Бытие. 1 - Сотворение мира

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Сотворение мира.

Почему творение мира подразделяется на дни? Ведь Бог мог бы создать всё в один миг? Иоанн Златоуст отвечает – по человеколюбию, ибо Бог передаёт нам учение. Это общение Бога с человечеством. Но писание было дано, когда род человеческий впал в великое нечестие, однако же Бог говорит напрямую с Адамом, с Каином, с Ноем, с Авраамом. Бог через писание опять хочет привлечь к себе человечество, а мы ему отвечаем – испытываем писания, «…ибо они говорят о мне» - сказал Христос. Последовательность событий творения мира – это раскрытие главных сил человеческого сердца.
Итак, первые слова книги "Бытие" - «В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ…» Надо читать это с помощью Нового Завета. В Евангелии от Иоанна – «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»,т.е. Бог и Слово - тождественны. Далее – «…И СЛОВО БЫЛО К БОГУ» - значит между Словом и Богом есть различие. И различие и тождество. Из Нового завета мы знаем, что Бог – Троица. Здесь и различие, и тождество. А общее во всём – царственный покой, насыщенный покой. Это и есть свойство человеческого ума по естеству Божьему. Но ум человеческий знает свои границы. В них он деятелен и смел, но за границы не выходит. Ум может согласиться о своём неведении. В нашей душе есть сила, которая помогает уму прийти в состояние покоя – ВЕРА. Она даёт и направление в работе ума.
В еврейском языке слово БОГ дано во множественном числе – «ЭЛОХИМ» (от ЭЛОАХ-ед. ч.), как бы «Боги», но «сотворим» - в ед. ч. Это казус. Он разрешается в Новом Завете, так как Бог – Троица. Бог воплотился в Иисуса Христа, и через Боговоплощение явилась троичность. В Ветхом Завете троичность не явлена, а дана в сокровенном виде, чтоб не давать повода к многобожию. Так, решая эти трудности в Писании, человек познаёт себя. ВЕРА от ума и знания себя не должна отделять, ибо вера слепая вообще невозможна – это безумие. На древнееврейском языке ВЕРА и ИСТИНА – слова одного корня. Отсюда – АМИНЬ. Верить – значит истинствовать. Когда мы произносим слово ВЕРА, мы можем подумать, что это НАША способность. Но без БОГА нет ВЕРЫ. ВЕРА – это то, что даёт БОГУ доступ к человеку.
Ещё одна трудность с глаголом – «сотворил». Это не в смысле «создал», ибо создать можно из чего-то другого или из себя самого. Если из другого, то получается, что с Богом существовало рядом «нечто», и, следовательно, Бог ограничен этим «другим» и не всесилен. Это концепция ДУОЛИЗМА. То есть – почему мир не хорош? Потому, что зло происходит от материи, или от другого «духовного» существа, которое существует рядом с Богом – от дьявола. Но это учение возникло от недоверия к Богу, от неверия. Другая же концепция – что Бог создал мир из себя, из истечения божественной природы. Бог весь переливается в мир. Это учение – ПАНТЕИЗМ. Это поэтическое, эмоциональное воззрение и это второе испытание Веры – встреча человека с красотой. Первое же было – встреча со злом. Пантеизм возник от непонимания, что Бог – это Личность. Он не может раствориться в мире. Бог хочет ЛИЧНОГО к себе отношения – ЛЮБВИ.
Но Бог сотворил мир не из чего-то. Есть Творец, а есть творение и между ними различие. А какое испытание более серьёзное – злом или красотой? Зла не было в замысле мироздания, а красота во всём, что Бог сотворил. Красота – это призыв, но и путь в бездну, что более серьёзно. Но Вера даёт силы пройти эти испытания….И это всё лишь от первых трёх слов писания, столько мыслей.
Далее читаем первые строки Ветхого Завета - «…НЕБО И ЗЕМЛЮ». Небо, которое можно было видеть, сотворено в четвёртый день творения, а земля, по которой можно ходить – в третий. Но в начале земля и небо – невидимы и не устроены. То есть Земля будет видима, и из неё будет устроен весь видимый мир. А небо первого дня – это невидимый, устроенный ангельский мир – НЕБЕСА. Земля же пока – первичная материя. Небо и земля первого дня не имеют никаких чувственных качеств. Но наша ВЕРА даёт возможность принимать невидимое за истину. Она освобождает ум от бесплодных усилий постигнуть Единого Бога Троицу. Она же даёт понять, что Бог сотворил Мир, а не создал его из чего-то. Она же даёт нам возможность общаться с тем, что невидимо. Но ВЕРА – от БОГА.
Итак, Сотворение Мира есть учение о человеке – антропология. ВЕРА – первая способность человеческой души. Она простая и несоставная. Поэтому вере нельзя научить, её нельзя доказать, а можно лишь показать. Читая Писания, мы идём от простого к сложному, сверху вниз, ибо божественная природа творит вопреки человеческому обычаю – прежде делает кровлю, а потом основание.
Второй стих: «ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА НЕ ВИДИМА И НЕ УСТРОЕНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ». – Упомянуты четыре понятия: тьма, бездна, дух, вода. Проще всего понять, что ДУХ – это Дух Божий, т.е. Святой Дух. ТЬМУ и ВОДУ Бог не творил, (по первому стиху) значит, они либо НЕБО, либо ЗЕМЛЯ. Но НЕБО – это ангельский мир, значит ТЬМА и ВОДА – это земля. В библейском смысле общее у них то, что они могут сгущаться. Это бесформенная, невидимая, неустроенная, аморфная материя. ТЬМА первых стихов книги Бытия – это «материя», а неустроенность Земли – это ВОДА в смысле - БЕЗДНА. Её Бог не творил, а сотворил Мир, который во времени и в пространстве. И первый намёк на то, что материальный мир имеет ограничения, мы находим во втором стихе: Дух Божий над Землёй, которая названа ВОДА, а Земля (она же ТЬМА) – над БЕЗДНОЮ. Т.е. ЗЕМЛЯ находится между ДУХОМ БОЖЬИМ и БЕЗДНОЙ – мир ограничен. Но на время и пространство здесь только намёк, так как МИРА ещё нет. Значит: ДУХ – ЗЕМЛЯ – БЕЗДНА – это иерархические отношения и в другом порядке они невозможны. Понятие БЕЗДНА возникает в связи с отпадением части ангельского мира от Бога и грехопадения человека. Бездна – это мистическая глубина, которая будет возникать по мере сознательного движения свободных существ от Бога. Преисподня – это не место, а движение. А пока же слово БЕЗДНА не имеет отрицательного смысла, но он сохраняется, т.к. БЕЗДНА указана на другой стороне, чем ДУХ БОЖИЙ. Таким образом, уяснение смысла всех этих понятий второго стиха невозможно без ВЕРЫ, ибо они не конкретны и символичны. Но верующий человек состоит к невидимому миру в строгом соответствии, ибо у него есть способность обретать видимый образ для невидимого. ВЕРА подразумевает под собой символическое мышление, продуктом которого есть ОБРАЗ. СИМВОЛ же – это мост к иной реальности. ВЕРА проявляет себя в поклонении и жертвоприношении, а в Новом Завете человеку даны ТАИНСТВА – то, что видимо для всех совершает священник, а не видимо – Господь. В таинстве человек через видимое принимает не видимое, и так происходит общение двух миров – БОГООБЩЕНИЕ. Поклонение - это осуществление ВЕРЫ через образные действия – богослужение, жертвоприношение, таинства. Человек – это Образ Божий, который может творить образы божественного. Священное Писание в первых двух стихах предлагает символическое построение в 5-ти ярусах: ВОДА и ТЬМА, образы первичной материи, которая названа ЗЕМЛЁЙ, но по противоположности НЕБЕСАМ, которые тоже не видимы и являются символом Ангельского мира. Каждый из наших пяти органов чувств имеет мистическое значение и смысл. С каким из пяти чувств соотносится ВЕРА? Ап. Павел прямо говорит, что «ВЕРА – от слышания». Противопоставляется же ВЕРА – зрению: «Блаженны не видевшие, и уверовавшие». Символический образ для бескачественной материи – вещество лишённое зрительных качеств – цвета, формы – т.е. ВОДА. С другой стороны – это материя не видимая – ТЬМА. В вопросах веры Бог – неописуем, поэтому надо говорить об одном через другое, которое должно быть верно найдено, а ВЕРА подвигает к тому, чтобы невидимое выразить через ОБРАЗ, и различать Образ и Первообраз. Поэтому, общаясь с конкретными святынями, мы знаем, чему покланяемся – в Образе – Первообразу. Рациональное же мышление имеет дело со своими элементами, и соединяет из них свою конструкцию, и никогда не создаст Образ. Возможен высокий уровень рационального мышления при полной атрофии символического мышления. Так возникает ПРОТЕСТАНТИЗМ – западная форма иконоборчества и общего менталитета. Библия же написана на едином СИМВОЛИЧЕСКОМ языке, где книги различного жанра и разных эпох, но язык один. Это не человеческое дело, а Божье. Единый символический язык Библии – это свидетельство Духа Святого.
Итак, вторая способность человеческой души, вслед за ВЕРОЙ, - есть СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Человек может жить в том, что называется Образ, поэтому ОБРАЗ ЖИЗНИ – это жизнь в Церкви. Символическое библейское мышление – это только художественное мышление и основа православного богослужения, самой сущности которого принадлежит КРАСОТА. Богослужение не может совершаться иначе, как только в КРАСОТЕ, ибо в его Образе найдено Первообразное.
Здесь встаёт некое затруднение: мы верим, что Бог создал Мир из НЕ существующего. Творец – это НЕ его творение. Нет общего в ЕЁ и ЕГО естестве. Значит творение вне Бога? Но это не так. Человек не может быть ВНЕ БОГА. Этот парадокс решается просто – МИР, как творение сообразен ТВОРЦУ. Они связаны через Образ. Символическое мышление мыслит ТВОРЦА в отображении ТВАРИ. Мы можем смотреть на себя как на образ Творца. Для этого и применяется символическое мышление. Только человек имеет в себе ОБРАЗ БОЖИЙ, и в нём заложено направление движения к нему – ПУТЬ. По нему человек должен вести всё мироздание. Поэтому человек – это ОБРАЗ уподобляющийся ТВОРЦУ. Но по первым стихам мы уже видим, что и Мир уже содержит ОБРАЗ ТВОРЦА. Но человека ещё нет.
Третий стих – «ДА БУДЕТ СВЕТ» - сказал Бог. Именно СВЕТ и пришёл в мир по СЛОВУ Божьему. О БОГЕ СЛОВЕ возвещается в Евангелии, и с самого начала БЫТИЯ нечто начинает быть по Слову БОГА СЛОВА, имя которому = СВЕТ. И Свет указывает на Творца, как и человеку Свет указывает Путь уподобления Творцу. О Свете же не сказано, что Бог его сотворил. Он «БЫСТЬ», и о нём сказано, что он «ХОРОШ». На языке Священного писания есть 5 понятий слова «Свет»: 1.- от солнца и светил – это не Свет 1-го дня.2.- Свет в нравственном отношении в отличие от тьмы греховной. 3. –Свет – имя Бога. 4. – Свет – это имя Благодати Божьей, и 5. – СВЕТ первого дня, особенный относительно всего мироздания. То есть Он не сотворён и не является не тварным. Он не есть сама Благодать, Он – БЛАГОДАТНЫЙ СВЕТ. Свет первого дня не Земля, не Небо, ибо Он не из материального мира. Это не ангельский свет, ибо небесную иерархию Бог сотворил единым актом творения. СВЕТ первого дня пришёл в мир по СЛОВУ.
Итак, Бог сотворил человека, чтобы он стал причастником его божественной природы. Но мы различны по природе – ТВОРЕЦ и ТВОРЕНИЕ. Но Бог может приобщить к себе иную природу, не смешиваясь с ней, и человек может стать причастником божественной природы ПО БЛАГОДАТИ, которая есть божественная, не тварная энергия – СВЕТ. Бог сказал – ДА БУДЕТ СВЕТ, - и он воссиял в сердцах наших. Это есть путь уподобления Творцу и Первообразу. На человеке есть сама природа ОБРАЗА, который динамичен и энергичен. Если этой энергии нет, то ОБРАЗ теряется в человеке. Когда люди духовно погибали, то Господь пришёл, и собой указал путь Спасения – «Я ЕСМЬ СВЕТ». Итак, СВЕТ первого дня творения – это отсвет Благодати во всём мироздании. СВЕТ первого дня для человека есть основа всякого художества и творчества.
В четвёртом стихе говорится, что Бог отделил СВЕТ от ТЬМЫ. Зачем? Затем, чтоб мы поняли, о каком СВЕТЕ идёт речь. СВЕТ первого дня имеет естественные и сверхъестественные свойства, что роднит его с БЛАГОДАТЬЮ. СВЕТ первого дня обусловлен только своим источником – Богом. Если мы представляем СВЕТ, то этим ещё не подразумевается ТЬМА. Но ТЬМА, от которой отделён СВЕТ, не есть греховная тьма, или физическая тьма. ТЬМА первого дня – это первичная материя. А если Бог отделил СВЕТ от ТЬМЫ, то СВЕТ первичнее физических законов, и от них не зависит. Мы это называем – ЧУДО. СВЕТ первого дня указывает на Благодать, а она БЕЗУСЛОВНА.. Человеку задано Богоподобие, и свобода человека в том, что на этом пути ему ничто не может помешать – Благодать действует безусловно. Ничто не может нас отделить от любви Божией, так как Он отделил СВЕТ от ТЬМЫ. И вот почему СВЕТ – «Хорош».
Далее: - И НАЗВАЛ БОГ СВЕТ «ДНЁМ», И ТЬМУ - «НОЧЬЮ». Поэтому важно осознать, что в мироздании что-то называет только Бог, а что-то человек. Больше – никто. И если что-то называет Бог, - это прямое отношение к человеку, хотя его ещё нет. И если что-то называет Бог, - это Дар Божий, и человек не владеет этими благодатными силами. В грехопадении человек захотел присвоить Дар Божий («…будете как Боги»), и был разоблачён и познал свою наготу. Но во власти человека впадать и в благодатное состояние. Но если человек хочет собственного райского состояния, но не Бога, он впадает в безумие.
День и ночь есть, но нет Солнца и светил. Они же есть символы того, что Благодатный Свет неотделим от материального мира. «…там где изобилует грех, там преизобилует Благодать» - сказал апостол.
Далее: «…И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО – ДЕНЬ ОДИН». Первое, что назвал Бог, был – СВЕТ, он ему ближе. Затем – ДЕНЬ – НОЧЬ. Но день заканчивается вечером, а ночь – утром. Отсюда порядок отсчёта дней творения. Появляется новое понятие – «день творения». Это этап творения, ибо Благодать действует непрерывно. Этапом творения называется ДЕНЬ, т.к. СВЕТ, т.е. Благодать, даёт наименование этапу – и был вечер ДНЯ, и было утро ДНЯ. Источник дня в видимом мире – Солнце, в невидимом – Бог. Понять порядок Творения от дня ко дню можно только как последовательность, которая образует ПУТЬ. Мир создан по дням, чтобы человек принял Учение. Каждый день творения имеет свою СЛАВУ. Но за что эта СЛАВА? За то, что Слава Божья каждого дня творенья постижима для человека и его поучения. В чём СЛАВА Первого дня? А это то, что не приходило на сердце человеку, но когда сбылось, тогда и узналось из Писания. Писания даны для Спасения, а Спасение в том, что СЛОВО «бысть» плоть как человек. И люди увидели СЛАВУ ЕГО. А значит, кто увидел СЛАВУ Христову, постигли СЛАВУ Первого дня Творения. Высшая СЛАВА Бога в том, что ОН соединился с человеком и был им до самой смерти. Значит Крест Христов - в первом дне творения. Бог Слово присоединяет к себе иную (человеческую) природу, не смешиваясь с ней. Это называется «стяжать» или «обрести» эту природу (по-еврейски – КАНА). Отсюда первенец Адама и Евы – Каин. Впоследствии Мелхиседек благословил Авраама именем Бога, который СТЯЖАЛ небо и землю. То есть - то, что сын для матери, то всё творение для Бога Творца. Как мать относится к своему ребёнку, так и Бог относится к своему творению. Бог сотворил Мир и зовёт его к себе через СЛОВО, т.е. зовёт к себе Человека, чтобы он уподобился Творцу. И это началось в 1-й день творения. Что же тогда Он к себе присоединил? – СВЕТ. Изречение Бога – «ДА БУДЕТ СВЕТ» – вечно, потому, что Слово Божие – БОГ, т.е. СВЕТ начал быть по Слову СЛОВА, как СВЕТА Свет. Поэтому Свет первого дня вечный. Затем Бог отделил Свет от Тьмы, т.е. Благодатный свет от материального мира, и назвал Свет и Тьму – День и Ночь, чтобы и Тьма была неотделима от СВЕТА. Мир, отдельный от СВЕТА стал неотделим от СВЕТА. И, наконец, День – Ночь Бог назвал одним словом – День, чтоб и Ночь была святая. Итак, Бог СЛОВО присоединяет к себе иную природу, и это становится совечно как СВЕТ, неотделимо как Мир (Тьма), свято, как освящённая ночь. И это путь к принятию Благой Вести, Евангелию – «Бог СЛОВО бысть плоть». Бог творит Мир, чтобы весь Мир принял Творца. Следовательно, Христос вошёл в свою СЛАВУ, когда пострадал до самой смерти. Поэтому Он объяснил ученикам после Воскресения, - ЧТО сказано о Нём во всех писаниях. Значит Он начал с 1-го дня Творения. Слава Креста Господня ТА ЖЕ, что и 1-го дня Творения, и Христос – Агнец, закланный от сложения Мира.
Последовательность такова, что 1-й день Творения не был днём 1-ым. Он назван – ДЕНЬ ОДИН, не порядковым числительным. Чтобы начать отсчёт, нужна единица, но время текуче и непрерывно, и его надо делить, вложить число. Созидание числа есть отдельный акт Божественного творчества. Василий Великий пишет, что ДЕНЬ ОДИН имеет преимущественное значение от других дней Творения. Шесть дней Творения + 7-й день – седмица, но в седмице каждый день – ДЕНЬ ОДИН. Слава Первого дня – БОГ ВО ПЛОТИ. Седмица дней – это сакральный счёт времени. Она возвращается сама на себя. Если в неделе седьмой день называется – ШАБАТ (покой), то как должен называться 1-й день? У нас он называется – Воскресенье. В сакральном счёте ДЕНЬ ОДИН – первый, и возвращается на себя, и тогда он день восьмой. А 8 – это число вечности. Воскресение Христа было в ДЕНЬ ОДИН, он же день восьмой, по-нашему – Воскресение. Наименование его – ДЕНЬ ОДИН, говорит нам о его исключительной СЛАВЕ. Там, где речь идёт о Начале, там и о последнем смысле мироздания – это БОГ НА КРЕСТЕ. Воскресение Христово говорит о том, что Бог Начала был на кресте, а «…в начале Бог сотворил Небо и Землю», и поэтому Начало не может умереть. И мы верим, что Бог не мог не воплотиться, и имя ему – НАЧАЛО. А начало времени не принадлежит времени, и 1-й день Творения не 1-й день, а ДЕНЬ ОДИН, и он не включён в один разряд с другими днями.
Таким образом, какие три способности мы открываем, когда познаём – что есть ДЕНЬ ОДИН?
1. – ВЕРА 2. – СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 3. – СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ БЛАГОДАТЬ. Они открываются в нас не одно за другим, а вместе, друг друга держат, ибо без Благодати нет Веры. Без Веры – Образ не видим. ДЕНЬ ОДИН – самое целостное по смыслу высказывание Священного Писания. Итак, Творение Мира по дням есть устроение человеческого сердца. Запись этого устроения в каждом дне Творения предлагает нам затруднения и, ото дня ко дню переходя, мы открываем сами себя.
День Второй: «И СКАЗАЛ БОГ – ДА БУДЕТ ТВЕРДЬ ПОСРЕДИ ВОДЫ, И ДА БУДЕТ ОНА ОТДЕЛЯЮЩАЯ МЕЖДУ ВОДОЙ И ВОДОЙ. И БЫСТЬ ТАК». Между одной водой и другой водой появляется перегородка, которая называется – ТВЕРДЬ. В «Дне Один» Бог отделял Свет от Тьмы – Благодатный свет от материального мира и перегородки тогда не было. И ещё Он назвал их неотделимость «День – Ночь». Мы возвращаемся опять к первичной материи – ТЬМА и ВОДА. Вода послужит к устроению жизни, т.к. Дух Божий носился над ВОДОЮ. Но она не имеет формы, а жизнь не может быть бесформенной, она всегда в границах, и поэтому её можно любить. И когда Христос пришёл в образе человека и ногами попирал эту землю, то это было не уничижение божественной природы, а её высшая СЛАВА. Поэтому для созидания жизни нужно установить первую границу – В ВОДЕ. Это и будет весь ДЕНЬ ВТОРОЙ. Отсчёт дней начался со ВТОРОГО ДНЯ, и ДЕНЬ ОДИН стал первым. Границей же жизни стала ТВЕРДЬ, и она живая и деятельная, ибо пропускает в обе стороны то, что нужно и отделяет то, что нужно, как мембрана. Но ТВЕРДЬ не из ВОДЫ, поэтому Бог её не создал, а сотворил. «…И НАЗВАЛ БОГ ТВЕРДЬ НЕБОМ». Но почему ТВЕРДЬ это НЕБО, когда НЕБО уже упоминалось в ДНЕ ОДИН? Но есть НЕБО 1-го Дня – Ангелы, и есть НЕБО 2-го Дня, - то, как Бог назвал ТВЕРДЬ. То есть под ТВЕРДЬЮ – мир телесный, а над ТВЕРДЬЮ – ангельские чины. В этом язык Священного писания – под одним и тем же словом могут подразумеваться разные понятия. Главное – ТВЕРДЬ названа Богом. Что-то будет и человек называть, а что-то названо Богом, и что Бог называет, то человеку не подвластно и не познаваемо. ТВЕРДЬ – это предел нашего восприятия. Но почему, то, что над ТВЕРДЬЮ, и то, что не познаваемо нами, тоже ВОДА? Это не та же ВОДА – это символ ангельских сил, и она чудесное вещество, единственное, которое расширяется при замерзании, и поэтому по своим свойствам символизирует ангельский мир. И жизнь небесная, и жизнь земная, при всём различии – это жизнь, поэтому она как ВОДА. «…И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО». А что в этом хорошего? А то, что ТВЕРДЬ нас ограничивает. Передвижение в пространстве нас не приближает к ТВЕРДИ. Она не пространственная категория. Это значит, что НЕБО 2-го Дня предлагает человеку духовный горизонт. А к ТВЕРДИ нас приближает время нашей жизни. История человечества началась после грехопадения, и в этой истории настанет момент, когда закончится существование ТВЕРДИ. В Откровении Иоанна Богослова сказано, что НЕБО свилось в свиток.
ТВЕРДЬ по воле человека непроницаема – она Богом названа, но человек может быть вознесён за пределы ТВЕРДИ. Это испытал, и об этом рассказал апостол Павел. Что же хорошего мы слышим о человеке во 2-м Дне Творения? У тех, кто живёт над, и под ТВЕРДЬЮ есть общее. У человека с ангелами общие духовные способности, т.е. одно и то же НЕБО является общим с ангелами. Создана вертикаль мироздания – под ТВЕРДЬЮ, и над ТВЕРДЬЮ. А в начале, в Писании упоминается то, что под ТВЕРДЬЮ. Это написано для человека, ибо для нас через НЕБО задано направление нравственного развития. НЕБО – это направление нашей ВОЛИ. И это четвёртая способность человеческого духа и то, что роднит человека и ангелов. Это называется – СВОБОДА, и ей задано направление. Для нас НЕБО – это ВЕРХ. А для ангелов? Для ангелов НЕБО – как знак вечного между ними различия, ибо ангельский мир разделён надвое. Для ангелов Божиих НЕБО – обитель, а для падших – оно отвратительно. Одно из животных, которое символизирует сатану – бехемот, от еврейского «бхема» - скот. Поэтому человек обладает ангельской свободой, т.е. свободой последнего решения. После грехопадения каждый из нас только после смерти узнает, в чём было последнее решение его свободы, и где действительно было его сердце. Когда человек готов совершить преступление, его лицо обращено к земле (лицо поникло). Так было у Каина, и однажды было у Авраама, и Господь поднимает лицо человека, и Каина, и Авраама. И затем наступает окончательное его решение - Каин убивает, а Авраам верит Богу и восстанавливает первую способность духа – ВЕРУ. И тогда Бог вменил ему это в праведность. Небо есть существенный указатель – где верх, где низ, и в этом серьёзные различия в греческом и еврейском тексте Библии. В еврейском тексте не сказано: «…и увидел Бог, что это хорошо», значит НЕБО в нём умалено.
День Третий: «…И СКАЗАЛ БОГ: ДА СОБЕРЁТСЯ ВОДА, КОТОРАЯ ПОД НЕБОМ В СОБРАНИЕ ОДНО». Повторение однокоренных слов – «соберётся в собрание» означает, что Творение происходит соответственно заложенным в них (стихиях) силам, т.е. таково её естество (воды) – собираться в собрания. «…И ДА ЯВИТСЯ СУША». Суша уже должна стать видимой. Здесь уже ВОДА утрачивает своё символическое значение и становится физически ощутима. На суше и в воде появится жизнь, ЧУВСТВО ЖИЗНИ – ДАР Божий для человека. «…И БЫСТЬ ТАК». Однако вода собралась в собрания СВОИ и явилась СУША. Вода не собралась в собрание ОДНО, а в сообразные системы вод, и явился богатый мир ландшафтов. А закон экологии в современном мире гласит: чем разнообразнее живой мир, тем он более жизнеспособен. И Бог создаёт уже в 3-й День мир, изобилующий избыточными формами для устойчивости будущей жизни. Такой же избыточный мир будет и в небесных телах. Это щедрость Творца – Бог творит избыточно.
«И НАЗВАЛ БОГ СУШУ ЗЕМЛЁЮ, И СИСТЕМЫ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО». Нам говорится о жизни. Но, названное Богом, (земля, вода) человеку не дано. А что дано? Человеку дана жизнь, которая всегда в границах, а граница – ТВЕРДЬ Небесная. И границы жизни надо соблюдать благоговейно, Это и есть религиозное чувство жизни.
«И СКАЗАЛ БОГ: ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ РАСТЕНИЯ» - т.е. в самом естестве Земли заложено свойство произращать растения по Слову Божьему. – «ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ И ПО ПОДОБИЮ, И ДРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ТВОРЯЩЕЕ ПЛОД, СЕМЯ КОТОРОГО В НЁМ ПО РОДУ НА ЗЕМЛЕ. И БЫСТЬ ТАК». Жизнь, Богом в Землю вложенная такова, что человеку беспокоиться не надо. Жизнь сама воспроизводится в своих границах. А что же сделала Земля? – «И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ РАСТЕНИЯ» - Не произростила, потому, что Земля, как и вода, действуют по своему естеству. Здесь показана свобода не только ангельского, не только человеческого, но и растительного мира. – «И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО. ДЕНЬ ТРЕТИЙ» - Здесь же мы ещё узнаём, что растительный мир был создан ДО Солнца и светил. Это говорит о крепости Богоданной жизни, т.е. жизнь не от Земли и не от Солнца, а от СЛОВА. Это первая проповедь Воскресенья – жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителям. И этот день 3-й связан с Евангельской проповедью Христа, говорящего – «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ищите же сперва Царствия Божия и правды Его, и всё приложится вам». Т.е. мир первой жизни говорит о царствии Божием. Ещё одна духовная способность человека, возникшая от 3-го Дня Творения – Благоговейное чувство жизни. Первое ощущение человека – оно религиозно заряжено и нравственно, и имеет единый духовный центр – Творца. И символом всего этого нам дана Земля. Она станет нравственным спутником человека во все эпохи его бытия. Через отношение к Земле строится отношение человека к мирозданию вцелом. Библейская Земля – центр мироздания.
Итак, Библия учит нас, что всякое восприятие есть МИРОВОСПРИЯТИЕ, и Мир непредставимо многообразен. Это чувствует всякий творческий человек. Если не понять, что такое – избыточно богатый мир Творца, то нам не понять 4-й день, а это – звёздное небо – невообразимый избыток пространств, тел и сияний. Это Царский подарок! А зачем он нужен? А не зачем! Это преизбыточность Божья. А чтоб не потеряться в бесконечности звёздного неба, нужно иметь чувство жизни, которое на Земле. Только когда от Земли мы утвердились в ощущениях жизни, только тогда мы можем понять ДАР, который нам дал Господь в звёздном небе. А на Земле же первое упоминание растительной жизни промыслительно относительно РАЯ, упоминание о котором происходит с растительного царства. А так как жизнь первичнее Солнца, то жизнь – до хлеба, как растения – до Солнца. Хлеб – символ жизни человека и его дОлжно добывать с лицом к земле. Но там, где человек только вкалывает – это протестантизм, ибо не жизнь на первом месте, а условия жизни, экономика, комфорт, права человека и обслуживающая инфроструктура. Противоположный взгляд – Бог не в силе, а в правде. Это наша идеология. Мы, Божьи люди, содержим жизнь, а они, потомки Каина – условия жизни. Византия погибла, когда захотела обменять мифическую западную помощь на чистоту православия.
День Четвёртый: «И СКАЗАЛ БОГ: - ДА БУДУТ СВЕТИЛА НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ЗЕМЛИ, ЧТОБ ОТДЕЛЯТЬ МЕЖДУ ДНЁМ И МЕЖДУ НОЧЬЮ, И БУДУТ ОНИ ДЛЯ ЗНАМЕНИЙ И ДЛЯ ВРЕМЁН, И ДЛЯ ДНЕЙ, И ДЛЯ ГОДОВ, И ДА БУДУТ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ. И БЫСТЬ ТАК». Светила не названы по именам, так как они есть суть языческих богов. Знамения и времена – это сроки праздников и богослужений. Вопрос: - на какой день Творения указывает День Четвёртый? «…И СОТВОРИЛ БОГ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИЕ. СВЕТИЛО ВЕЛИКОЕ В НАЧАЛЬСТВО НАД ДНЁМ И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ В НАЧАЛЬСТВО НАД НОЧЬЮ И ЗВЁЗДЫ. И ПОСТАВИЛ ИХ БОГ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ И НАЧАЛЬСТВОВАТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ И ОТДЕЛЯТЬ МЕЖДУ СВЕТОМ И МЕЖДУ ТЬМОЙ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО. ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ». Ответ: - Четвёртый День указывает на Первый. В Первом Дне не было ничего, что бы мы воспринимали чувствами. Там главнейшие умопостигаемые сущности в безвременной последовательности пришли во взаимодействие по смыслу. И вот – 4-й День – это икона 1-го Дня. То НЕБО стало нашим небом. Та ЗЕМЛЯ стала живая. Свет идёт сверху и регулярно отделяется от тьмы, которая сейчас просто темнота. И в напоминание о НАЧАЛЕ стоят в небе начальники. В 4-й День уже никаких свойств души Писание не открывает, а закрепляет уже познанное. Это новое небо – наш учитель, если наша воля обращена к небесному. Т.е. 4-й День даёт узнавание невидимого через видимый образ. СЛАВА 4-го Дня – это образ невообразимого. Польза этого дня такова, что зримое небо станет первым учебником для мыслителей, которые в сотворённом захотят постигнуть Создателя. Если НЕБО 1-го Дня – ангельский мир, то звёзды 4-го Дня – образ ангельских сил. Когда мы смотрим на Небо, то вспоминаем о разделении ангельских духовных сил. Современному человеку, при взгляде на небо кажется, что земля и небо ничтожны, и мы где-то на краю. Но научные знания не предназначены для того, чтобы на их основании строить мировоззрение. Для такого человека – Земля, уже не центр мироздания, т.е. неверующий человек как бы на ногах не стоит. Итак, 4-й День закрепляет достигнутое. Но 4-й День – центральный. Он говорит и о последующем. 4-й День – весь икона, образ. Но Образ Божий – только человек, а небо и космос не образ Творца. Небо – образ 1-го Дня Творения. Невидимое стало видимым. Когда человек постигает Образ Божий в себе – это самосознание, а если в другом – это любовь. А умение видеть небо как образ 1-го Дня, это школа, приготовление к самосознанию и любви. Поэтому порядок Творения человечен по своей сути.
День Пятый: «И СКАЗАЛ БОГ: ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ДУШИ ЖИВОЙ, И ЛЕТАЮЩЕЕ ДА ПОЛЕТИТ НАД ЗЕМЛЁЮ ПО ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ». Опять однокоренные слова. Т.е. естество воды 5-го Дня – кишеть. Стихии Бог даёт естество, вкладывает в него своё СЛОВО, а дальше они уже ведут себя естественным образом – дана Богом сила действовать по своему естеству.
«И СОТВОРИЛ БОГ РЫБ БОЛЬШИХ И ВСЯКУЮ ДУШУ ЖИВУЮ, ПОЛЗУЧИХ, КОТОРЫМИ ВОСКИШЕЛА ВОДА ПО РОДАМ ИХ, И ВСЯКУЮ ПТИЦУ ПЕРНАТУЮ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО». Вода даёт обитель, но всякую душу творит сам Бог. Это важно, вода сама ничего не производит, но из неё выходит душа. Создания 5-го Дня двусоставны – тело и душа. Рыбы большие стоят отдельно. Они будут символом на языке Священного Писания. И то, что Бог назвал – ХОРОШО - это СЛАВА Божья и то, что постижимо для человека, за что он Его и хвалит. Далее: «И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ (всякая душа благословенна) ГОВОРЯ: - РАСТИТЕ И МНОЖЬТЕСЬ, НАПОЛНЯЙТЕ ВОДЫ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА МНОЖАТСЯ НА ЗЕМЛЕ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО. ДЕНЬ ПЯТЫЙ». Приближается повествование к человеку и мы узнаём, что всякая душа творится Богом, и первые животные благословляются теми же словами, что благословится и человек. Для нашего чувства жизни это значит, что ко всякой душе живой человек может иметь сострадание. Это сострадание входит в благоговейное чувство жизни.
День Шестой: «И СКАЗАЛ БОГ: - ДА ИЗВЕДЁТ ЗЕМЛЯ ДУШУ ЖИВУЮ ПО РОДУ, ЧЕТВЕРОНОГИХ И ПОЛЗУЧИХ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ. И БЫСТЬ ТАК». А может ли земля извести душу живую? НЕТ. Стихии не изводят души. Их творит Бог. «И СОТВОРИЛ БОГ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ, И СКОТОВ ПО РОДУ, И ВСЕХ ПОЛЗУЧИХ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО». Животные трёх видов: скоты, ползучие и звери сотворены с душою и телом. А что значит: - да изведёт земля душу живую? Это различия двух групп животных: из воды, и наземные. Животные 6-го Дня не двусоставны, как животные 5-го Дня – пресмыкающиеся и птицы. Из 5-го Дня мы узнаём, что все души творятся Богом, и Он их благословляет, а из 6-го, - что такое жизнь тела высших животных – с душою и телом, как и человека, впоследствии – ИЗ ЗЕМЛИ. Они близки нам по плоти и после грехопадения их будут приносить в жертву. Какое же ощущение живого даёт нам Писание перед человеком? – 3-й День – жизнь сама себя воспроизводит – растения, по СЛОВУ Божьему, ранее солнца. Первая жизнь – это проповедь Воскресения. Такова СЛАВА 3-го Дня. 5-й День – первые одушевлённые животные. Вода соучаствует в созидании плоти, но душа их сотворяется и благословляется Богом. Пока рождаются души – Творит Бог. Это СЛАВА 5-го Дня. В 6-й День ни одна стихия не участвует в сотворении плоти животных близких человеку, - творит сам Бог. Это СЛАВА 6-го Дня. И теперь всё это многообразие должно собраться в одной точке – человек. Душу и плоть человека Бог будет Творить, и жизнь даст такую, что после грехопадения она восстанет телесно. Вот когда все эти ощущения собираются в одну точку, - это религиозное чувство жизни. Итак, до того, как приступить мысленно к сотворению человека, мы должны обрести: 1. – ВЕРУ 2. – ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ 3. – ВОСПРИЯТИЕ БЛАГОДАТНОГО СВЕТА 4. – НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЛИ 5. – ЧУВСТВО ЖИЗНИ. Библия рассказывает о сотворении человека, и это испытание для него, ибо он обладает САМОСОЗНАНИЕМ. Это 6-я способность человеческого сердца.
О сотворении человека говорится дважды, чтобы подчеркнуть важность повествования. Человек помещён в шестоднев, и он последнее творение последнего дня. Во второй раз говорится о человеке в особом мире, в который он был помещён – о РАЕ в стране ЭДЕМ. Первый рассказ, это общая концепция, которая оставляет простор для созерцания того, что есть человек, когда он живёт в РАЮ. - «И СКАЗАЛ БОГ: СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ И ПО ПОДОБИЮ»-Сотворению человека предшествовал Совет Лиц Пресвятой Троицы – «СОТВОРИМ»-. Человек сотворён по ОБРАЗУ Божиему. Это особенно важно потому, что в него входит и ПОДООБИЕ. – «И ДА ПРИМУТ ОНИ НАЧАЛЬСТВО НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, СКОТАМИ И ВСЕЮ ЗЕМЛЁЮ, И ВСЕМИ ПОЛЗУЧИМИ ПОЛЗАЮЩИМИ ПО ЗЕМЛЕ». - Человек по-еврейски – АДАМ – человек вообще. Но очень странный перечень подвластных ему животных: рыбы морские. Но они как таковые не упоминались ещё. - Птицы небесные. И это не то же, что птицы крылатые. И отдельно упомянуты - ползучие и ползающие по земле, которые тоже не упоминались. Этот список, скорее всего, является символическим, и это будет ясно, когда Бог даст человеку благословение начальствовать над ними. – «И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА СОТВОРИЛ ИХ».- Звучит три раза слово – СОТВОРИЛ. Это явно выраженное участие Божественной Троицы в сотворении человека. И сказано: - «сотворил человека; сотворил их». Т.е. изначально человек не одиночный индивид. Человек был сотворён как ЦЕРКОВЬ – из двух человек, но не одновременно, жена позже. Никакое учение человеческое не может так возвысить человека, как Откровение. Но Священное писание дано человеку в его падшем состоянии, поэтому рассказ о сотворении человека должен его тревожить. А достоинство человека при его сотворении было высочайшее, а именно: ангельские чины и первичная материя были сотворены в МОЛЧАНИИ. Затем всё пришло в мир по повелению Божиему – И СКАЗАЛ БОГ…- Но на человеке этот порядок вдруг нарушается, а потому, что сотворению человека предшествует Совет Лиц Пресвятой Троицы. До этого были косвенные указания, что Бог – ТРОИЦА. А теперь прямо – СОТВОРИМ + Бог во множественном числе – ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ. - Этот Совет – ВЕРШИНА ОТКРОВЕНИЯ. Его мы ещё услышим при сотворении жены, при изгнании из РАЯ, в Вавилоне, перед рассеянием народа. Об этом Совете говорит царь Давид, и сам Бог в речи к Иову. Христос привёл в молчание фарисеев, когда упомянул о Великом Совете Лиц Пресвятой Троицы. В псалме царя Давида – «Сказал Господь Господу моему – сиди одесную Меня».-
Итак, 1.- сотворению человека предшествовал Великий Троический Совет. 2.- Человек был сотворён с именем – АДАМ (по-евр. – человек), того же корня, что и АДАМА (по-евр. земля, почва). Это созвучно с именем АДАМ (по-евр. – красный). И 3.- достоинство человека так велико, что он причастен всем дням Творения, и принадлежит всем мирам: Земле 3-го Дня, плотью животных 6-го Дня, свободен как ангелы 2-го Дня, благословение имеет как первые живые души 5-го Дня. Человек сотворён по ОБРАЗУ. А высший видимый образ невидимого – звёздное небо 4-го Дня. И, наконец, человек – СОТВОРЁН. А первое Творение произошло в ДЕНЬ ОДИН, и жили первые люди во Свете Божьем в Раю, а это тоже – ДЕНЬ ОДИН. Все сотворённое за шесть дней объединилось в человеке и возникло искушение думать, что человек – это малый космос. Но человек не микрокосмос, и это основа христианского вероучения. Человек – это больше, чем микрокосмос. Это 3-й, и может быть, главный момент достоинства человека – сотворение ПО ОБРАЗУ. Иначе нет у человека самосознания, если он не постигнет – что есть ОБРАЗ. Но прежде чем это понять, Писание даёт нам уже три урока: 1.- поясняет, как пользоваться ОБРАЗОМ. 2. – объясняет, почему ОБРАЗ сообразен. 3.- даёт увидеть великий образ незримого. Первые же образы даны в 1-м стихе – НЕБО И ЗЕМЛЯ. Для ЗЕМЛИ даны два образа – ТЬМА и ВОДА. Во втором уроке мы узнаём, что ТВОРЕЦ совершенно отличен от сотворённого: Бог вне Мира, но Мир НЕ вне Бога. И что его делает сообразным Творцу? Это особенный от всего сотворённого СВЕТ. Благодатный СВЕТ отделён от Мира, но Мир не мыслим без него как ДЕНЬ и НОЧЬ.
Самую большую трудность для понимания представляет ДЕНЬ ОДИН Творения. Там одни образы, за которыми надо представлять другие образы. Возникает система понятий, ни одно из которых не представлено в конкретном, зримом виде. Эта трудность решается так: 1-му Дню Творения поставлен в соответствие 4-й День, в котором была сотворена икона 1-го Дня – зримый образ начальных тайн. Так нам даётся понять, что человек – это зримый Образ не зримого Творца. Человек сообразен Творцу через его словесный свет. Как Образ Божий человек больше мироздания. Что-то новое должно быть в человеке по отношению ко всем образным системам всех прежних Дней. И это 4-й элемент достоинства человека при сотворении – человек есть ОБРАЗ Божий и ПОДОБИЕ. Но сотворён был человек только по ОБРАЗУ, что оказалось достаточно для его совершенства. Итак, из всех Образных систем человек имеет ЗАДАНИЕ. Ему дано УПОДОБЛЕНИЕ сотворившему его, которое человек должен осуществлять самостоятельно и творчески. И эта мысль объединяет Ветхий и Новый Заветы. Эта способность человека трудиться для осуществления Божьего замысла называется – СИНЕРГИЯ – сотрудничество Богу. Особенность образа человека по Богу – это СВОБОДА. Она роднит человека с ангелами. Но об ангелах не сказано, что они созданы по Образу. Т.е. в человеке есть космическое и дано нечто ангельское. Но человек это НЕ микрокосм, и НЕ ангел, и свобода человека отличается от свободы ангелов СУГУБО: 1) – человек – единственный Образ Божий, а Образу дано уподобление Богу, а ангелам – нет. 2) – ангелы – свободные существа, но они первотварные, а человек – последний сотворён в 6-й День вместе с животными из земли. Плоть человека – из земли, и это СЛАВА 6-го Дня, поэтому человек, а не ангелы имеет повеление начальствовать над всеми носящими плоть. Из Нового завета мы знаем, что Бог может прийти в мир как Образ Божий – как человек. ЧЕЛОВЕК - ЭТО ТО, В ЧЁМ САМ БОГ МОЖЕТ ПРИЙТИ В МИР.
Итак, отличия ОБРАЗА Божия в человеке это: (1) – личная свобода, доходящая до ангельской. (2) – творческая свобода – ОБРАЗ, которому дано уподобление. (3) – плотоношение – СЛАВА 6-го Дня. (4) – начальство над всей Землёй.
Из 5-го Дня мы знаем, что Бог благословил тех животных теми же словами, что и человека, кроме животных 6-го Дня. Они ожидают человека, чтобы в нём благословиться – «…И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ, ГОВОРЯ – РАСТИТЕ И МНОЖЬТЕСЬ». Здесь «РАСТИТЕ» относится к внутреннему развитию человека, а «МНОЖЬТЕСЬ» - к внешнему развитию, к численности – «…И НАПОЛНИТЕ ЗЕМЛЮ И ПРИМИТЕ ГОСПОДСТВО НАД НЕЙ, И НЕЧАЛЬСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И ВСЕМИ СКОТАМИ И ВСЕЮ ЗЕМЛЁЙ, И ВСЕМИ ПОЛЗУЧИМИ И ПОЛЗУЮЩИМИ ПО ЗЕМЛЕ». Итак, благословение получено человеком: 1) – на рост и размножение. 2) – на господство над Землёй. 3) – начальствовать над Землёй с её животными. Человеку дано двойное начальство над Землёй, но в первом говорится о рыбах морских и птицах небесных, которые не были упомянуты среди сотворённых существ. В Священном писании есть «параллельные места». Этому же месту будет параллельное упоминание о НОЕ и сынах его – «…И НАПОЛНИТЕ ЗЕМЛЮ, И ПРИМИТЕ ГОСПОДСТВО НАД НЕЙ». Но в благословении НОЮ ничего не сказано, чтоб НАЧАЛЬСТВОВАТЬ над Землёю. Адаму – ДА, а Ною – НЕТ. Почему?? Просто что-то изменилось на Земле между 6-м Днём Творенья и Великим потопом. И это было – ГРЕХОПАДЕНИЕ. После него человек сохранил Господство над Землёй, но потерял Начальство. А всё дело в том, что Бог заповедал Господствовать над этим видимым миром и Начальствовать над ним т.к. в нём действуют невидимые духи. Невидимые – это ангелы, среди которых к 6-му Дню Творения произошло отпадение от Бога. Когда Бог говорит – Начальствовать над Землёю, Он благословлял человека не уступать Землю сатане. Если бы у него не было такой силы – не уступать, тогда бы на нём не было и вины от речей Змея-искусителя. Человек лишился РАЯ, потому, что не исполнил благословения НАЧАЛЬСТВОВАТЬ над Землёй, над животными и над невидимыми силами, образами которых и являются каждый из перечисленных животных. Получается последовательность символов: 1 – РЫБЫ, ПТИЦЫ, СКОТЫ. 2 – ЗЕМЛЯ и ПОЛЗУЧИЕ. В первой группе речь идёт о невидимых силах. РЫБА – это символ жизни, а позже – символ Христа. Небо – это была ВОДА над ТВЕРДЬЮ, где жизнь. А где ВОДА и жизнь – там РЫБА. Жизнь пришла с НЕБА. РЫБА – Христос. Распространению этого символа было совпадение двух букв греческого слова «рыба» - ИХТИС и имени Иисуса Христа. А сама рыба стала отличительным символом первых христиан – Христос пришёл с Неба как Жизнь. И в водах Великого потопа не погибли только рыбы – это первое. Второе: рыба морская. А море – символ укрощения сатанинских сил. «Укрощение моря» в Священном Писании понимается как укрощение сатаны. Большая же рыба КИТ, станет символом сатаны, и в чреве этой рыбы пророк Иона провёл 3 дня и 3 ночи. Таким образом РЫБА означает и Христа и дьявола. РЫБА, в благословении человеку, стоит на ПЕРВОМ месте, т.е. – РАЗЛИЧАЙ ДУХОВ! – и начальствуй над нечистыми духами, т.к. они вторгаются в нашу жизнь.
ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ упоминаются только в связи с человеком. В 5-й День Творения были сотворены птицы крылатые, птицы НЕБЕСНЫЕ были сотворены Богом для РАЯ в 6-й День Творенья из земли. На символическом языке – ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ – означают ближайшие и преданные человеку силы. И после грехопадения они останутся с человеком. И, наконец, СКОТЫ. Это имя сатаны. Вот первая группа символических животных, начальствовать над которыми человек имеет благословение. Перечень животных прерывается указанием на Землю, господство над которой человек должен особо блюсти от ПОЛЗУЧИХ и ПОЛЗАЮЩИХ по Земле. Змей же искуситель был в Раю четвероногим. Он был скотом, но в проклятии лишился их. Это будет его новое обличение – ползучий. И после грехопадения человек имеет власть не подчиняться дьяволу. Всего получается три возвышающие ступени: 1 – на рост и умножение. 2 – господствовать над видимым. 3 – начальствовать над невидимым. А высшее благословение Божие – НЕ УСТУПАТЬ ЗЕМЛЮ САТАНЕ. Вот в еврейском тексте последнее благословение не читаемо.
Мы говорим о 6-й способности человеческого сердца – сознания себя как Образа Божьего, потому, что это написано, и самое важное в этом сознании – начальство над сатанинскими силами, потому, что они вторгаются в нашу земную жизнь. Нарушение подобного благословения – грехопадение, даёт понять масштаб мировой катастрофы человека. И, наконец, человек, сознающий себя как Образ Божий должен знать – как он будет управлять миром, который ему поручен. Управление ведь тоже должно уподобляться Богу. А человек – ГОСПОДИН МИЛОСТИВЫЙ! - «И СКАЗАЛ БОГ – ВОТ Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ СЕМЕННУЮ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КОТОРОЕ ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, КОТОРОЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ ПЛОД СЕМЕННОГО СЕМЕНИ – ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ И ВСЕМ ЗВРЯМ ЗЕМНЫМ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЯКОМУ ПОЛЗУЧЕМУ ПОЛЗАЮЩЕМУ ПО ЗЕМЛЕ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ В СЕБЕ ДУШУ ЖИЗНИ (т.е. не дьявол) Я ДАЮ ВСЮ ТРАВУ ЗЕЛЁНУЮ В ПИЩУ. И БЫСТЬ ТАК. Человек Богом замыслен так, что он не будет жить, отбирая жизни других. Такой же МИЛОСТИВЫЙ будет и СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, когда Он придёт взыскать погибшим. И питается человек также – от земли, от растений, в которых жизнь сама себя воспроизводит. Зла и страстей по естеству нет в человеке, ибо Бог не творец страстей.
Итак, человек имеет САМОСОЗНАНИЕ, но не самопознание, ибо человек назван Богом и собою сам, без Бога не управляет. И Образ Божий в человеке человеком не познаваем, однако это дано ему знать в рассказе о Сотворении Мира в 6-й День Творения. Завершается рассказ так: - «И УВИДЕЛ БОГ ВСЁ, ЧТО ОН СОТВОРИЛ – И ВОТ ХОРОШО ВЕСЬМА. И БЫЛ ВЕЧЕР. И БЫЛО УТРО. ДЕНЬ ШЕСТОЙ». Мироздание – это нечто целое, что не сводится к своим частям. Целое, по отношению к своим частям, - это нечто новое, которое ХОРОШО ВЕСЬМА. Всё хорошо, но о человеке не сказано, что он хорош, также и о НЕБЕ в ДЕНЬ ОДИН не сказано, что это хорошо. Об ангелах и человеке не говорится, что это хорошо, как бы в предсказании об отпадении части ангелов и о грехопадении человека. Писание на это намекает заранее. Почему же сотворённое ХОРОШО ВЕСЬМА? Что это для человека? Ведь это уже СЛАВА не 6-го Дня, а ШЕСТИ Дней. Но Писание дано человеку уже в падшем состоянии, и мы имеем дурной опыт свободы и знаем, что не должны знать. Но Мир и человек сотворены Богом с неисчерпаемым запасом крепости и способности противостоять злу. Т.е. если бы человек видел зло, то он бы не Бога обвинял, а усматривал добро. После грехопадения человек должен различать зло, не повреждая своего сердца, потому, что зло не универсально, нет мирового зла. Зло – это всегда частность. А Мир от Бога – ХОРОШ. Это 7-я способность нашего сердца. Она возвращается к ВЕРЕ и неотделимой от человека Благодати. Итак, человек имеет способность крепнуть, чтобы видеть, что Мир ХОРОШ. Но иногда некоторые спрашивают – откуда же в мире столько зла и невинного страдания? Но необходимо обоснование того, что Бог – не виновник зла. Если встаёт такая проблема, имеет смысл вернуться к 1-му Дню Творения, к 1-му стиху, который невозможно понять без ВЕРЫ, а она даёт уму ПОКОЙ и возможность пройти испытание злом. Поэтому мы можем только поставить вопрос. Ответ же на него не в наших способностях, потому, что Сам Господь произвёл самооправдание в лице Христа.
Вторая глава, 1-й стих: - «…И БЫЛИ ЗАВЕРШЕНЫ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВСЁ ВОИНСТВО ИХ». (Цавао – евр. яз. – Господь Саваоф – Бог Воинств). На греческий же язык это перевели как КОСМОС. А это – «построение, украшение». Воинство неба – это так же и видимый небесный мир. В истории Творения НЕБО и ЗЕМЛЯ – это ВСЁ! Вначале это были невидимые духовные сущности. Но в 6-й День Творение завершено, и они показаны как ВОИНСТВО, т.е. в различие и единстве. «ИХ» - означает, что они были в единстве и земля ещё не была полем битвы добрых и злых сил, а была предназначена человеку. На Земле был РАЙ, где земное было неотделимо от небесного. Была ПУПОВИНА, соединяющая Небо и землю. А после грехопадения эта связь была утеряна и ВОИНСТВО Земли уже нигде не упоминается. «…И ЗАВЕРШИЛ БОГ В ДЕНЬ 6-Й СВОИ ДЕЛА, КОТОРЫЕ ОН СОТВОРИЛ И ПОЧИЛ В ДЕНЬ 7-Й ОТ ДЕЛ СВОИХ, КОТОРЫЕ ОН СОТВОРИЛ. И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ 7-Й И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ОНЫЙ ПОЧИЛ ОТ ВСЕХ ДЕЛ СВОИХ, КОТОРЫЕ НАЧАЛ БОГ, ЧТОБЫ СОТВОРИТЬ». Бог почил – престал (шават-евр.яз.). Отсюда имя 7-го Дня – ШАБАТ. Но опять мы слышим три раза – СОТВОРИЛ – указание на Бога Троицу. До этого трижды было сказано о человеке – СОТВОРИЛ.
Бог почил от творения какой-либо твари, но ОН присутствует в Мире как промыслитель, и милостью своею Бог будет открываться человеку, вдохновлять пророков, беседовать с праведниками, являть чудеса, знамения, исцелять, воскрешать. Бог деятелен. Вопрос: человечество после грехопадения погибало, а Бог был в Покое? Но есть два вида покоя,- ШАВАТ, отсюда суббота. Другой же от глагола - «НОАХ», и отсюда имя – НОЙ, т.е. покой богообщения. Бог же находился в покое субботы – не творил ничего нового, и прибывал в нём ДО ХРИСТА. С пришествием Христа, значение субботы стало другим. Христос – это вочеловечившийся Бог, что послужило началом Нового Завета и СОТВОРЕНИЕМ НОВОГО человека, ибо рождение Христа от девы было БОГОЯВЛЕНИЕМ ОТЦА, СЫНА и СВЯТОГО ДУХА. Оно было КОНЦОМ субботы Божества. В книге Бытия нет слов – «…и было утро и был вечер, день 7-й». Это значит, что до вочеловечивания Спасителя продолжался День 7-й – Божественный ШАБАТ. Люди же, по заповеди данной Моисею, должны были подражать Богу. Субботний покой должен был продолжаться до прихода Господа, когда будет всё НОВОЕ. Суббота – это было ожидание Миссии, чтобы Он пришёл в Мир и закончил День 7-й. Но погибал человек, и Господь оставил Божественный ШАБАТ. Когда Христос делал дела спасения в субботы, Он возвещал, что ОН – БОГ, что пришло спасение. Спор о субботе должен был пронзить всё израильское общество, что и произошло – ХРИСТА РАСПЯЛИ. И после Голгофы возникли два религиозных учения – христианство и иудаизм. В иудаизме соблюдение субботы есть отрицание, что Иисус был ХРИСТОС, т.е. МИССИЯ. Но после смерти на кресте последнюю субботу Христос провёл в покое. Это был покой ВО АДЕ. Это ВЕЛИКАЯ Суббота в нашем церковном календаре. Сбылись слова о том, что Христос пришёл не нарушать Закон, но исполнить его. Покой 7-го Дня показывается нам как образ грядущего упокоения СЫНА БОЖИЕГО в смерти. Христос тоже ПОЧИЛ в Великую Субботу. На богослужении читается, что – «Христос Воскрес во едину от суббот». Пропущено слово – ДЕНЬ, а оно в греческом языке женского рода. «Во едину от суббот» - означает – в ДЕНЬ ОДИН после субботы. Т.е. Великая Суббота – это последняя из суббот, а уже затем – «…и был вечер и было утро» - конец 7-го Дня наступил, и это было ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. Воскресение замыкает последовательность суббот, и возникает особый День Творения – ДЕНЬ ОДИН. Этому дню сообразна первая способность души – ВЕРА. Как от Благодати Божьей, так и от Воскресения – ВЕРА. В книге «Откровение» мы узнаём, что Христос – Агнец, закланный от сложения Мира, от 1-го Дня Творения. Рассказ о сотворении человека и 7-м Дне даёт нам 7-ю способность нашего сердца, которая до грехопадения имела свою полноту в Боге, а после грехопадения имеет свою полноту во Христе Боге. 7-я способность разная ДО и ПОСЛЕ. Человек ДО должен был жить в стране Эдем, расширяя его в освящённом дне покоя – райское бытие. И тогда не было нужды прерывать субботу 7-го Дня. ПОСЛЕ – в Мир вошла смерть. Всё осталось быть ХОРОШО ВЕСЬМА, но изменилось. Целостностью Мира стала всемирная история, а она подразделяется на эпохи: - до пришествия Христа, и от пришествия Христа и его служения, после сошествия Святого Духа. Поэтому субботы были ШКОЛОЙ. Они учили различать мировые эпохи и ожидать новой эпохи – когда придёт МЕССИЯ.
Когда пришёл Христос – это было самооправдание Божества – ТЕОДИЦЕЯ и спасение человечества. Он завершил череду суббот и Воплотился. И это стало испытанием веры в Бога. Когда Бога распяли, это не было окончательным испытанием веры в Бога. Но после Распятия настал ДЕНЬ ОДИН, и это стало окончательным испытанием веры. Стало понятно, что ВЕРА В БОГА – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРИНЯТЬ ХРИСТА ВОСКРЕСШЕГО, т.е. войти в Покой Божий, унаследовать Царство, уготованное от Сложения Мира. Не принимать Христа, но верить в Единого Бога стало невозможно. Но христиане с благодарностью относятся к субботе. Они её помнят как школу благочестия. В нашей церкви в субботу служится Литургия и отменяется пост. Вслед за САМОСОЗНАНИЕМ в человеке откроется следующая способность, ибо в начале человеку был дан покой. После грехопадения - череда суббот. А с пришествием Христа – способность принять Христа Воскресшего. 7-й День говорит, что человеку дан от Бога – ПОКОЙ. Но это ещё не вершина. Мы говорим о человеке ВООБЩЕ, а писание должно познакомить с человеком лично, но об этом можно говорить в контексте рассказа о РАЕ.


Рецензии
Подобные рассуждения для меня аналогичны такому примеру:
Вы приобрели трёхкомнатную квартиру, и приглашаете меня посмотреть как Вы в ней обустроились.
Заходим в Вашу квартиру. Я вижу, что она абсолютно пуста. А Вы начинаете:
- Вот этот стол я поставил у окна не случайно... Свет из окна будет освещать его, когда днём буду читать книгу. А книг у меня много... Посмотри! Целых три книжных шкафа! Здесь у меня фантастика, здесь - классика, здесь - научно-популярная литература, здесь - справочники...
А вот диван, а напротив - ЖК-телевизор "Панасоник"... по спутниковой антенне 200 каналов принимает!
Но это ещё не всё! Пойдём я тебе покажу ещё другие комнаты... А потом пойдём на кухню... Там у меня в холодильнике бутылочка коньяка и закусон...
После осмотра ещё двух пустых (с моей точки зрения) комнат, мы заходим, естественно, в пустую кухню, в которой Вы по-прежнему продолжаете вешать мне лапшу на уши...
P.S. Честно признаюсь, что чтение Вашего произведения остановил в самом начале третьего абзаца до слова ЭЛОХИМ", так как понял, что дальнейшее чтение подобного текста - мазохизм.

Геннадий Рябков   15.04.2024 20:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.