конкурс профессионального мастерства

По улице шёл задумчивый человек с торчащей из кармана авторучкой и грыз зелёный огурец. Он всегда, когда о чём – либо задумывался, грыз первый попавшийся ему овощ. Привычка у него такая была. На сей раз попался ему зелёный огурец. Он шёл, грыз этот огурец, и не чувствуя его вкуса, думал. Серьёзно и сосредоточенно. Он думал об очень важном деле: как организовать конкурс профессионального мастерства среди машинистов – поездников? Ну как его организовать? Казалось – бы, чего проще? Кто мастеровитей – тому и почёт! Но в среде машинистов этот критерий на конкурсе не пройдёт. Но как проявить мастерство ведения поезда, если его, это мастерство, не видит никто? Кроме, конечно, твоего помощника. Ну, может быть, помощник расскажет кому – нибудь, как ты классно провёл поезд. Но помощнику мало кто поверит. Потому что помощники, в большинстве своём, малоквалифицированные люди. Знаний у них недостаточно. Да и вообще, у них свои обязанности. Им некогда следить за твоим мастерством. У них своих дел хватает. А это надо следить за дорогой, за показаниями светофоров и других путевых сигналов. Следить за исправностью локомотива и подсказывать обо всех делах на локомотиве машинисту. Ну и, наконец, следить за чистотой в кабине.
А если взять такой критерий: машинист – тяжеловесник! Но у машиниста нет выбора: какой поезд дадут, то и поведёт.
Машинист – экономист? Но это опять же зависит от того, какой поезд попадётся машинисту: тяжёлый или порожний, или вообще, какой – либо разборный поезд. С платформенным порожняком, конечно можно сэкономить электроэнергию, но такие поезда попадаются не так уж  и часто. Да, экономия зависит ещё от количества остановок в пути следования, которые так же зависят не от машиниста, а от поездного диспетчера, от дежурных по станциям, да мало – ли от каких других причин.
А что если проверить машинистов на знание инструкций? На знание действующих положений, мероприятий, на знание конструкции локомотива, знание электросхемы, электротехники, электроники, на знание конструкции тормозов локомотива и на правильность их применения и так далее и так далее? Но мы их и так экзаменуем регулярно и знаем, кто чего стоит и кто на что способен.
Нет, чтобы там не говорили, а трудно подобрать необходимый критерий профессионального мастерства машинистов. По знаниям тут все должны быть равные. Нет, ну конечно же, я здесь утрирую, не может быть равных по знаниям, но к этому надо стремится. Ну не причесать же всех машинистов под одну гребёнку и не построить их всех ранжиром. Но машинисты должны знать много.  Должны обладать знаниями не только железнодорожными, но и окружающего их мира. А то, что это будет за машинист, который не будет знать, что творится на белом свете? Даже не серьёзно об этом говорить.
Что опытный машинист, что молодой – должны обладать необходимыми знаниями. Ну как тут подобрать критерий профессионального мастерства? Только опытный машинист, проработавший много лет без всяческих нарушений, сэкономивший множество киловатт электроэнергии, заслуживает награды, почёт и всяческих похвал.
Ну а молодой, в крайнем случае, если совершит какой – либо героический поступок, или что – либо экстро - ординарное, тогда ему и награда будет достойная или премия, какая – нибудь.
На горных железных дорогах попроще будет. Там и конкурсы профессионального мастерства проводятся регулярно. Там поставит машинист – инструктор ногу на рельс  и как рявкнет на машиниста:
«Чтобы встал возле ноги! Но только попробуй проехать! Сразу рога по отшибаю!».
Я, конечно, шучу. Не ногу инструктор поставит, а запрещающий знак. Ну а в принципе, примерно так и происходит. Да там и других критериев хватает. Всё же на горных железных дорогах попроще будет, хотя и там всяческих сложностей и заморочек хватает. Долго шёл задумчивый человек по улице с авторучкой в кармане и грыз зелёный огурец. Какой по счёту будет огурец? Кажется, третий. Но он не замечал этого. И грыз, не обращая внимания,  на вкус.
Он шёл и думал. Он грыз и думал.


Рецензии