О книге Орсы-Койдановской Интимная жизнь Ленина

             Бронислава Орса-Койдановская этим названием решила привлечь широкий круг читателей. Ни о какой интимности здесь не говорится. Правда, надо отдать должное автору, что она сумела рассказать нам в своей книге об особенно тёплых отношениях Владимира Ильича к социал-демократкам Инессе Арманд и Марии Эссен, но не более того. Надо отметить, что вождю российского пролетариата было вовсе не до "бабских" дел, как он сам изволил сказать однажды своей сестре Анне Ильиничне. Всё время в разъездах, всё время в борьбе со своими политическими оппонентами... Но, всё таки необходимо уточнить, что это высказывание относится уже к более позднему периоду жизни вождя.
             Очень хорошо в книге написано о жизни Ленина и Крупской в иммиграции, о их встречах с соратниками. Из воспоминаний старых большевиков и писем Владимира Ильича к "своим" женщинам можно сделать вывод, что ничто человеческое ему не было чуждо... Привожу несколько фраз из письма Инессы Арманд к Ленину, опубликованное лишь в 1985 году: "...Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль, зачем было меня этого лишать...?" Письма этого в книге нет, но Орса-Койдановская в своём повествовании уловила близкую связь Владимира Ильича с этой симпатичной "маленькой француженкой". По одной из версии Ленин познакомился с ней в Париже, в кафе. Ей было тридцать пять, ему тридцать девять. Она к этому времени уже имела пятерых детей от двух разных браков. В интернете я прочёл, что всё таки у Ленина с Арманд был общий ребёнок! Даже там приводится фото уже взрослого мужчины для сравнения его с образом Владимира Ильича. Надо отметить очень большую схожесть этих фотографий...                В сентябре 1920 года на Кавказе неожиданно от холеры умирает Инесса Арманд. Отправил её туда "подлечиться" сам Ильич. По этим событиям Орса-Койдановская поместила в своей книге воспоминания революционерки Анжелики Балабановой:"Не только лицо Ленина, весь облик выражал такую печаль, что никто не осмеливался даже кивнуть ему. Было ясно, что он хотел быть наедине со своим горем..." "Никогда ни до, ни после похорон соратники и товарищи по партии не видели своего вождя таким безутешным, слабым и убитым горем",- отмечает Орса-Койдановская. Время становления молодой республики было жесточайшее и всего себя Ленин отдавал прежде всего революции.   
              Здоровье его на момент октябрьского переворота было уже заметно подорвано. Орса-Койдановская приводит в подтверждение этого факта слова Плеханова: "с Лениным в те годы было невозможно работать: он заводился по любому пустяку". Высказывания Мартова тоже приведённые в этой книге говорят очень красноречиво о нервном перенапряжении вождя революции :"В спорах глаза Владимира Ильича становились холодными и жестокими, в них нельзя было смотреть без содрогания. Когда же он начинал кричать, лицо его болезненно искажалось, изо рта вылетала слюна". В книге приводится мнение многих учёных :"Ленин был невропсихично больным, и болезнь эта развивалась с самого детства.  Не здесь ли стоит искать причины его постоянного возбуждения, нервного, нездорового смеха по всяким пустякам, а иногда и совершенно без причин?" Заранее предвидя бурю негодования приверженцев коммунистических идеалов автор книги цитирует записи врача Н. Семашко, который присутствовал при вскрытии тела Ленина. Он отмечал позже, что "склероз сосудов мозга Владимира Ильича был настолько сильным, что сосуды эти заизвестились: при вскрытии по ним стучали металлическим пинцетом, как по камню".
              С поздним Лениным всё более менее понятно: много работы и в общем-то было не до женщин. Кстати, к своей супруге Надежде Константиновне Крупской, Ленин был, как мужчина, совершенно равнодушен. Он её воспринимал, как преданного близкого товарища по партии и всё. Надо отметить, что Надежда Константиновна была своевольным партийным товарищем и умела отстаивать свою точку зрения...  Каков же был Ленин в более молодые годы? Вернёмся во время его отсидки в тюрьме, в одиночке. Сейчас, конечно, трудно себе представить, чтобы "зекам" беспрестанно подвозили пачки книг, бумагу, видимо неплохо и кормили, если тянуло на чтиво. Скорее всего он бы в наше время работал на таких местах, что ему было бы просто не до чтения. Вот что вспоминал об этом времени соратник Ленина Кржижановский: "Но когда в тех же коридорах с грохотом волокли целые корзины книг, я прекрасно отдавал себе отчёт, что пожирателем этих книг мог быть только один Владимир Ильич. Он обладал каким-то удивительным свойством с невероятной скоростью интимно знакомиться с книгой даже при беглом её просмотре". Вот почти всё об интимности молодого Ленина.
              Затем три года ссылки в Шушенском. Туда, в ссылку ехал самостоятельно поездом, но вскоре к нему приехала Крупская со своей мамой. Вообще, читая про эту самую ссылку, невольно возникает чувство, что это сибирская база отдыха с полным социальным обеспечением. Крупская вспоминала: "По вечерам Владимир Ильич обычно читал книжки по философии - Гегеля, Канта, французских материалистов, а когда очень устанет - Пушкина, Лермонтова, Некрасова". Частенько хаживал и на охоту... В 1900 году, в феврале срок ссылки закончился. А уже в 1901 году Ленин в Германии. Туда же позже прибывает и Надежда Константиновна. Затем  Лондон в 1902 году, Женева в 1903 году.  В этом же году в огромном мучном складе, в Брюсселе, состоялся II съезд РСДРП, где Ленин выступал с докладом по организации партии.
             Итак, эмиграция с 1901 по 1905 гг. В это время Ильич пишет статьи в "Искру", встречается с такими же как он деятелями. Затем, Россия с 1905-1907 гг., и потом снова заграница: Финляндия, Швейцария, Польша, снова Швейцария, где Ленин в 1917 году и узнаёт о революции в России, и затем через посольство в Швейцарии Германское правительство выделяет вагон для русских революционеров-эмигрантов и переправляет их в Россию (!) для усиления революционных процессов в разваливающейся изнутри империи? Странно, что Орса-Койдановская не подчеркнула этот факт ни одним полусловом.
            Крупская писала, что потом "нас посадили в автомобили, а Ильича поставили на броневик и повезли к дому Кшесинской". "Да здравствует социалистическая мировая революция", — бросал Ильич в многотысячную толпу. Кто же разыгрывал этот сценарий? Кому был выгоден развал Российской империи?
            Итак, за двадцать лет до революции с 1898 по 1918 гг. Ленин был, что называется на месте события, лет пять и то урывками. И вдруг вождь революции! Странно, но факт?! Сколько сил, сколько жизней положили только за тем, чтобы понять, что такая "новая" жизнь вообще-то никому не нужна. Заканчивает Орса-Койдановская свою книгу такими словами:" Тело Ленина до сих пор не погребено в землю. Словно сама земля противится этому за его тяжкие грехи. Вполне возможно, что и душу его не приняли небеса, и она до сих пор мечется по свету, вселяясь в чужие мысли новыми безумными и страшными идеями."    
            По прочтении всей книги у меня возникли сомнения, что Орса-Койдановская могла написать такое заключение к своему труду. Повеяло явным редакторским вмешательством, против которого автор был просто бессилен. Сама же Бронислава Орса-Койдановская очень хорошо сказала о своём произведении в предисловии к книге:"Конечно, для того, кто привык видеть в Ленине божество, непревзойдённого гения, эта книга может показаться чудовищной, вызовет у него гнев и возмущение. Но, по-моему это будет не самым худшим доказательством того, что ей стоило появиться на свет".
               
1995г.             
P.S.
             Здесь хочется привести воспоминание соратника Ленина - Бонч-Бруевича из его маленькой книжки "В.И. Ленин в Петрограде и Москве", издание 1982 года. Тираж двести тысяч экземпляров. Ордена Трудового Красного Знамени типография издательства "Звезда", г. Пермь. Речь идёт о первом появлении вождя на экранах страны под названием "Прогулка Владимира Ильича в Кремле". Съёмка Ленина проходила в сентябре 1918 года. Уже позже откорректированная лента была допущена к всеобщему просмотру в кинотеатрах. Бонч-Бруевич пишет: "Восторг зрителей был неописуемый. Все вставали при появлении Владимира Ильича на экране и долго рукоплескали, оглашая зал возгласами: Да здравствует Владимир Ильич!".
             Вот такая реальность прошедшей советской эпохи того времени. Спустя годы советские люди уже так бурно не реагировали на появление Ленина на экране...
2020г.

               


Рецензии