ради искусства.
ПЕТУХ. Это почему еще? Я оперу люблю. И оперетту. Я с детства на музыке воспитан. Конечно, в основном, на народной. Но могу на баяне, на ложках. А курицы танцевать страсть как любят. Так что не скажи. (Входит Заяц, за ним курицы). Что это такое?
ЗАЯЦ. С завтрашнего дня начинаю ставить балет. «Лебединое озеро». Смотрите, сколько балерин без дела простаивает.
ПЕТУХ. Какой еще балет? (Курицам). Быстро все в курятник!
ЕЖ. Да ты, я вижу, угнетаешь своих товарок.
ПЕТУХ. Они же глупые. Их легко обмануть.
ЗАЯЦ. Они талантливы. А вы?
ПЕТУХ. Что – я?
ЗАЯЦ. Вы не хотите принять участие? Вы могли бы спеть.
ПЕТУХ. В балете?
ЗАЯЦ. Почему в балете? Видите ли, я тяготею к синтетическому искусству, смешению жанров. Зритель, видите ли, охотней на это идет. Да и вообще, почему бы в «Лебединое озеро» не вставить пару арий из «Евгения ...»
ПЕТУХ. «Онегина»? Мое любимое! Я, кажется, согласен!
ЗАЯЦ. Прекрасно. Завтра и начнем.
ЕЖ. А пока – немного прозы. Лиса, как ты?
ЛИСА. Уже лучше.
ЕЖ. Рассредоточиваемся по периметру! Мы с Зайцем спереди, остальные – по бокам. Раз-два. Взяли! И нежненько – на пуантах, на пуантах – понесли!

                Конец третьего действия

                Четвертое действие

                1.

                Влетает Сорока.  Волк спит под кустом.

СОРОКА. Волк, спишь, что ли?

                Волк вылезает из-под куста.

ВОЛК. Сплю. А кто не спит?
СОРОКА. Никто не спит. В лесу – как в городе в базарный день.
ВОЛК. Никогда не был в городе.
СОРОКА. Тебе и не надо. Ты спишь, а Заяц опять театр устроил!
ВОЛК. Как?
СОРОКА. А вот так! С танцами. Оскорбление всему лесу! Кто танцует-то, знаешь? Курицы!
ВОЛК (спросонок не расслышал). Что? Говоришь, Лиса опять курицу утащила?
СОРОКА. Если бы так! Там, на поляне, курицы вокруг нее хороводы водят!
ВОЛК. Ты что, сон свой рассказываешь?
СОРОКА. Сходи на поляну, сам все увидишь.
ВОЛК. То есть, не врешь? Ну ладно. Схожу. Какая поляна – еловая, как вчера?
СОРОКА. Дубовая. На еловой курицы лапы искололи, танцевать не смогли. По просьбе Петуха.
ВОЛК. Петуха? Он тоже пляшет?
СОРОКА. Поет. Будто своих птиц мало!
ВОЛК. Какая ты птица, сплетница ты!
СОРОКА. Обидно. Я к нему со всей душой. Полдня ищу бродягу. А он меня сплетницей обозвал.
ВОЛК. Бродягу ищешь? Это кого же?
СОРОКА. Сам первый начал. Почту со сплетней путаешь. Долг с прихотью.
ВОЛК. Слушай тогда, почтальонша! Я пошел на поляну, а ты лети-ка в другую сторону, а то, боюсь, с твоей помощью не смогу подойти незаметно.

                Волк уходит.

СОРОКА. В другую сторону? А все интересное – там? Да если б ты, Волк, был летающим Волком, и то б тебя не послушалась!

                Сорока улетает.

                2.

                Поляна. Идет репетиция.

ЗАЯЦ. Пеструшки - направо, хохлатки – налево! Семеним, семеним! Не переваливаемся, не утки! Полный оборот, теперь сходимся и встаем позади Лисы. Вы, Петух, два шага вперед. Ваша ария!
ПЕТУХ. (Кашляет). Нет голоса. Пропал. А какой был голос – бархат! Один на всю деревню такой. Соседские петухи в сравнении со мной не пели – чирикали. Это все нервы! (Пробует петь). Я люблю вас, я люблю вас... кх-кх... Офелия!(Сбивается).    

                Курицы недовольно кудахчут.

ЛИСА (улыбаясь, поворачивается к Петуху). И я тебя люблю.
ЗАЯЦ. Лиса, ты любишь Гамлета, давай не отступать от текста. А вы, Петух, зря так волнуетесь. Вчера же пели. Здесь все свои.
ПЕТУХ. Всю ночь не спал. Сторожил куриц. Пропал голос. Последняя гастроль...
ЕЖ. Что ты, Петух, помираешь? Сам ведь петь захотел. Я вам, говорил, покажу, как петь нужно.
СОРОКА (с ветки). Вот нахал!
ПЕТУХ. Какой ценой это все мне дается.
ЗАЯЦ. И еще у вас выход в финале. Как договаривались. Еж, вступаешь за Петухом. Петушиный номер – это твой внутренний голос, песня измученной души.
ЛИСА. Так что же здесь такого, что я люблю душу Гамлета?
ЗАЯЦ. Люби его душу, но, пожалуйста,- в его собственном теле. А то получается чепуха.
ЕЖ. А я петь не буду?
ЗАЯЦ. А хочешь?
ЕЖ. Вообще-то, нет.
ЗАЯЦ. Петух спел, отошел - выходишь, говоришь: «Офелия! О радость!..» Ясно? Лиса тем временем отходит к кордебалету, где курицы – курицы! слышите?-  окружают ее плотным кольцом. Лиса почти исчезает за ними. Это метафора: Офелии уже нет с нами. Она словно в дымке, почти воспоминание. Отчего слова Гамлета кажутся еще пронзительнее. Курицы, теснее прижались к Лисе, помахали платочками, изобразили дымку.
ЛИСА (тихо). Теснее, курочки. Только слившись со мной, вы станете дымкой, воспоминанием на все сто.

       Курицы недовольно кудахчут, но прижимаются к Лисе. Входит Медведь.

МЕДВЕДЬ. Когда мой выход? А то обедать пора.
ЗАЯЦ. Сейчас мы, Миша, один нюанс изобразим. В конце, когда все умирают, чтобы не было так тяжело на душе, у Петуха будет номер. Про любовь. С солистом мы уже все обсудили. Миша, возьми Петуха в лапы.
ПЕТУХ. Не обсуждали мы этого!
ЗАЯЦ. Что такое? Какая разница?
ПЕТУХ. Не понимаю я, зачем? Нет сил моих. Ну, пел же я с пенька – славно было.
ЗАЯЦ. Апофеоз! Что вам здесь не понятно? Какой апофеоз с пенька?
ПЕТУХ. А с медведя? Что вы из меня бременского музыканта делаете?
МЕДВЕДЬ. (Берет Петуха, поднимает его). А ты поговори. (Зайцу). Так держать?
ЗАЯЦ. Так. Все успокоились. Тишина.
ПЕТУХ (дергаясь в медвежьих лапах, страдальчески поет).
                У любви, как у пташки,-
                Крылья. Их так легко сломать.
ЗАЯЦ. Молодец! Ты, Миша, так сильно Петуха не сжимай. Полегче.
ПЕТУХ (вырываясь). Спасите тенора!
СОРОКА. Своих спасать некуда!
МЕДВЕДЬ. Сорока! Вечером премьера. Все в курсе?
СОРОКА. Всех оповестила. Даже в соседний лес летала. Все придут. Мышь говорила, крот еще вчера вышел. Волк обещал пораньше прийти.
МЕДВЕДЬ. Чего пораньше-то? Здесь не столовая, лишнего не урвешь! Значит, обед!
ЗАЯЦ. Обед!

               Звери разбредаются по поляне. Достают узелки.

ЛИСА. А вы куда, курочки? Корешки клевать горькие вздумали? А я вам крошек принесла. Вон сколько. Эй, Петух! А тебе горбушка. Добром за добро.
ПЕТУХ. От тебя дождешься.
ЛИСА. Не злись. Кто старое помянет, тот долго не протянет. Давай лучше обнимемся. На брудершафт.
ПЕТУХ. Не хочется.
ЕЖ. Лиса, давай со мной!
ЛИСА. С тобой наобнимаешься! Вот ведь, не нашлось во всем лесу Гамлета поглаже!
ЕЖ. А ты все к Петуху липнешь. Что за страсть такая? Не подходишь ты ему.
ЛИСА. Это еще почему?
ЕЖ. А ты яйца не несешь.
ЛИСА. Да, я не курица. Это верно. Но ведь и не змея. Живу без камня за пазухой.
ЕЖ. Простодушна?
ЛИСА. Простота хуже воровства.
ЗАЯЦ (тихо). Вот они – лесные законы.
ЛИСА. Что ты сказал, Зайчик?
ЗАЯЦ. Ничего. Последний прогон – и премьера.
ЛИСА. Устал?
ЗАЯЦ. Устал. А еще этот Петух со своими капризами. Медведь ему не нравится! Мало ли кто мне не нравится. Например, эти курицы бездарные. Придумай-ка им номера!
ЛИСА. Из-за меня наврал им?
ЗАЯЦ. А что мне оставалось делать? Сказать: сидите дома, завтра лисья шкура, подвешенная за хвост, и без вас придет и сыграет Офелию?
ЛИСА. Откажись.
ЗАЯЦ. А слово?

                3.

         Волк выглядывает из-под куста. Над ним на дереве – Сорока.

ВОЛК. Обедают. И Медведь опять с ними. Как не противно ему? Водится с кем попало. Одно слово: всеядный. Опять я один ничего не ел. Не справедливо. Такой большой и умный зверь не должен быть таким голодным. На мне тоже лес держится. Я основоположник лесного уклада. Не будь меня, не то что курицы, а и овцы в лес жить переберутся. Ну нет! Лес – мой!
СОРОКА. Пришел? А тут Лиса с Петухом заигрывает. Мол, могла бы яйца нести, пошла б за него замуж.
ВОЛК. Думай, что говоришь-то! Почту, ее разбирать надо. Низкая у тебя квалификация. 
СОРОКА. Какая есть. Растеряешь ты всех друзей, какие и были.
ВОЛК. Нет у меня друзей. Брысь!

                4.

МЕДВЕДЬ. Я вот что, Заяц, думаю. Сыграем спектакль, уйду я, наверное, из актеров. Не мальчик все-таки. Поддержал вас на первых порах, и будет.
ЗАЯЦ. И куда пойдешь?
МЕДВЕДЬ. Никуда. В медведи пойду. И там делов хоть отбавляй. За лесом присматривать надо. Дома по хозяйству тоже. А вы – ничего, играйте. Приду, по старой памяти, посмотрю.
ЗАЯЦ. Спасибо, Миша.
МЕДВЕДЬ. Пожалуйста. Ой, что это? (Вскакивает). Крот, ты, что ли? (Кричит в землю, туда, где только что сидел). Успел! Сегодня ты первый, говорю! Выбирай место! Только с первого раза, а то знаю я тебя: всю поляну разроешь!
СОРОКА. Крот не первый. Волк уже давно в кустах прячется.
МЕДВЕДЬ. Чего прячется-то? Эй, Волк! Сорока говорит, ты там! Выходи!   
ВОЛК (появляясь). Чего еще говорит Сорока?
СОРОКА. Правду, только правду! (Улетает).
ВОЛК. Значит, и лисы сыты, и куры целы? Один мой знакомый баран, очень умный был, все мечтал об этом. Как я подойду сзади к хлеву, почувствует меня, и давай мечтать. Да так жалобно. Не верил я ему. А теперь уж и не знаю, что думать. Может, прав был тот баран?
ЗАЯЦ. Может, и прав.
ВОЛК. Мужество в решающую минуту очень важно. У мужественного меньше вредных веществ в организме. Теории не знаю, но на практике проверял. Это мне тоже тот умный баран рассказывал.
МЕДВЕДЬ. Садись, Волк, уже недолго осталось.
ВОЛК. Не долго. (Отходит).
ЛИСА. Цып-цып-цып. Еще крошки. Наелись, что ли? (Останавливает одну курицу). Хоть ты-то еще поклюй.
ЗАЯЦ. Пожалуйста, заканчивайте обед. Уже зрители собираются, а у нас не все готово. (Петуху). Как, голос у вас появился?
ПЕТУХ. Кажется, да. Поел, успокоился...
ЗАЯЦ. Тогда надевайте шпоры, перевязь. Вы должны блистать.

                Петух уходит.

ЕЖ. (Медведю). Миша! Ты в начале, того, помедленнее.
МЕДВЕДЬ. Это когда?
ЕЖ. В начале. Когда ты Тень отца. Мне же за тобой не угнаться.
МЕДВЕДЬ. Я думал – тень. Значит, легкий. Ветер – вот и носит туда-сюда. Ладно. Попробую. Есть еще пожелания?
ВОЛК. (Кричит). Уймите Крота! Сначала подо мной рыть начал, а теперь вообще за кустом скребет.
МЕДВЕДЬ. Говорил же ему! Я сейчас. (Лезет в кусты). Крот! Крот, ты где?

          Лиса незаметно хватает курицу, не давая ей кричать, прячет ее.

ЕЖ. Лиса, ты чего это там делаешь?
ЛИСА. Я-то?
ЗАЯЦ. Ежик, помоги Медведю, мы ведь так никогда не начнем.
ЕЖ. Ищем зрителя. (Уходит).
ВОЛК. Ну и ну! Все актеры разбежались. Один ты, Заяц, остался. (Подходит к Зайцу). Тепленький, прямо-таки горяченький. Заяц, одним словом. Ну что, поговорим? Нет, не о театре. И не здесь. (Хватает Зайца). Все. Точка. Лес – это лес. (Видит Лису с курицей). Обедать собралась, Лиса? Приятного аппетита!
ЛИСА. Зайца... от-пус-ти!
ВОЛК. Сама при деле...

     Лиса бросает курицу. Та, крича и хватая воздух, отскакивает в сторону.

ЛИСА. Пусти Зайца! Пока цел! Медведь, сюда!
ВОЛК. Что с тобой, Лиса? Что с лесом стало? (Хочет уйти).
ЛИСА. Не пущу! Медведь! Волк Зайца уносит!

                Вбегают Медведь, Еж, Петух.

МЕДВЕДЬ. Что такое? (Волку). Поставь Зайца! Ты что, совсем одичал?
ВОЛК. Нет, Медведь, это ты одомашнил. Заберите вашего Зайца. Ох, не хорошо отнимать чужую добычу. Не хорошо. (Уходит).
ЕЖ. Жив, Заяц?
ЗАЯЦ. Жив, кажется. Жив, жив!
МЕДВЕДЬ. Ну, ничего, ничего.
ПЕТУХ. Это как понимать? (Показывает на курицу). Это как понимать, я вас спрашиваю? Чего вы все молчите? Кто это сделал? Чего она вся трясется? Лиса, опять ты? (Зайцу). Заманил?
ЗАЯЦ. (Не понимает). Что такое?
ПЕТУХ. Душегубы!
ЕЖ. (Вздыхая). Опять кого-то съели. (Считает куриц). Одна, две... восемь... шестнадцать... все.
ПЕТУХ. Мы уходим! Уходим... за мной!

    Курицы сбиваются в стадо. Спасшаяся курица сидит, качаясь в траве.

ЕЖ. А ты чего не идешь? Ведь из-за тебя этот скандал. Да что с тобой? Чего молчишь-то? (Видит рядом с курицей яйцо). Смотрите, она яйцо снесла! Ну, ты, Петух, и паникер! Яйцо снесла, вот голова и закружилась – на свежем-то воздухе. Конечно - в ее положении какие танцы? Как же ты ей танцевать позволил? Других у тебя, что ли, мало? А еще законный муж! Или... И много у тебя таких? В положении?
ПЕТУХ. Все!
ЕЖ. Браво!
ГОЛОС КРОТА. (Из-под земли). Что? Опоздал? Крики зрителей... Проклятая слепота. Ну, раз пришел – буду хлопать. (Кричит). Браво! Браво! Бис!
ЗАЯЦ. А вот и первые аплодисменты.

                Конец.   
                2009
               
               


Рецензии