Авиационные тренажепы - беда авиации
Вспомнил. К футболистам привели циркового артиста, который долгое время жонглировал, "играл" мячом. Тренер ставил его в пример. Тогда один из футболистов легонько задел жонглёра и тот сразу уронил мяч. Вот вам и разница между ювенильной тренажёрной подготовкой и реальностью.
Заключения по инцидентам, отнесенным к «человеческому фактору», как правило демонстрируют апраксию членов экипажа при возникновении особых случаев в полете. Психофизиология вводит в качестве причины утраты навыков сложных целенаправленных действий, выработанных в процессе индивидуального опыта, появлению внезапного, непреодолимого страха, смятения, то есть паники.
Во Внуково, в только что построенных, собирались пилоты того поколения, которые, в основном, начинали летать в период Великой Отечественной войны, прошли цепочку самолетов По-2, Ли-2, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ту-114 и, некоторые, Ил-62, и которых сейчас уже нет среди нас. По их многочисленным рассказам можно воспроизвести схему, как проходили тренировки. Поднимался экипаж Ту-114 в воздух, естественно, без пассажиров. Во время выполнения полетного задания инструктор мог последовательно задернуть шторки в пилотской кабине, выключить двигатель и, даже, два двигателя. Экипажи это знали и были к этому морально готовы. Они заходили на посадку «в слепую», по приборам, запускали двигатели в воздухе, флюгировали винты в ручном режиме, обеспечивали правильные крен, тангаж, рысканье в условиях изменения моментов реактивной силы и многое другое. Сейчас все это выполняют на тренажерах.
Практически каждый водитель знает, что человек отлично научившийся водительским навыкам на виртуальном автосимуляторе, сев за руль автомобиля реального, практически беспомощен. И, если навыки реального вождения осваиваются достаточно быстро, то правильные действия при аварийных ситуациях усваиваются и закрепляются, в худшем случае, в результате горького опыта, а лучше всего, путем целенаправленных тренировок: посмотри в безопасном месте как ведет себя автомобиль на льду, как надо при этом гасить скорость не трогая сцепления за счет включенной коробки передач, как правильно выправлять рулем заносы. Если человек теоретически знает, что на узкой дороге на скорости от встречного трейлера создается зона резкого изменения парусности, зона турбулентности, которая буквально сбрасывает легковой автомобиль с дороги, он в реальном движении сосредотачивается на этой потенциальной опасности, сначала сбрасывает скорость для облегчения процесса парирования возмущений движения, а, со временем, будет автоматически, даже не снижая скорости, парировать вызванное рысканье. Аналогично, движение с достаточно высокой скоростью по трассе, на которой имеются лужи. Попадая на них, колеса автомобиля глиссируют, теряя сцепление с дорогой. Подобные примеры можно продолжить. И каждый, даже опытный водитель знает, что после длительной паузы в управлении автомобилем, например, в зимний период, теряется некоторый навык, который необходимо возобновить путем сосредоточенного управления автомобилем в реабилитационный период. И совершенно не важно, что человек при этом всю зиму не вылезал из-за автосимулятора.
И так, в чем разница между реальной и тренажерной отработкой особых условий полета. В том, что утрачивается реальная опасность полета. Подспудно, чувственно, обучаемый знает, что «разбившись» на тренажере, он останется жив и, как говорят, «пересдаст тренажер». В результате, в подкорковые области головного мозга закладывается неправильная мотивация. Что самое страшное, закладывается на уровне подсознания. В результате, сенситизационное научение меняет свой знак. Становится негативным научением – привыканием.
Свидетельство о публикации №216102000545