6. Фальк - невозвращенец

НА СНИМКЕ: Роберт Фальк «Мулатка Амра». 1929. Бумага, пастель. (В нашем каталоге №69)


Гастроли еврейского театра в Париже во второй половине года тоже прошли с большим успехом. По воспоминаниям современников, зрители криками с галёрки благодарили режиссёра и артистов, хотя язык, на котором играли актёры был непонятен большинству зрителей. Спектакли ГОСЕТа посещали М. Рейнхардт и Б. Брехт, Л. Фейхтвангер и Т. Манн, оставившие восторженные отзывы.

Иное отношение к театру было в Советском Союзе. К концу 1920-х годов, ещё перед гастролями ГОСЕТа, театр стали упрекать в «безыдейности» репертуара, в отсутствии пьес, отражающих «советскую действительность», в «бессмысленном левачестве и формализме».

В Париж прислали ревизора. Он определил, что ГОСЕТ якобы превысил гастрольный бюджет, а также без предварительного разрешения властей заключил договор на гастроли в Америке, что было расценено как подготовка к бегству труппы из СССР.
Это была явная натяжка, поскольку сообщение о предстоящих гастролях за океаном публиковалось в советских газетах ещё до отъезда театра в Европу,
Грановскому было предъявлено требование немедленно вернуться в Москву со всей труппой.

Вся труппа театра вернулась в декабре 1928 года в Москву. Но Грановский с женой, Фальк и ещё два актёра предпочли остаться за границей, став «невозвращенцами». Руководство театром перешло к Михоэлсу.

А Грановского пригласили в «Габиму» для постановки пьесы К. Гуцкова «Уриэль Акоста». Это произошло в Берлине. И Фальк, который жил в это время в Париже, был приглашён для оформления спектакля, вероятно, по инициативе режиссёра. Весной и летом 1930 года Фальк работал над спектаклем в Париже, наездами посещая Берлин.

Для завершения работы в августе-сентябре того же года он приехал в Берлин надолго. Премьера спектакля состоялась в Берлине 24 сентября 1930 года.
До этого времени Фальк был всё время с театром. И надо полагать, эта работа отнимала у него достаточно много времени. Театр постоянно расширял свой репертуар, и работы художнику-декоратору всё прибавлялось. И вот, этой работы не стало. Фальк разошёлся с театром.

Но нет худа без добра: теперь он смог полностью отдаться живописи.
И он отдался. И последующие годы были очень плодотворны.  Творчество его парижского периода поражает. У Фалька «свой» Париж, удивительные набережные, тихие улочки. И общее впечатление – одиночество.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/20/80


Рецензии