Морковка - фарковка

МОРКОВКА – ФАРКОВКА


Итак, начался второй год моей учебы в школе. Через пару-тройку дней учебы наша учительница Казгова Таисия Григорьевна объявила, что завтра мы идем на сельхозработы в наш совхоз. И в связи с этим должны одеться соответствующим образом.
               С утра, одевшись похуже, мы пришли к своей Белой школе. Школа тогда размещалась в разных зданиях. Здания имели разную окраску и назывались Белой, Розовой и Желтой школами.
Возле школы стоял грузовичок, на который мы и сели. Водитель был знакомый. Жил он на соседней улице – Малой Слудке, или по новому - улица 8-е Марта. Это была одна из немногих коротких улиц нашего поселка. Располагалась она на правом крутом бережку
р. Сорокумовка и имела в длину всего два квартала и с десяток деревенских домов. Начиналась она с Пятой улицы и заканчивалась Седьмой улицей. Это ул. Урицкого и Калинина по официозу. В начале улицы, под горкой был ключик. На этот ключик ходили за вкусной водой жители ближайшей округи двух-трех улиц правого берега, да с пары улиц левого берега. Ключик тот был ровесник века – его обустроили пленные австрийские солдаты в годы первой мировой войны. Горка, под которой звонко била вода из этого ключика  была крутенькая, и по её склону жители устроили земляную лестницу с деревянными ступеньками.
 Погалдев, мы расселись на деревянные скамейки в кузове. Над нами было развернутое небо во всей свое красе. Светило осеннее солнце, не предвещавшее дождя. Учительница наша забралась в кабину, и мы тронулись. Минут через пятнадцать прибыли на место. Это была деревня Фарковка. В старину прозывалась она Владимировкой, но, по непонятным причинам сменила название.
Дали нам и инструмент – зубья от косилок. Это были стальные равносторонние треугольники, с двумя заточенными сторонами. Этим инструментом и предстояло нам копать морковку. Поскольку косить траву и копать морковь дело абсолютно разное по технологии, то инструмент этот оказался абсолютно не пригодным.  Картофелекопалкой убирать урожай было невозможно, ибо почва изобиловала крупным галечником (гравием).
Морковью было занято поле на склоне пригорка. С трех сторон это поле обступал лес.
И только с одной стороны десятка полтора-два  домов жались к дороге. Был там и магазинчик Юговского «Сельпо» с немудреным ассортиментом товаров.   
 Недалеко от этой, дышащей на ладан, деревеньки, находился танковый полигон Бершетского военного лагеря. Пройдет пара лет, и от этой деревеньки останется только название.
До этого полигона было рукой подать – метров 400 за речкой Юг. Там на северном склоне косогора была танковая директриса, мишенное поле и наблюдательный пункт.
И когда мы,  вооруженные непригодным уборочным инвентарем, оказались на морковном поле – решение созрело быстро: «на полигоне интереснее, поэтому идем на полигон». Сказано-сделано. Человек 5 пацанов-отроков (Сашка Малюга, Витька Бабиков, я, конечно, тоже присутствовал, остальных не помню) с поля втихую улизнули и направились на полигон. Только учительница наша Таисия Григорьевна была готова к таким событиям, и вдогонку нам был послан грузовик ГАЗ-51, водителем которого был наш упомянутый сосед Александр Семенович Гаврилов.
При форсировании р. Юг мы и были задержаны. Работы по уборке были свернуты и нас отвезли к нашей школе…
В те времена в лесах были разбросаны неразорвавшиеся снаряды, оставшиеся с военного времени. Эти снаряды и привлекали несознательную молодежь и пацанов. При попытке разобрать снаряд пострадало немало народа – некоторых калечило, но чаще всего погибали.
Поэтому вечером мне, в присутствии младших братьев, моим родителем, была  проведена образцово-показательная порка.  Может быть,  она помогла, а может, и нет, но к снарядам у меня интереса не было. Меня больше интересовали бомбы и мины. Поскольку  военная служба была мне интересна, то впоследствии я связал свою жизнь с армией, но от саперных и минерных дел ушел не сразу. В течение 2-3 лет пришлось устанавливать минно - взрывные заграждения на прилегающей, к пусковым ракетным установкам, местности. Хвала всевышнему – на них никто не подорвался.


г. Кунгур                2002 г.


Рецензии