Рецензия на книгу Евгения Топчиева Любовь и фарма

Книга прозы Евгения Топчиева, повесть «Автобус “Эй-Био”. Любовь и фарма» - это полуавтобиографическое произведение нашего современника. Пожалуй, многие узнают в героях книги себя, своих знакомых, и те ситуации, которые для характерны для России начала нового века. Автор в живой, занимательной манере рассказывает о коллизиях в становлении характера героя, москвича Андрея, которому друг подарил жетон спецназовца с надписью «тигр». Этот талисман мистическим образом влияет на судьбу Андрея, на его отношения с коллегами по работе, с девушками и случайными людьми. Можно назвать произведение своего рода «производственным» романом, путеводителем по современному бизнесу.
Основные достоинства книги – это, во-первых, живость повествования, яркость положений и образов, с другой стороны – многочисленные женские образы, непохожие один на другой, что само по себе редкость. При этом проза Евг. Топчиева не является чисто документальной, публицистической, хотя сам язык автора в чём-то зависим от приёмов и конструкций, характерных для письма электронной эпохи.
Мир захватывает молодого человека, он хочет успеть все, люди часто подсказывают ему, что за внешним глянцем буржуазной действительности и видимости свободы на самом деле скрывается абсолютно иное. Молодость конфликтна, Андрей и его современники часто попадают в ситуации, где выяснение отношений сводится к кулачному бою. Вместо стремления понять другого человека, его «я», возникает потребность унизить или возвыситься за его счет.
Автор Евгений Топчиев развивается вместе со своим произведением в процессе написания, в заключительной главе он ведет повествование от первого лица, подводя итоги определённому этапу жизни, отношениям с коллегами на фармацевтическом производстве, переосмысляет свои чувства к девушке. Задавая себе неприятные вопросы и перебарывая цинизм и равнодушие, Андрей стремится преобразить себя для новой жизни. Можно назвать это произведение чисто московским – по той концентрации мысли вокруг материального мира, который перенасыщает столицу, провоцируя души на сговор с темными силами.
Многое подспудно заложено в книге Евгения Топчиева, многое читается между строк. Книгу еще нельзя назвать романом в духе «Преступления и наказания», неким драматическим действом в античном духе, она перенасыщена подробностями и диалогами, которые играют вспомогательную функцию. Некие узловые – и второстепенные на первый взгляд сцены – можно было бы развить в более глубинное противостояние характеров, идей, образов, сюжетных линий.
Главный персонаж в финале наказан и не наказан, прощен и не прощен. Он не совершал больших проступков, прежде всего перед собой, просто жил как многие, не стремясь к духовному развитию. И в этом есть определенная дистанция между автором и персонажем. Писатель Евгений Топчиев показывает нам типического героя, в которым мы узнаем молодых людей его возраста, строящих новый мир товарно-денежных отношений. Насколько искусство, книга востребованы этим поколением? Сам автор адресует свое произведение именно такому гипотетическому читателю, который, безусловно, задумается над своей жизнью, потому что автор не морализирует, а показывает те соблазны и пропасти духа, увлекающие в бездну, откуда нет пути назад.
Российская литература – и проза молодых, в первую очередь  – уже много лет находится в полосе отчуждения, лишенная связи с читателем. Хотелось бы, чтобы книга молодого одаренного автора послужила выходу из этого кризиса, потому что литература формирует общество, обращаясь к каждой живой душе, или к той, которая жаждет пробуждения, даже не признаваясь себе в этом. Писателю также необходим живой, горячий отклик читательского сознания.
Книга Евгения Топчиева – не мертвый памятник эпохе, которая уходит у нас на глазах, но открытое для всех пространство соучастия строительству судьбы, потому что каждый читатель может увидеть в ней то, что случалось с ним и его близкими. Динамизм повествования, занимательность, выпуклые характеры, списанные с натуры, говорят нам о потенциале молодого писателя. Раскрыть его – задача для всех нас, причастных к литературе, которая в России была и будет Словом и Делом.

Алексей Филимонов, член СП России и Французского набоковского общества.


Рецензии