С бала на корабль. Матросская сага-3

                С бала на корабль. Матросская сага - 3



Продолжение. Начало:http://www.proza.ru/2016/10/18/2343

Уж который  год  капитан третьего ранга  Ильясов командирствовал  на малом противолодочном корабле.  В  дивизионе  появились      молодые  командиры, и как-то незаметно  он  превратился  в  этакого  дивизионного  аксакала. С  одной стороны  вроде  бы  почётно, но  с  другой – того и  гляди,  как  некий  шустрый  выскочка   станет твоим  командиром.  Пора бы  уже  двигаться  дальше.  Друзья, успевшие  подняться  по  служебной   лестнице,   прознали  о  том,  что  есть  он  в списке  претендентов  на  должность  командира    строящегося    большого  десантного  корабля.
      «Ты  уж  постарайся, – советовали  ему, – поднатужься, подтяни  корабль  до  передовых, и  вопрос с назначением решится в твою пользу». Ну что ж, овчинка стоит  выделки.  Опыт  и знания  имеются, командирского  характера не занимать. Кому,  как   не  Ильясову,  быть  в   передовых,  тем   более,  в   отстающих  он  и  не  числился   никогда.  Однако  зачастую  прогорал  на  пустяках  и  пальму первенства без  особых  душевных  мук  уступал  более  прыткому  везунчику.  Но плох тот солдат,  кто  не  мечтает о маршальском  жезле.
 
      С начала нового периода  боевой подготовки  Ильясов рьяно  взялся  за дело. Первым делом   решил   подтянуть  нормативы, то есть добиться того,  чтобы  действия экипажа  укладывались бы   в  пределы   установленных  показателей  времени.  Всё   более-менее  получалось. Если  где  и   были  шероховатости, то  тренировками   они  успешно  устранялись. Однако  имелась  одна  заморочка,  которую  Ильясову никак  не  удавалось  разрешить.    А вопрос  был важным  – зарядка  глубинными  бомбами   реактивной  бомбометательной  установки, главного  противолодочного  оружия  корабля.  Никак  минёры  не  могли   уложиться  в  норматив  времени  загрузки, как  ни  старались.

    –Уложись в цифру, и я тебя приголублю! – двусмысленной шуткой  подбадривал Ильясов минёров, уже вконец потерявших веру в себя. И что только  командир  корабля  не  предпринимал, чтобы хоть  приблизиться  к  заветному  показателю.  С секундомером в кулаке, преодолевая  неудобства  и  узости  пути,   протискивался  в бомбовый  погреб.  Хронометрировал  процесс  зарядки,  заставляя  минёров  повторять  его  снова  и  снова,   менял, как  в  крыловском  квартете,  загрузчиков – бесполезно.  Присмотрелся, наконец,  к схеме механизации и пришёл к выводу: «Что-то недокумекали разработчики».

     С виду, казалось бы, всё культурно  – две тали на монорельсе  левого и правого бортов, как и всё на корабле. Цепляй её, родимую, за «зебры» и вежливо доставляй к  подъёмнику, вставляй  в  гнездо, хлопай  крышкой,  жми  на  кнопку, и спина сухая. По крайней  мере, теоретически.  Пока  возвращаешься  за  очередной, элеватор  плавно поднимет принцессу  твою  на  верхнюю  палубу и  нежненько зашлёт  в     ствол  бомбомётной установки.  Не жизнь у минёра, а малина, так  бы и засылал до конца службы - одну за другой, одну за другой…  Но где вы, други-мореманы,  видели  на  российском  корабле  «малину»?   Ну, может, кое-кому и посчастливилось.  Оно ведь бес морской тоже  существо, задремлет ненароком, зенки  всевидящие  сомкнёт,  вот тебе,  нечистый,  и  проруха, а матросу  кайф.

     Не  смотря на  показную интеллигентность, штатный режим загрузки  в лучшем случае в полтора раза перекрывал норматив, и сократить его не удавалось никак.  Ну и что же, плюс - минус  минута-другая! Это же не воздушный бой, где счёт идёт на мгновения.
    Но  Ильясов, тёртый  калач,  понимал, что  в  схватке с подводной  лодкой  шутки плохи  и  мелочи  обходятся  дорого.  Корабль отработает  залпы с обеих установок, затем пауза  на  зарядку, в  которой  каждая  минута  на вес золота.     Не  добил  противника  залпами  первой  очереди,  он  скроется или  затаится  во время  перезарядки, тем  более  в момент  взрыва   бомб  первой  очереди  гидролокационный  контакт с лодкой теряется.  Конечно,  найдутся  знатоки  и скажут, что  за  субмариной в одиночку не  охотятся, по  меньшей  мере, ПУГ (поисково-ударная группа), а то  и  всем  дивизионом  навалятся – не упустят. И всё-таки норматив есть норматив, не враг, так инспектор взыщет по полной.

      Словом,  мысль о покорении  норматива  засела   в  голове  Ильясова  и   не  давала  покоя, как  дешёвый  мотивчик,  подхваченный  где-то  и  требующий непрестанного воспроизведения.  Едва ли это была идея-фикс, но  Ильясов вошёл в азарт  и  поиск  решения  задачи доставлял  ему  даже  некое  удовольствие,  как разгадывание сложного ребуса.
 
          Как-то  вечерком  после  суматошного  дня  Ильясов  у  себя  в  каюте открыл  томик  Леонида Соболева  «Капитальный ремонт».  Не везло ему  с этим  знаменитым флотским романом. Много раз, начиная ещё с училища, принимался за чтение, но  всегда  какая-то суматоха или серьёзные события  надолго лишали  его возможности  вернуться  к  книге.  И когда    вокруг  говорили,  что  каждый флотский  офицер  просто  обязан    прочитать  «Капитальный  ремонт»,   он помалкивал, в душе ругая себя. Так и не удосужился, а на плечах  уже погоны кап три.  Вот  и  сейчас, пролистал  три  страницы,  ведь захватывающе, а мысли  всё равно  вернулись  с бронированной палубы  русского линкора  «Генералиссимус граф Суворов-Рымникский»  в  бомбовый погреб своего корабля.  Взял карандаш   и  принялся      прикидывать  время,  потраченное  на   такелажные  операции  с бомбой  – «цепляй, транспортируй,  отцепляй».    Вот так – так!  Такелаж  съедал добрую  половину  времени.  На кой  ляд  такая механизация!  А если  без  талей, вручную  попробовать.  Интереса  ради.  В кураже   Ильясов уж  было вызвал  Антипина – командира  минно-торпедной части, но  взглянул  на   часы. 

       Какой бы нелепой  казалась полуночная идея командира утром, её, тем не менее, осуществили.  И, знаете, получилось недурственно, почти то, что надо! Поднатужиться  и, глядишь, зияющие высоты  норматива рухнут к пыльным прогарам  минёров.  Правда,  имелась одна закавыка -  штурм неуступчивого показателя   на корабле  происходил  у причальной стенки.   Море, ясное дело, и это  понимал  Ильясов,   внесёт свои коррективы. Но, как говорится,  лиха беда начало.

       Уже в ближайший выход в море  неугомонный Ильясов  был готов  провести  учения по зарядке  реактивных  установок.  Однако дотошный  Антипин нашёл подводный камень в этой затее  и охладил пыл командира. По сути, в море заряжать установки вручную было просто некому. «Как?!» - удивитесь вы.  - У причала было кому,  а в море нет ?!». А дело то в том, что в реальной обстановке и стрельба  глубинными бомбами, и зарядка установок происходят в режиме боевой тревоги. Команда находится  на боевых постах по расписанию «Боевая тревога». Заряжать некому. Один  минёр, который  приписан к бомбовому погребу, сами понимаете, в поле не воин.

     Настырность, говорят, далеко не лучшая  черта человеческого характера. Ильясов был настырный. Во что вцепится, не отпустит, пока  не добьётся своего. При этом   характер его имел  ещё одно свойство, которое как-то возвышало эту  настырность. Чтобы вцепиться во что-то по-настоящему, он должен загореться этим, иными словами, увлечься. А это, согласитесь, уже другая сторона медали.

      Ильясов  нашёл выход, суть  которого, в общем-то,   лежала на поверхности. Просто на корабле,  в  соответствии с боевым расписанием, имелась группа матросов, которую    можно было бы использовать для зарядки глубинных бомб без ущерба  для  боевых действий корабля.  Не подумайте, это не какие-то   лоботрясы и задрипы, а  корабельная  аварийная  партия.  К тому же боевой пост аварийной партии находится  в  матросском  кубрике, под которым расположен  бомбовый погреб корабля, и доступ в него  через вертикальную шахту из этого кубрика. Всё как нельзя лучше.

      В аварийную  партию  корабля   входят  те, без которых на реальных боевых постах можно обойтись. Боцман корабля – командир партии, далее  сборная солянка:   минёр, корабельный электрик,  моторист, трюмный машинист, химик. Итак, пятеро, ровно столько, сколько необходимо для зарядки установок вручную, ни дать ни взять. Боцман не в счёт, он командир поста и должен остаться  на  связи.  Правда, набор заряжающих  получается случайным с точки зрения  их  физических  возможностей,  но другого не дано. Был бы комплект в наличии, но вот беда  – корабельного электрика  с полгода только обещают. Дефицитная позиция.  Потому Ильясову более ничего не оставалось, как терпеливо ждать полного состава  аварийной партии.




      
   

Продолжение следует.


Рецензии
А о какого типа талях речь идёт? Цепные, рычажные, хват-тали?

Михаил Бортников   18.11.2017 15:03     Заявить о нарушении
Обыкновенные маленькие тали на монорельсе с цепным приводом подъёма.

Садовский   18.11.2017 16:00   Заявить о нарушении
Я почему спросил, если есть люди, можно веревочные хват-тали использовать, процесс ускорится намного. Но у них стопора нет, к сожалению.

Михаил Бортников   18.11.2017 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.