Бытие. 3 - Грехопадение

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

ГРЕХОПАДЕНИЕ.

История человечества началась тогда, когда Адам и жена были из Рая изгнаны. – «…И БЫЛИ ОБА НАГИ, АДАМ И ЖЕНА ЕГО И НЕ СТЫДИЛИСЬ. ЗМЕЙ ЖЕ БЫЛ РАЗУМНЕЙШИМ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ…».
Первые люди не стыдились, потому, что не были наги. Вместо одежды их облекал Благодатный свет. И вот дьявол в облике змея приступил к первым людям. Разумнейшим он был всех зверей – «…ЗЕМНЫХ, КОТОРЫХ СОЗДАЛ ГОСПОДЬ БОГ». Греческий и еврейские тексты здесь кардинально расходятся, так как животные Рая, это животные ПОЛЕВЫЕ. И вот в еврейском тексте змей тоже назван – полевым. Это сознательное искажение. Предполагается, что змей был свой. Но Адам назвал всех зверей полевых, и должен был бы назвать и этого зверя. Но назвать, значит познать и владеть. Тогда откуда же взялся змей? В греческом тексте он проник извне. – «И СКАЗАЛ ЗМЕЙ ЖЕНЕ: ТАК ЛИ СКАЗАЛ БОГ: НЕ ЕШЬТЕ НИ ОТ КАКОГО ДЕРЕВА В РАЮ?» Искушение начинается с того, что змей разговаривает, и его понимают. Итак, предмет искушения – райские деревья. Субъект искушения – жена. Средство искушения – речь. Такова обстановка первой мировой драмы. Рай был - Храм Божий, в котором человек общался с Богом. Этот храм был обращён на восток и имел разделение: внутренний храм, где было Древо Жизни, и внешний храм, где человек жил. Древо Жизни – это Святая Святых – Премудрость Божия – Мессия – Иисус Христос. Древо познания отделяло внутренний храм от внешнего. Адаму нельзя было входить во внутренний храм. Преграждало путь – древо познания, которое было окружено страхом.
Итак, в Раю, как во всяком храме, нет собственного места слугам сатаны. Проникать они могут только извне. Поэтому то, змей был ЗЕМНОЙ. А если он полевой, свой?... Тогда Рай – не храм, и человек был бы оставлен без охранения, которое даёт святыня. А кто же подвергается искушению? Самое слабое звено жизненного состава, и это – жена, ибо она не сама слышала заповедь от Бога, а слышала её от мужа. И дьявол воздействует на чувства, прежде всего на слух. Он создаёт звуковую помеху. Заповедь Божья была заглушена шипением, и душа человека могла прийти в расстройство. Человек должен был подавить звуковую помеху дьявола и вернуться к слышанию Заповеди Божьей. Он это мог сделать, и это было бы важным этапом в его духовном развитии, и это было бы УПОДОБЛЕНИЕ БОГУ. И до грехопадения и после, человек может через все помехи слышать Заповедь Божью. А змей только после чуждого для человека звука даёт понять, о чём он говорит. Змей – это волхвователь, орудие, и через него дьявол проникает в человека. Он обратился к жене с осмысленной речью. Для того, чтобы мы понимали козни дьявола, Священное писание показывает нам все этапы искушения. Всех этапов было восемь. Если человек подвергается искушению, то важно, чтобы он знал, на каком этапе он находится. А искушению человек мог подвергаться даже в райском состоянии. И это значит, что от искушений есть польза. Когда искушение преодолевается, то человек узнаёт свою слабость, возрастает в свободе, и более уподобляется Богу. Поэтому Бог допускает искушениям приходить к нам.
Первый этап искушения – 1. ПРИЛОГ. И это ещё не грех. Это было условие, чтобы жена, преодолев услышанное, стала ближе к Богу. А грех начинается со второго этапа искушения – 2. СОБЕСЕДОВАНИЯ, обдумывания греховной мысли. Человек не должен был заметить, что он уже беседует. Отсюда такая форма вопроса змея. Дьявол хочет, чтобы человек отведал лукавого от древа познания, но прямо это нельзя предложить. Этот вопрос как приманка, через которую входит яд. Это была разведка того как жена слышит Заповедь. – «И СКАЗАЛА ЖЕНА ЗМЕЮ» - вот это уже грех. «Злые беседы растлевают добрые нравы», говорит Писание. Жене следовало говорить только с тем, для кого она сотворена, но она открыла змею Заповедь Божью, повергла бисер перед свиньёй. А самое главное – жена, пересказав змею заповедь, три раза ошиблась, и этим показала, что знает её не твёрдо: - «…И СКАЗАЛА ЖЕНА ЗМЕЮ: ОТ ПЛОДОВ ВСЯКОГО ДЕРЕВА РАЙСКОГО ЕСТЬ БУДЕМ. ОТ ПЛОДА ЖЕ ДРЕВА, КОТОРОЕ ЕСТЬ ПОСРЕДИ РАЯ, СКАЗАЛ БОГ, НЕ ЕШЬТЕ ОТ НЕГО И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К НЕМУ, ЧТОБЫ ВАМ НЕ УМЕРЕТЬ». Три ошибки: 1 – она прибавила от себя – «не прикасайтесь». Этого Бог не говорил. Т.е. мысль о строгости заповеди и о чувстве смерти стала затмевать любовь. Как Бог любит человека, и что он от него хочет – жена не вполне понимает. 2 – Она убавила от слов заповеди – «чтобы вам не умереть» - не так сказал Бог, а – «когда съешьте от древа познания, смертью умрёте». Это не угроза, а предупреждение, что смерть может стать неизменной долей, концом жизни по природе. 3 – Жена сказала, что древо было посреди Рая – это не верно. ДРЕВО ЖИЗНИ было посреди Рая, а древо познания заграждало путь к нему. Это было устройство райского храма, а жена точно этого не знала, т.е. она выдала себя змею в том, что она не постигла первую заповедь, которую дал Бог – о запретном древе, следовательно, не постигла и открытие человеком заповеди – возлюби Бога и возлюби ближнего. И уже после всей разведки, дьявол прибег к атаке – лжи. Это была первая ложь во всемирной истории. Поэтому Христос говорит: дьявол – отец лжи. Но этим же он себя и выдал на все века, ибо обнажил самое острие своего жала, которое есть во всяком искушении. И сказал змей жене: - «СМЕРТЬЮ НЕ УМРЁТЕ». Сатана же точно процитировал заповедь. Это было глумление, и так лжёт весь мир цивилизованного человечества: - живём же не по заповеди, и не умираем же, поэтому всё можно – не умрёте. – Это сквозит через все средства массовой информации – «…ИБО ВЕДАЕТ БОГ, ЧТО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ СЪЕШЬТЕ ОТ НЕГО, ОТКРОЮТСЯ ОЧИ ВАШИ, И БУДЕТЕ КАК БОГИ, ЗНАЮЩИЕ ХОРОШЕЕ И ЛУКАВОЕ». Так сатана совершает подмену имени Божьего, когда слово БОГ – ЭЛОХИМ в первом случае согласует с единственным числом – «ВЕДАЕТ», а потом незаметно переходит к множественному числу – «БУДЕТЕ КАК БОГИ, ЗНАЮЩИЕ ХОРОШЕЕ И ЛУКАВОЕ». А первая заповедь Рая была заповедью единобожия и любви. Единого Бога можно любить всем сердцем, душою, помышлением и крепостью, а в многобожии нет места любви к Богу. Поэтому то, сатана создаёт пантеон, чтобы был не один Бог. Тогда Заповедь заглохнет, любовь затмится, и делай с человеком что хочешь. Но в Раю нет других богов, так вот вы, люди, намекает сатана, и будете как боги. Отец лжи – дьявол, родил первую заповедь гуманизма – человек сам себе высшая ценность. И когда эти слова дьявол сказал, жена могла вспомнить, что Бог один, и она Его любит и слушает. И искушение было бы на пользу и на этом этапе. Это был урок от дьявола единобожия и любви. Но грехопадение продолжалось, и перешло на следующий этап – 3. УСЛАЖДЕНИЕ, 4. ПЛЕНЕНИЕ, 5. РАЗЖЖЕНИЕ, 6. ПАДЕНИЕ, 7. СОВРАЩЕНИЕ, 8. СОВМЕСТНЫЙ ГРЕХ. И вот 3-й этап – услаждение совершается на духовном уровне, когда человек ставит себя вместо Бога. Итак, дьявол заглушил звучание Заповеди и противопоставил ей ложь, и больше ему уже нечего делать. Теперь он только смотрит со стороны. Расстройство душевных сил человека пойдёт своим чередом, и жена УВИДИТ запретное древо. В Раю были деревья, которые человеку были даны – хороши в пищу и прекрасны для зрения. Т.е. через зрение этих деревьев тело человека получало особую пищу – Благодать. А вот теперь жена посмотрела на запретное древо помрачённым взглядом – «…И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ХОРОШО ДРЕВО…». Абсурд, ибо до этого только о Боге говорилось – «…И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО…». А теперь увидела жена. Это значит, что она присвоила себе божественное право. Грех – это узурпация Божественных прав. И в этом смысл услаждения, в этом величайшая приятность. Жена увидела то, чего нет. В этом свойство греха – видеть то, чего нет. Для пищи были все деревья, кроме древа познания, но именно его жена увидела – «…ДЛЯ ПИЩИ…». В грехе происходит подмена понятий. Дьявол произвёл вначале духовную подмену, потом нарушение зрения, и, наконец, путаницу в понятиях. А чтобы душа уже пленилась грехом, нужно чтобы чувства стали приятными – «…И ЧТО ОНО ПРИЯТНО, ЧТОБЫ ОЧАМИ ВИДЕТЬ». И первым пленяется чувство зрения. Апостол Павел говорил – «…ибо мы верою ходим, а не видением». А вера есть обличение вещей не видимых. Христос говорил – «Если око твоё просто, всё тело твоё светло будет. Если же око твоё лукаво будет, всё тело твоё темно будет». А ведь древо познания не было прекрасно на вид, как другие деревья. Оно было страшно для верующего человека, но для прельщённого стало приятно. Т.е. страх Божий не просто отступает, он замещается приятным чувством. Ущербный в Вере становится доверчив к видениям. От духовной сладости и приятности видений возникает целая область иллюзорного познания – «…И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ХОРОШО ДРЕВО ДЛЯ ПИЩИ, И ЧТО ОНО ПРИЯТНО, ЧТОБЫ ОЧАМИ ВИДЕТЬ И ПРЕКРАСНО, ЧТОБЫ РАЗУМЕТЬ». Но ничего не может быть прекрасным для разума так, как для зрения. Это сбой познавательной способности, Это ложный разум и ложный мир. В этом суть ПЛЕНЕНИЯ. Человек уничижил Бога. Далее начинает откликаться тело – РАЗЖЖЕНИЕ, некий тёмный жар. И наши члены тела начинают действовать сами по себе. Тело восприняло обаяние греха и стало духовно тёмным, а рука потянулась и взяла плод. Но и на этом этапе можно остановиться – ты ещё не вкусил плод, но – «…И, ВЗЯВ ОТ ПЛОДА ЕГО, СЪЕЛА». Падение произошло. Но Писание говорит нам, что падение – это ещё не конец греха, это ещё не полное падение – «…И ДАЛА МУЖУ СВОЕМУ С НЕЮ, И ОН ЕЛ». Произошло совращение. А как же Адам пал, чем жена его совратила? Об этом Бог сказал Адаму после грехопадения, что он послушался голоса жены. А начало греха у всех людей одно – мы перестаём слышать Заповедь Божию. Но Адам мог и должен был сохранить иерархию отношений – БОГ - МУЖ - ЖЕНА. Но Адам не расслышал, что голос жены уже стал чужой. Почему Адам не увидел, что жена его разоблачилась и нагая? Потому, что есть тёмный жар, который замещает Благодатный свет. Это обаяние греха, энергия греха. Но мало избегать греха, нужно видеть истину. Совращение произошло, и за ним следует последний этап – СОВМЕСТНЫЙ ГРЕХ. Последствия грехопадения являются не сразу, а только тогда, когда оно в последней стадии. Совместный грех имеет свою отдельную сладость, которую нужно особо беречься. Всякие греховные сборища – вещь очень опасная, ибо можно оказаться сразу на последней стадии греха. Люди оказались на краю, и, в миг, богопротивный мир у Адама и жены рухнул. После стадии пленения человеку уже кажется, что ВЕСЬ мир таков – «…И ОТКРЫЛИСЬ ОЧИ У ОБОИХ И ПОЗНАЛИ, ЧТО ОНИ НАГИ». Вот последствия греха. Дьявол издевается над человеком. Он никогда не говорит полной лжи, ибо смешивает её с правдой. Обещал, что «откроются очи», и они открылись. Но они увидели лишь свой срам. Это послевкусие греха. Рано или поздно, но человек увидит всё в реальном свете. Писание говорит, - чем кто согрешает, тем он и обуздывается. Жена согрешила оком, она увидела то, чего нет. А теперь она и Адам увидели всё в истинном свете. Но они не просто увидели свою наготу, они её познали. Т.е. богопротивный мир может быть разным, но ему не устоять, он рушится в один миг, и его строители не только видят себя вдруг голыми, но и ощущают, что они голые. Поэтому не закрыться и не укрыться. Быть голым в Раю – это мучительно. – «…И СШИЛИ ЛИСТЬЯ СМОКОВНЫЕ И СОТВОРИЛИ СЕБЕ ОПОЯСАНИЯ». Т.е. люди опять прибегли к творчеству. Первый же акт творчества был в назывании животных Адамом, и Бог присутствовал и принимал названия. А первый акт творчества после греха – не смотреть на себя. Таково и современное искусство. И когда люди шили эти одежды, Бога рядом не было. Почему? Потому, что весь длинный путь грехопадения можно было пройти назад одним шагом. Так сотворён человек, и так милостив Бог, чтобы принять ПОКАЯНИЕ. Это самый короткий путь назад. Способность к покаянию – это первая способность души после греха – «…И УСЛЫШАЛИ ГЛАСГОСПОДА БОГА, ХОДЯЩЕГО В РАЮ…». Голос Бога – это то, что напоминает человеку о первой заповеди. Бог давал её голосом. Но после грехопадения человек свою настройку на послушание гласу Божиему потерял. – «…ХОДЯЩЕГО В РАЮ В ДУХЕ ДНЯ». Т.к. 7-й День не имел ещё окончания – это Божественный шабат, покой. Явление Божье согрешившим людям было не в гневе, но в покое. Голос должен был вернуть послушание. – «И СКРЫЛИСЬ АДАМ И ЕГО ЖЕНА ПОСРЕДИ ДЕРЕВА РАЙСКОГО», т.к. в результате всего, у людей не оказалось ведения хорошего и лукавого. Лукавое то их и не испугало, а то, что хорошо, - глас Божий, испугало. Люди лишены разумения самых насущных вещей. Они безумны, ибо пытаются спрятаться от Бога. Всякое преступление есть безумие, и сопровождается безумием после. Они пытались спрятаться в древе познания. Подобное заблуждение – что знание избавит нас от страха – пребудет теперь с человечеством всегда, которое знанием будет пытаться заменить Бога. – «И НАЗВАЛ ГОСПОДЬ БОГ АДАМА И СКАЗАЛ ЕМУ: АДАМ, ГДЕ ТЫ?». Это называется – призвать к покаянию. Голос Божий зовёт тебя лично. Это так же знак власти Бога и напоминание о Заповеди. Это важно, так как Бог любит не всех, а каждого. – «И СКАЗАЛ ЕМУ АДАМ: ГОЛОС ТВОЙ Я УСЛЫШАЛ, ХОДЯЩЕГО В РАЮ, И УБОЯЛСЯ, ИБО НАГ ЕСМЬ, И СКРЫЛСЯ». Страх, испуг, стыд, нагота – всё это было новое для человека. Но он НЕ НАЗЫВАЕТ свой грех. А в библейском мировоззрении – что человек называет, то тем он и владеет. Адам не назвал свой грех, значит, он не может с ним совладать по безумию, которое ещё в нём сохраняется. Поэтому нельзя путать покаяние и исповедь, ибо пока человек не назвал грех, он от него не освободился. Наша интеллигенция то и находится в таком заблуждении, что будто бы они внутри себя верят и каются. Грех отличается от болезни тем, что поражённый не желает исцеления. Это и происходило с Адамом. Ни голос Божий, ни названное имя не приводит его в чувство. Тогда Бог называет вину человека – «И СКАЗАЛ ЕМУ БОГ: КТО ВОЗВЕСТИЛ ТЕБЕ, ЧТО ТЫ НАГ? НЕ ОТ ДЕРЕВА ЛИ, О КОТОРОМ ЭТОМ ОДНОМ Я ЗАПОВЕДАЛ ТЕБЕ НЕ ЕСТЬ ОТ НЕГО, ТЫ СЪЕЛ?». И Адаму нужно было сказать лишь одно слово – ДА! Но он говорит – «…ЖЕНА, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ БЫТЬ СО МНОЮ, ОНА МНЕ ДАЛА ОТ ДРЕВА, И Я СЪЕЛ». Ни голос Божий, ни дух покоя Божьего, ни называние личного имени, ни называние Богом вины человека, ничто не может восстановить Адама. Т.е. в человеке грех продолжает своё развитие. Косвенно, но человек уже возложил вину на Творца. Адам потерял те две заповеди, которые он открыл сам в себе, и – благодати лишился, любовь затмилась. Но спасение и сейчас ещё возможно, через жену. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ ЖЕНЕ: ЧТО ЭТО ТЫ СОТВОРИЛА? – ЗМЕЙ ОБОЛЬСТИЛ МЕНЯ, И Я СЪЕЛА». Здесь два преступных обстоятельства: то, что она дала мужу запретное, и они вместе съели – это она скрыла. Это такое же косвенное обвинение Бога. И Адам с женой уже не могут пребывать в Раю в покое Божьем. Рай перестаёт быть храмом на многие тысячелетия, и в нём не будет людей. Только после ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Раю появятся люди, но только некоторые, и только их души. Рай люди познают в полноте только после всеобщего Воскресения.
После всего этого звучит проклятие. Оно прозвучит дважды, сначала змею, а потом Земле. А далее ещё проклятие прозвучит первому человеку – убийце Каину. А как понимать проклятие Бога? Так, что Бог не проклинает никого, никому не мстит и не карает. Но Он ищет, как нас помиловать, а когда такой возможности нет, мы страдаем. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ ЗМЕЮ: ПОСКОЛЬКУ ТЫ СОТВОРИЛ ЭТО – ПРОКЛЯТ ТЫ». Но Бог сам не проклинает, ибо проклятие происходит по причине соделанного. В русском переводе – «…за то, что ты сделал это…» – категорически не верно, ибо получается как месть. Проклятие получено от Божьего миропорядка, относительно Него и других существ. В проклятии записывается новый характер бытия проклятого существа, т.е. где ты сейчас находишься, вмешавшись в сотворённое – «…ОТ ВСЕХ СКОТОВ И ОТ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ». Эти звери были сотворены в 6-й День. Но почему относительно их? На языке Священного Писания земля имеет несколько значений: 1 – МАТЕРИЯ 1-го Дня Творения. 2 – ЗЕМЛЯ - СИЛА, которая «изращает растения». Из земли Бог творит животных и человека, и она нравственный спутник человека, показатель его духовного состояния. 3 – ЗЕМЛЯ - ОППОЗИЦИЯ НЕБУ, богопротивная направленность воли. Все свободные существа – ангелы и люди, определяются относительно небесного и земного. И образ сатаны – это змей, животное на земле, ибо он спал с высшего Неба. А первое небо – видимое. Второе – Твердь небесная. Третье – первотварное небо ангельских сил. И сатана не захотел иметь вокруг себя подобного себе – главное его желание. Он захотел быть бесподобным. И вот, на Земле нет ничего подобного ему. Поэтому проклятие ему – это тяжёлое проклятие, ибо созданный в День Один, он спал на уровень скотов 6-го Дня, которые на земле. Этот КРОМЕШНИК, имеющий ангельский ум стал ниже скота. Сатана сознательно разрушал, соблазнял человека, и он единственный, кто проклят перед другими существами. Это клеймо вечной привязанности к земному, т.к. он навсегда потерял возможность покаяния. В еврейском масоретском тексте опять различия, ибо – «…проклят змей от всех зверей ПОЛЕВЫХ». Здесь нет оппозиции – земля-Небо. Как бы есть вражда, но не насмерть, ибо в духе не может быть вражды. Это преступный пацифизм. НЕТ! Человечеству положена ВРАЖДА!
Итак, проклятие – это лишение свойственного, и привязанность к чужому. Сатана – зверь земли, он пришёл в чужую обитель, храм. А если пришёл, то уползёшь, ибо кто чем согрешает, то тем тот и наказывается. Так змей лишается ног – «…НА ПЕРСЯХ ТВОИХ И ЧРЕВЕ ХОДИТЬ БУДЕШЬ…». Он превращается в «ползучего ползующего». Ползание – это ограничение, привязанность к земле. Здесь земля – оппозиция Небесному. Таким образом, змей уже не может поднять от земли голову – «…И ЕСТЬ ЗЕМЛЮ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ». Во все дни жизни – это вечность, а пища – помыслы. Сатана навечно заключён в низких помыслах, и он теперь навечно привязан к человеку, ибо его совратил, принёс ему смерть и теперь, ненавидя его, никогда не отвяжется от него. Люди и сатана связаны вместе. – «И ВРАЖДУ ПОЛОЖУ МЕЖДУ ТОБОЮ И МЕЖДУ ЖЕНОЮ, И МЕЖДУ СЕМЕНЕМ ТВОИМ И СЕМЕНЕМ ЕЁ. ОН (семя жены) БУДЕТ БЛЮСТИ ТВОЮ ГОЛОВУ, А ТЫ БУДЕШЬ БЛЮСТИ ЕГО ПЯТУ». Вот так нам положена вражда с дьяволом до конца времён.
Когда человек в гуманизме мыслит себя как самостоятельное существо, то он ошибается по отношению к дьяволу. Гуманисты не знают, что человек это Образ Божий, и что им без дьявола не жить. А для сатаны лучшая тактика борьбы с человеком – это всеобщее мнение, что его не существует. А если скрыться нельзя, то надо его превратить в отвлечённую идею зла, и лишить его конкретных черт узнаваемости. А Священное Писание даёт необходимые знания о сатане. Нам положена ВРАЖДА, но сатана упорно уходит от неё, возглашая «ВСЕОБЩИЙ МИР». В еврейском же тексте опять различия – «…на чреве ходить будешь». Не сказано о груди (персях) ничего. Значит голову держит? И пища змея у них не земля, а прах. Это глумление над человеком, ибо он создан как ПРАХ ОТ ЗЕМЛИ. Сатана здесь пугает человека, ибо он ПРАХ, а сатана тоже ест ПРАХ. В иудействе есть учение, что человек со всеми потрохами отдан сатане, ибо он пожиратель трупов. И разве может, после этого, по этому учению кто-то воскреснуть? А кто тогда был Христос?
Последнее свойство проклятия – тот, кто проклят, в конце потерпит поражение. Человек же может посрамить сатану – не поддаться ему. А поразить сатану может лишь сам Господь, но не своею силой. Здесь – «Блюсти голову», значит выслеживать врага. То, что делал Христос, ибо уничижил себя, став человеком в послушании и даже до смерти крестной. То, что Бог может взойти на крест, было непостижимо для сатаны, чьи помыслы только земные. Сатана сохранил свой ангельский ум, но это был ум гордеца, и Господь перехитрил его, взошёл на крест как человек, и сатана его там не опознал и поместил его в свою обитель смерти – АД. Но ад не выдержал этого и взорвался. Таким образом, сам Господь поразил сатану в голову, ибо это единственное уязвимое место сатаны – ущербные помыслы гордого ума. Итак, «семя жены» - это и Христос, и сыны Божьи. А семя змея? Это порождения ехидны, те, чей отец – дьявол, чей бог – чрево. Христос, выследив помыслы сатаны, победил его на кресте. Таким образом, выслеживание помыслов сатаны – это и есть вражда со змеем. Эту вражду нам заповедал Господь до Христа, в книге «Бытие». Так жили праведники. И никакие совокупные усилия всего прогрессивного человечества не дадут никаких результатов в борьбе с дьяволом, ибо уязвимое место сатаны находится не в нём, а в нас – НАШИ ПОМЫСЛЫ. И, так же как и мы его, он соблюдает нас, наше уязвимое место – пяту. На символическом языке Библии – это опора на земное в наших помыслах. Именно при этой опоре, мы уязвимы, и сатана караулит этот момент. А когда наши помыслы о Небесном, мы стоим на Земле безопасно. И опять в еврейском тексте расхождения. Вместо глагола – «БЛЮСТИ», даётся - «ПОРАЖАТЬ». Получается иная символика – земная, и никакой дуэли помыслов.
Итак, можно сделать вывод, что в человечестве после грехопадения открылись новые способности. Первая способность – ПОКАЯНИЕ. Вторая способность двойственная: нам положена ВРАЖДА ДУХОВНАЯ, а в проклятье сатане скрытно даётся Благая весть – Протоевангелие: ОН – Христос, семя жены, будет блюсти голову змея. Это наша НАДЕЖДА. И этого свойства души не было до грехопадения. Предмет же надежды – победа Христа над дьяволом, а для христианина надежда – СПАСЕНИЕ. Кто хочет иметь надежду (спасение), тот должен иметь ВРАЖДУ. Надежда имеет предметом Бога, а вражда со змеем – собственные помыслы. Эта вражда не злобность, а незлобие, охранение помыслов. Когда эта вражда и надежда вместе, они называются – ВСЕОРУЖИЕ против духов лукавста властей поднебесных.
Далее Господь обращается к человеку и становится понятно, что он не проклят, и в словах Бога заключены условия его спасения. Господь обращается сначала к жене. Но почему к ней, и кто более ответственен за случившееся? Но Бог ведь сказал: «…и вражду положу между тобою и между женою», ибо она держит первый рубеж обороны против дьявола. Прежде всего, мы должны знать: - если женщина выполнит своё предназначение, зло никогда не вырвется на простор мировой истории. Именно женщина держит первый рубеж обороны от дьявола.
- «…И ЖЕНЕ СКАЗАЛ: УМНОЖАЯ УМНОЖУ ПЕЧАЛИ ТВОИ…». Сочетание двух однокоренных слов говорит о естестве предмета, т.е. избавить от страданий тебя нельзя. Человек должен терпеть скорби, ибо теперь это спасительно. У каждого свои печали. Печаль жены, в естестве, в рождении детей. В этой родовой боли и печаль, и крик, т.е. голос. А ведь жена соблазнила мужа голосом, Адам послушал голоса жены – «…И СТЕНАНИЕ ТВОЁ. В ПЕЧАЛЯХ БУДЕШЬ РОЖАТЬ ДЕТЕЙ». И ещё важно, что в грехопадении человек выступил как узурпатор Божественных прав. Жена была дана помощницей Адаму, но в какой-то момент, вдруг стала первенствовать, и именно в грехе. И после греха навеки она станет подчинённой мужу. И это подчинённое положение фиксируется, ведь до греха была любовь, которая не заботится о формальностях. Так и сейчас, если женщина сохраняет любовь к мужу, то найдёт и правильное место, и не будет первенствовать, потому, что НЕ ЗАХОЧЕТ. – «…И К МУЖУ ТВОЕМУ ОБРАЩЕНИЕ ТВОЁ». Это может быть любовь, уважение, страх. По-разному, но жена обращена к мужу, это её природа, ибо жена не самодостаточное существо. Но жена может существовать и автономно, ведь первые люди захотели быть «как боги», так и жена может захотеть быть «как муж». И это значит, что всё человечество в борьбе со змеем потерпело некоторое поражение. Есть течение – «феминизм». Это и есть – КАК МУЖ. И это не профсоюзное или правозащитное течение, - это путь к погибели, ибо женщина держит первый рубеж обороны от дьявола. Чтобы женщина не сдавалась в этой борьбе, ей был дан особый знак в тело – печаль при родах. А чадородие, это было особое благословение от Бога – «Растите и множьтесь…», т.е. радость. Но после грехопадения – ПЕЧАЛЬ, и полнота первого благословения была утрачена. Ведь никакое животное так не страдает при родах, только женщина.
Адам тоже познает утрату благословения через свою печаль. Люди должны нести это с осознанием источника печалей. Но к этим печалям прибавляется ещё нечто, что мы сами и каждый себе набрал. Это скорбь. И скорбь и печали – это всё ради Спасения. И как женщина терпит, то так и каждый должен терпеть, чтобы родить душу свою в вечную жизнь. Поэтому сказано, что Господь положил вражду между змеем и женою, чтобы каждому из нас родиться в Жизнь Вечную.
- «…АДАМУ ЖЕ СКАЗАЛ: ПОСКОЛЬКУ ТЫ ПОСЛУШАЛ ГЛАСА ЖЕНЫ ТВОЕЙ И СЪЕЛ ОТ ДЕРЕВА, О КОТОРОМ ЭТОМ ОДНОМ Я ЗАПОВЕДАЛ ТЕБЕ НЕ ЕСТЬ ОТ НЕГО, ПРОКЛЯТА ЗЕМЛЯ В ДЕЛАХ ТВОИХ. В ПЕЧАЛЯХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ЕЁ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ». Сатане было сказано: « будешь есть землю», и человеку то же самое. Но в одних и тех же словах Священное Писание говорит о разном. У сатаны «земля» - богопротивная воля и низкие помыслы. А по отношению к человеку «земля» - кормилица, дающая силу всем растениям. – «…ТЕРНИИ И ВОЛЧЦЫ ОНА ИЗРАСТИТ ТЕБЕ, И БУДЕШЬ ЕСТЬ ТРАВУ ПОЛЕВУЮ». Т.е. после грехопадения земля сама по себе будет растить не съедобное. В Раю труд был лёгкий. Человек жил в покое, но не в праздности. А теперь человек должен возделывать землю, ПОЛЕ, для пропитания. В Раю человек питался от деревьев, подняв лицо к Богу, а теперь, ради пропитания, станет обращать лицо к земле. Это важный символ, и предмет его – ХЛЕБ. Он включает в себя все составляющие, поскольку человек теперь живёт на земле. В Раю была пища ХОРОШАЯ, т.е. божественная, а теперь – хлеб, а кто ест хлеб – тот смертен, ибо помыслы человека теперь о насущном, о земном. И трудящийся на земле имеет на лице знак – «В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО БУДЕШЬ ЕСТЬ ХЛЕБ ТВОЙ, ДОКОЛЕ НЕ ВОЗВРАТИШЬСЯ ТЫ В ЗЕМЛЮ, ИЗ КОТОРОЙ БЫЛ ВЗЯТ, ИБО ТЫ ЗЕМЛЯ ЕСИ И В ЗЕМЛЮ ОТЫДИШИ». Это значит, что земное идёт к земле – тело. На душу это не распространяется. Это первое свидетельство в Писании о бессмертии души. И второе: различия смертной участи для смертников и праведников. Одни – возвращаются как грешники, другие – отходят в землю как праведники в покое до Воскресения.
Итак, три проклятия в книге Бытия, и все три имеют одну и ту же внутреннюю структуру. Во-первых: Господь не проклинает никого, ибо проклятие происходит от Божьего миропорядка. Во-вторых – проклятие всегда относительно, в данном случае относительно человека. Проклятие не место, а осознание того ЧТО будет с человеком. Оно относительно дел человека, и, значит, человек свободен НЕ ДЕЛАТЬ того, что повлечёт за собой проклятие. Человек свободен НЕ ГРЕШИТЬ, тогда и Земля не пострадает в его делах, ибо проклятие навлекается не на человека, а на весь мир, частью которого он является. Страдает ВСЯ ЗЕМЛЯ. А те, кто не грешат – страдают невинно. Прообразом невинного страдания был Христос, а до него – сама Земля. Невинное страдание – самое доходчивое до сердца человека, чтобы обратить его к покаянию. Таков смысл проклятия. Это не приговор, а раскрытие сущности греха. Когда излагается подобное проклятие, то человеку даётся сила жить на земле, и умирать на земле, т.е. ДОСТОЙНО умереть. И эти две вещи связаны между собой. Когда человек возделывал Рай, то это было его нравственное развитие, а теперь труд – это терпение скорбей для необходимости пропитания. Когда на Землю пришёл Христос, это делание изменилось. Символ пропитания был хлеб, и Христос заповедал просить хлеба насущного и на один день, ибо – «…ищите прежде Царствия Божиего и Правды Его, и это всё приложится вам». Т.е. опять, как и в Раю, человеку необходимо поднимать лицо прежде к небу, а потом к земле. – «Я есмь хлеб Жизни» - сказал Христос. Это значит, что Он восстановил райское питание человека, который в плодах Рая вкушал Бога. Человек снова может вкушать Бога, но в падшем мире – через хлеб. И если человеку дано возделывать хлеб, то ему дано и достойно умирать. Это называется – культура смерти. А достойно умирает тот, в чьих делах не проклята Земля, кто её не повредил. В Ветхом Завете такая кончина дана троим: Аврааму, Исааку, Иову.
Последнее свойство проклятия – то, что проклято, в конце потерпит поражение, т.е. Земля будет погублена человеком. Но как Христос воскрес, то и Земля обновится. Господь всё сказал. Что же скажет человек?
Адам выслушал, что сказал Бог змею, земле, жене и ему. Принял истинный Страх Божий и умудрился. Проклятие и слова Божии, мудрение человека, а между ними – только Страх Божий. Что теперь должен делать Адам? Он должен восстановить послушание первым двум заповедям, которые он открыл в Раю. Две заповеди любви: к ближнему, и к Богу. Восстановить нужно в той же последовательности. В Раю Адам вначале называл имена. Это было творчество. Когда явилась жена, он изъяснил свою любовь к ближнему, и стало возможным обретение любви к Богу как к личности. И сейчас Адам должен сделать сам первый шаг ко спасению. Нужен некий творческий акт – «…И НАЗВАЛ АДАМ ИМЯ ЖЕНЕ СВОЕЙ – ЕВА, ИБО ОНА МАТЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ». Он снова дал имя (в переводе – ЖИЗНЬ). Он дал имя жене второй раз, и второй раз познал её. Он дал имя личное по той миссии, которую исполняют матери и жёны. Ева будет рождать и иметь печали, а Адам, имея сострадание к ним, даёт имя – ЕВА – мать скорбная всех живущих. Так на земле появилась новая любовь, без которой уже не будет никакой любви – любовь сострадания. В ней и прощение, и примирение, и сочувствие к печалям и скорбям. И эту способность души человек открыл в себе сам опять. Сострадание – есть творческое усилие любви. После грехопадения любовь без сострадания – это грех. Но и первую заповедь без сострадания исполнить нельзя – любить Бога, не сострадая Ему. После грехопадения Боговоплощение стало необходимо ради заповеди – возлюби Господа своего, ибо во всякой любви есть жалость. А полнота сострадания к Богу была у матери Божьей у креста Его. Когда Адам называл жену как мать всех живущих, он говорил о том, чего ещё нет – нет детей и нет смерти, но жизнь отныне находится в другом временном качестве – историческом, где жизнь будет передаваться через смерть, а смысл жизни – в преемственности поколений ко Спасению, к воссоединению с Богом, к возвращению в Покой Божества. Это уже ПУТЬ, который проходит через СМЕРТЬ. И сам Бог пройдёт через смерть. И этот этап спасения был показан человеку в Раю через жертвоприношение, религиозный культ. Как приносилась жертва, Писание не говорит, но смерть была показана – «И СОТВОРИЛ ГОСПОДЬ БОГ АДАМУ И ЖЕНЕЕГО ОДЕЖДЫ КОЖАНЫЕ И ОДЕЛ ИХ». Т.е. из кожи животных закланных в жертву, чтоб в их смерти они увидели свою. Одно из райских животных, которому Адам давал имя, убито на его глазах.
После изгнания из Рая человека, на Земле начинается длинная череда жертвоприношений. Их целью было – ждать исторического момента времени, когда Христос придёт принять жертву как Спаситель. Была череда суббот и жертвоприношений, целью которых было – ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, которое есть спасение человека, и возможность вернуться ему к райской жизни. Первое кровавое жертвоприношение было в Раю, последнее – на Земле, а священником был Господь. От совершённой на Земле жертвы человек вкушал, причащаясь ей, а от первой жертвы люди оделись и не вкушали её. Она была принесена целиком, как ВСЕПРИНОШЕНИЕ (Ола – евр.) Она указывала на Христа, который целиком отдал себя в жертву. В законе Моисея указано, что кожа от животных принадлежит священнику. Так сохранилась память в человечестве, что главная жертва – всеприношение, и от неё достойное облачение, а не от листьев, как сделали сами, т.е. без Бога невозможно творить ничего, без Бога – фиговый листок. Вся человеческая культура имеет центр – религиозный культ. Центральный элемент культа – жертвоприношение. Главным жертвоприношением является – всеприношение, которое указывает на Христа. Со временем у человека будет утрачена память, что есть жертвоприношение, и у язычников, и у Израиля, но понимание жертвы было глубоко заложено ещё в Раю, и с приходом Христа это понимание будет мгновенно восстановлено в каждом религиозном человеке. Христос Воскрес. И воскресла память в человеке. До Христа ещё можно было говорить, что есть разные религии и разные жертвы. После жертвы Христовой уже нет возможности говорить, что есть разные религии, ибо кто не принял жертву христову, тот ВНЕ религии Богопочитания, и вместо неё создаёт лишь видимость – позорное «листвие опоясания.»
Итак, жертвоприношением храм Рая был очищен после осквернения грехом человека. Адам получил ведение – что есть религиозное служение и принял участие в обновлении райского храма, а после был удалён, став священником – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ: ВОТ АДАМ НАЧАЛ БЫТЬ КАК ОДИН ИЗ НАС…». То, что мы слышим – это то, когда Бог говорит внутри себя. Это опять Великий Совет Лиц Пресвятой Троицы, и это вершина Откровения. В чём же Адам стал таким, как Элохим? – «…В ПОЗНАНИИ ХОРОШЕГО И ЛУКАВОГО. И НЫНЕ ДА НЕ ПРОСТРЕТ ОН РУКУ СВОЮ И НЕ ВОЗЬМЁТ ОТ ДРЕВА ЖИЗНИ, И СЪЕСТ, И ЖИВ БУДЕТ ВЕЧНО. - И ВЫСЛАЛ ЕГО ГОСПОДЬ БОГ ИЗ РАЯ СЛАДОСТИ…». Изгнание человека из Рая – это начало всемирной истории. На Великом Совете было решено выслать Адама, удалить от древа Жизни. Есть такое мнение, что если бы Адам не стал смертным, то грех приобрёл бы бессмертие, но смерть уже была в Раю в виде жертвоприношения. Это сложный момент для понимания. Здесь говорится о духовных основах всей человеческой истории. Адама удалили из Рая, потому, что Он в каком-то отношении стал таким как Элохим, и стал РАНЬШЕ времени, как Бог в отношении к знанию. Адам стал познающим всё, и до конца времён он не остановится в познании, но при этом он не всегда различает хорошее и лукавое. В человечестве есть два начала: познавательное и нравственное, которые после грехопадения существуют сами по себе, не связно, независимо, и могут совпадать или не совпадать. Но важно то, что чем больше человек познаёт, тем страшнее последствия, и знания употребляются во зло от несовпадения с нравственностью. Это несовпадение и называется – грех человечества. Каждый человек от рождения причастен этому несовпадению, поэтому его и называют – первородный грех. Это несовпадение доходит до того, что человек может обходиться вообще без Богопочитания и нравственности.
Из Рая были изгнаны не Адам и Ева, а историческое человечество. Это разорванное существо, ибо в человеке действуют автономные начала – познавательное и нравственное. А что же человека увлекает, где его энтузиазм? – В сфере познания, ибо нравственное удовлетворение человека ТИХОЕ, а творческое БУРНОЕ, приносящее великое наслаждение – изобретать, творить, исследовать. Когда люди стали строить Вавилонскую башню, Господь сошёл, чтобы видеть то, что люди учинили бы в Раю, если бы не изгнал Бог Адама. Господь смотрел именно на сердце человеческое, и поэтому была – «…проклята Земля в делах твоих». Остался бы человек в Раю, и был бы проклят Рай. – «И ВЫСЛАЛ ЕГО БОГ ИЗ РАЯ СЛАДОСТИ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ, ИЗ КОТОРОЙ ОН ВЗЯТ И ИЗГНАЛ АДАМА, (об этом событии рассказано дважды, ибо это полнота) И ВСЕЛИЛ ЕГО ПРОТИВ РАЯ СЛАДОСТИ И ПРИСТАВИЛ ХЕРУВИМОВ…». Против Рая – это значит лицом к лицу. Эден был ориентирован на Восток, и Господь позаботился о человечестве Адама, дал ему место обитания относительно Рая, вечного духовного ориентира – Востока – «…И ПЛАМЕННОЕ ОРУЖИЕ ОБРАЩАЮЩЕЕСЯ, ЧТОБЫ ХРАНИТЬ ПУТЬ ДРЕВА ЖИЗНИ». Херувимы – первое прямое упоминание ангелов Божьих. Теперь, после Адама, они хранят Рай. «Путь древа Жизни» - это совсем не то, что «путь К древу Жизни», как написано в русском переводе Библии. До времени нельзя было человеку вкушать от древа Познания, и до времени нельзя было вкушать от древа Жизни, пока человечество не поживёт в истории и не увидит плодов соей деятельности в истории. Тысячелетия были нужны, чтобы человек смог прикоснуться к нему. И человеку не нужно было стремиться к нему, ибо оно само, сама ЖИЗНЬ сошла к нам на Землю Боговоплощением. Таковы были последствия грехопадения, что когда Бог сошёл на Землю, Он человеку себя не вверял, ибо знал, что в человеке. И только после Распятия уяснился этот символ Жизни. Древо Жизни – Бог на кресте. Христос нам возвратил Рай и жизнь вечную, ибо ад был Им разрушен. Плод этого древа – Евхаристия, таинство причащения.
Итак, человек от древа Жизни временно отделяется в иной мир – на Землю, и в иное качество времени, по прошествии которого он сможет Бога осязать. Апостол Павел говорит: «Ищите Бога, пока не сможете осязать Его». Это как заповедь. А до этого времени охраняйте древо Жизни. До греха Адам охранял от лукавого. А после от кого? Охранялась тайна Спасения – путь от древа Жизни к человечеству. Его охраняли херувимы потому, что «Семя жены должно соблюсти голову змея», т.е. сатана, прельстив людей древом познания, сам же прельстился древом Жизни, на котором распялся Христос. Но он Бога на кресте не РАСПОЗНАЛ, и Бог разорил царство смерти. А оружие – КРЕСТ. Этот крест уже своим оружием охраняли херувимы от лукавого, а так же и праведники, через которых свершилось дело Спасения. Любовь Божья к нам – путь древа Жизни к нам, а не путь к нему. Поэтому то, на крышке ковчега Завета были изображены херувимы, охраняющие тайну Завета Нового. И голосом говорил Господь Бог с Моисеем из среды этих двух херувимов. Заповедь о кумирах не распространялась лишь только на изображения херувимов.
Тайна истории – это тайна Спасения, и чтобы её понять, надо понять Любовь Божью к нам. И удаление человека из Рая, и охранение пути Спасения – это было дело Божьей Любви. Тысячелетия прошли, чтобы человеку можно было понять и эту Любовь, и что такое Боговоплощение, и идти навстречу Богу.


Рецензии