Жизнь Авраама. 11. Жертвоприношение

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Искушение от Бога.

Когда мы молимся: «Отец наш небесный, не введи нас во искушение…», мы молим, чтобы Бог не испытывал нас так, как древних праведников. Искушений от Бога в Священном Писании было не так много. Праведники прошли эти испытания, и этот опыт нам надо усвоить при условии сохранения живой связи с ними – СЫНОВСТВА – 1-го условия Спасения. А сущность его – БЛАГОДАРНОСТЬ отцам.
Прежде чем Господь послал искушение Аврааму, тот: 1- создал семью как церковь, 2- решил проблему имуществ кротостью, 3- завоевал встречу со священником, 4- отверг связи с каинитянами до нитки, 5- удостоился Богообщения, 6- вымолил у Бога Завет, 7- проявил мудрость пастыря, 8- принял на плоть знак Закона, 9- стал первым молитвенником за язычников, 10- достиг спасительной веры и 11- ископал колодец воды живой. И после всего этого Авраам принимает искушение.
На жизни Авраама показано, что вера человека многообразна, в вере человек растёт от ступени к ступени: 1 – Вера послушания. 2 – Вера зрячая. 3 – Вера знающая. 4 – Вера пастыря. 5 – Вера спасительная. 6 – Вера самоотречения.
Последняя вера вызревала долго – от окончания кормления Исака грудью и до момента принесения дров для его жертвенного костра.
Авраам тяжело расставался с Исмаилом, и Бог сказал ему – перемени душу. А сейчас Он велит расстаться с Исаком, т.к. тот вошёл в возраст свободной воли. Кроме Авраама, искушению от Бога подвергся народ еврейский в пустыне, Моисей и Аарон, народ в земле обетованной, царь Иезекииль.
Искушение для народа в земле обетованной было наказанием, ибо он начал уклоняться в идолослужение. Искушение, это значит – с Богом, или не с Богом, ДА или НЕТ. Название народа: евреи, значит – переступающие. И если они переступали Завет с Богом, то они могли просто исчезнуть как народ. В земле обетованной Бог показал им, что они, как преступники Завета, не могут существовать, ибо они не богоизбранный, а богосозданный народ. И без связи с Авраамом и вне заветных отношений, народ еврейский в завоёванной земле исчез бы в среде языческих народов, которых Бог оставил рядом с ними.
В искушении от Бога должно было открыться то, что на сердце. Царь Иезекииль показал послам Вавилона свои сокровища, и тем согрешил. Это было искушение. А в результате - всё пропало, ушло в Вавилон.
В начале освоения земель языческие народы были даны во искушение, чтобы знать – с Богом ли еврейский народ, или нет. Искушение при исходе не было наказанием. Это было даяние воды, хлеба и страха Божьего, чтобы народ жил по учению, по закону. Нужно было помнить весь путь, которым вёл Бог народ в течение 40 лет, чтобы смирить, и искусить, и узнать что в сердце. Любящее ли оно всей полнотой своей, или нет. ДА или опять НЕТ? Однако и человек может искушать Бога, и тогда это грех, потому, что человек проверяет: есть ли Бог или нет.
И вот, искушение Авраама подобно тому, что получил народ при исходе. В нём нужно было возрасти в вере. В тот раз народ его не пережил, испугался, и поэтому должен был 40 лет ходить по пустыне, пока не умерло поколение пустыни. Моисей и Аарон тоже не выдержали и умерли, не войдя в землю обетованную. Во всех названных эпизодах никто не выдержал искушение от Бога. Авраам же испытывается страхом Божьим и любовью к Богу – ДА или НЕТ. Он должен явить, что это одно и то же. Авраам это проявил, Бог подтвердил, а нам надо постичь, и от этой живой воды пить, т.е. усвоить их дела с благодарностью.
Искушение Авраама было пророческое – отец приносит в жертву сына. Поэтому пришествие Христа Мессии было для Израиля искушением от Бога. Оно было и есть последнее искушение – ДА или НЕТ. И во всех случаях для Израиля это искушение заканчивалось отрицанием – НЕТ, кроме сюжета с искушением Авраама. И, в этой связи, можно было бы подумать, что Голгофа, это искушение непроходимое, НО если бы не Христос и Богородица. Они прошли. Христос заменил собой всякое искушение от Бога, ибо Он последнее искушение – открыть помышления сердец. Поэтому Он даёт нам воду живую, хлеб жизни и страх Божий.

Страх Божий.

Бог указал Аврааму взять сына и идти в землю Мориа. Бог обращается к нему: «Авраам, Авраам», давая понять необычайную значимость события. Это место указано не случайно, ибо по традиции, земля Мориа – это храмовая гора где, в последствии, будет построен храм Соломона. Господь указал Аврааму совершить жертву на этой горе. И жертва его будет жертвою всеприношения. Она до этого встречалась лишь у Ноя. Авраам всё выполнил и пошёл в путь, и стал как бы чужд человеческой природе, нечувствен, т.к. всё понял. Такова вера самоотречения, и на этой последней стадии веры должно проясниться, что такое человек как Образ Божий.
Почти три дня шёл Авраам к месту, которое является образом Голгофы. Он сказал сопровождающим их остаться, ибо «…возвратимся к вам». И эти слова оказались пророческими. И, возложив дрова на Исака, взял в руки огонь, нож и пошли оба вместе. Как Христос нёс крест на Голгофу, так и Исак нёс дрова для жертвы. И он спросил: «Где же агнец для жертвы?» И ответил Авраам: «Господь усмотрит себе агнца». И построил Авраам жертвенник и возложил дрова и, связав сына, вознёс на жертвенник. Эта жертва была – ОЛА – жертва всеприношения, образ Христовой жертвы. Исак же безмолвно, как агнец лежал на жертвеннике. От такой жертвы нет части для вкушения. Но это не всесожжение, так как это образ Голгофы, а Христа не сжигали.
Когда Авраам приносил в жертву сына, он навек пересёк черту (переходящий через…), отделяющую детей Божьих от детей дьявола. Дух Каина возник из человеческого жертвоприношения, когда Каин заклал брата своего и предался дьяволу. А Авраам приносит жертву Завета, которая прямо указывает на Христа. Авраам приносит ВСЁ, и в этом не может быть сомнения. И Авраам получил в результате Исака как воскресшего из мёртвых, т.к. по произволению Авраама жертва состоялась.
И воззвал к нему ангел с неба, говоря: «Авраам, Авраам». Ангел останавливает его, так как жертвоприношение состоялось, а убийства нельзя было допустить. Ангел с неба – это Спаситель. Он спас Агарь в пустыне, и сейчас спас Исака. Он говорит к Аврааму на том же месте, где при царе Давиде будет остановлено истребление Израиля, а при Соломоне будет построен Храм. И Господь подтверждает: «Ты не пощадил сына своего возлюбленного ради меня». Так же как Бог Христа - сына своего предал на распятие за нас всех.
Суть испытания, которое прошёл Авраам, это то, что Господь познал человека, проник в человека. А это значит, что и человек проник в Бога. Это библейское ведение познания. С Авраамом это произошло вторично. Первый раз – когда Авраам принял Троицу и беседовал с Господом. Тогда благодать так проникла в Авраама, что он сам стал источником благодати и обрёл веру спасительную. Сейчас же Авраам постиг новое – страх Божий. Страх Божий может быть подобен Адамову, когда он устрашился и захотел скрыться меж ветвей дерева, подобен страху Сары, когда она солгала и отпиралась, что проявила недоверие. Страх Божий Авраама это не страх перед Богом. Он же познал, что в Боге есть страшное, и ужаснулся.
Что есть страх Божий описано в книге Иова. Бог дал ему описание сатаны, а затем спрашивает: «Не ужасаешься ли, что он уготован Мне?» Это намёк на Голгофу, что Бог будет предан в жертву сатане. Образом этого и было жертвоприношение Авраама. В этом и был страх Божий Авраама – принесение в жертву сына.
Путём нашего спасения назван путь Древа Жизни. Однако это не наш путь к Богу, а путь Бога к нам, ибо сама Жизнь – Бог на кресте – сошёл к нам на землю, потом в ад, и потом вывел праведников из ада. ВЕРА – ЭТО ТО, ЧТО ДАЁТ БОГУ ДОСТУП К ЧЕЛОВЕКУ.
«Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми стязи ему». Когда ап. Иоанн объясняет что такое любовь, он говорит, что это не то что мы кого-то любим, а то, что Бог любит нас. И вера, и надежда, и любовь, и страх Божий – это Его пути к нам.
Авраам не знал, что в Троице есть Отец и Сын, но смысл своего жертвоприношения он постиг и прошёл искушение, и смысл его сказан в книге Исход: «чтобы искушать вас пришёл Бог, и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили». Ветхий и Новый Завет – это один общий язык, один общий смысл.
Авраам постиг, что страх Божий и любовь Божья – одно и то же. И в этом смысл Нового Завета. Антипод Авраама – Каин. Он не пожелал принести жертву Завета, а затем принёс жертву ОЛА, но не Богу, а сатане, заклав брата. Он - начало тех, кто не боится Бога.

Свобода.

Жертвоприношение должно произойти телесно, и не только в намерениях. И вот, на горе Мориа проясняется смысл всех жертвоприношений до Христа – они производятся ВМЕСТО Христа-Мессии, и каждое указывает на Него. В результате всего Авраам принёс в жертву агнца вместо сына. Но все жертвы указывают на Сына, чтобы, когда это произойдёт, можно было бы без ошибки ОПОЗНАТЬ, что Иисус распятый – МЕССИЯ. А Авраам назвал это место: «Господь смотрит», т.е. - что для жертвы и где.
И опять воззвал к Аврааму ангел с небес и сказал: «Самим собою я поклялся…». Бог всё дал Аврааму, и образ Завета Нового, и образ Ветхого – Закон, и поэтому ничего не остаётся, как употребить клятву, чтобы исполнить всё завещанное, ибо больше клясться нечем. «Не мерой даёт Бог Духа» - сказал Иоанн Креститель. И всякое благословение Божие Авраам принял без ущерба, вместил, и из всех благословений осталось одно – клясться самим собою. И когда был распят Христос вспомнили, как не пощадил Авраам сына своего. «Благословляя - благословлю, и, умножая - умножу тебя и семя твоё как звёзды небесные, и как песок на губе морской», сказал когда-то Бог Аврааму. Семя Авраама – Христос, т.к. о нём говорится в единственном числе. Когда-то Бог поднял поникшее лицо Авраама к небу и звёздам, и тот понял этот символический образ Церкви и сынов Авраама, и кто наследует жизнь вечную. И теперь, поднимается или опускается его лицо, перемена к худшему в нём невозможна. Это итог искушения от Бога – человек становится СВОБОДНЫМ НЕ ГРЕШИТЬ. Уподобление сынов Авраама песку морскому, это знак участи Церкви Божьей в земной истории. «И будет наследовать семя твоё грады супостатов» - говорит Бог. Это значит, что Сыны Божьи получают каиново изобретение – города, по праву сыновства в наследие от Бога, ибо изобретения человеческого разума двузначны. Если Сыны Божьи наследуют города, это значит, что им дано разумно усваивать плоды цивилизации своих противников, которые не владеют до конца плодами своей изобретательской деятельности, результатов своего труда не контролируют, и поэтому не наследуют. А потомкам Авраама дано одолевать потомков Каина в их собственной цитадели – городе.
«И благословятся в семени твоём все народы Земли за то, что ты послушал голос мой». А вера Авраама началась с того, что он услышал голос Бога. Это значит находиться в Богообщении. И так было до сего момента. Авраам знал голос Божий, не дающий возможности лжи, ведь если мы слышим голос пастыря – мы слышим суть.
Сойдя с горы Мориа, Авраам не вернулся на прежнее место жительства. Он прошёл путь искушений до конца, до предела, а за ним открывается свобода. Бог произнёс последнее обетование Аврааму, и больше сказать ему нечего. Свобода от греха далась ему ДО Христа, но БЕЗ Христа такой свободы НЕТ. Свобода Аврааму дана, но Христа ещё нет, поэтому Авраам среди людей остался одинок, и он не возвратился на прежнее место и поселился у колодца клятвы. Почему? Дважды по воле Бога в жертву приносится человек – Исак и Христос. И это символ и стержневой смысл двух заветов – Ветхого и Нового - два человеческих жертвоприношения. Авраам, познав, что в Боге есть страшное, обрёл истинный страх Божий. Для человека Ветхого завета нет ничего выше. Это стало последним и самым трудным для человека Нового завета, начальным и исходным – Бог на кресте. «Я альфа и омега…» - сказал Христос. Поэтому Новый завет так труден, несмотря на то, что распятие – самый доходчивый символ. Так милостив Бог. А спасение – это источник воды живой, текущий в жизнь вечную. Когда Авраам закончил труды ветхого человека, он и поселился при источнике воды живой у колодца клятвы, что означало – доверие превыше договора.


Рецензии