Ошибка

Темный холодный подъезд. Полутьма, лампочка освещает грязную лестницу. Пыльное окно. Саша сидит на грязной батарее, сжавшись в комочек и пьет пиво. Видно, что пьет первый раз. Противно, хочется выплюнуть. Она все равно глотает горькую жидкость. Достает сигарету дрожащими руками. Дым окутывает голову дурманом. Она усмехнулась про себя: «Если меня увидит бабушка, голову сразу оторвет…».  Она попыталась сделать свою усмешку наглой, но получилась кислая мина.

Слезы льются из глаз помимо воли. Саша сжала кулаки и приказала себе: «Не плакать, хватит сопли разводить!».

На лестнице послышались шаги, и в подъезд зашла Анюта, лучшая подруга Саши.   
Когда Аня увидела пьяную Сашу, она даже от удивления сигарету выронила на пол и присвистнула:

- Ну, ты, подруга, даешь! Что случилось-то? А ну-ка дыхни! Так ты пьяная?! А ну-ка пошли ко мне, выкладывай, что случилось

***
Саша гордилась своей мамой. Высокая, стройная брюнетка, ухоженная, жизнерадостная и улыбчивая. Она работала менеджером в крупной строительной фирме. Ее всегда окутывал тонкий аромат духов. Имя у нее тоже было благоухающее и женственное – Роза.

Саша знала, что мама родила ее очень рано, в 17 лет. Отец Саши ушел в армию и так и не вернулся. Розе пришлось экстерном закончить школу и пойти работать. Сашу помогала воспитывала бабушка.

А мама для девочки была сказочной феей. Всегда приносила лакомства и игрушки и читала книги. Только она все время пропадала на работе.
Мама и бабушка девочку обожали и баловали.
И тут случилась эта история.

Был обычный зимний день. Сашка прибежала домой из школы и стала спешно собираться в лыжную секцию. И вдруг случайно услышала, что в гостиной мама разговаривает с тетей. Они думали, что Саши нет и болтали о своем, о женском.
 
И Саша незаметно встала к двери и из любопытства подслушала их разговор.
Мама говорила тихо, голос звучал грустно:

- Представляешь, Надя, какую ошибку я тогда сделала? Зачем я тогда оставила ребенка? Сейчас бы уже стала исполнительным директором. А сейчас приходиться перебиваться с копейки на копейку. От зарплаты до зарплаты. Знаешь, у Сашки в школе такие поборы.

Тетя Надя ее поддержала:

- Да, Розочка, дети – такая обуза. Одни расходы. Стараешься для них, из кожи вон лезешь, а они все недовольны, одни капризы. Вырастет и найдет себе придурка. Волнуйся потом за нее. И не дай Бог, просто в подоле принесет. Ой, прости, Розочка, я не хотела тебя обидеть.

 Саша бесшумно ушла в свою комнату и села на кровать. Оглядела свою комнату и со злостью скинула с подушки любимую игрушечную собачку. Значит, вот что скрывают взрослые.

 Слова мамы и тети как эхо отдавались у нее в голове: «Да лучше бы я аборт сделала. Дети такая обуза». Выходит, она ошибка, мамина обуза!?

Саша услышала, как захлопнулась дверь. Мама и тетя Надя ушли. Они так увлеклись разговором, что Сашу не заметили.Девочка сделала уроки и ушла в лыжную секцию. Настроение окончательно испортилась.

Вечером мама хотела ее поцеловать перед сном, но Саша увернулась от объятий и молча ушла. Обычно веселая, она охотно рассказывала, что с ней происходит в школе и в секции. А сегодня Саша сидела за столом и с мрачным видом смотрела телевизор.

- Сашуля, с тобой? Что-то случилось?

- Нет, просто устала. Отстаньте, пойду уроки делать.

Бабушка встала со стула:

- Саша, ты как с матерью разговариваешь?!

- Как хочу, так и разговариваю.
Саша вышла из комнаты и хлопнула дверью, а бабушка грустно констатировала:
- Ну вот, и дождались переходного возраста. Грубить начала.

- При чем тут переходный возраст! – отмахнулась Роза, - может в школе что случилось?
- Это все ты, твое воспитание. Не занимаешься дочерью, а ей внимание нужно. Взрослеет она.
- Мама, мы уже об этом говорили. Саша не младенец. Что, я теперь должна бросить работу и круглые сутки с ней сидеть?

- При чем тут бросить работу? Ей твое внимание нужно и поддержка. Кукушка ты. Свалила всю ответственность за ребенка на меня.

- Я что, по мужикам хожу, по-твоему? Я, между прочим, вас кормлю и одеваю.
Теперь Роза убежала с кухни и хлопнула дверью.

Хоть они и прожили вместе много, но часто ссорились. И Розе до слез были обидны слова мамы. Это самое страшное ощущать, что она плохая мать и теперь дочка из-за нее страдает.


Она схватила сумку для тренировок, напихала в нее вещей и выбежала из комнаты.
Мама удивилась:
- Сашенька, ты пришла? А ужинать?
Саша побежала мимо, чтобы мама не увидела ее слез. Быстро вытащила ключи с крючка, со звоном их уронила и выбежала из квартиры.
Потом она встретила в подъезде Аню.
***
Саша сидела в гостях у Анюты и слезы катились у нее по щекам.
Анюта – лучшая подруга Саши. Забавная девочка, выглядит младше своих лет. Всегда делает себе забавные прически. Например, вчера заплела ленты в косички. При этом облике она серьезная и рассудительная

- Ну, Саня, ты даешь… Что случилось-то? С Павликом поругалась?
Саша оттолкнула подругу:

- Пусти, Анька, не вернусь я домой. Зачем я нужна маме? От меня только одни расходы и проблемы. Я ей только жизнь испортила.

- И с чего ты это решила? Опять журналов своих любимых по психологии начиталась?
-Нет, Анька. Я слышала, как мама с тетей разговаривали. Мама сказала, что лучше б аборт сделала и я только мешаю ей.

 Аня улыбнулась и вынесла вердикт:
- Санька, ты как маленькая, ерунда все это. У взрослых свои тараканы. Ну сказала, и что? Может в настроение паршивое было. Да у нас в стране 90% людей по залету рождается. А то бы мы давно вымерли. Знаешь, как предки меня родили? Мамка у меня собралась от папки уходить, разругались они. Каждый день «гав-гав»  из-за любой ерунды. А тут – задержка, две полоски. Папик мой сумку с вещами обратно принес ей и в ноги бросился:
-Родная, только не делай аборт, хочу сыночка!

Ну и вот я и родилась. Он через два года все равно сбежал от моей стервозной мамочки. Но жизнь мне спас.
- Анька, не заговаривай мне зубы, знаю я тебя. Психолог ты мой доморощенный. Только домой я не вернусь.
- Ну ладно, посиди пока у меня.


***
Дома уже начался переполох. Пришла с работы бабушка Саши, Лидия Петровна.
- А где Сашенька? Уже пообедала?
- Не знаю, мама, она уже убежала а лыжную секцию. Только лыжи оставила. Вернется, наверное.

Лидия Петровна разделась и пошла на кухню:
- Розочка, она опять не пообедала? С такими нагрузками ей нужно хорошо питаться! Что ты за мать такая, что совсем ее не кормишь? А вдруг она упадет в обморок? Это будет целиком твоя вина.

Роза уже привыкла к обвинениям и спокойно сказала:
- Мама, я сто раз тебе говорила, что Саша не младенец, ее не надо с ложечки кормить. Проголодается – придет.

- Ну-ну, опять твоя новомодная педагогика. Так и ребенка уморить можно. Вечно все на мне, ребенком совсем не занимаешься. Вот и теперь не знаешь, куда Саша ушла. Срочно позвони ей!

Роза почувствовала, что разговор хорошим не кончится.
Она быстро оделась и пошла на работу, в любимый офис. Даже не накрасилась. Место, где могла избавиться от влияния мамы и самой побыть шефом.

Она вспомнила, как в ее жизни появилась Саша. Она да 8 класса была примерной девочкой, упорная хорошистка. Да и стыдно с такой известной матерью быть троечницей.

Мама тогда работала на главном заводе маленького городка директором. Отношения не складывались: она приходила с работы, требовала и ругалась. Критике подвергалось все: как Роза одевается, как коряво пишет, не так стоит, почему горбится.
И Роза старалась соответствовать, подчиняться маминым требованиям. После таких «сеансов воспитания» мама уходила в свою комнату.
 
Занималась Розой гувернантка. Когда знакомые Лидии Петровны удивлялись: зачем такой способной и послушной девочке гувернантка? Лидия Петровна говорила:
-А как же? Главное для ребенка – хорошее образование и дисциплина.
Потом в ее жизни появилась отдушина, первая любовь. В 10 классе на школьном празднике она познакомилась с Ромой. Все девушки от него млели. Спортивная фигура, широкие плечи и карие глаза.

Рома поймал восхищенный взгляд Розы и подмигнул ей. Роза покраснела. Потом принес ей на свидание цветы и сказал:

- Розы для Розы.

Их отношения стремительно развивались. Вскоре Роман пригласил Розу к себе на дачу. Когда мама запретила Розе ехать, он не обиделся, а вручил приглашение от мамы на празднование папиного юбилея.

Лидия Петрова помялась немного для вежливости, но отказать не могла. Розе купила чудесное платье. Она была в нем как нежный цветок незабудки. Рома не сводил с нее глаз. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Они с Ромой сидели у камина и пили вино. Потом Рома нежно обнял ее за талию и все случилось. Рано утром, в 5 часов Роза уже была одета и как ни в чем не бывало прогуливалась по саду. Конечно, в те времена никто девочкам не объяснял, что от первого секса бываю дети.


Роза сразу поняла, как она влипла, когда случилась задержка. Подругам говорить не стала, переживала сама.

Лидия Петровна вернулась с работы и пила чай. Роза подошла к ней и обняла за шею. Она чувствовала себя страшно виноватой. Потом это кошмарное чувство вины перед мамой преследовало ее всю жизнь. Незабываемое, едкое ощущение, когда чувствуешь себя полным ничтожеством.

-  Мамочка, кажется, я беременна.

Лидия Петровна побледнела и чашка с горячим чаем со звоном выпала у нее из рук.
Она схватила Розу и потрясла за плечи:

- Ты что, с ума сошла? Кто отец ребенка?
- Рома, - пролепетала Роза.
Лидия Петровна ушла в кабинет и с шумом захлопнула дверь. Роза тихонько сидела под дверью и плакала. Словно камень положили на плечи.

Прошел час. Лидия Петровна вышла из кабинета бледная, с каменным лицом вынесла вердикт:
- Будешь рожать. Помогу.
- Мамочка, я не хочу ребенка!!
- Ранние аборты опасны. Ты будешь рожать и точка.
Лидия Петровна позвонила Роме и долго с ним беседовала. О чем они говорили, Роза так и не узнала. Только после этого разговора Рома стал избегать Розу, быстро сдал экзамены за 11 класс и ушел в армию.

***
Саша сидела дома у Анюты и смотрела телевизор. Секцию она прогуляла.
- Анька, слышишь, может я к тебе на дачу свалю? Там меня точно не найдут.

***

Рано утром она села на электричку и уехала на дачу. Дома начался переполох. Роза вернулась домой с работы – а Саши нет. Лидия Петровна   глотала капли валерьянки.
- Сашуля, Сашуля, где ты моя девочка? А вдруг она под машину попала и в больнице лежит? Это ты виновата, совсем перестала за ней следить?


А вдруг она в дурную компанию попала и ее там изнасиловали? И не дай Бог…
Мысль о том, что страшное может случиться с любимой дочкой, не давала ей покоя.
- Мама, успокойся. Может, загулялась девочка. Не даем мы ей свободы. Секции да секции. Скоро придет. В милицию рано еще заявлять.
 
Роза нашла на полке телефонную книжку и стала обзванивать Сашиных подруг.
Роза позвонила в первую очередь Анютке. Саша проводила с ней все свободное время. Девочка не стала брать трубку. Роза  поехала к Ане домой.
 
Саша сидела за столом в полном ступоре. Настроение было на нуле. «Никому не нужна, ошибка» Слова эхом носились по ее голове. Что делать дальше, она не знала. Просто хотелось сидеть и смотреть на стену маленького дачного домика.
 
Вдруг зазвенел мобильник, совсем некстати. Он вырвал Сашу из горьких грез.
Саша сначала не хотела брать трубку и решила сбросить вызов, но в трубке зазвучал забытый голос тети Наташи:

- Привет, Сашенька, это ты? Я до твоей мамы не могу дозвониться, у нее телефон все время занят. Мне надо срочно поговорить с мамой.

Саша нехотя ответила:
- тетя Наташа, мамы сейчас нет рядом. Она на работе, важное совещание.
Наташа сильно расстроилась:
- Жаль, а мне срочно надо с ней поговорить. Дело жизни и смерти.
- Может, ей что-то передать?
Тетя Наташа замялась. Видно, что ей надо было срочно поговорить с кем-то.
- Слушай меня, Сашенька. Помнишь моего сына, Игоря? Он заболел сильно, лежит в детской областной больнице. Ему нужно переливание крови. К сожалению, моя кровь и кровь папы ему не подходит. Вы единственные наши родственники. У тебя какая группа?
- Вроде третья положительная. Мама говорила мне, когда в поликлинику ходили.
- Здорово. А я и не знала. Ладно, попробую дозвониться до мамы, - в голосе тети Наташи сверкала неподдельная радость.

Саша положила трубку и долго еще держала ее у головы, обдумывая слова. Она тут сидит здоровая кобыла и переживает, а там маленький двоюродный брат болеет.
Игорька она очень любила. Когда он родился, ей было всего 9 лет. И очень хотелось с ним играть, пеленать его и кормить. Маленькая живая кукла. Жаль, что они с мамой быстро уехали домой.

Саша набрала номер Анютки:
- Анютка, приезжай сюда скорее. Не телефонный разговор.
Анютка возмутилась:
- Сашка, ты с ума сошла?! Я, что, с уроков сбегу?!
- Сбежишь, жду тебя на остановке к 11.00 - скомандовала Саша.
Анютка еще ворчала под нос, но по голосу Саша поняла, что она скоро приедет.


Больница встретила их страшными обшарпанными стенами. Крошечное двухэтажное здание с длинными узкими коридорами. Запах лекарств и безнадежности.

В огромной палате на четверых на старой железной кровати под капельницей лежал  мальчик лет пяти. Саша сразу же узнала его. Светлые волосенки все так же торчком.
Максим сильно похудел, глаза ввалились. Он радостно улыбнулся, рванулся и хотел побежать к Саше, но соседка рядом придержала его. Он вспомнил про капельницу и сразу сник. Стал похожим на маленького старичка.

- Сашуля привет! Откуда ты приехала? Мама сказала, что ты учишься и не можешь приехать.
Саша присела на краешек кровати и достала из сумки апельсины:
- На, кушай, одуванчик. Поправляйся.

Кирилл задорно засмеялся как раньше:
- Здорово, ты помнишь? А помнишь ту кошку, которая залезла в кошачий лаз и застряла? Она потом родила полосатых котят.
И он начал болтать как в чем не бывало, как будто Саша и не уезжала.
Она слушала его и смотрела с жалостью, как он похудел.
- Кирилл, а ты один тут лежишь?
- Нет, мама только сегодня уехала по делам. А так целыми днями смотрим мультики. И уколы все время делают болючие. И вот эта штука на руке надоела, - он показал на капельницу, - даже ходить нельзя.

Пришла медсестра и убрала капельницу. Кирилл хотел встать, но покачнулся и лег обратно в постель. Его стошнило. Саша побежала за медсестрой.
Пока врач осматривал мальчика, Саша тихо спросила у медсестры:
- Он давно болеет?
Медсестра вздохнула:
- Два года скоро. Он наш постоянный пациент. Этим летом почти живет в больнице. Не можем найти донора.
- А переливание поможет?
- Никто не знает.
Саша подошла к постовой медсестре:
- Где у вас сдают кровь? Я готова.
Медсестра подняла голову от медкарты:

- Девочка, а ты кто? Родственница? тебе сколько лет? Ты что здесь делаешь?
- Здесь лежит мой больной брат Максим в 215 палате! Мне 15 скоро.
- Приходи с мамой. Ты несовершеннолетняя.

Саша уже готова была заплакать, и тут зазвонил телефон Ани.
Аня отошла и сказала громким шепотом в трубку:

- Саша в областной детской больнице, приезжайте.
Саша услышала и накинулась на подругу:
- Ах ты, предательница! А еще лучшая подруга!
Анюта обиделась и показала ей язык:
 
- Делаю для твоего же блага, героиня.
Роза вызвала такси и поехала искать дочь.
В больничном холле Роза столкнулась с сестрой. Они обнялись.

Роза увидела дочь и побежала по коридору.  Саша уклонилась от объятий.
Саша, Саша, зачем ты сбежала?! Объясни мне, что происходит?! Я уже полгорода обежала, тебя ищу.
 
Саша отвернулась:
- Зачем меня искать? Да и не нужна я вам. Лучше б ты аборт сделал. От меня только одни проблемы, хлопоты и расходы.

Роза присела на больничный диванчик:
- Не поняла, ты откуда это услышала? Ты что, слышала тот разговор с Валей? И ты думаешь, что я тебя не люблю? Прости  меня! Дочка, но разве ты ошибка? Я тебя люблю. Ты самое лучшее в жизни, что случилось со мной!
 
- Мама, скажи, а если бы ты бы могла выбирать, ты бы выбрала меня? Или бы отказалась от меня?

Роза замялась:
- Понимаешь, ты действительно появилась у меня очень неожиданно. Не буду скрывать, мне было трудно. Но ты самое большое счастье, которое у меня есть.
 А теперь давай сходим к врачу. Он обследует тебя и скажет, можно ли сдавать кровь. Я тоже сдам кровь, все будет хорошо.


Рецензии
С интересом прочитал о современных проблемах деторождения.
Я родился в предвоенные годы. Родители были студентами техникума. Роды принимала повитуха. Отец разорвал свои кальсоны на две штанины, в каждую из них меня попеременно пеленали. До начала войны родители успели родить еще двух братьев погодок.
С уважением,

Радиомир Уткин   17.02.2021 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.