Бытие. 8 - Потоп

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андорей Крючков)

ПОТОП

Описание Ковчега было описанием того, как устроен человек, Образ Божий. А в том, как Ной и его семья вошли в Ковчег, Писание предлагает нам загадку, описывая это событие дважды. – «НОЙ ЖЕ БЫЛ 600 ЛЕТ И ПОТОП БЫСТЬ ВОДНЫЙ НА ЗЕМЛЕ. ВОШЁЛ ЖЕ НОЙ И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА ЕГО, И ЖЁНЫ СЫНОВ ЕГО С НИМ В КОВЧЕГ ИЗ-ЗА ВОДЫ ПОТОПА. И ОТ ПТИЦ, И ОТ СКОТОВ ЧИСТЫХ, И ОТ СКОТОВ НЕ ЧИСТЫХ, И ОТ ВСЕХ ПОЛЗУЧИХ НА ЗЕМЛЕ ПОПАРНО ВОШЛИ К НОЮ В КОВЧЕГ МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО, КАК ЗАПОВЕДАЛ ЕМУ БОГ. И БЫСТЬ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ И ВОДА ПОТОПА БЫСТЬ НА ЗЕМЛЕ».
И ещё раз описывается тоже самое: -
«В 600-Й ГОД ЖИЗНИ НОЯ ВТОРОГО МЕСЯЦА В 27-Й ДЕНЬ МЕСЯЦА, В ДЕНЬ ТОТ РАСТОРГЛИСЬ ИСТОЧНИКИ БЕЗДНЫ, И ОКНА НЕБЕСНЫЕ ОТВЕРЗЛИСЬ, И БЫСТЬ ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЮ 40 ДНЕЙ И 40 НОЧЕЙ. В САМЫЙ ТОТ ДЕНЬ ВОШЛИ СИМ, ХАМ, ИАФЕТ, СЫНОВЬЯ НОЕВЫ И ЖЕНА НОЕВА, И ТРИ ЖЕНЫ СЫНОВ ЕГО С НИМ В КОВЧЕГ, И ВСЕ ЗВЕРИ ПО РОДУ, И ВСЕ СКОТЫ ПО РОДУ, И ВСЯК ПОЛЗУЧИЙ ДВИЖУЩИЙСЯ ПО ЗЕМЛЕ ПО РОДУ, И ВСЯКАЯ ПТИЦА ПО РОДУ ВОШЛИ К НОЮ В КОВЧЕГ ПОПАРНО ОТ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, В КОТОРОЙ ЕСТЬ ДУХ ЖИЗНИ. И ВХОДЯЩИЕ МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО ОТ ВСЯКОЙ ПЛОТИ ВОШЛИ, КАК ЗАПОВЕДАЛ БОГ НОЮ. И ЗАТВОРИЛ ГОСПОДЬ БОГ КОВЧЕГ ЗА НИМ СНАРУЖИ.
Этот приём применяется, чтобы осветить одно событие с двух сторон. Это касается важной проблемы – время и отсчёт времени. Он может быть двойным, по священным числам – 7 и 40, и по годичному календарю. Вхождение Ноя в Ковчег, факт сакрального времени и факт истории. Это проблема календаря: в греческом тексте – в 27-й день, а в масоретском – в 17-й. Далее: «…расторглись источники бездны». А в самом начале книги Бытия говорится: «…и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Далее упоминались и тьма и вода и Дух жизни, но «бездна» упоминается только сейчас. Она соотносится с водной стихией. Она становится источником нижних вод. А сверху открылись окна, т.е. произошла встреча двух потоков. Вся эта символика возвращает нас к первым дням Творения. То, что названо ВОДА, поступало и снизу и сверху. Сверху шёл не только дождь, это была вода ИЗ-ЗА небесной Тверди. В потопе первичная материя – ВОДА, поступала в наш мир извне, и здесь становилась водой нашего мира. Наш мир СХЛОПНУЛСЯ разными водами сверху и снизу.
Вхождение в Ковчег описано дважды потому, что это сакральное событие и факт истории. И счёт между ними особый. Общее – это Ной. Потоп произошёл на 600-й год его жизни. Священная история видит всемирную историю как целое, и человечество живёт в истории, идя навстречу Спасению. Тайна истории есть тайна Спасения, которое открывается в истории. Священная история есть история и Откровение одно в другом. Отсчёт времени в ней отвечает её двойной природе, и это может быть двойной отсчёт времени одного события, что мы и видим в истории Ноя. Бог сказал Ною о субботе: - «…ещё 7 дней, и я наведу дождь на Землю». Начало потопа пришлось на последний день 7-ми дневного цикла, и Ной в этот день вошёл в Ковчег. Это была суббота, и эта суббота будет длиться целый год, до ЗАВЕТА, который будет на 8-й День. Это и есть сакральный отсчёт времени. Но есть и другой отсчёт времени – календарный: 27-й день 2-го месяца. У древних евреев было два календаря – священный, когда год начинался с месяца НИСАН (март-апрель), и гражданский, когда год начинался с осеннего равноденствия. При обсуждении, с какого календаря начинать отсчёт, дата была изменена с 27-го на 17-е. Но сакральный порядок исчисления оставлен без изменения. Это говорит о том, что для евреев слишком важен гражданский календарь, ибо они хотят владеть земной жизнью. И хронологию истории Сынов Божьих в 5-й главе они перекроили, ибо отсчёт всего времени шёл по родословию Сынов Божьих, а не по родословию каинитян. Это значит, что не только жизнь будущего века, но и эта жизнь принадлежит нам. Отношение к земной жизни в иудаизме определяет всё. Оно и определило отвержение Христа. Поэтому им важно внедрить в нашу Церковь новый календарь. А в православной Церкви свой темп и ритм жизни.
Итак, проблема отсчёта времени – это проблема отношения к земной жизни. Потоп указывает на Страшный Суд. Время перед потопом и перед Страшным Судом имеет общие черты – то, как люди относятся к земной жизни. И Господь говорит, что люди перед Вторым пришествием уподобятся исполинам именно привязанностью к земному. Они будут – ПЛОТЬ, как и во времена Ноя, который своей постройкой «осудил мир»(ап. Павел), ибо люди вокруг ничего не поняли. Это было последнее испытание КРАСОТОЙ для человечества, ибо Ковчег состоялся как образ целостный и величественный. – «…и затворил Господь Бог за Ноем Ковчег снаружи». Отец Ноя – Ламех, дал сыну имя НОЙ – «покой». Он пророчествовал о великой субботе, ибо Сыны Божьи упокоятся от дел своих – покаяния и молитвы за весь мир. И Бог «затворил дверь…» - началось время воздаяния. Ковчег Ноя стал неприступен, потому, что Церковь – это крепость.
Всемирный потоп и Ковчег можно понять только в контексте всеобщей мировой истории. В истории мы знаем три столкновения каинитян и Сынов Божьих: 1 – ПОТОП; 2 – ГОЛГОФА; 3- ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ. Потоп же помогает понять и Голгофу, и время пред Вторым пришествием. Необходимо взглянуть на потоп так, чтобы было видно все эти три столкновения. Главная цель каинитян – овладеть земной жизнью. Перед потопом они захватили Землю и всё растлилось. И это будет продолжаться в глобальном масштабе. Но они будут торжествовать лишь до срока. А Сынам Божьим даётся терпение, т.к. это есть сознание, что с Церковью Божьей ничего нельзя сделать, ибо она невидима для каинитян. Когда приходит Милость Божья на Землю, приходит и суд (кризис) и становится понятным – кто Сыны Божьи, а кто нет. Так было при потопе, было при Голгофе, и будет при Втором пришествии, и каинитяне лишатся той роли, которую играли во Всемирной истории. Смерть не могла взять Сына Божьего – Христа, а кивотом спасения была Богородица. Мы знаем, что богоборческий дух распространится во всех народах, и будут радоваться об убийстве пророков (Енох, Илия), а Церковь Божья скроется в пустыню до времени, и действие Ангела Божьего, вострубившего о начале Суда перед Вторым пришествием, будет таким же, как и перед потопом.
В память о Завете Ноя и Бога, в «Святая Святых» храма устанавливался ларь. Внутри этого кивота был золотой сосуд с манной, жезл Аарона, скрижали Завета, а над ним были изображены херувимы Славы, которые в Раю, после грехопадения, охраняли Путь Древа Жизни, тайну Спасения во всемирной истории. Спасение в том, что Жизнь сойдёт с Неба, будет распята, сойдёт в ад и воскреснет. В Ковчеге храма внутреннее содержание указывало на Ветхий Завет, а херувимы над крышкой – на Новый завет, на Мессию. И сам Ковчег явится в последние дни на небе. Поэтому Ковчег Ноя – это прообраз Ковчега Завета из храма Соломона, на котором записана тайна Нового Завета – путь Древа Жизни к нам.
Итак, Господь затворил дверь Ковчега снаружи, но Господь внутри Ковчега, и освящает его Благодатным светом. И Христос, когда был в лодке с апостолами, то она не могла утонуть. Так и Ковчег Ноя идёт по воде, ибо Он идёт над смертью (нижними водами). – «…и бысть потоп 40 дней и 40 ночей на земле…». 40 – символическое значение времени смерти. Воды потопа будут прибывать почти полгода, и убывать несколько месяцев, но срок умерщвления упомянут отдельно – 40 дней и ночей. Исчисление потопа по сакральному времени осуществляется по небесному дождю, ибо он был милостью Божьей.
Счёт дней Творения был иным – 7, чем счёт дней потопа – 40, так как счёт дней Творенья передавался Благодатью, а счёт в потопе – по дням и ночам. Полное время ночей – 40 – время смерти. – «…И УМНОЖИЛАСЬ ВОДА И ПОДНЯЛА КОВЧЕГ, И ОН ВОЗВЫСИЛСЯ ОТ ЗЕМЛИ». И тысячи недоумений, пока Ковчег стоял на земле, разрешились в один миг. Он начал своё ВОСХОЖДЕНИЕ К НЕБЕСНОМУ. А какое значение числа 40 в Новом Завете? - ХРИСТОС ВОСКРЕС. Но были воскрешения и до Христа, но последнее удостоверение бессмертия человека во плоти мы имеем в Вознесении Христа на небо в 40-й день. Оно было для нашей уверенности, что в Христе НЕТ СМЕРТИ. Так и Ковчег возвысился над землёй и над смертью прообразом Воскресения и Вознесения. А в масоретском тексте потоп был просто 40 дней. Это разрушение символики числа 40. – «И УСИЛИВАЛАСЬ ВОДА И УМНОЖИЛАСЬ ВЕСЬМА НА ЗЕМЛЕ, И НОСИЛСЯ КОВЧЕГ ПОВЕРХ ВОДЫ…». – Так же как носился Дух Божий над водою в самом начале книги Бытия. – «…ВОДА ЖЕ УСИЛИВАЛАСЬ ВЕСЬМА, ВЕСЬМА НА ЗЕМЛЕ И ПОКРЫЛА ВСЕ ГОРЫ ВЫСОКИЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОД НЕБОМ. НА 15 ЛОКТЕЙ ЕЩЁ ВВЕРХ ВОЗВЫСИЛАСЬ ВОДА И ПОКРЫЛА ВСЕ ГОРЫ ВЫСОКИЕ». Это значит, что Ковчегу в плаванье стало безопасно от земли, и что он имеет посадку, в отличие от Духа Божьего, который не находился в воде. Это значит, что Церковь Божья и свободна от Мира, но и имеет в нём посадку.
И далее говорится, что всё умерло. Это знакомый приём, и в нём есть смысл. – «…И УМЕРЛА ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ДВИЖУЩАЯСЯ ПО ЗЕМЛЕ, ПТИЦ, СКОТОВ И ЗВЕРЕЙ, И ВСЁ, ЧТО КИШИТ КИШЕНИЕМ НА ЗЕМЛЕ, И ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, И ВСЁ, ЧТО ИМЕЛО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И ВСЯКИЙ, КТО БЫЛ НА СУШЕ – ВСЁ УМЕРЛО – и второе описание – И СТЁР ПОТОП ВСЯКОЕ ВОССТАНИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ, КОТОРОЕ БЫЛО НА ЛИЦЕ ВСЕЙ ЗЕМЛИ, ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО СКОТА И ПОЛЗУЧИХ И ПТИЦ НЕБЕСНЫХ, И БЫЛИ СТЁРТЫ С ЗЕМЛИ, И ОСТАЛСЯ ОДИН НОЙ И ТЕ, КТО С НИМ В КОВЧЕГЕ. И ВОЗВЫСИЛАСЬ ВОДА НА ЗЕМЛЕ 150 ДНЕЙ». Различие таково, что в первом отрывке из умерших, человек назван самым последним, а во втором – первым, потому, что человек есть главный виновник погибели всякой плоти. То, что человек воспринял от змея в Раю, он распространил по всей Земле. Грех порождает иллюзорный мир, который держится своей целостностью. Но богопротивный мир рухнул мгновенно. То же произошло и с допотопной цивилизацией, которая погибла в одном событии, почти мгновенно. Но есть важное различие. Грехопадение – это было начало человеческой истории, и изгнание из Рая для человека было спасительно, и Писание сохранило память о грехопадении. А память о грехах допотопной цивилизации была истреблена. О потопе и Ковчеге есть память, но не о погибшей цивилизации. Бог СТИРАЕТ имя из под Неба. Когда Церковь поёт об усопшем – «вечная память», это значит, что возможно продолжение его жизни в вечности. Но от целой цивилизации не осталось никакой памяти НИГДЕ. Когда мы молимся о прощении грехов, то молимся, чтобы Бог нас помиловал, а согрешения наши СТЁР. Пример – 50-й псалом Давида. Да, и такое возможно, чтобы Бог стёр и забыл беззакония. А потоп стёр цивилизацию, и 150 дней продолжалось забвение. Но Завет, который должен был быть заключён, не может состояться на земле, которую нужно забыть. – «И ПОМЯНУЛ БОГ НОЯ…», ибо его имя записано в книге родословия Сынов Божьих. С этого момента Ковчег начнёт опускаться на землю, чтобы продолжалась жизнь. – «…И ВСЕХ ЗВЕРЕЙ, И ВСЕХ СКОТОВ, И ВСЕХ ПТИЦ, И ВСЕХ ПОЛЗУЧИХ, СКОЛЬКО ИХ БЫЛО С НИМ В КОВЧЕГЕ. И НАВЁЛ БОГ ДУХ НА ЗЕМЛЮ, И ПРЕСТАЛА ВОДА…». Начинается обновление Земли действием Духа. Субботство заканчивается, и это происходит медленно. – «…И ЗАКРЫЛИСЬ ИСТОЧНИКИ БЕЗДНЫ И ОКНА НЕБЕСНЫЕ, И УДЕРЖАЛСЯ ДОЖДЬ ОТ НЕБА, И УСТУПАЛА ВОДА, ШЕДШИ ОТ ЗЕМЛИ, УСТУПАЛА И УМЕНЬШАЛАСЬ ВОДА ПОСЛЕ 150 ДНЕЙ…». Бог как бы опять отделил воду под Твердью, которая опять стала разделять два мира. Восстановление небесной Тверди – это условие возобновления органической жизни на Земле. – «…И СЕЛ КОВЧЕГ В МЕСЯЦ СЕДЬМОЙ, В 27-Й ДЕНЬ МЕСЯЦА НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ. ВОДА ЖЕ, ШЕДШИ, УМЕНЬШАЛАСЬ ДО 10-ГО МЕСЯЦА. В 10-Й ЖЕ МЕСЯЦ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА, ЯВИЛИСЬ ГЛАВЫ ГОР». От еврейского глагола – НУАХ – упокоить, усаживая Ковчег, как и человека в Раю. Высыхание Земли происходит постепенно, и это имеет символическое значение. Описание потопа возвращает нас к символике первых дней Творения: «Собралась вода в собрания свои, и явилась суша». И Бог называет сушу – землёю. А если Бог называет землю – землёю, то станет очевидно после потопа, и после Голгофы, и будет очевидно после Второго Пришествия, что если её назвал Бог, то человеку Землёй не владеть. Но человек всё время пытается это сделать. В результате всего, явится великое долготерпение Божье, потом полный крах захватчиков Земли, затем обновление. В потопе Бог восстановил миропорядок, и земля высыхает, и ход человеческой истории восстанавливается. Ход времени идёт не по сакральному исчислению, ибо речь идёт о земных вещах.
Итак, Ковчег сел задолго на горах – за два месяца и один день, как явились островки суши. Сел, ибо Церковь имеет своё касательство в земной жизни. Земные дела по-настоящему ощущают только Сыны Божьи, когда ещё всё незримо и вокруг вода. В Писании есть параллельные места: когда народ выходил из Египта посуху, по дну моря, и когда Ковчег Завета входил в землю обетованную, и народ должен был перейти Иордан посуху. Там же, где Ковчег коснулся земли, был заключён Завет народа с Богом.
От земных дел описание переходит к священной жизни в Ковчеге, и счёт времени идёт уже по сакральному календарю. – «И БЫСТЬ ПО ОКОНЧАНИИ 40 ДНЕЙ, ОТКРЫЛ НОЙ ОКНО КОВЧЕГА, КОТОРОЕ СОТВОРИЛ, И ПОСЛАЛ ВОРОНА, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ, ПРЕСТАЛА ЛИ ВОДА, И ВОРОН, ВЫХОДЯ, ВЫХОДИЛ И ВОЗВРАЩАЛСЯ, ПОКА НЕ ВЫСОХЛА ВОДА ОТ ЗЕМЛИ. И ПОСЛАЛ НОЙ ГОЛУБИЦУ ПОСЛЕ НЕГО, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ, ПРЕСТАЛА ЛИ ВОДА ОТ ЛИЦЕ ЗЕМЛИ. И НЕ ОБРЕТШИ ГОЛУБИЦА ПОКОЯ НОГАМ СВОИМ, ВОЗВРАТИЛАСЬ К НЕМУ В КОВЧЕГ, ИБО ВОДА БЫЛА ПО ВСЕМУ ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ. И ОН, ПРОСТЕРШИ РУКУ СВОЮ, ВЗЯЛ ЕЁ И ВВЁЛ ЕЁ К СЕБЕ В КОВЧЕГ, И, ВОЗДЕРЖАВШИСЬ ЕЩЁ 7 ДНЕЙ ДРУГИХ, ОН ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ГОЛУБИЦУ ИЗ КИВОТА…». Ворон птица не чистая, но он пример послушания. И образ Евангельской заповеди: не заботьтесь, вороны не сеют и не жнут. А крик вороновых птенцов – это пример молитвы.
Теперь имеет смысл сопоставить последовательность годичного и сакрального исчисления времени: 27 числа 7 месяца Ковчег сел на горах. На 41 день Ной посылает ворона – 12 число 9 месяца. На 8 день посылает голубку – 20 число 9 месяца. На 8 день Ной вторично посылает голубку – 28 число 9 месяца. А на следующий день – 1 числа 10 месяца, явилась первая суша. Когда Ковчег пристал к земле, все это почувствовали, ибо Ковчег перестал качаться на волнах, но увидеть из него, как из храма, ничего было нельзя. Ной посылает двух посланцев за вестью о жизни или смерти, как двух крылатых ангелов: ворона – вестника смерти, по окончании 40 дней (время смерти). Но что же ворон должен был дать знать о смерти, если всё умерло – птица должна была бы принести остатки падали. Но добычи не было, всё было чисто. Это была весть о мёртвой воде. Весть о жизни должна была принести голубка. Они и различаются как птицы пернатые и птицы небесные. Голубка была послана через 7 дней. Если ворон послан на 41-й день (смерть), то голубица в 8-й день (жизнь), день после субботы, или 20 числа 9 месяца. Какую же весть от неё ждали? Она могла бы вообще не возвращаться – значит, есть суша. Но от неё ждали вести более значительной – есть ли на Земле ПОКОЙ (ма ноах-евр.) То есть Ной нашёл покой в Ковчеге, сам Ковчег обрёл покой на горах, а голубка должна найти покой стопе ноги своей. Земля и человечество должны уйти от состояния Каина, который был всегда в состоянии беспокойства. И Господь говорил евреям во времена Исхода, предупреждая о проклятии, если предадут Бога, тогда – рассеяние, беспокойство, обман глаз и тоска души.
Но голубка вернулась, и, выждав опять 7 дней, Ной опять посылает голубку – 28 число 9 месяца. Но лишь на следующий день явились вершины гор. – «…И ВЕРНУЛАСЬ К НЕМУ ГОЛУБИЦА К ВЕЧЕРУ, И ИМЕЛА СУЧОК С ЛИСТОМ МАСЛИНЫ В УСТАХ СВОИХ. И ПОЗНАЛ НОЙ, ЧТО ПРЕСТАЛА ВОДА ОТ ЗЕМЛИ». Это был вечер 8-го дня, он же – Воскресение. Здесь опять символика первых дней Творения – голубица принесла весть о первом и втором дне Творения. День Один только обозначен, от него начинается ряд событий. Второй День Творения – это разделение воды и небесный отсчёт времени. Сучок масличный – это не весть от земли, ибо суши ещё нет. Речь идёт о чуде, которое соотносится с Голгофой и Вторым пришествием. Это момент перелома истории, когда ещё Ковчег закрыт, и Господь не воскрес, и Второго пришествия ещё нет. Но это момент, когда Небо вдруг сближается с Землёй, и они могут соудариться, как на Голгофе, когда Иисус испустил дух, и завеса в Храме раздралась, и земля раздралась, и гробы отверзлись, и усопшие воскресли. А перед Вторым пришествием Енох и Илия будут соединять Небо и Землю, что на языке Священного Писания называется – две маслины, два дерева из Райского сада. И вот голубица принесла Ною живую масличную ветвь – ИЗ РАЯ. Ной ожидал весть, что есть на Земле покой, но получил весть, что есть Райский покой (и Христос принёс именно этот покой). Приблизилось Царство Небесное. Это напоминает Второй День Творения, когда была сотворена Твердь Небесная. Чтобы осмысленно читать Священное Писание, надо знать, что термин – НЕБО имеет три значения: 1 – Небо как Твердь – 2-й День Творения, граница органической жизни. 2- Небо – знак того, где верх, где низ. Быть с Богом, или против Бога – направление воли. 3 – Небо в отношении к Земле, где протекает история человечества. Небо может сближаться с Землёй, тогда это Милость, а символ милости – маслина. И это лучше всего выражено в греческом языке: Масличное дерево – ЭЛОИЯ, масло – ЭЛОИОН, жалость – ЭЛИЁС, жалеть – ЭЛЬЕО, Господи помилуй – КИРИО ЭЛЕЙСОН, прошение о врачующей и питающей силе Божьей Благодати.
Итак, в решающие моменты Небо и Земля сближаются, и приближается Спасение. – «…И ВОЗДЕРЖАВШИСЬ ЕЩЁ 7 ДНЕЙ ДРУГИХ, ОН ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ГОЛУБИЦУ, И ОНА УЖЕ НЕ ВОЗВРАТИЛАСЬ К НЕМУ». Собирание вод и явление суши произошло на 3-й День Творения. Ною же стало ясно, что не далеко суша. – «И БЫСТЬ В 601-Й ГОД ЖИЗНИ НОЯ, 1-Й ДЕНЬ 1-ГО МЕСЯЦА ИССЯКЛА ВОДА ОТ ЗЕМЛИ». Ной долго не выглядывает из Ковчега, поэтому счёт времени и переходит на календарный. И до потопа и после, хронология земной истории измеряется как ЖИЗНЬ СЫНОВ БОЖЬИХ. Только история Церкви даёт понятия о смысле и о временах истории человечества. После того, как голубица не вернулась, Ной ждал почти два месяца. И вот, наступает новый год – «…И ОТКРЫЛ НОЙ КРОВЛЮ КИВОТА, КОТОРУЮ СОТВОРИЛ, И УВИДЕЛ, ЧТО ИССЯКЛА ВОДА ОТ ЛИЦА ЗЕМЛИ». Он не выходит из Ковчега, а разбирает крышу на новый год по годичному календарю, который регулируется светилами. А они были сотворены в 4-й День. Внутренность Ковчега открылась свету 4-го Дня Творения – солнцу, небу, луне, звёздам, которые обитатели Ковчега не видели целый год. Это было переживание, которое длится долго, но Ной не выходит из Ковчега и ждёт два лунных цикла, и в годовщину пребывания в Ковчеге (27-й день 2-го месяца), Господь обратился к Ною. – «В МЕСЯЦЕ ЖЕ ВТОРОЙ, В 27-Й ДЕНЬ МЕСЯЦА ВЫСОХЛА ЗЕМЛЯ, И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ НОЮ, ГОВОРЯ: - ВЫЙДИ ИЗ КОВЧЕГА ТЫ И ЖЕНА ТВОЯ, И СЫНЫ ТВОИ, И ЖЁНЫ СЫНОВ ТВОИХ С ТОБОЮ, И ВСЕХ ЗВЕРЕЙ КОТОРЫХ СУТЬ С ТОБОЮ, И ВСЯКУЮ ПЛОТЬ ОТ ПТИЦ ДО СКОТОВ, И ВСЯКОГО ПОЛЗУЧЕГО ПОЛЗАЮЩЕГО ПО ЗЕМЛЕ, ИЗВЕДИ С СОБОЮ, И РАСТИТЕ И МНОЖЬТЕСЬ НА ЗЕМЛЕ. И ВЫШЕЛ НОЙ И ЖЕНА ЕГО, И ЖЁНЫ СЫНОВ ЕГО С НИМ, ВСЯКИЙ ЗВЕРЬ, ВСЯКОЕ ПОЛЗУЧЕЕ, И ВСЯКАЯ ПТИЦА – ВСЁ ДВИЖУЩЕЕСЯ ПО ЗЕМЛЕ ПО СЕМЬЯМ СВОИМ ВЫШЛИ ИЗ КОВЧЕГА». А эта картина уже относится к 5-му и 6-му Дню Творения. Слава 5-го и части 6-го Дня – одушевлённые животные. Одни вышли из воды, других создал Бог, и все должны были повиноваться человеку. Эта подчинённость восстановилась. Восстановилось Благословенье Божье, данное до греха. Здесь можно было бы вспомнить человеку о своём великом достоинстве, в котором он был восстановлен. Но это было великое искушение для Ноя, так как он – новый Адам, отец всех людей. Но Ной не поддался на это, ибо новый человек явится только во Христе, и человек обожится, но до того он не восстановится, не спасётся, не обновится. И это знал Ной, выйдя из Ковчега. Здесь от мистических глав потопа, повествование переходит к истории человечества. Человек и Бог начинают входить в общение между собой, и Ной производит литургическое действие. И после свидетельства того как Господь примет жертву Ноя, будет заключён ЗАВЕТ – первый Завет отношений Бога и человека.


Рецензии