Никель - Сальмиярви. Глава 1

                Глава 1. Сопка.

   Дорога Мурманск - Никель от Заполярного до Сальмиярви вилась змейкой в непосредственной близости от контрольно-слежечной полосы (КСП) госграницы. Слева по сопкам сбегали к дороге одиночные сосны, справа же за придорожным кустарником начиналась свежевспаханная КСП, которая заканчивалась забором из нескольких рядов колючей проволоки с подключённой к ней сигнальной системой.

   Автобус спустился с сопки, проехал мост через протоку в озере и остановился перед входом на территорию пограничного отряда. Перед входом висел плакат "Границу СССР охраняет весь народ", на котором были изображены пограничник с собакой и гражданские мужчина с женщиной.

   Для того, чтобы попасть на территорию вч 10144(ОРПЦ), мне необходимо было вернуться назад, так как часть размещалась на склоне той самой сопки, с которой только что спустился автобус. Да и нашу воинскую часть пограничники величали не иначе как "Сопкой".

   И действительно, часть занимала весь западный склон сопки: у подножья разместились казарма, штаб, столовая, финские домики (ДОСы) для офицеров и прапорщиков, а на вершине сопки находились радиотехнические средства, на которых личный состав нёс боевое дежурство.

   Проходя через мост, я увидел как на ладони на противоположном берегу озера город Никель. Весь склон горы был застроен жилыми и административными зданиями. Недалеко от берега виднелся телецентр, а над восточной окраиной возвышался горно-металлургический комбинат. Ещё восточнее виднелась башня легендарной глубинной буровой.

   За воротами части меня встретил патрульный и сопроводил к командиру. Дело в том, что новый командир части майор Николай Иванович Ткаченко уже прибыл на место и принял командование частью. Я вошёл в кабинет командира и доложил:
   - Товарищ майор, старший лейтенант Аганин к новому месту службы прибыл.
   - Во-первых, не старший лейтенант - а капитан, а во-вторых, ну, здравствуй - присаживайся, поговорим.

   Пока я добирался до Никеля, из Ленинграда пришла телеграмма о том, что мне присвоено звание "капитан". Договорились, что "обмоем" звёздочку, когда проводим в Ленинград капитана В.Жукова. Оказывается он уже собрался уезжать и у него сегодня дома намечается "отвальная", на которую он пригласил всех офицеров и прапорщиков с жёнами и "шефов" из отдела КИП ГМК. Лично у меня к Валентину никаких вопросов не было - он всё мне представил ещё во время моей летней командировки и даже познакомил с шефами.

   Мы с Ткаченко тоже получили приглашение на проводы. Однако, по непонятной для меня тогда причине, Николай Иванович отказался. Я, как человек абсолютно новый - "спустившийся с корабля на балл", последовал его примеру. Я посчитал, что в данной ситуации должен быть рядом с командиром. Возможно, что на тот момент это было единственно правильное решение. Однако, по прошествии значительного времени я пожалел об этом. Ведь мне впоследствии пришлось воспользоваться контактами с шефами, а они уже изначально с подозрением смотрели на меня. Как говорится - "ложка дорога к обеду".

   Впервые эту "неловкость" я почувствовал этим же вечером, когда мне пришлось развозить шефов по домам. Всякий раз, когда я прощался с кем-то из гостей, то ощущал на себе укоряющий взгляд. И как будто бы меня "сглазили" - на обратном пути из Никеля, не доехав до Сальмиярви пять километров, у нашего УАЗика "полетел" рабочий цилиндр сцепления. Пришлось ждать, пока водитель не доберётся до части и не вернётся с подмогой.

   А пока дружба с шефами ещё теплилась, мне удалось раздобыть на ГМК двадцать пять метров многожильного кабеля из красной меди (такой кабель используется в электропечах). Два радиомастера распустили этот кабель и по моим чертежам изготовили две антенны ВГД (вибратор горизонтальный диполь) для передающих радиостанций Р-140 и одну - ВГДШ (вибратор горизонтальный диполь шунтированный) для радиоприёмников Р-155П. Антенны подняли на мачты от АФС "Весна". Теперь срывы связи были сведены к минимуму. Это было очень важно выполнить именно осенью, так как с наступлением зимы, когда такое явление как "северное сияние", а значит - магнитная буря, становилось не редкостью. В эти периоды и происходили продолжительные срывы связи.

   Окончательный разлад дружбы с шефами произошёл глубокой осенью. Многие из них были заядлыми охотниками. Им то и нужно было всего, чтобы их подвезли до определённого места, откуда они уходили на охоту пешком. А затем в назначенное ими время приехать за ними, чтобы доставить потом в Никель. Эту почётную миссию майор Ткаченко поручил выполнять мне. Однако, выделение машины и оформление путевого листа ("Выезд за пределы гарнизона разрешаю" - подпись) он сохранил за собой. В результате - я оказывался между "двух огней". Шефы звонят из города и просят машину у меня, а я прошу её у майора Ткаченко. А он - как "царь": хочу - дам, хочу - не дам.
Вот - два таких срыва, и дружба разладилась.

   Вслед за капитаном Жуковым ОРПЦ покинули начальник радиостанции Р-140 прапорщик Базаров и начальник пеленгаторного пункта старший лейтенант Белов. Оба они убыли в ГСВГ (Группу советских войск в Германии). Вместо них из Бугров прислали прапорщика Коюшева и капитана Ширшова.

   К началу зимы провели некоторые изменения в расположении средств радиоразведки. Причиной тому послужила плохая слышимость на постах радиоперехвата, размещённых в здании у подножия сопки. Теперь их подняли на вершину и разместили в списанном КУНГе от Р-322Б. А в качестве антенны развернули АФС "Весна", что позволило значительно улучшить условия радиоприёма. Все эти работы проводились под непосредственным руководством старшего лейтенанта Юрия Варзетова, очень ответственного и старательного офицера.

   Начальник пеленгаторного пункта капитан Александр Ширшов в это же самое время проводил не менее важную работу. Радиопеленгатор Р-368П, развёрнутый на вершине сопки, давал большую погрешность. Анализ графиков ошибок пеленгования показал, что причиной тому является ГМК, расположенный по отношению к пеленгатору в пределах прямой видимости. Было принято решение спустить пеленгатор с сопки и развернуть его у подножия северо-западного склона. После выполнения этой работы ошибки пеленгования значительно уменьшились.

   Майор Ткаченко приехал в Никель один, без жены, которая пока оставалась по месту его прежней службы в Лиепая, Латвийской ССР. Это давало ему повод частенько отпрашиваться у командования полка для поездки к жене. Естественно, что обязанности командира части приходилось выполнять мне. Нельзя сказать, что мне это не нравилось. Скорее, наоборот. В это время укреплялись мои отношения с офицерами и прапорщиками ОРПЦ.

   Капитан Ширшов прибыл в ОРПЦ из Группы советских войск в Германии (ГСВГ) и был весьма сведущим специалистом в области радиоразведки. Он закончил гражданский ВУЗ, правда по электротехническому профилю, но это не помешало ему разобраться в сложностях радиотехнических систем.

   Старший лейтенант Варзетов закончил Череповецкое училище радиоэлектроники, что делало его грамотным и уверенным в себе начальником пункта связи. Он прекрасно знал как передающую, так и приёмную часть радиостанции Р-140. В этом большим помощником ему был прапорщик Юрий Коюшев, отвечающий за техническое состояние радиостанций.

   Оставаясь за начальника центра, в вопросах службы войск я целиком полагался на старшину подразделения прапорщика Виктора Дементьева. Впоследствии мы настолько сдружились, что эта дружба сохранилась на долгие годы. Подружились и наши жёны. Надо сказать, что маленький коллектив способствовал его сплочению. Совместные выезды за грибами и ягодами, на концерты в Никель, да и просто - по магазинам, коллективная встреча Нового года или других больших праздников - всё это несомненно делало нас ближе друг к другу.

                (Далее:http://www.proza.ru/2016/01/11/1058)


Рецензии