В процессе работы изменяется...


Поэма, роман, повесть редко выходят в свет в первоначально задуманном виде. Писателю с призванием словно заранее дана программа того, что он должен исполнить и, как бы тайно вложена сила, заставляющая исполнить предназначенное. Если произведение пишется в периоды нервного возбуждения, эта внутренняя сила немедленно вступает в права. Она часто отбрасывает прежде задуманное и в результате является неожиданно нечто новое, о чём не было помысла. Дмитрий Григорович. // Случай то изменял и расстраивал мои планы, то способствовал их выполнению. Непредвиденные события подсказывали мне сюжеты. Произведение получалось совсем не таким, каким я его себе представлял. Андре Моруа. // Пишу я, правда, тот сюжет, который вы рассказывали мне, но я так никогда не знаю, что выйдет из того, что я пишу, и куда оно меня заведёт, что я теперь сам не знаю, что я пишу теперь. Лев Толстой – Анатолию Кони. // Почти всегда в процессе работы и план, и часто даже тема изменяются. Виктор Шкловский. // Раньше я составлял план. Намечал примерное содержание глав. Всё нарушалось очень скоро, чуть ли не со второй, третьей страницы. Юрий Трифонов. // План – лучший способ добиться случайного результата. Амброз Бирс. // В процессе творчества какая-нибудь значительная, всплывшая в подсознании мысль или идея может целиком поглотить идею или мысль, спокойно выдуманную, даже вдвинутую расчётливым умом в рамки писанного плана. Вячеслав Шишков. // Полагать, что задуманное будет развиваться по заранее намеченному плану, – всё равно что качать взрослого человека в люльке младенца. Эдмунд Берк. // План в художественном произведении немного значит. Даже основная мысль не укладывается так, как вначале предполагаешь. Камнерезы, пожалуй, правы: «Хочу вырезать виноградную ветку, а может капустный листок выйдет». Неожиданность поворотов в зависимости от деталей настолько существенная, что любая творческая заявка лишь первоначальное намерение, то, чего не найдёшь в сделанной вещи. Не верю, что есть произведения, целиком написанные в соответствии с первоначальными авторскими предположениями. Павел Бажов. // Шведской писательнице Сельме Лагерлёф всемирную известность принесла книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1907), первоначально задуманная как учебник по географии для первого класса. Стала первой женщиной – Нобелевским лауреатом по литературе в 1909 году.


Рецензии