Сунь-Цзы
войны были б едва ли: непредсказуем и гений...
Мысли настолько созвучны древнейшего из стратегов:
миром закончить лучше- не гневя людей и Небо...
Чтобы "орлам" не сцепиться- советы верны и сегодня:
коль голова кружиться ракетно-ядерном блицем-
"Победителя" ждёт преисподня!
ИЗ ИНТЕРНЕТА
Сунь-цзы
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия.
http://chugreev.ru/st-sun-czi.html
"Искусство войны" Сунь-цзы - один из древнейших военных трактатов об искусстве стратегии. Несмотря на его военную направленность и временную удаленность от реалий сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что по глубине рассматриваемых вопросов стратегии "Искусство войны" - одно из лучших произведений.
"Искусство войны" - это сплав философии, искусства и науки ведения войны. Сунь-цзы в краткой и сжатой форме излагает основные принципы ведения войны и подготовки к ней.
Представленный здесь перевод и толкование трактата Сунь-цзы выполнил выдающийся отечественный востоковед - академик Николай Конрад. Это один из лучших переводов "Искусства войны" и комментариев к Сунь-цзы, которые мне попадались на русском языке.
Читать "Искусство войны" нужно вдумчиво, и не раз и не два :).
Искусство войны
Предисловие Николай Конрад
Доктрина Сунь-цзы Николай Конрад
"Искусство войны" Сунь-цзы Николай Конрад
Глава I. Предварительные расчеты
Глава II. Ведение войны
Глава III. Стратегическое нападение
Глава IV. Форма
Глава V. Мощь
Глава VI. Полнота и пустота
Глава VII. Борьба на войне
Глава VIII. Девять изменений
Глава IX. Поход
Глава X. Формы местности
Глава XI. Девять местностей
Глава XII. Огневое нападение
Глава XIII. Использование шпионов
Комментарии к "Искусству войны" Сунь-цзы Николай Конрад
Глава I. Предварительные расчеты
Глава II. Ведение войны
Глава III. Стратегическое нападение
Глава IV. Форма
Глава V. Мощь
Глава VI. Полнота и пустота
Глава VII. Борьба на войне
Глава VIII. Девять изменений
Глава IX. Поход
Глава X. Формы местности
Глава XI. Девять местностей
Глава XII. Огневое нападение
Глава XIII. Использование шпионов
Исторические факты
Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544–496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств[1]. Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя.
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
«Искусство войны» Сунь-цзы в виде «бамбуковой книги»-цзяньду времён императора Цяньлуна (1736—1795). Из собрания Калифорнийского университета в Риверсайде.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу, а царь Хэлюй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве[2], традиционно называемый «Искусство войны» (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана, В. В. Малявина). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Идеи
Основная статья: Искусство войны
Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно. Он отмечает, что «война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу еще до того, как вражеская угроза становилась реальной». Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
«пути» (единодушия народа и верхов),
«неба» (соответствия времени),
«земли» (соответствия месту),
«полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь),
«закона» (организованности и дисциплинированности).
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
наличия у правителя дао,
наличия у полководца способностей,
постижения особенностей неба и земли,
осуществимости законов и приказов,
силы войска,
обученности командиров и солдат,
ясности наград и наказаний.
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Свидетельство о публикации №216102201750