Бытие. 6 - Перед потопом

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

ПЕРЕД ПОТОПОМ

Родословие Сынов Божьих началось с Адама. Далее - СИФ, ЯНОС, КАИНАН, МЕЛЕЛЕИЛ, ИАРЕД, ЯНОХ, МАФУСАЛ, ЛАМЕХ, НОЙ. Тревога началась с Яноса, ибо начали призывать имя Божье, и пошли каинские имена в роду. Так продолжалось до Ноя, т.к. приходилось выдерживать натиск каинова потомства. Они были сильны, но одолеть Церковь Божью им не дано. Однако, по слабости Сынов Божьих, Господь пошлёт потоп. Агрессия, город, цивилизация, женщины – это были способы проникновения в Церковь. Но бить каинитян нельзя. Печать каинова защищала и предупреждала о 7-ми кратном расслаблении поднявших на них руку. Город – это совращение, новые впечатления, свобода, это разрыв с землёй, с отечеством. Цивилизация – это напряжённая жизнь в комфорте. Комфорт вместо покоя духа, где напряжённый творческий труд становится идеологией и религиозным энтузиазмом. Энтузиазм в комфорте – это подмена веры и покоя. А всё это вместе – подмена Царствия Небесного на условия земных достижений в энтузиазме и комфорте. Женщины перестают быть членами института семьи. У них становится новая роль – родоначальницы. А что из себя представляли Сыны Божьи по отношению к этим соблазнам в предпотопную эпоху? С ответа на этот вопрос начинается 6-я глава книги Бытия: - «И БЫЛО, КОГДА НАЧАЛИ ЧЕЛОВЕКИ МНОГИМИ БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ, И ДОЧЕРИ БЫЛИ ИМ. УВИДЕЛИ ЖЕ СЫНЫ БОЖИЕ ДОЧЕРЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЧТО ОНИ ХОРОШИ, И ВЗЯЛИ СЕБЕ ЖЁН ОТО ВСЕХ, КОТОРЫХ ОНИ ИЗБРАЛИ». Здесь Сыны Божьи или благочестивые люди, либо ангелы. Но что-то началось особое при Ное, ибо сказано о нём: «…и был Ной 500 лет…». А это значит, что особенные дочери стали быть в 5-м поколении от Каина. А в другом роду Енох уже стал обличать современников в нечестии, которые брали «ото всех женщин». Это значит, что и от каинских тоже. Христос сказал, что состояние человечества перед потопом такое же, что будет и перед вторым пришествием, т.е. в современную эпоху. И важно знать, за какие грехи человечество было уничтожено потопом. Но ни одного греха предпотопного человечества Писание не называет, а только лишь настораживает, ибо мы сами должны ответить. Одно мы знаем – каинитяне перемешались с Сынами Божьими, и это привело к потопу, ибо стёрлась граница между Церковью и миром. До этого Сыны Божьи жили оседло. Каинитяне же пришли с Востока и проникли в ограду Церкви через женщин. И Сыны Божьи УВИДЕЛИ их, что они ХОРОШИ, ибо допустили к себе на расстояние взгляда. Как перед грехопадением змей проник в Рай извне, так и перед потопом дочери человеческие проникли извне за ограду Церкви. Как змей был мудрейшим, так и каинитянки были сведущи в своём искусстве. Это совращение сопоставимо грехопадению в Раю. Надо вспомнить этапы искушения:
ПЕРВОЕ – прилог и собеседование. В Раю – это обращение змея и ответ жены. А перед потопом – допущение женщин на расстояние взгляда и сам взгляд, ведущий к вожделению, о чём Христос говорил: - не прелюбодействуй. То должны были знать Сыны Божьи.
ВТОРОЕ – услаждение, т.е. духовная подмена: - «и увидела жена, что древо хорошо». И Сыны увидели, что дочери хороши. Однако только Бог видит, что ХОРОШО. На уровне услаждения мы видим, чего нет – или запретное дерево, или женщин, что не могло быть хорошо. Если бы Сыны Божьи просто согрешили с каинитянками, то грех был бы, но потопа не было бы. Но они перепутали абсолютно разные вещи – каинитянка и жена, т.е. то же самое, что запретное дерево для пищи.
ТРЕТЬЕ – пленение. Вначале духовная подмена, а затем сладость чувств. Древо было «…приятно, чтобы очами видеть». Но женщины, которые пытаются вызвать сладость чувств - не опасны. А искусство же каинитянок было в том, чтобы приятностью для очей создать духовную подмену. То, что для других женщин является средством ПРИвлечения, то для каинитянок – средство ОТвлечения. Запретное древо было окружено страхом, но этот страх был вытеснен чем-то приятным. Как эти женщины отвлекли страх Сынов Божьих перед этим поступком? – Свершилось запретное, ибо естественное в отношениях мужа и жены было извращено. В каинитянках не было целомудрия, и это было привлекательно ново. Последняя стадия пленения – это действие разума в ложном направлении – прелесть, иллюзия. Пленение Сынов Божьих было духовной катастрофой человечества. Потоп же был лишь следствием этой катастрофы.
ЧЕТВЁРТОЕ – разжжение…
ПЯТОЕ – падение…Это было стремительно: «…ото всех, которых они избрали». А взять жену – это значит прилепиться к ней. Апостол Павел: - взять в жёны блудницу, это значит стать одним целым с блудницей. А прилепляюшийся к Господу – есть один дух с Господом.
ШЕСТОЕ – совращение…
СЕДЬМОЕ – совместный грех. Совращение может быть взаимным и одновременным. Как и всякая революция есть повальный блуд. В революционных катастрофах движущая сила – женщина каинского рода. Бог сказал: «…вражду положу между тобою и между женою…». И самое страшное – когда женщина вступает в союз со змеем.
Итак, история падения Сынов Божьих перед потопом говорит о том, что они не женскими прелестями прельстились, а СВОБОДОЙ, ибо они сами выбирали ото всех, кого видели. Этот рычаг каинитяне будут подсовывать под всякую революцию – СВОБОДА БЕССТЫЖАЯ!
- «И СКАЗАЛ БОГ: - ДА НЕ СУДИТСЯ ДУХ МОЙ В ЧЕЛОВЕКАХ ЭТИХ ВЕЧНО, ИБО ОНИ СУТЬ ПЛОТЬ». Бог говорит о Сынах Божьих, и этот суд был изречён на Великом Совете Лиц Пресвятой Троицы. Когда Бог говорит сам в себе – это самое значительное событие в Священном Писании: при сотворении человека, при сотворении жены, при изгнании из Рая, в приговоре перед потопом, и в приговоре вавилонским столпотворителям. В данном случае Бог отходит от человеков, и никому не причиняет зла. Бог уже не судит и не судится с человеком, потому, что наступило время свершиться приговору. Это предшествует теме суда, которому посвящён особый раздел – Содом и Гоморра. Но пока не исчерпана возможность спасения, Бог не производит суд. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Отец отдал весь суд Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Т.е. – у кого Спасение, у того и Суд.
Итак, нет больше возможности помиловать человека, и время исполнения приговора назначено – 120 лет. И самое страшное, что может быть, ещё не родились и не проявили себя те, о ком изречён приговор. Но в чем вина людей? Они – плоть. В 3-х частном составе человека – ДУХ, ДУША, ПЛОТЬ, отнюдь не возобладали именно плотские побуждения. Это можно было бы поправить. Но душа человека – носительница свободы и не изолирована сама по себе. Она член мистического сообщества, которое именуется символически – ТЕЛО. Мы суть члены единого тела Христова от плоти его, и от костей его, «…посему оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей, и будут двое, одна плоть», т.е. душа к душе – к Церкви прилепляются. Верующий человек имеет плоть, душу свою как тело Христово, и дух Христов. Но душа, она носительница свободы, и может стать членом другого мистического сообщества и духа – союза сатаны. И здесь тоже человек прилепляется – блудно и противоестественно, как мужеложная связь. В Церкви Божьей плоть, тело, дух человека обращены к небесному, а в мистическом скотском союзе естественный состав человека перевёрнут – дух сатаны, тело бхемота, плоть в блуде, которая оказалась на поверхности, на виду. Поэтому Бог и говорит: -«…ибо они суть плоть». Результат – человечество составило противоестественный богоборческий союз смесительных браков в своём потомстве. До этого все люди рождались с первородным грехом, а каинитяне – с печатью и проклятием. Но от их союза родится ТАКОЕ…! Это будет особая генерация человечества. Дочери Каина растворили большую часть Церкви, но не приобрели ЖИЗНЬ для своих детей – новых каинитян. – «…ИСПОЛИНЫ ЖЕ БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ ВО ДНИ ТЕ И ПОСЛЕ, КОГДА ВХОДИЛИ СЫНЫ БОЖЬИ К ДОЧЕРЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И РОЖДАЛИ СЕБЕ». Исполины, на еврейском языке – ниффелимы, от глагола – падать. В другом значении – заставлять падать, разрушать. Т.е. это падшие или революционеры. И в дальнейшем, во времена Моисея, упоминание о них несёт мистический ужас. И ещё – Сыны Божьи думали, что они рождают СЕБЕ. Но в этом было их глубочайшее заблуждение, ибо от их союза рождались лишь каинитяне. Эти женщины забирали родство себе – «…ТО БЫЛИ ИСПОЛИНЫ, КОТОРЫЕ ОТ ВЕКА, ЧЕЛОВЕКИ ИМЕНИТЫЕ». – Это ключ ко многим местам Ветхого Завета. Здесь, по-еврейски ГИБАРИМЫ – сильные. А «…от века…», значит – допотопные. «Именитые» - это не значит, что они славные или знаменитые. Первым же именитым был сын Каина – Енох, ибо первый город на земле носил его имя. Однако, именами этих ниффелимов и гибаримов было что-то названо. А через наречение имени устанавливается власть над предметом. Но Духа Божьего с ними не было, поэтому не сохранилось ни одного их имени. А были они имениты в изобретении зол. Это духовный портрет новых людей – гиганты по силе и изобретательности в делах разрушения. Есть параллельные места в книге пророка Варуха. Он говорит, что они сведущи в делах войны, но не имели разумения, и погибли. А у Исаии и Иезекииля есть сходный сюжет: нечестивый царь сходит на дно ада – аввадона, и встречает этих исполинов, и весь ад как бы пробуждается от спячки. А апостол Пётр их называет – в духе не покорившиеся. Когда нечестивый царь сходил в ад, это было потрясение для всего ада. Можно себе представить, чем же было нисхождение Христа в ад – пробудились все и навсегда, и Христос возгласил, и открылся смысл жизни каждого человека, и итог его жизни. Т.е. те, кто не покорился, пока Ной устраивал ковчег, и пока Бог долго терпел их, то эти допотопные исполины имеют и в аду участь без перемен. А праведников Христос вывел. И сошествие Христа было как потоп во аде. Итак, по тому, в какую обитель ада – шеола попадает душа по смерти, можно предположить и о её дальнейшей участи – во время Всеобщего Воскресения. Т.е. в аду было два уровня – шеол и аввадон. Второй – сама бездна, из которой нет спасения. Это ещё и имя сатаны, спавшего с Неба. Это как бы бесконечное движение от Бога, а не конкретное место. Но это ещё и протока ПОД бездну – самая глубокая участь упадка в ад. Потоп же был ужасным событием, но предпотопное состояние – ещё хуже, ибо во вражде со змеем человечество терпело поражение. Господь сказал: «…и вражду положу между тобою и между женою…». А Сыны Божьи взяли себе в жёны тех, кто держал вражду НЕ со змеем. Они женились на своём ВРАГЕ и потеряли всё – сыновство, потомство. Мастерство каинитянок – образовать в утробе семя лукавое, было вершиной наученности во зле. Всей утробой они были от лукавого и рождали не мужу, а врагу. Они оказались захватчицами семени, и Сыны Божьи, таким образом, стали изнасилованными.
Итак, Бог увидел, помыслил и сказал на Великом Совете: - «УВИДЕЛ ЖЕ ГОСПОДЬ БОГ, ЧТО УМНОЖИЛИСЬ ЗЛОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКОВ НА ЗЕМЛЕ». Бог говорит о разновидностях зол, поэтому то эти люди и названы именитыми. Т.е. каинитяне перед потопом перевернули всю жизнь человеческую, свершив революцию. Священное Писание говорит, что нельзя совершить революцию просто насилием. Здесь нужно творчество – изобретение новых форм зла, а для этого нужна интеллигенция. А предпотопные исполины были как раз и насильники, и разумные изобретатели: - «И ВСЯКИЙ ОТЧЁТЛИВО ПОМЫШЛЯЕТ В СЕРДЦЕ СВОЁМ ПРИЛЕЖНО НА ЛУКАВОЕ ВО ВСЕ ДНИ». Господь не смотрел на дела. Он смотрел на помыслы, и увидел внутренний мир творческой лаборатории древних изобретателей зол, увидел, что они конкретны и последовательны в своём деле, и готовы к внедрению их в жизнь. Они были деятельны и трудились прилежно во все дни на лукавое, ибо их матери послужили утробой на лукавое, а они уже – сердцем. Такова уж революционная интеллигенция. – «И ОБДУМАЛ БОГ, ЧТО СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ И ТОЖЕ ПОМЫСЛИЛ». Т.е. человек помыслил, и Бог помыслил и оставил человека одного наедине с собой. Присутствие Бога в мире человеческого греха есть милость, чего мы не заслуживаем. А если вместо милости человек получит отражение себя самого – это гибель, ибо не по делам человека был потоп, а по помышлению сердца. В еврейском тексте сказано – «опечалился Бог», что тоже верно, ибо к печалям от Бога человек может прибавить столько своего, что может и Бога опечалить. Так же наедине с собой опечалился Каин и видел во всех убийц, подобно себе. Но есть и хуже Каина, ибо ему было дано знамение – печать, охрана от насилия. И Каин побежал от лица Божьего. Но он жил отдельно и не нападал на Церковь до Ламеха, при котором то и начался поход на Церковь. Женщины задумали забрать часть семени у Сынов Божьих. Родились исполины с проклятием Каина. А так как Сыны Божьи родили их себе, знамение Каина их больше не охраняло. Революционеры не имеют защиты, поэтому революции не долговечны, от зачатия до истребления срок был всего 120 лет. Апостол Павел: «Так как они не употребили иметь Бога в разуме, Бог употребил их непотребному уму творить негодное так, что они исполнились всякой неправды, блуда, лукавствия, лихоимства, злобы, зависти, спесивцы, бахвалы, изобретатели зол». Т.е. апостол Павел видел и вокруг себя в своё время нечто похожее. Предпотопные люди перешли черту, когда Бог оставляет их и меняет свои мысли. В еврейском тексте смысл: раскаяться, передумать, утешаться, жалеть. Этот глагол в понимании к человеку прост, а в понимании к Богу как перевести? У пророка Самуила: «Бог не как человек, чтобы раскаяться, скорее РАЗМЫСЛИЛ – и помыслил и передумал». Т.е. Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его. История потопа, это история Страшного Суда, в результате которого сама история человечества или завершится, или будет иметь перерыв. Мы ещё находимся на Великом Совете Лиц Пресвятой Троицы, когда Бог увидел, размыслил и сказал? – «…И СКАЗАЛ БОГ: - СОТРУ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО Я СОТВОРИЛ ОТ ЛИЦА ЗЕМЛИ…». АДАМ от АДАМЫ был человек. Сейчас это уже никак не соответствует. «Сотру» - это очень решительное выражение. Это физическое истребление и мистическое очищение. И перед падением Иерусалима Бог сказал: «…вытираю Иерусалим как чашу». Это значит, что не останется ни имени, ни памяти от этих исполинов. А обычная оценка героев революции – это романтическая героизация. – «…ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО СКОТА, ОТ ПОЛЗУЧИХ ДО ПТИЦ НЕБЕСНЫХ, ИБО Я РАЗМЫСЛИЛ, ЧТО СОТВОРИЛ ИХ». Главная их вина названа Богом – они суть плоть, и все их помышления были о земном, поэтому и земле был нанесён огромный вред, ибо Земля не могла существовать без связи с небесным. Но человек живёт на земле не один, и с ним обречены погибнуть скоты, ползучие и птицы. Невинное страдание – это одна из главных тем Священного Писания. Эта идея самая доходчивая в человеческом мироощущении, и не скоро она обретёт свой последний смысл – Бог на кресте. Вся Земля невинно страдает за человека.
Как же человеку, а именно Ною, удалось пережить потоп? – «НОЙ ЖЕ ОБРЁЛ БЛАГОДАТЬ ПРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ". Т.е. это значит, что только Ной из всех людей мог воспринять Божественную милость и был помилован. Аналогично тому, как Солнце одинаково светит на Землю и Луну. Земля воспринимает этот свет для жизни, а Луна нет. Как Благодатный свет воспринимают добрые, а злые не могут. Имя Ноя – последнее, что было вписано в книгу родословия Сынов Божьих. Ной 500 лет не рожал детей. Это долго. Что с ним происходит дальше? А с него начинается новое родословие, новый ТОЛДОТ, по смыслу – житие Ноя. Он же живая граница между одним миром и другим.


Рецензии