Фильм Школьный вальс

Фильм "Школьный вальс" - очень смелый фильм по тем временам, а снят он был в середине семидесятых годов, поэтому он вызвал резонанс. Об этом еще никто не говорил так откровенно. В картине рассказывается о любовном треугольнике, возникшем на школьной скамье. И который имел последствия в виде беременности и неудавшегося брака.
Я сразу же скажу, что главная героиня в исполнении Елены Цыплаковой выросла во внешне благополучной советской семье. Но это только внешняя сторона. На самом деле, ее отец - порядочный, но безвольный человек, а мать давно гуляет с другим мужчиной. И беременность героини не случайна. Это некая компенсация за ее детство, которое было несчастливым.
Вторая героиня в исполнении Евгении Симоновой выросла просто эгоисткой, которая может получить от родителей все, что захочет. И это родительское старание - компенсация за детство, проведенное в далеких гарнизонах.
Собственно, героини не любят главного героя. Они просто хотят добиться от него своего. И добиваются. одна рожает ребенка. Вторая вступает с ним в законный брак, который быстро распадается. И такой итог закономерен, ибо человек не игрушка, и играть с ним нельзя.
Кстати, парень - предмет любви и обожания, в картине получается каким -то блеклым и не ярким. Сам персонажа такой. Он о многом мечтает, своими мечтами он увлекает героинь, но не более, от мечты до их исполнения - дорога дальняя. И, судя по всему, герой не может ее осилить. По крайней мере, в картине он не может четко расставить акценты.
Кстати, о семье этого героя ни слова в картине.
Надо сочувствовать героям этого фильма. Но сочувствовать я им не могу. Их беды - это результат собственных поступков. Самым положительным персонажем становиться эпизодическая медсестра в исполнении Екатерины Дуровой. Она пришла в медицину, потому что ее родители умерли от рака, с которым она хочется бороться. Вот ей я искренне сочувствую.
Фильм вроде бы и на актуальную тему - взросления, но многие проблемы решены как -то по совкому, как они и решались в советском кино. Главная героиня проявляет гордость и остается одна растить ребенка. Почему она не может познакомить ребенка с отцом, мне совсем непонятно. Отец тоже какой- то инфантильный. Будто он только спустя год после окончания школы узнал, что бывает от секса. В реальной жизни вряд ли школьники были такими уж не подкованными, тем более, дочь главврача. Затем уход героини из дома. Выглядит он тоже как -то глупо. Особенно, когда есть огромная квартира, которая, в итоге, и достается героини. Родители - удивительные душки. Они будут жить неизвестно где, но оставят квартиру дочери.
Так что, для меня очень большой вопрос - была ли любовь у главных героев, скорее всего у них было состояние, которое герой сериала "Граница" определил, как "гормон играет". Другое дело, что у этой игры есть глубокие последствия.
Первая любовь - она сама по себе такое чувство, что вроде бы и прекрасное, но редко когда бывает счастливым. Вроде бы, любовь должна заканчиваться браком, по крайней мере, как на экране, но она должна начинаться браком, ибо брак - это ответственность двоих людей. Ответственность и перед законом, и перед близкими людьми, и перед теми, кто в этом браке рождается. Любовь в данном случае - это просто еще и устройство быта, ибо любовь не будет вечно романтикой, а без простого быта не проживешь. И всего этого человек просто не в силах осознать в молодом возрасте.
И тем знаем этот фильм, что не смотря на совковость, он эти проблемы поднимает. И проблемы эти не устареют никогда, пока жив человек. Он всегда будет испытывать первую любовь. И от самого человека зависит, что он от этой любви получит.
Актерские работы замечательные. Две героини сыграны в тему, благо и карьера у актрис Елены Цыплаковой и Евгении Симоновой развивалась по восходящей. Но вот у Цыплаковой это развитие закончилось вместе с болезнью. Зато мы получили замечательного режиссера. Актер в главной роли как и его герой - совсем не яркий. Во вторых ролях запоминается Нина Меньшикова и Юрий Соломин. В эпизодах запоминается Виктор Проскурин, у которого совсем уж эпизод, он даже к зрителям лицом не поворачивается, и Екатерина Дурова, о которой я уже упоминал.
Были и более яркие работы про мир после детства в советском кино, но эта работа заняла свое место. Картина смотрится до сих пор, не смотря на то, что прошло уже сорок лет с момента выхода картины на экран.


Рецензии