Стечение обстоятельств

               
               
 
   Лёгкий утренний туман заботливо укрывал сонные серые дома, припаркованные у обочины дороги машины, одиноких прохожих спешивших по своим суетливым делам. Вот из редкого людского потока отделился молодой парень двадцати двух лет отроду и бодро зашагал по хрустящему весеннему снегу к высоким мачтам теплоходов виднеющихся из-за крутого берега затона хабаровской РЭБ флота.
 - «Какая сегодня выдалась замечательная тёплая и безветренная погода – думал он улыбаясь – с раннего утра стоит тепло, не более нуля градусов. Сегодня ещё раз внимательно осмотрю всё электрооборудование речного толкача ОТА-811 и сегодня же возможно, как и обещал наш капитан, будем в затоне ломать лёд освобождая многочисленные суда от ледяного плена».   
   Парень подошёл к теплоходу и по крутому скрипучему трапу стал взбираться борт толкача.
 - Виталий! – Услышал он с рулевой рубки голос капитана – просмотри внимательно всё электрооборудование, сейчас механики будут запускать дизель-генераторы, а затем сделаем пробный пуск главных ходовых дизелей.
 - Хорошо Николаич – ответил Виталий задирая к верху голову и придерживая фуражку – просмотрю.
 - Да, ещё вот что! – Крикнул капитан высунувшись из окна рубки - вечером сходи в общежитие за своими вещами и заселяйся в свою каюту. С сегодняшнего дня у нас начинается навигация.
 - Будет сделано Николаич. Лёд в затоне сегодня колоть будем?
 - Возможно будем Виталий, если у механиков всё будет без проблем с дизелями то вполне возможно с обеда начнём работать.
   Виталий спустился в машинное отделение, открыл электрощиты убеждаясь в отсутствии каких-либо дефектов в многочисленных контактах, пускателях, предохранителях. Затем с механиками запустил и проверил в работе дизель-генераторы, котёл обогрева жилах помещений теплохода. После он поднялся наверх, открыл ключом свою каюту и, убедившись в высокой температуре отопительной батареи, уселся на кровать. Глянул в окно на многочисленные суда на чистое безоблачное небо, и подумал:
 - «Как хорошо, что началась навигация, до того надоела эта шальная жизнь в полупьяном угаре общежития речного флота. Быстрей бы окунуться в бескрайние речные просторы, вздохнуть свежий чистый воздух, услышать крик сварливых белых чаек да тихий всплеск потревоженной рыбы».
 - Виталий – услышал он с нижнего этажа голос повара – время обедать.
 - Иду Марья Ивановна – откликнулся он – иду. А что у нас сегодня на обед?
 - На первое борщ, на второе рыбные котлеты с гречкой – ответила она, гремя внизу на камбузе кастрюлями – а на третье компот.
   Виталий спустился в столовую, сытно покушал и поблагодарив повара за вкусный обед вышел на нагретую, ласковым весенним Солнцем, палубу теплохода. Вдруг огромный многотонный корпус толкача вздрогнув загрохотал от мощной работы ходовых дизелей и голос капитана, многократно усиленный динамиками, приказал матросам:
 - Отдать швартовые и продолжайте чистить и красить палубу, а не глазейте по сторонам.
   Ну разумеется его мало кто слушал, все столпились на палубе, смотря на пенистые водяные буруны за кормой толкача, на проседающий под тяжёлым корпусом теплохода толстый пупырчатый весенний лёд и на невесть откуда взявшихся белых чаек.
 - Откуда они взялись? – Улыбнувшись сказала Марья Ивановна.
 - С полыньи наверное – ответил Виталий – там за дамбой на речной стремнине большая полынья открылась и в ней собрались не только чайки, но и аисты.
   Через несколько дней, толкач вышел на речные просторы Уссури с проплывающими большими одинокими льдинами, с пустынными берегами заросшим серым, пока ещё безлистным, тальником.
 - А где же наши баржи? - Спросил у матроса Виталий.
 - Наши баржи, уже гружёные, ждут нас у плавкрана, в полутора сотнях километров вверх по Уссури – ответил он – вот наш капитан и несётся на всех парах к ним, получив с утра от начальника управления нагоняй за свою нерасторопность.
   Через несколько часов толкач, как ураган, мчался мимо китайской большой деревни. Виталий вышел на палубу и не поверил своим глазам, за кормой теплохода, от низкого уровня воды у китайского берега и большой скорости теплохода, поднялась огромная полутораметровая волна сметающая как грозное Цунами с берега все китайские джонки, бочки, деревянные настилы и мостки.
 - Ну и достанется нам скоро от китайцев на орехи – усмехнувшись сказал пожилой матрос.
   Но Виталий, не придав никакого значения его словам, пошёл в машинное отделение заниматься своими электрическими делами. Вскоре они были у плавкрана, взяли гружёные гравием баржи и тронулись в обратный путь. Виталий вновь вышел на палубу любуясь живописной весенней картиной с китайскими фанзами, джонками.
 - Берегись! – Крикнул ему работавший на палубе матрос – прячься за брашпилем! Зашибут!
    И вдруг возле головы Виталия прошелестел крупный камень и, ударившись об толстое оконное стекло теплохода, отскочил плюхнувшись в воду. Виталий прыгнул и спрятался от града камней за брашпиль. Затем осторожно выглянул из-за него и увидел на берегу целую ватагу китайских мальчишек швырявших камни в их речной толкач.
 - Хорошо если их возмездие на этом и закончится - произнёс матрос сбрасывая камни с железной палубы за борт теплохода – от китайцев можно ожидать чего угодно.
   Между тем свечерело. Солнце село за горизонт, на темнеющем небе появились звёзды и Виталий, сделав генеральную уборку в своей каюте, улёгся после трудового дня отдыхать. Не заметил, как задремал и вдруг от сильного толчка слетел с кровати. Быстро вскочив на ноги Виталий глянул в окно и увидел фейерверки из ярких искр от рвущихся стальных канатов сцепляющих гружёные баржи. Он быстро оделся, поднялся в темноте в ходовую рубку.
 - Эти китайцы створы переставили! – Яростно кричал по рации кому-то капитан – баржи с гравием у нас оторвало, поплыли они себе куда-то! Не дай Бог в китайскую протоку угодят, не заберёшь их потом оттуда. А если погранцы китайские нагрянут то всё, пиши пропало.
 - А ты Николаич собирай их сейчас, пока ещё темно и пока не понаехали пограничники! – Советовал голос по рации.
 - А если они уже там засаду нам устроили! Ты что хочешь, что бы они нас из автоматов покрошили! Забыл тот случай!
 - Не паникуй Николаич, может баржи ещё не далеко уплыли и не воткнулись в китайский берег. Попробуй догнать их.
 - Да как я их догоню, если я сам на косу вылетел! Вымываться из песка до утра наверное буду!
 - Может ты ещё не сильно увяз в песке, а Николаич? Если всё уж так плохо будет то сообщи мне по рации, я тебе в помощь толкач пришлю.
 - Пришлю, пришлю – недовольно буркнул капитан выключая микрофон радиостанции – до Хабаровска около ста километров, когда этот толкач до нас доберётся. Ну что же, спасение утопающих – дело самих утопающих. Юрий – обратился капитан к рулевому – включи локатор посмотри далеко ли баржи от нас уплыли.
   Рулевой включил радиолокационное оборудование и через минуту сообщил:
 - Одна баржа Николаич, воткнулась в косу и находится примерно в двух километрах от нас. Со второй баржей похуже будет, плывёт она по Уссури и куда приплывёт неизвестно. Во всяком случае, когда из песка вылезем, надо в первую очередь её догонять.
 - Вылезти бы ещё – произнёс капитан налегая на рукоятки управления и увеличивая обороты дизелям до максимума.
   Через пару десятков минут корпус теплохода вздрогнул и мягко скатился в воду.
 - Вылезли! – Радостно воскликнул капитан вытирая рукой пот со лба – ну а теперь в погоню за баржей.
   К утру команда теплохода собрала все баржи и толкач двинулся вдоль туманных островов по направлению к Хабаровску.
 - Я слышал у вас произошёл какой-то инцидент с китайскими пограничниками? - Спросил Виталий у повеселевшего капитана.
 - Да, но не на нашем теплоходе это было – ответил усмехнувшись капитан – на другом толкаче. Заблудились они значит в тумане, да ещё может у них по пьяне дело это было - кто его знает, забурились они значит в китайскую протоку и никак оттуда выползти не могут, протока мелкая и тяжелогружёные гравием баржи мешают манёврам толкача. Приехали на катере китайские пограничники, по громкоговорителю приказывают заглушить дизеля и допустить их на теплоход. А капитан елозит по протоке не даёт погранцам на баржи вскарабкаться. Китайцы, недолго думая, из автоматов стали стрелять по рулевой рубке толкача, благо никого не зацепили. Капитан с помощником успел сбежать вниз и со всей своей командой залёг в машинном отделении между дизелями. А погранцы всю рубку пулями изрешетили, видят теплоход остановился и полезли они значит с автоматами на абордаж. А мимо другой наш толкач проходил с порожними баржами вверх по течению реки, под погрузку. Видит он такое бедственное положение у своего компаньона, баржи свои в наш берег воткнул и налегке пошёл товарищей выручать. Подошёл к ним, зацепил за корму бедствующего теплохода трос и вытащил его вместе с баржами к нашему берегу реки. А китайские пограничники видят, что не удалась их коварная затея по захвату нашего теплохода, в воду с наших баржей попрыгали, потом подобрал их катерок китайский. Ну вот такая значит была неприятная история.
 - Николаич – снова спросил Виталий – а почему мы в такую даль за гравием ходим? Неужели таких камешков нет ближе к Хабаровску?
 - Конечно же нет – ответил капитан перекладывая рукоятку штурвала – это особый гравий, в нём почти нет песка, и идёт он в добавку к специальному бетону. Иди уж Виталий в свою каюту, досыпай. Больше, я уверен, на сегодня инцидентов с китайцами, у нас не произойдёт.
   Виталий спустился на нижнею палубу и долго стоял, облокотившись на леера, любуясь сказочными туманными островами неспешно выплывающими из непроглядно белой утренней завесы реки Уссури.
   Через день, разгрузившись в Хабаровске они вновь двинулись вверх по течению реки Уссури и на сей раз всё было тихо и мирно. Китайские пограничники приветливо махали им руками. Виталий также им отвечал взмахом руки. Вскоре толкач подошёл к плавкрану, который сразу же стал грузить гравием баржи. Вечерело, делать было нечего и почти вся команда собралась на корме теплохода. Кто-то из матросов принёс закидушки, повар Марья Ивановна принесла копчёной селёдки, нарезала её ножом на мелкие кубики и рыбалка началась. Мелкий налим клевал азартно, с ходу хватая пахучую и очень вкусную наживку. Вскоре на палубе в большом пластмассовом ведре плескалось в воде множество налимов.
 - А это ещё и не всё - сказал один из матросов беря в руки другое пустое ведро – идёмте собирать миног на наших баржах. 
   И рыбаки взяв в руки фонарики пошли на другую, не менее азартную рыбалку. Миноги как змеи извивались в небольших лужицах между огромными кучами гравия. Рыбаки собирали их руками и бросали в ведро. А плавкран продолжал неспешно сыпать и сыпать гравий на баржи и вдруг из одной из дверей крана вышел и подошёл к Виталию невысокого роста крепкий парень.
 - Здорово коллега - сказал он крепко пожимая руку Виталия – я электромеханик с этого крана, звать меня Артём. Не одолжишь ли мне пару мотков изо ленты? Моя уже давно закончилась, а до Хабаровска далеко. 
 - Конечно – ответил Виталий – изо лента у меня имеется, идём за ней на наш теплоход.
   А пока они шли по баржам, разговорились.
 - Не давно я приехал в Хабаровск из отпуска – начал свой рассказ Артём – и в дороге со мной случилась презабавная история. Ехал я в купе поезда один и вдруг, на одной из остановок, зашли в моё купе трое попутчиков. Весёлые общительные такие мужики, руки все в наколках, но я как-то даже и не обратил на это внимания. Познакомились мы.
 - А давай, Артём – говорит один из них – в карты сыграем, что бы не скучать в дальней дороге.
 - А, давай – соглашаюсь я.
 - Сыграли мы несколько игр, и что интересно все я их выиграл.
 - О, да ты профессионал – льстили мне мужики – а давай ка на мелкие деньги сыграем, что бы интерес хоть какой-то был.
 - Давай сыграем и на мелочь – говорю я.
   Вытряхнули мы из карманов кучу медяков и игра у нас началась. Азарт пошёл неимоверный, везло мне невероятно. Я и не заметил, как с медяков мы перешли на рубли, а потом на десятки и на сотенные купюры. А мужики знай меня нахваливают:
 - Да ты Артём рождён быть знаменитым картёжником. У тебя талант с пелёнок. Фартовый ты парень Артём, деньги как лопатой гребёшь.
   И вдруг мой фарт враз закончился, продулся я в чистую. Проиграл и деньги, и чемодан с вещами, всю свою одежду и не поверишь Виталий – в одних трусах остался. Сижу я так и чуть не плачу, как думаю в таком наряде в Хабаровске покажусь. Сжалились мужики надо мной, посмеялись немного и говорят:
 - Никогда не играй больше в азартные игры, сынок. Все они от Дьявола и никогда, поверь нам, никогда они тебя до добра не доведут.
   Вернули они мне все мои деньги и вещи, попрощались со мной, а на следующей станции вышли из поезда.
   Так за интересными встречами и приключениями прошло пол навигации на реке Уссури. Только капитан с механиком хмурились иногда.
 - Теплоход вихляет и рыскает по курсу – говорил капитан – погнули мы винтовые насадки по всей видимости когда, из-за китайской диверсии со створами, на косу выскочили. Придётся идти в затон, становится на слип и менять насадки.
   На следующий день, рано утром, теплоход был в затоне. Специальные грузовые тележки подняли толкач на берег. К теплоходу подошли инженеры, механики осмотрели внимательно насадки, покачали в изумлении головами и работа у них закипела. Через пару недель теплоход был отремонтирован, его спустили на воду, заправили под завязку топливом и отогнали подальше от слипа.
 - Завтра идём за гравием – сказал команде довольный капитан – механик у нас заболел, поэтому поработаем мы пока ребята немного без него. Сейчас я иду домой, а вы ночуйте на теплоходе, так как завтра рано утром отправляемся в рейс.
   И команда поужинав, легла пораньше спать.
   Утром Виталий проснулся от непонятного дискомфорта, пол в его каюте был неестественно наклонен к корме теплохода. Он выскочил на палубу и не увидел кормы толкача, вместо неё плескались амурские волны.
 - «Утонули – подумал в ужасе Виталий – а мотористы и рулевые в нижних каютах теплохода»?
   Он прыжками спустился на нижнею палубу и облегчённо вздохнул, вода до нижних кают немного не добралась так как нос толкача тросами был надёжно закреплён за крутой берег.
 - Слава тебе Господи – облегчённо вздохнув сказал Виталий.
   Он спустился по крутой лестнице в носовые помещения теплохода, заглянул в одну из кают где в сумеречном полумраке мирно спали мотористы. За толстыми стёклами иллюминаторов переливалась изумрудная вода, плавали суетливые рыбки.
 - «Как красиво – подумал невольно Виталий – и аквариумов никаких не надо».
   Через полчаса прибыл капитан и схватился за голову.
 - Что здесь такое у вас произошло! – Кричал капитан бегая по каютам экипажа.
    Но полусонная и обескураженная команда только разводила в немом изумлении руками. Подогнали мощный мотонасос и через несколько часов толкач всплыл на поверхность затона, а через некоторое время выяснилась и причина затопления теплохода. Причиной оказалось небольшое отверстие в верхней части топливного бункера. Соляркой заправились под завязку, что никогда не делал механик и несколько тонн топлива ночью перелилось в машинное отделение, корма теплохода просела, хлынула забортная вода через открытые двери машинного отделения и толкач ушёл на дно. И снова теплоход оказался в ремонте только на сей раз в более неблагодарном и в более длительном. Виталию предстояло промыть бензином от мазута и просушить многочисленные электродвигатели, генераторы, пускатели. Лишь поздней осенью теплоход был полностью восстановлен и готов к следующей своей навигации.
 - Да, такой неудачной навигации как в этом году у меня ещё никогда не было – грустно вздыхая говорил капитан шагая вечером с работы домой – и кто во всей этой цепочке неудач виноват? Кого винить? Не китайцев же, на самом-то деле. Сошлёмся наверное на коварное нелепое, стечение обстоятельств.


Рецензии