Бытие. 4 - Каин

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)


КАИН

Каин – первый человек, который был проклят. Он был основателем антицерковного общества. Потомки Каина всегда рядом с нами и враждуют на церковь.
- «И ПОЗНАЛ АДАМ ЕВУ, ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА (способность к деторождению была дана человеку до грехопадения, но осуществилась после) И РОДИЛА КАИНА И СКАЗАЛА: - ПРИОБРЕЛА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ БОГА». Имя Каин от глагола «кана» - приобретать, покупать. Имя дала Ева, и это символ её власти на ребёнке. Ева исповедует веру, что всё приобретается через Бога. В еврейском тексте смысл таков, что Ева ждала того, кто поразит змея (я обрела человека с Яхвэ), и надеялась – не он ли Богочеловек. – «…И ПРОДОЛЖАЛА РОЖДАТЬ, И РОДИЛА БРАТА ЕГО АВЕЛЯ. АВЕЛЬ БЫЛ ПАСТЫРЬ ОВЕЦ, КАИН ЖЕ БЫЛ ВОЗДЕЛЫВАЮЩИЙ ЗЕМЛЮ». Авель – это дыхание или суета (евр.) Ещё это имя можно переводить как - плачь. В назывании имён люди ещё несли способности, полученные в Раю называть увиденное, т.е. имена детей пророческие, определяющие их духовное устроение: Каин – приобретатель, Авель – дитя покаяния. Адам познавал свою жену три раза: 1-й, когда её увидел и назвал – ЖЕНА, плоть от плоти моей. 2-й, когда дал ей имя – Ева – жизнь и матерь. Это была новая любовь, сострадающая. 3-й, после грехопадения любовью детородной. Так возникает первая семья, она же первая Церковь Божья, которая всегда во вражде со змеем. Отсюда начинается особый богословский раздел – учение о Церкви. И в этой семье потом произошёл раскол, но не раскол в Церкви, ибо человечество разделилось на Церковь и антицерковь, и это разделение – до конца Времён. Основатель внецерковного общества – Каин, человекоубийца. В истории Каина мы имеем единственное полное описание преступления во всех его этапах и последствиях. Описание преступлений Каина начинается с жертвоприношения – «…И БЫЛО В КОНЦЕ ДНЕЙ, ПРИНЁС КАИН ОТ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ ЖЕРТВУ ГОСПОДУ». В конце дней – имеется в виду церковный календарь, ибо был срок для жертвоприношения или всеприношения, когда жертва приносится целиком. – «…И АВЕЛЬ ПРИНЁС. И ОН ПРИНЁС ОТ ПЕРВОРОДНЫХ ОВЕЦ СВОИХ И ОТ ТУКОВ ИХ. И ПРИЗРЕХ БОГ НА АВЕЛЯ И НА ДАРЫ ЕГО, А НА КАИНА И НА ЖЕРТВЫ ЕГО НЕ ВНЯЛ». В греческом тексте различается «жертвы» Каина и «дары» Авеля. Скотовод Авель принёс дар, от которого не вкушают, возможно, по запрету на вкушение мяса, возможно, это было и всеприношение, в отличие от Каина. Его жертва могла быть регулярной и вкушаемой. Это различие касается духовного устроения тех, кто эти жертвы приносит. Авель принёс лучшее и упомянут дважды: «Авель» и «он». И знак принятия жертвы был явный, его видел и Каин – «…НА КАИНА И НА ЖЕРТВЫ НЕ ВНЯЛ БОГ. И СТАЛО ВЕСЬМА ПЕЧАЛЬНО КАИНУ, И ОН ИСПАЛ ЛИЦОМ». Очень странное место. В переводе 70-ти толковников можно понять, что НЕКТО опечалил Каина. Что, он уже испытывает внушения дьявола? Но печали даны ко спасению, которые должен осознанно терпеть человек. А Каинова печаль откуда? Однако он опечалился СВОЕЙ печалью, что не от Бога. А когда человек поникает ещё и лицом, то его помыслы обращаются к земному, и отвращаются от небесного. Вот именно этот момент и сторожит сатана. Это и называется – блюсти пяту. Так как же зарождается тот момент, который приводит к убийству брата? – С жертвы Богу, с отношения к Богу. И это преступление нельзя объяснить через мотив, ибо его НЕТ, ни психологического, ни этического, ни материального. Оно носит религиозный характер, ибо только религиозный человек может быть до конца преступник. Какое твоё отношение к Богу выясняется через принесение жертвы. И она может быть принята, или отвержена. А можно ли сказать, что Каин убил, потому, что Бог отверг его жертву? Нет. Нет мотива. А почему Бог принял жертву Авеля? Религия – центр жизни человека во все времена. Жертвоприношение – центр религиозного культа. Печаль Каина – вот первый шаг к преступлению, ибо Каин опечалился СВОЕЙ скорбью. Он СОЧИНИЛ себе мировую скорбь. Здесь проявляется аналогия с современной «своей мировой» скорбью.
И вот, после жертвоприношения, в душе Каина произошёл переворот. Его воля отвратилась от Небес, и помыслы его о земном. И вот именно в таком состоянии жалит змей. Но Бог сам отвечает Каину, почему не принял его жертву, не оставляет его, ибо тот дошёл до точки возврата, когда можно отступить от помысла. Если Господь не принял жертву, это ещё не значит, что Он отверг человека, ибо Бог сказал: 1 – Я вижу тебя, осознай, что с тобой происходит. 2 – Я называю, почему не принята твоя жертва. 3 – Я говорю тебе, что сейчас делать. 4 – в тебе действует дьявол, сопротивляйся. Это центральное событие в жизни Каина. И здесь вновь масоретский (евр.) текст расходится с греческим. В греческом: - «…И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ КАИНУ: - ПОЧЕМУ ТЫ СТАЛ ТАК ПЕЧАЛЕН И ПОЧЕМУ ИСПАЛ ЛИЦОМ?». Не Божья печаль, а печаль нестерпимая, погибельная. Каин должен был понять, что в нём действует дьявол. – «…ЕСЛИ ТЫ ПРАВИЛЬНО ПРИНЁС, НО ПРАВИЛЬНО НЕ РАЗДЕЛИЛ, РАЗВЕ ТЫ НЕ СОГРЕШИЛ?». Вот причина, по которой Бог не принял жертву Каина. «Разделил» - означает: Богу – часть, себе – часть, т.е. способ Богообщения после грехопадения. Но Каин выпал из Богообщения. Через жертвоприношение человек состоит в Завете с Богом. Но Завета ещё нет, и в приношении братьев он только предчувствуется. А жертва Завета ТА, что приносится ЦЕЛИКОМ, ибо указывает на Христа, который всего себя принёс в жертву. В Ветхом Завете на жертву Нового Завета указывал род жертв – ВСЕПРИНОШЕНИЕ. Возможно, свою жертву Каин не должен был делить, ибо это было «в конце дней» (года). Авель же принёс эту ОСОБУЮ жертву. В результате братья разошлись по вере в понимании ЗАВЕТНОЙ ЖЕРТВЫ. Жертва Авеля больше жертвы Каина как тело отличается от одежды, душа от пищи. Она была другого ДУХА. Каин оставил от жертвы СЕБЕ, где Бога нет. Вот в этой части души и развилась та каинская печаль. Вот именно этот момент – о разделении жертвы, и о разделении души Каина, из масоретского текста исчез. Там: - «…если делаешь доброе, не поднимаешь и лица» - просто ободрение. Сути нет.
Далее Господь говорит, что же делать Каину – «…УМОЛКНИ». Вся аскетика учения о молитве содержится в одном этом слове. Это необходимо сделать, когда имеешь бурю помышлений, ибо змей действует в помыслах. Это важнейший момент, дававший Каину практическую помощь – как ему избегнуть преступления. И этот момент опять исчез из древнееврейского текста. И последнее, что сказал Господь Каину: - «…К ТЕБЕ ОБРАЩЕНИЕ ЕГО (дьявола) И ТЫ НАЧАЛЬСТВУЙ НАД НИМ». Человек не нуждается в дьяволе, а дьявол нуждается (обращается). То же самое сказано о жене: - её обращение к мужу, и он господствует над ней. А как человек может начальствовать над дьяволом? – НЕ УСТУПАТЬ! – Этой теме посвящена целая книга Ветхого Завета – книга Иова. Дьявол – князь мира сего, но не человека, который НЕ ОТ МИРА СЕГО. Слова Бога были укреплением и благословением не уступать дьяволу.
– «И СКАЗАЛ КАИН БРАТУ АВЕЛЮ СВОЕМУ: - ПОЙДЁМ В ДОЛИНУ». Каин не умолчал, как сказал ему Бог, он подчинился дьяволу и стал – СЕМЯ ЗМЕЯ, т.е. усыновился дьяволу до убийства брата. – «…КОГДА БЫЛИ ОНИ В ДОЛИНЕ И ВОССТАЛ КАИН НА АВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И УБИЛ ЕГО». А за какую вину он убил брата? – Ни за какую, без мотива, ни за что Каин совершил человеческое жертвоприношение. Апостол Иоанн сказал: - дела Каина были лукавы, а дела Авеля праведны. Лукавство в жертвоприношении, печаль не по Богу, опускание лица, ложь Богу. И это всё, несмотря на то, что Каин был духовный, верующий человек. А душевные движения таких людей, что от Бога, и что от дьявола бескорыстны, не подчинены выгоде. Каин восстал на брата и заклал его – культовое действие. И в этом смысле слова Христа иудеям: - отец ваш дьявол – ибо самые близкие отношения в духе выражаются в СЫНОВСТВЕ. Апостол Иоанн: - дети Божьи и дети дьявола различаются вот в чём: всякий не творящий правды, не есть от Бога, а так же не любящий брата своего.- Каин не сотворил правды в жертвоприношении, поэтому она не была принята. Но он совершил другое жертвоприношение, став сыном дьявола. И ненависти к брату у него не было, ибо он всё сделал сознательно. А как же Бог допустил это? Так же, как Он допустил грехопадение, так же, как Он допустил собственные пытки и смерть от тех, кто по духу Каин. Христос сказал им: - «порождения ехидны, да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле от Авеля». – А Авель девственник, священник и мученик. И преступление распинателей Христа началось так же с веры в него, так же как и Каин верил в Бога. – «Мы семя Авраамово», - говорили они Христу. «Но вы хотите убить меня, ибо творите дела отца вашего – дьявола. Он человекоубийца, от начала лжец и отец лжи» - отвечал им Христос. Так и Каин совершил оборотническую жертву дьяволу, т.к. смерть Авеля произошла в долине, за станом. И по закону Моисея, в будущем, тела животных, которых принесли в жертву за грех, полагалось вынести вон из стана. Поэтому и Христос, не нарушая этой традиции, освятил людей кровью своей и пострадал вне ворот города. И кровь Авеля, будучи живая, упала на живую землю и льётся, и будет литься, прообразуя жертву Христову и пророков его.
Но милостив Бог, и вновь говорит с Каином – «…ГДЕ АВЕЛЬ, БРАТ ТВОЙ?». Этот глас был подобен гласу к Адаму после грехопадения и мог восстановить человека в Богообщении. Но первые люди не смогли этого сделать. Они были безумны и пытались спрятаться. Но и преступление Каина есть безумие. Но Адам не лгал Богу, а Каин лжёт - «…НЕ ЗНАЮ, РАЗВЕ Я СТОРОЖ БРАТУ МОЕМУ?». А после распятия эти «предводители народа» также лгали, что не было Воскресения. Но они ведали что творили, в отличие от тех, кто просто кричал и хулил. Вот теперь-то Каин будет проклят – «…И СКАЗАЛ БОГ: - ЧТО ТЫ СОТВОРИЛ? ГОЛОС КРОВИ БРАТА ТВОЕГО ВОПИЕТ КО МНЕ ОТ ЗЕМЛИ». Богообщение в Раю было голосом, и сейчас ГОЛОС свидетельствует, что для Каина Богообщение не возможно – кровь вопиет от земли, т.к. человек (Адам) сотворён из почвы (адамы). Когда же встречается кровь человека и почва, возникает движение и вопль от земли до неба, который звучит в духовом мире. То, что остаётся безнаказанным у людей, находит наказание у Бога – есть правда на Земле. В этом есть вера Праведных. Умерший Авель говорит верою. Бог продолжает говорить – «…И НЫНЕ ПРОКЛЯТ ТЫ ОТ ЗЕМЛИ, КОТОРАЯ ОТВЕРЗЛА УСТА СВОИ, ЧТОБ ПРИНЯТЬ КРОВЬ БРАТА ТВОЕГО ОТ РУКИ ТВОЕЙ, КОГДА БУДЕШЬ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ, ТО НЕ ПРИБАВИТ ОНА СИЛЫ СВОЕЙ, ЧТОБЫ ДАТЬ ТЕБЕ. СТЕНАЮЩИМ И ТРЯСУЩИМСЯ БУДЕШЬ ТЫ НА ЗЕМЛЕ». Это два важных определения духа Каина для него и его потомков. В русской библии Каин переведён как «изгнанник и скиталец». Это НЕ ПРАВИЛЬНЫЙ перевод с древнееврейского языка. Никто не принуждал Каина к изгнанию и скитальчеству. Это интерпретация еврейских слов, основанная на поздней масоретской традиции. Правильный перевод 70-ти толковников это: 1 – сетования Каина, его стенания, т.е. он подаёт голос. 2 – это шаткий, покачивающийся. А в иудейской традиции Каин – романтический образ с возможной его идеализацией. Возвышение стенающего и трясущегося невозможно, когда изгнанника и скитальца осуществилось у Байрона в поэме «Каин».
Итак, это третье проклятье после сатаны и земли, и все они на одних и тех же началах: 1 – Господь не проклинает, а оно происходит от Божьего миропорядка. 2 – относительно чего происходит проклятие. У Каина – относительно Земли, т.е. относительно уже проклятого. Получается круг, который невозможно разорвать, Каин не может покаяться. 3 – лишение свойственного и привязанность к чужому – Каин лишился земли-кормилицы. Все преступления человека отражаются на Земле, ибо она нравственный спутник человека. Чужое здесь то, что Каин вошёл в разряд иных существ, чем Адам - он стал ОТ ЛУКАВОГО. Это смешение человеческой природы с лукавым духом. Общее у них – сознательное желание причинить зло другому существу – ИХ ДЕЛА. Но тогда, кто же будет кормить Каина? По аналогии: как дьявол навеки привязан к человеку, то и Каин будет привязан к нему, т.е. к сынам Божьим, и будет пытаться слиться с ними и проникнуть в церковь Божью. Здесь Писание даёт нам признаки, по которым каинитян можно опознать во все века. ПЕРВОЕ это то, что каинитяне поневоле враждуют на церковь, ибо они иначе не могут выжить, хотя в личном общении они весьма доброжелательны и вежливы. ВТОРОЕ.- Каину было сказано – «умолчи», но он не смог. А кто чем согрешает, тот тем и наказывается. Значит, он обречён подавать голос, он – стенающий. И это возможность опознавать их по звучанию голоса. Масоретский текст исключил этот признак. ТРЕТЬЕ – Каин не убоялся Бога и убийства, и теперь он навсегда – трясущийся. Он испытывает телесный страх, и этот страх будет гонять Каина по Земле, хотя никто его не гонит. Это духовное состояние. Стенающий и трясущийся Каин может жить оседло, но не на земле, ибо он потерял с ней связь. ЧЕТВЁРТОЕ – кто проклят, тот обречён на поражение, ибо Воскресение Христово было победой над дьяволом. В плане истории, Воскресение Христово было самоопределением и религиозным разделением еврейского народа на христиан и иудеев, одни из которых не ведают что творят, и тех, кто всё творит сознательно. А всеобщее Воскресение и Страшный суд будут окончательным поражением сторонников Каина.
Итак, Каин смертельно напуган и он уже не может молчать. Он выпрашивает у Бога себе «каинову печать» - «…И СКАЗАЛ КАИН ГОСПОДУ: ВИНА МОЯ БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ МНЕ». Особенности еврейского языка дают возможность сделать другой перевод – «…наказание моё больше, чем снести мне», потому, что существительное «авон» имеет два значения – вина и наказание. Глагол «наса» - сносить и прощать. – «…ЕСЛИ ТЫ ИЗГОНЯЕШЬ МЕНЯ ДНЕСЬ ОТ ЛИЦА ЗЕМЛИ». Но Бог Каина не гонит. Он так понял слова Бога, так же как их и истолковали и иудеи, что он «изгнанник и скиталец». Каин бежит сам и готов скрыться от лица Божьего – «…И ОТ ЛИЦА ТВОЕГО Я СКРОЮСЬ, И БУДУ СТЕНАЮЩИЙ И ТРЯСУЩИЙСЯ НА ЗЕМЛЕ, И БУДЕТ ВСЯКИЙ, ВСТРЕЧАЮЩИЙ МЕНЯ, УБЬЁТ МЕНЯ». Теперь Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу, и страшится – «…СКАЗАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ БОГ: НЕ ТАК, ВСЯКИЙ, УБИВШИЙ КАИНА ВСЕМЕРО ОТМСТИТЕЛЬНО РАССЛАБЛЕН БУДЕТ. И ПОЛОЖИЛ ГОСПОДЬ БОГ ЗНАМЕНИЕ НА КАИНА, ЧТОБЫ НЕ ПОРАЗИЛ ЕГО ВСЯКИЙ ВСТРЕЧАЮЩИЙ ЕГО». И это та самая «каинова печать». Каин же хочет скрыться от Бога. А как это можно сделать? – «И ИСШЁЛ КАИН ОТ ЛИЦА БОГА И ПОСЕЛИЛСЯ В ЗЕМЛЕ НОД НА ВОСТОК ОТ ЭДЕНА». «Нод» - это потому, что от Каина пошёл плохой обычай называть землю по себе, т.е. от глагола «НУД» - сетовать. Куда ушёл Каин? Когда Господь изгнал Адама, Он поселил его на Восток от Эдена, и сам Эден был обращён на Восток. Это ориентация в духовном мире, потому, что Восток – имя Божье. А чтобы уйти от Бога, Каин пошёл НА Бога, на Восток, против Бога, чтобы Он от него отвернулся. Это единственный способ скрыться от Бога, ибо Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его. Каин будет строить свою историю, свою цивилизацию. Таким образом, наказание от Бога - это не кара, не месть , не мучительство, но сам грех и есть страдание, преступление и наказание, т.е. УКАЗАНИЕ НА… Это наказ – что делать, а что не делать. По-гречески – «пайдеуо» - делай то, что положено с отроком, т.е. с ребёнком. Проще всего в еврейском языке – «авон» - это и вина и наказание. Поэтому Каин и стенает и трясётся. Это уныние и ропот, т.е. подавленность, но и протест. И это одно чувство, один звук, если прислушаться. Но это ещё и клевета на Бога (ибо его никто не гонит). Так может бегать по земле и человек, и целый народ, отступивший от Бога. В книге Левит сказано – «…побежите, когда никто не гонится за вами». Это дух Каина.
Итак: 1 – клевета на Бога. 2 – решимость жить без Бога. Поэтому он решителен, но трясётся, унывает, но ропщет. А сочетание этих двух несовместимых качеств называется – НАГЛОСТЬ. На пролитие крови Каин был смел. Дьявол воспользовался им и теперь издевается – он сообщает ему ложный взгляд на человечество, ибо видит во всех подобных себе – убийц. Стало страшно. Поэтому на нём – ПЕЧАТЬ. Что она из себя представляет - мы не знаем, но нам сообщают признаки, по которым можно опознать каинитян во все эпохи. Важнейший признак – каинова печать. Она двузначна: 1 – он охранён от преследования. 2 – Каин совершенно одинок и скорбен.
И на этом заканчивается история Каина, и начинается история его потомков. Это первое общественное устройство, которое построило могучую цивилизацию. Цивилизация – это такая продуктивная деятельность, которая происходит независимо от Богопочитания, почитания отцов и органических основ жизни – земли. Начало цивилизации всегда – город. Но будет в человеческой истории и последняя форма цивилизации – город, который захочет распространиться по всей земле – ВАВИЛОН. – «…И ПОЗНАЛ КАИН ЖЕНУ СВОЮ И ОНА, ЗАЧАВШИ, РОДИЛА ЕНОХА. И БЫЛ КАИН СОЗИДАЮЩИМ ГОРОД, И ОН НАИМЕНОВАЛ ГОРОД ВО ИМЯ СЫНА СВОЕГО – ЕНОХ». У каинитян нет родословия, только перечень имён. Нет указания на продолжительность жизни, и на первом месте стоит не Адам, а Каин, и сын его, Енох, родился уже оседлым горожанином и должен обновить эту постройку. Мечта Каина – лучшая жизнь его для потомков. В этом его энтузиазм. Это и есть двигатель прогресса. Но Писание говорит, что названный в честь Еноха город – это НЕ ХОРОШО, ибо «уподобились скотам бессмысленным». У Еноха родился сын – Ерад (ходить туда-сюда - евр.) Далее – Мехиаэль (поражённый Богом, или Бог даёт жизнь – евр.). Далее – Мафусал (муж исканий или просящий смерти – евр.) Древние люди могли в имени своего потомка обозначить главную свою наклонность, т.е. по именам, мы могли бы восстановить духовную биографию потомков Каина. Возможно так: Каин рождает Еноха с надеждой, что тот обновит город, но сын Еноха – Ерад, ушёл из города и стал бродягой. А так как жизненные силы иссякали, то Ерад даёт сыну имя Михаэль – Бог даёт жизнь, а тот, ощутив, что Бога с ним нет, даёт своему сыну имя Мафусал – муж исканий. Возможен и другой вариант биографии: Енох рождает духовно падшего Ерада, а тот - поражённого Богом Мехиаэля, тот - желающего смерти Мафусала, который является четвёртым покалением от Каина. Древние люди знали, что грехи отцов проявляются до четвёртого поколения и могла возникнуть надежда на окончание проклятия. А сына Мафусала зовут Ламех. При нём возник цивилизационный взрыв – изобретение новых форм и укладов жизни, которыми обратное движение к Богу стало невозможно и заблокировано. – «…И ВЗЯЛ СЕБЕ ЛАМЕХ ДВЕ ЖЕНЫ, И ИМЯ ОДНОЙ – АДА, ИМЯ ВТОРОЙ – ЦИЛЛА». И это изобретение – многожёнство. Однако Писание называет их имена, а это значит, что произошёл существенный сдвиг во всём устройстве каинской цивилизации. Происходит указание на особую роль, которую будут нести женщины-каинитянки. От Евы до Сары (жены Авраама) Писание не называет женских имён. Т.е. патриархальный уклад до этого был главным в истории человечества, а черты матриархата возникают в кризисные эпохи, например – причастность к духу Каина, главным признаком которого является особая роль женщин-каинитянок по изменению родства. О детях Ламеха уже сказано иначе – «…И РОДИЛА АДА ИАВАЛА. СЕЙ БЫЛ ОТЕЦ ТЕХ, КТО СЕЛИТСЯ В ШАТРАХ СО СТАДАМИ. И ИМЯ БРАТА ЕГО – ИУВАЛ. СЕЙ БЫЛ ОТКРЫВШИЙ ПСАЛТИРЬ И РОГ. ЦИЛЛА РОДИЛИ И ОНА ТУВАЛКАИНА. ОН КОВАЛ, ЗАТАЧИВАЛ, ВСЁ ВЫРЕЗЫВАЛ ИЗ МЕДИ И ЖЕЛЕЗА. СЕСТРА ЖЕ ТУВАЛКАИНА – НОЭМА». Возможно, что дети Ламеха уже стали детьми ЖЁН Ламеха по значимости родства, которое стало передаваться через материнскую кровь. Тогда это объясняет, почему на детях жён Ламеха закончилось родословие каинитян. Родословие по матери Священное Писание не ведёт. Изменение кровного родства в сторону матери есть признак глубочайшего кризиса в народе. Пример этому находим в истории еврейского народа, который был призван принять в себя воплощение Бога. А созидание народа начиналось с откровения Аврааму, который создал свою семью как Церковь. От Авраама до Иакова женились на родственниках, но родство передавали только по отцу. Было понятие – восстановить семя. Брат от брата. Господь сошёл на Землю, воплотившись, и был распят. Пролилась кровь Божья и весь народ, кто собрался на судилище, обратил эту кровь на себя и своих чад, т.е. изменилось ощущение крови и родства, и, вопреки закону, родство стало передаваться по матери. А для еврейских женщин стало возможным приобретать к себе в народ детей от мужчин других наций. Поскольку еврейский народ отверг Новый Завет с Богом, он позаимствовал обычаи, которые не идут от завета с Авраамом. Это были не еврейские и не патриархальные обычаи, в следствие чего народ должен был лишиться земли и рассеяться. Т.е. народ восстал на Бога, заклав его, принял печать Каина, отверг родство с отцами, лишился земли и рассеялся. Поэтому еврейские женщины стали играть особую роль, подобно допотопным женщинам-каинитянкам.
Имя Ламех трактуется как – разрушитель, или как – идущий к слабости. Жена Ада – украшение, привлечение. Цилла – тень. Можно толковать и так, что Ламех попал под влияние своих жён, и как разрушитель – он агрессор. Сын Ады – Иавал, устроитель нового, кочевого образа жизни. Другой сын – Иувал, изобретатель инструментальной музыки. Тувалкаин делал украшение и оружие. Что из себя представляли изобретения сынов Ламеха? Они были двузначны: кочевое скотоводство – попытка приспособиться жить в проклятом состоянии т.к. земля не даёт силы для земледелия, а для скота даёт. Инструментальная музыка имеет силу воздействия на человеческую душу, и она опасна, особенно духовная т.к. имеет тенденцию к возбуждению похоти. Поэтому духовный опыт православного богослужения не допускает никакой инструментальной музыки в храме. Далее – обработка металлов. Это изделия для земледелия, охоты, музыки и войны, да и просто убийства, ибо в цивилизации изобретения двузначны – и на добро и на зло, но есть и однозначно порочные. Сестра Тувалкаина Ноэма названа по имени и вне связи с мужем и рождением детей. От неё же, можно предположить, берёт своё начало ритуальная проституция в честь языческой богини. А осталось это имя у финикийцев. Их божество – Ноэма. Через это женщины-каинитянки приобрели особую роль в общественной жизни. И на детях Ламеха заканчивается упоминание имён каинитян. Повествование возвращается к Ламеху, ибо песнь Ламеха – первый памятник поэзии в Библии – «…СКАЗАЛ ЖЕ ЛАМЕХ СВОИМ ЖЁНАМ: АДА И ЦИЛЛА УСЛЫШЬТЕ ГЛАС МОЙ. ЖЁНЫ ЛАМЕХА ВОНМИТЕ СЛОВАМ МОИМ, ИБО Я УБИЛ МУЖА В ЯЗВУ МНЕ, И ОТРОКА В РАНУ МНЕ, ИБО ВСЕМЕРО ОТМЩАЕТСЯ ОТ КАИНА, ОТ ЛАМЕХА В СЕМЬДЕСЯТ РАЗ В СЕМЕРО». Ламех правильно понимает каинову печать – Каина нельзя трогать. В семьдесят раз всемеро – как в Евангелии от Матфея: как прощать грехи брату. Эта цифра – символическое понятие полноты.
Какие есть толкования на песнь Ламеха? 1 – это песнь мечу – агрессивное. 2 – это покаянная песнь в признании убийства в надежде остановить суд Божий. Всё возможно. Но в более широком смысле: семь поколений каинитян составили развитую цивилизацию, центром которой стал ДУХ КАИНА. В этом контексте можно предположить, что песнь Ламеха – это осознание того, что печать и проклятие Каина навеки запечатлено на нём и его детях с их потомками, т.е. проклятие не снято, а цивилизация сделала поворот на изобретения, расширение, матриархат, разврат и войну. Ламех во всём поучаствовал. Каин ещё мог мечтать о прогрессе, как лучшей доли его детей, а Ламех сполна отведал цивилизации и понимает, что не будет никакой новой жизни. Поэтому, эта поэзия, как и музыка, понятие двузначное. Это снова к вопросу о наглости. В этой песне и уныние и решительность, ропот. Больше обо всех их сказать нечего, кроме одного. В следующей главе даётся родословие Сифа – сына Адама и сынов Божьих – другого полюса. Но каинитяне не могут жить сами по себе. Они нуждаются в сынах Божьих. Возникает предпотопное состояние человечества. – «И УВИДЕЛИ СЫНЫ БОЖИИ ДОЧЕРЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЧТО ОНИ ХОРОШИ». Однако то, что ХОРОШО, определяет лишь Бог. В этом был элемент грехопадения – «…И ВЗЯЛИ СЕБЕ ЖЁН ОТО ВСЕХ, КОТОРЫХ ОНИ ИЗБРАЛИ». А от этого смешения родилась особая генерация людей – НИФИЛИМЫ и ГИБАРИМЫ. Последнее изобретение каинитянской цивилизации состояло в том, что они соблазняли своими женщинами тех, в ком была Церковь Божья. И тогда уже Господь решил – быть потопу. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ: - ДА НЕ ОСТАНЕТСЯ ДУХ МОЙ В ЧЕЛОВЕКАХ ЭТИХ ВОВЕК, ПОТОМУ ЧТО ОНИ – СУТЬ ПЛОТЬ».
Итак, Каин – это историческая, духовная общность людей, которые привязаны к церкви Божьей до скончания мира. И опознание их – практическая задача церковной жизни. Поэтому Священное Писание сообщает нам признаки, по которым их можно опознать во все эпохи человеческой истории.
ПЕРВОЕ. Преступление Каина началось с жертвоприношения и продолжилось им, ибо он заклал брата своего. Вывод: каинитяне – это духовная общность, следовательно, они в чём-то подобны Церкви, подражают ей. Внутри себя они делятся по разным служениям. В духе монолитны, в служениях различны. Они всегда тянутся к Церкви Божьей. Каин убил Авеля без мотива, лишь потому, что он был праведен, т.е. более талантлив в отзыве Богу. Следовательно, каинитян нельзя задобрить, договориться, отгородиться, отпугнуть от Церкви. Сказать, что убил из зависти – тоже отчасти верно, ибо сказано: завистью дьявола смерть вошла в мир. Но зависть дьявола – это воля не иметь подобного себе. Но это не человеческая характеристика, ибо в личном отношении они могут быть вполне доброжелательные люди.
ВТОРОЕ. Церковь Божья и каинитяне не есть этнос, нация или страна, ибо после потопа не осталось каинитян. Однако они лгут о том, что они есть нация для маскировки своей духовной природы и обвиняют противников в национальной фобии. Когда народ принимает на себя каинову печать, то на характер этого народа накладывается духовная маска. Начальные события принятия этой маски всегда одни и те же – кровопролитие в духе, заклание, за которым обязательно ложь: об Авеле, о Воскресении Христовом, о царе-мученике. Бессознательное действие этого общества может быть в определённый момент чрезвычайно согласованным, ибо они от духа.
ТРЕТЬЕ. Каин был проклят, поэтому он – стенающий, и обречён подавать голос, в котором уныние и ропот. По содержанию это ложь, клевета на Бога и решимость жить без Бога – наглость. Свою не способность молчать они превратили в способность говорить и выступают за неограниченную способность говорения – свободу слова. Чем больше массовым и свободным от обязательств становятся средства говорения, тем большее влияние на жизнь общества они оказывают. Ограничение свободы слова для них – это лишение жизни, и они будут за это биться. Говорение – это специальное служение в каинском обществе, где они все в один момент могут говорить – гвалт.
ЧЕТВЁРТОЕ. Каин – трясущийся. Но каинитяне отнюдь не пугливые. Их страх беспредметен. Они всегда готовы сняться с места, но везде остаются неприкаянными, хотя и быстро осваивают чужой язык. Их трясение не осознанное, но воздействует на психику. Стенание и трясение они никак не хотят признавать за собой, поэтому в переводе Библии, мы имеем – изгнанник и скиталец. Они смогли изменить это своей традицией и своим самоощущением. Так каинитяне избрали для себя позицию избранничества. Т.е. страдания их действительны, но позиция – ложная, ибо их страдания без Бога, с претензией на избранничество или мученичество, эта позиция комична. Не поддаваясь этим внушениям всегда легче опознавать каинитян.
ПЯТОЕ. Каин проклят от Земли. Некоторые из них несут проклятие Каина, другие же несут каинову печать без проклятия. Тот, кто проклят – те ведают, что творят и не раскаются. Попытки обращать их к Богу – дело бесполезное, так как Каин проклят от Земли, и он хочет владеть земной жизнью, ибо другой у него нет. Ему дана только временная жизнь, поэтому у них самое чуткое чувство времени. Желание владеть земной жизнью – это желание владеть временем, исчислением времени – календарём. Хронология Священной истории даётся в истории сынов Божьих, ибо время истории течёт через Церковь. Для каинитян это нестерпимо, и они будут менять хронологию Священного писания на уровне текста, поэтому они навязывают Церкви иной календарь. Земля не даёт им сил, но это не значит, что они не могут жить оседло, но они любят странствовать. Их гонит их собственный страх. Сообщество людей, не имеющее корня на планете, мечтает иметь его на почве. Поэтому они делают попытки закрепиться на земле при помощи коллективных форм ведения хозяйства. Это каинская идея. Но самый эффективный способ выживания на Земле, изобретённый каинитянами – это город. В нём страхование Каина и возможность оседлой жизни. Город был вне отношений к земле, ибо это центр посреднической деятельности.
ШЕСТОЕ. Каину дана печать, ибо он издал своё первое стенание, и показал, что есть каиново трясение. Каин смотрит на других людей только с точки зрения себя – другой человек это польза или вред? Он не видит людей как людей, а только как самого себя и по себе. Такой человек совершенно одинок, и этому одиночеству дана охрана в виде печати. Но эту печать он может обратить и к нападению, т.к. город – это центр посреднической деятельности, форма первичной цивилизации, существующей независимо от Богопочитания. В развитии цивилизации доля посреднических операций возрастает от натурального обмена до всемирной кредитно-финансовой системы, т.е. каинитяне пытаются распространить город на всю Землю. Цивилизация не имеет ограничителя роста внутри себя. С развитием цивилизации и всех форм посредничества происходит концентрация всего продукта (золота – библ. яз.) в одних руках. Священное Писание рисует Каина как чудовище, владеющее всем золотом мира для бесчеловечного употребления. Из Священного Писания мы знаем, что за насилие над Каином, Бог воздаёт всемеро, поэтому духовные потомки Каина могут вызывать сынов Божьих на избиение самих себя, поэтому одно из служений каинитян – провокация. Подставляя часть своего народа на избиение, каинитяне ослабляют другие народы, в среде которых они живут. Это значит, что они заинтересованы в распространении агрессивного национализма. Каинитяне – это мистическое сообщество. Они уподобляются церкви Божьей, которая укрепляется через своих мучеников. Поэтому каинитяне ослабляют своих противников на Земле, провоцируя их на беззаконные действия по отношению к себе. КАИНА БИТЬ НЕЛЬЗЯ – сказал Господь. Но простор для провокаций возрастает со свободой говорить.
СЕДЬМОЕ. Каинитянская цивилизация особая. Первым деянием Каина было желание скрыться от лица Бога. Сыны Божьи имеют родословие – ТОЛДОТ, и начало его от Бога, а начало Церкви – от Адама. У каинитян же нет родословия – они не от Бога, потому, что Каин потерял Отечество, Землю и отца – Адама. И народ, принимающий печать Каина, осознаёт себя от других сынов Адама и приписывает себе ИНУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, чем у других народов. Иногда, всё упование своё целые народы начинают видеть в устройстве земной жизни, и увлекаются этой мечтой. И когда Каин изобрёл эту форму жизни – город, он назвал его по имени сына – Енох, показав движущую силу цивилизации – МЕЧТА, которой каинитяне могут заражать и другие народы. Эта мечта была жива до пятого поколения, до Ламеха, а там всё стало ясно, эта мечта оказалась тщетной, и в каинитянах появились признаки вырождения. Изменилось понятие родства – через женщин, у которых появилось особое служение – приобретение себе детей от мужчин иного сообщества и племени. Это был цивилизационный скачок, и каинитяне окончательно осознали закрепление на себе печати Каина. В этом то и смысл песни Ламеха. Когда народ обретает веру в прогресс, он становится союзником каинитян в истории, которые поддерживают эту веру в других народах. Изобретения каинитян двузначны: 1 - город – несбывшаяся мечта о новой жизни. 2 - Кочевое скотоводство – самовольная попытка найти связь с Землёй. 3 - Инструментальная музыка – прообраз каинского стенания. 4 - Обработка металлов – возникновение оружия убийства. Каинитянин оказался первым агрессором. Как трясущийся стал зачинщиком войны – не понятно. Его страх, плюс решимость жить без Бога – есть наглость. Эта наглость, во всей их агрессивности – стратегия упреждающего удара.
ВОСЬМОЕ. Матриархальность зрелого каинского общества. Женщины определяются в своём служении, и каждая знает свою роль: 1 – жена для своих. 2- жена для чужих. 3 – блудница для совращения Сынов Божьих. Каинитяне всегда за легализацию всех форм разврата и извращений.


Рецензии