Общественные отношения, чувства и инстинкты

В принципе, рассуждения о природной основе коммунистических отношений весьма близки к истине, если не брать во внимание разнообразие их толкований нынешними претендентами на идеологических лидеров или проповедников. Вопрос возникает к рассуждениям, которые не подчеркивают, а скорее, перечеркивают анализ, претендующий на научный подход, обращением к вторичным категориям идентификации человека как составной части общества, декларируя основными понятиями честность, совесть, взаимопомощь, сопереживание и самоотверженность, которые характерны для человека вне зависимости от его среды пребывания. Такими качествами могут обладать люди и в коммунистическом обществе, и в капиталистическом. Точно так же как и отрицательные качества могут проявляться у сторонников различных моделей общественных отношений. Другое дело, что мораль, сформированная активной общественной группой и поддерживаемая за счет административно-хозяйственного ресурса может воздействовать более эффективно на нравственные основы личности. И уж животным компонентом отношений в человеке никак не могут являться личная выгода, конкуренция, потребительство, так как для этого мало инстинктов, а нужен как раз разум. А в инстинкте-то, как раз и нет ничего ужасного, а, наоборот, не мешало бы нам - разумным, многому поучиться у тех, кому мы приписываем исключительно инстинкты - преданности, любви, верности, справедливости, сочувствию, сопереживанию и прочим проявлениям человечности...


Рецензии