Белый тигр

        Сегодня я просматривал работы различных авторов на сайте проза.ру в поисках интересных материалов и на глаза мне попалась рецензия на фильм Шахназарова «Белый тигр». На данном сайте мне бывает, что  попадаются на глаза весьма оригинальные вещи, тут действительно есть много интересных авторов, выдвигающих оригинальные теории, создающих необычные концепции, да и просто рассказывающих любопытные истории. Но в случае с этой рецензией, дело было не столько в какой-то особой оригинальности самого текста рецензии, хотя рецензия, конечно, не совсем обычная, сколько в напоминании о том, что основная мысль фильма была в том, что битва добра со злом никогда не завершается. Так как вероятно, что читать мою статью будут и люди, не смотревшие фильм Карена Шахназарова «Белый тигр», для лучшего понимания смысла моей работы, я здесь размещу, краткое описание сюжета фильма.

После одного из сражений Второй мировой войны в подбитом советском танке обнаруживают обгоревшего, но живого танкиста. Боец быстро идёт на поправку, однако, он не помнит, кто он. Ему выдают новые документы на фамилию Найдёнов. Тем временем на линии фронта ходят слухи о таинственном неуязвимом немецком танке, который неожиданно появляется и так же неожиданно исчезает, успевая уничтожить десятки советских танков. Этот танк прозвали «Белым тигром». Майору Федотову дают улучшенный Т-34-85 и задание сформировать экипаж и уничтожить «Белый тигр». Найдёнова повышают в звании и поручают ему найти и уничтожить «Белый тигр». Кроме этого, у танкиста обнаруживается мистическое чутьё во время сражения. Он рассказывает, что умеет «слушать» танки, а уничтожить «Белый тигр» ему поручил сам «танковый бог». В последнем сражении экипаж танка Найдёнова нагоняет «Белый тигр» в заброшенной деревне и после ликвидации одного немецкого танка устраивает с ним дуэль. Немецкий танк-призрак подбит, но не уничтожен. После боя он вновь скрывается, и его следов найти не удаётся.

После капитуляции Германии Федотов, уже полковник, пытается убедить Найдёнова, что война закончилась, но тот не соглашается: «Пока „Белый тигр“ не уничтожен, война не закончится, — убеждён Найдёнов, — он готов ждать двадцать лет, пятьдесят, сто, но он обязательно появится вновь и нанесёт удар». Полковник Федотов отходит к своей машине и, обернувшись, видит на месте танка лишь небольшую дымку.

В финальной сцене в тёмном кабинете Гитлер оправдывается перед таинственным незнакомцем по поводу войны, утверждая, что человечество обречено на вечную войну.


 Автор рецензии (не стану тут уточнять его данные) предположил в своей работе, что весь секрет загадочных событий фильма в том, что этот самый «Белый тигр», то есть фактически самое выражение ужасного зла, является путешественником во времени. Он создан в далеком будущем потомками германцев участников войны, ради того, чтобы изменить прошлое, итоги войны. А оживший из мертвых русский солдат, это  ответ  иной стороны, для того чтобы выровнять ситуацию. Улыбнувшись данной концепции, я напряг память и стал вспоминать фильм Шахназарова. Потом, ухватив какую-то мысль, решил проверить её, и для этого снова посмотреть этот фильм. Посмотрел. И невольно удивился тому насколько мое восприятие фильма изменилось с того момента, когда я его впервые увидел. Ту мысль, что изначально пришла мне в голову я после просмотра сразу же отбросил в сторону.

При первом просмотре у меня, как и у многих людей (это я понял, просмотрев рецензии на этот фильм) осталось впечатление того, что автор чуть ли не заигрывает перед немцами. Гитлер выглядит таким милашкой, произносит какую-то страдальческую речь о том, что на его родину возведут напраслину и заставят нести тяжкий крест ответственности за великие преступления, которые она не совершала, на которой заканчивается фильм. Никаких зверств фашистских врагов в фильме не упоминается, получается, что во всем виноват какой-то мистический танк, и танк этот является мистическим выражением ужаса и смерти. Фильм показался мне тогда интересным, необычным, но при этом абсолютно невнятным. Что хотел сказать режиссер, так я и не понял тогда.


Сегодня же фильм Шахназарова мне показался, недавно такой сложный и непонятный, чуть ли не лубком. В том смысле, что содержание его стало ныне ясно, как божий день. В 2012 году, когда фильм вышел на экраны, это было трудно понять, но сегодня то о чем прямо говорится в этом фильме уже очевидная для многих информация, чуть ли не истина в первой инстанции. Что тут может быть не понятного?  Запад всегда мечтал уничтожить Россию и евреев. Об этом и говорит в финале фильма Гитлер. Резюмируем. С евреями запад сумел проблему решить – существует Израиль, еврейство включено в западный проект. А с Россией пока вопрос не решен. Тигр, как говорится в фильме, пусть даже через сто лет, обязательно выползет из тьмы и попытается привести в исполнение окончательное решение по России. И с этим ничего не сделаешь – пока тигр не будет сожжен, запад не оставит попыток окончательно решить вопрос с Россией.


 Если как нам казалось раньше запад, да и мы тоже в большинстве своем посчитали, что после 1991 года наша страна стала частью западного проекта, выбрав путь рыночных реформ, то теперь ощущается, что ситуация в этом смысле резко изменилась. Теперь стало ясно, что шахназаровский фильм ни на йоту не является прозападным, прогерманским. Совсем наоборот. В этом фильме запад это и есть Гитлер, и у него есть извечная цель – выползти потихоньку из болота и уничтожить Россию. В 2012 году, как это теперь не странно, но в голову такая простая вещь совершенно не укладывалась и потому фильм Шахназарова, казался в очень большой степени мудрёным, почти  абсурдным. Мысль о перманентности конфликта с Европой, о принципиальной невозможности мира с западом, о неизбежности грядущей войны с Европой, в голову тогда не вмещалась. Ровно так же, как и мысль о том, что война стоит на пороге и может возникнуть в любой момент.


Сегодня, к сожалению, реальная горячая война хотя и выглядит для нас  всё столь же ужасной, как и раньше, но при этом она стала для нас вполне реальной. Сегодня бессмертный полк, как и бессмертный солдат, Найденов, готов повести нас снова в схватку с мистическими силами зла, с необоримым призраком «белого тигра», на битву с порождением европейского духа. Ибо «белый тигр» это отнюдь не порождение войны, это порождение, или точнее выражение германского или даже европейского национального духа, который и порождает и воспроизводит «белых тигров» и саму войну. И поэтому, как поясняет нам фильм, главное зло не танк призрак, но национальный дух европейцев, выражением которого является «Белый тигр». И пока этот дух именно такой, какой он есть, война не закончится.


Совсем другое дело, та основа, роман «Танкист, или «Белый тигр»» Ильи Бояшова, на которой был написан сценарий фильма. История Бояшова не про перманентность войны с западом, она совсем про другое. Но об этом как-нибудь в следующий раз.         


Рецензии
Согласна, что с первого раза "Белого тигра осмыслить невозможно.
Многие считают, что это бред. Размышляя над фильмом я пришла примерно к такому же выводу, что и вы. Разница незначительна.

Спасибо!

Людмила Танкова   21.10.2016 21:16     Заявить о нарушении
Я просмотрела фильм несколько раз. Из каждым разом находила для себя что-то новое в восприятии его.Фильм К.Шахназарова - это наше настоящее и будущее. Спасибо, что Вы поделились своими выводами - согласна с ними.

Роза Фурман   21.10.2016 22:11   Заявить о нарушении
И вам большое спасибо!!

Пюрвя Мендяев   21.10.2016 22:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.