Жаба

                Ж А Б А

                1

     В годы моего далёкого детства, жил себе да поживал сосед наш, Василь Павельчук. Кстати сказать – мой одноклассник. Как мой отец говорил: «Этот пацан голову носит только затем, что через её нижнюю часть он есть может. Василь не думает, мысли в его голову ветер приносит, от которых потом страдает мягкое место, что пониже спины…» От этих слов Василь издавал своё «Гы-гы-гы!», вытирал рукавом нос и шёл дальше. А куда? Этого он и сам не знал. Есть у него ноги, есть дорога, дом его никогда не держал, вот и идёт, надо думать – ищет приключений всё на то же своё главное место.
     Всех женщин, которые почему-то ему не нравились, он называл одним словом, вложив него весомую долю брезгливости и ненависти: «Ж-жа-аба!» Нет, он не выкрикивал это слово, а произносил его как-то по-особенному, с шкварчаще шипящим выдохом, и непременно сплёвывал, да так смачно, что всё это действо запомнилось мне по сию пору.
     Лягушек он называл – «ляги». Честно признаться, он парень был не брезгливый. В самую жару Василь ловил в нашем прудике лягушку и клал её себе на наголо стриженную голову, сверху прикрывал кепкой. Это чтоб ему не жарко было. Не раз говорили ему, дескать – от лягушечьей мочи потом на этом месте бородавки растут…
     - Не-а! Меня ничего не берёт…
     При всём его шалопутстве, парень он был добродушный, но что и в какой момент вытащит из своего кармана или из-за пазухи, этого даже родная мать бы не угадала. А нам, сельским ребятишкам и в голову не пришло вот это… в руки брать.
     Время утекло, давно уже Василя и на белом-то свете нет, а словечки его всё ещё живут в моей памяти. Вот, к примеру, совсем недавно дело было. Иду пустырём, свой путь домой сокращаю. Сколько, дождь моросит. Надо признаться, что зрение у меня уже «не того», вот и ступаю настороже. Вдруг, краем глаза вижу какой-то непонятный гриб. Крепенький такой, на толстой ножке, а шляпка на нём какая-то двойная. Не то, что мне этот гриб так-таки нужен был, просто мне посмотреть его было охота. Подошла, посмотрела, и как тот Василь – сплюнула. Ну, никак эту мерзкую тварь не назовёшь мягким словом – лягушка, а только – жаба!  И эта пучеглазая, пупырчатая, как старый побуревший огурец с колючками. И вот эта «красота природа» разлапившись,  взгромоздилась на шляпку гриба и, видите ли – принимает душ. Вот «холера ясная», не под гриб спряталась, а вот она! Полюбуйтесь на неё!.. Да ещё и подмигивает мне… Тьфу ты!..
     Я даже очки с сумочки достала. Мне интересно стало: ворсинки у неё на спине, что ли? А потрогать так и не осмелилась. Долго к ней присматривалась потому, что не раз слышала, как люди говорили: «Это тогда сбудется… как на жабе шерсть вырастет». «Вот ещё придумала, - ругнула я себя, - у жабы счастья спрашивать…»

                2
     Привёз мне сын в сад, выросшую на подоконнике, помидорную рассаду в деревянных ящиках. Выстроил эти ящики в рядок возле дверей теплицы и уехал по своим делам. Я же переоделась в одежду попроще, взяла ведро и направилась по дорожке к теплице. В какой-то момент я заметила , что возле одного из ящиков какое-то движение. Замедлив шаг, осторожно подхожу. И что я вижу? Здоровенная жаба пытается залезть в ящик с рассадой. Это ж надо думать какой величины эта тварь, что когда она стояла на задних лапах, то её широкий рот доставал до верхнего края бортика ящика. В эту минуту я просто ужаснулась. По моему пониманию, в нашей сибирской стороне вообще не должно было быть больших особей…
     - Кыш отсюда!..
     А она не уходит. И вообще на меня ноль внимания. Дескать, я ей не указ.
     - Ты с кем там ругаешься? – подошла к забору соседка.
     - Да тут грабёж среди бела дня! Жаба хочет у меня помидоры отнять…
     - Вижу-вижу! Наверно решила у себя, в болоте, помидоры выращивать, - хохоча предположила соседка.
     - Нет, смех смехом, а я её что боюсь и отогнать никак не могу.
     - Счас, я с нею разберусь! Только лопату возьму…
     И пока соседка с лопатой вышла на дорогу и вошла в калитку в мой огород, эта жабище залезла таки в ящик и улеглась между помидорин. Я расстроенная такой её наглостью, топталась на месте и ничего путного не могла придумать, чтоб избавиться от нежелательной гостьи.
     - Милая ты моя! Да ты ещё толще меня! Гляди-кось, разлегла-ась! Анну, канай отседа!
     Соседка взяла руками, в резиновых перчатках, ящик, наклонила его и, хоть и с трудом, но всё же вытряхнула пучеглазку на грядку.
     - У тебя тут что-то посажено? – спросила соседка.
     - Нет ещё.
     - Ну, тогда – поехали с орехами…
     Соседка подкопнула под ней и вместе с землёй, понесла жабу к калитке.
     - Куда ты её понесла? – удивилась я.
     - Как, куда? Домой! За Генкиным огородом – в болото вытряхну… А то опять к тебе в гости прискачет…

                3
     Однажды, ранним росным утром, шла я двором заброшенного дома к автобусной остановке. Шла себе в лёгкой задумчивости и вдруг мне показалось, что на самой макушке крапивного стебля – лягушонок сидит. Подошла ближе – нет лягушонка. Отошла на несколько шагов назад – да вот же он! Глазёнки таращит… Тихонько, крадучись подхожу и… рассмеялась. В тени, под кустом растёт редкая в наших краях глухая крапива, уже на ней белые бутончики набухли, вот-вот цветочки расцветут. Вот на одном, самом большом  бутончике, на макушке две капельки росы. А мне привиделся лягушонок на меня глядит.
     Посмеялась и дальше пошла. А самой вспомнился случай из моего детства. Огород у нас был большой, 44 сотки. Правда на косогорине, так что кроме кукурузы там ничего не росло. У нас его даже сельсоветчики даже не отрезали, хоть и был он больше нормы. А всё потому, что те, кому следовало прирезать огорода, на этой горе землю брать не хотели. Вот бабушка с дедушкой и я (малолетняя помощница), как могли обрабатывали землю, лишь бы не одичала. Отец мой к тому времени умер, а мама – на ферме работала, для домашнего хозяйства у неё уже и сил не хватало.
     Однажды, пошла я с бабушкой и дедушкой в самый верх кукурузу полоть. С утра ещё ничего, а потом стало солнце припекать. Пить хочется, а до колодца далеко. Вот я и приспособилась. Кукурузный стебелёк – это листики свёрнутые кулёчком, один из другого растёт. Ночью росы в этот кулёчек немножко наберётся. Хоть губы помочить и то радость. Так я и собирала эти капельки. А к одной кукурузинке наклонилась, уже и губы вытянула, чтоб всосать в себя водичку и… тут же отпрянула. Там, в водичке лягушонок сидит. Маленький такой, зелёненький. А бабушка ещё и подтрунивает. Дескать, он во всех кукурузинках успел попу помыть. Меня тут же и выполоскало. С тех пор я больше росу не слизываю.

                4
     Пора листопада для меня очень быстро начинается и очень быстро заканчивается наверное потому, что в это время в саду очень много работы. А если к этому добавить мой увеличивающийся возраст, то к вечеру я уже еле ноги тащу. Тут уже все мои мысли о доме. И вот, иду я по тропинке, толстым слоем усыпанной опавшей листвой, не раз пролитой дождями и подмороженной утренними заморозками. Только что упавшие листья на фоне их собратьев, упавших днями раньше, отличаются яркостью красок, сочностью и свежестью. Помня о том, что и они, уже завтра, потеряют свою привлекательность, ниже склонила голову для того, чтобы насмотреться и сохранить в памяти увиденное. Некоторые листики мне хотелось поднять, понюхать, погладить. Сетуя на протесты разобиженной поясницы, я всё же наклонилась и протянула руку к рыжему листику, не очень-то вызывающему, а переходящему в коричневый цвет. Но случилось чудо. Листик не пожелал разделить мой восторг и отпрыгнул в сторону. Я не стала его преследовать, а задумалась. «Листья падают с дерева и покорно лежат себе на земле. А если и движутся, то только если этому поспособствует ветер. Ветерок сегодня конечно гуляет, но сила его слишком мала, чтоб ворошить листву. Опять же – «листву», а не отдельный листик…» Понимая, что тут что-то не так, я стала доставать из карманчика сумки свои очки. Вооружившись окулярами, я медленно и осторожно приблизилась к строптивому беглецу. Каково же было моё удивление, когда я у этого «листика» рассмотрела лягушечьи лапки.
     - Ах, ты ж проказник!..
     И тут я осеклась на полуслове и застыла, боясь пошевелиться, ибо от движения под моими ногами зашуршит листва и мой «листик» окажется шустрее меня. Мои старания этого стоили, было на что посмотреть. Вербовый листик был «нарисован» у лягушки вдоль спины. Перечёркивая её глаза и до низу лягушка была окрашена в смолисто-чёрный  цвет, а вот лапки – сероватые в поперечную полоску, как будто обвиты старой пожухлой листвой травы. И если говорят «голый или скользкий, как лягушка», то спинка у этой особи выглядела бархатистой, прямо как  листик с лицевой стороны. Красавица! Тут язык не повернётся такую прелесть назвать «жабой». А ещё я подумала: «Если б у лягушек был «конкурс красоты», то корону первенства присудили бы этой, осенней лягушке! Остаётся только посочувствовать ей, когда у природы ещё нет такой яркой раскраски…

                2016 год


Рецензии
Добрый день, дорогая Анечка!
Хорошо написали про жабу и
лягушек.У нас их на болоте много,
но я как-то спокойно к ним отношусь,
они меня не раздражают,пусть живут,
если им нравится.
Спасибо огромное. С теплом.

Эльвира Гусева   20.10.2016 16:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой мой Человек! Конечно, пусть живут. Когда не обращаешь на них внимания, то кажется, что они все одинаковые, а присмотришься - разные. В молодости я всё больше на людей смотрела, теперь... уж лучше на жаб.
Спасибо за доброе слово! Всего Вам наилучшего!

Анна Боднарук   21.10.2016 02:59   Заявить о нарушении