Жизнь Авраама. 10. Ветхий Завет и спасение

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Вера спасительная.

Тема спасения входит и в другую область – Ветхий Завет и спасение. Ко времени суда над Содомом, Авраам и Сара представляют собой Церковь. И они испытаны доброй вестью о рождении сына, и оба рассмеялись, но он – от радости, она – от недоверия. Вера Авраама должна явиться Миру, а Сара нуждается в укреплении, и она должна проявить главную добродетель жены – спасение через жену. И в следующем сюжете произойдёт спасение по молитве Авраама, который будет назван пророком. Авраам и Сара у Авимелеха.
Они не могут больше жить в Хевроне, ибо там оседают серные газы после катастрофы. И они пошли на юг, к филистимлянам. Их царь – Авимелех. Опять же, видя Сару, Авимелех берёт её к себе, а Авраам говорит, что она его сестра. Они попадают опять в ту же ситуацию как много лет назад в Египте, однако нынешняя ситуация – совсем иной богословский сюжет
И Бог сошёл во сне к Авимелеху и сказал: «Вот, ты умираешь за женщину, которую взял, ибо она замужем за мужем». Но Авимелех хотел быть благочестивым, хотя являлся язычником. «Разве погубишь народ неведующий?» - вопрошает царь тогда. «Народ праведный» - говорит он о своём народе. Таково благочестие язычника, ибо: «В простоте сердца и чистоте рук я сотворил это» - главный его аргумент, что означало – невинного карать нельзя. И весь этот разговор происходит во сне, и с языческим царём. Таким образом Он, Бог - и для обрезанных и для не обрезанных. В данном случае Бог сохранил его от зла.
Казалось бы, что наказывать царя не за что. Но речь здесь идёт о Спасении, для которого НЕ ДОСТАТОЧНО НЕВИНОВНОСТИ. Т.е. – не за что, но ты погибаешь. Это значит, что в Мире, где есть воздаяние РАВНЫМ за содеянное – нет Спасения (око за око, зуб за зуб). Если человек не признает, что он хоть и невинно терпит, однако это праведно, то такой человек не сможет принять Спасителя, который НЕВИННО пострадал. Движение навстречу Спасению идёт вразрез со всей логикой Мира сего, наказывающего за вину и воздающего по заслугам. Спасение требует изменить взгляд на расстановку сил мироздания. Во времена Авраама дело человеческого спасения висело на тонкой нити чистоты человеческого сердца, и за эту нить Господь вытащил грешных из погибели. По сравнению с Милостью Божьей, невинность и праведность человека – НИЧТО. И это новый богословский сюжет – спасение язычника. Он имеет понятия о праведности, ибо Бог не совершит неправды, так как удостоин посещения Божьего. Но для спасения нужен Спаситель, а в эпоху Ветхого Завета тот, кто на него указывает – это Авраам. Как в истории Лота, вспомнил Бог Авраама, и спасён был Лот. Так теперь и Авимелех получает спасение. Но различие в том, что за Лота Авраам просил, и даже дерзко, а за Авимелеха Авраам не может молиться. Однако Бог велит ему молиться за язычника, и поэтому Авраам первым из людей назван – ПРОРОК. Он пророк о Мессии своими делами, предвосхитив будущее обращение язычников, как и Ной, строя ковчег. Авраам своим действием пророчествовал о Христе, который потом примет в Завет и обрезанных, и не обрезанных. Это действие – молитва не о чём-то, а ЗА кого-то. В Аврааме действует Спаситель, поэтому его поступки пророческие.
Царь и окружающие его убоялись весьма явления Божьего, и, призвав Авраама, упрекают его всенародно в соделанном. Царь уверен, что Бог не сотворит неправды, и публично допрашивает Авраама, зная, что от него зависит спасение народа. Это убеждённость в своей правоте. Авраам же открывает Авимелеху весь свой замысел. Он правдив, что всей правды не открывал, и что умысла против царя не было. Авимелех же оказался в похожем положении, что и фараон в прошлом, но он желает удержать пророка в своей земле, даёт ему денег и наделы и хочет, чтобы все знали, что Сара была неприкосновенна.
Авраам помолился Богу, и излечил Бог Авимелеха и жену его и весь народ, ибо до того заключил Он чрево женщин, чтобы не рождать. А бесплодие народа – это геноцид. Но угроза вымирания была не за грех. Промысел Божий был таков, чтобы в царстве Авимелеха явились дела Божьи. Эта история аналогична исцелению слепорождённого Христом.
Итак, если кто хочет принять от Бога Спасение, то он должен принять то, что в мире есть невинное страдание. А для Спасения нужен Спаситель, который на себе показал образ этого страдания.

Исмаил и Исак – Ветхий завет и Новый.

В жизни Авраама не мог не наступить момент, когда связь Ветхого и Нового завета выйдет на первый план. Мы – люди преемства Авраама по линии Исаака, а не Исмаила. Наконец, пришло время родиться сыну Авраама – Исаку. Он был назван и обрезан в 8-й день по Завету. Аврааму было 100 лет. Настал новый век. И радость Сары о сыне, который родился вопреки естеству, предвосхищает радость Богородицы и Елизаветы, которые тоже зачали против естества. Теперь же Сара рассмеялась от радости.
Но увидела Сара, что Исмаил смеётся и насмехается, и потребовала изгнать и его, и его мать Агарь, ибо не наследует сын рабыни. Что так встревожило Сару? Писание даёт понять – свой грех мы часто обращаем против ближнего, и свою радость тоже. Это зло в глазах Авраама об Исмаиле, и было ему скорбно. Опять старая история, но с новым продолжением и содержанием. В прошлом Авраам повёл себя как пастырь – дал действовать Богу. Тогда Агарь сама побежала от Сары. Теперь же Сара требует изгнать мать с ребёнком. Но Бог силён это зло обратить на добро, и здесь человек Богу не сотрудник. И Бог говорит Аврааму: «Да не будет слово злым об отроке и рабыни». Авраам же должен пойти против себя самого, против своей жалости, потому, что через Исаака будет духовное потомство – христиане, а от Исмаила Бог обещал явить народ великий. Т.е. не плотские дети, это дети Божьи, а дети Обетования признаются как дети Божьи, духовное семя. Это значит, что христиане – дети Авраама по вере, а дети Обетования по Исааку, ибо Исмаил – это образ иудеев, а Исаак – христиан. Поэтому Исмаил, сын рабыни – это Ветхий Завет. А Исаак, сын свободный – Новый Завет. И в этой символике Исмаил (иудеи) гнал Исаака (христиан). Необходимо стало разлучить Ветхий Завет и Новый Завет.
Итак, слова Сары об изгнании сына рабыни приобретают пророческий смысл, т.е. то, что происходило в семье Авраама, есть символ того, что будет происходить в истории еврейского народа с пришествием Миссии. От христиан же требуется осознание того, что они наследуют достояние Авраама не через Ветхий Завет, не по плоти, а раздельно с иудеями. Иудеям и христианам нужно разойтись. Момент разделения Ветхого и Нового Заветов, христиан и иудеев тяжёл. Как и человеческий момент навсегда разлучиться с сыном, тяжёл для Авраама. Но Бог показывает, что смысл происходящего иной, чем в человеческих отношениях, ибо Авраам должен изгнать сына не просто по послушанию, но переменив душу. Всякое чувство должно упраздниться. И здесь, конечно, можно понять евреев, которые любят свою историю, Моисея, Закон. Момент разделения тяжёл, но только в нём Спасение. И изгнание Исмаила, это только начало самого страшного искушения Авраама. Потом он должен будет пожертвовать Исаака, иначе не явится дело Божьей Милости и Спасения. А Божественная Милость постигается в готовности отрицать себя. И Христос сказал: «Кто любит сына или дочь более меня – не достоин меня».
После веры Спасительной, идёт вера Самоотречения. Авраам начинает в неё входить, и картина расставания с сыном – это расставание со своим ветхим духовным наследием. А Агарь же с сыном будут погибать в пустыне, но Авраам уже не сможет принять участие в их судьбе. Это новый поворот в учении о Спасении, ибо Авраама в нём нет.
Чтобы понять сюжет об Агари с сыном в пустыне, надо вернуться назад. Первый Завет Бога с Авраамом – Завет рассечённых жертв – образ Голгофы. Второй Завет – о Законе. И он сам – деяние Закона – обрезание. После восприятия Закона возможен становится суд над грехом – Содомом. Но до суда происходит посещение Авраама Богом-Троицей. Далее Авраам берёт на себя заступничество пред Богом о грешниках. В Содоме Лот предлагает преступившим жертву-выкуп – своих дочерей. И ему дано было спасти город Сигор. Жена Лота и Авраам смотрят на горящий Содом. Она – окаменела, а он – жив, ибо он неподсуден, и его вера – спасительная. Дочери Лота пошли против естества, пытаясь избегнуть уничтожения рода. И спасение происходит сверхъестества.
Далее Авраам попадает к язычнику, который хочет быть праведным, Бог даёт Аврааму молитву. Авраам совершает пророческое деяние, которое указывает на Миссию. Так происходит возвращение Авраама к первому Завету о Спасении. Но тема Спасения не завершена, ибо Спасение от Бога, даже когда человек не может в нём соучаствовать. В Воскресении Христовом человек участвовать не будет, но именно в нём наше Спасение.

Колодец воды живой.

Мы дошли до такого этапа учения о Спасении, где человек не присутствует, а действует Бог, который хочет, чтобы человек явил личность своего божественного образа: Ной, Авраам, Лот, Иаков, Сепфора, Иов, Агарь. Но в Спасении о всяком своём деле человек может сказать, что это дело – НИЧТО. В Спасении невиновность и праведность – НИЧТО (сюжеты с Авимелехом и Лотом). Ведь душа всех праведных до Христа, и самого Христа, шли в ад. А в Воскресении Христовом человек не участвовал.
И вот Агарь с ребёнком на руках в пустыне, и она погибает. Авраама нет. А её нужно спасать. Этот эпизод заметно отличается от первого пребывания Агари в пустыне. Сейчас она находится у колодца клятвы, колодца семи овец. Но она не видит его. Она оставляет ребёнка под кустом и, отошедши на расстояние выстрела из лука, садится. Бог даёт почувствовать ей своё одиночество и отчаяние, но тотчас дарует спасение. Иногда, в деле спасения человеку может быть полезно почувствовать себя одиноким и покинутым, смиренным и погибающим, чтобы воззвать о помощи. И УСЛЫШАЛ БОГ плачь отрока (ишма Эл). Это имя было дано для отрока в первый раз пребывания в пустыне (слышит Бог), но свой истинный смысл оно раскрывает сейчас, когда надо спасать обоих. Так Бог ставит вехи на пути спасения человека. И с именем Христа можно обернуться в Ветхий Завет, и различить по нему самые существенные и пророческие моменты.
И назвал Бог Агарь по имени. Это милость. – «Удержи рукою своею его» - говорит Он про сына. Это значит, что промыслительно, она должна заменить ему отца. Символически Агарь – это Ветхий Завет, и она должна удержать Исмаила, т.е. арабы должны быть под рукою Ветхого Завета. И вот здесь Бог открыл её глаза на колодец воды живой. И это указание на Христа, ибо пивший эту воду, сам становится источником воды, текущей в жизнь вечную. И Христос, впоследствии, Сам ссылался на Писания, где говорится о воде живой – прообразе грядущего Миссии. И вот Бог даёт Агари первой увидеть колодец воды живой, т.к. она образ Ветхого Завета, ещё потому, что в первое своё блуждание в пустыне, ей было явлено Богообщение, а она проявила высоту духа и смирения. Однако в масоретском тексте слово «ЖИВОЙ» отсутствует, и из важного символического момента он превращается в бытовой и заурядный. Но великий смысл в том, что люди Ветхого Завета могут спастись только у колодца воды живой. Бог открывает глаза Агари, когда она понимает, что погибает её чадо. Она оставляет своё сокровище и отходит на расстояние выстрела из лука, потому, что не может видеть, как погибает её ребёнок. Здесь они, символически, гора Синай и Закон. И важно то, что после прихода Христа те иудеи, которые хотят спастись, должны оставить Закон, оставить своё сокровище и понять, что Христос пришёл не нарушать Закон, а исполнить его. И это самое сложное – правильно распорядиться своим умом и талантом. Но есть и другие иудеи «утверждающие истину». Но они есть дети сатаны, ибо пропало по их вине из текста слово - «живой».
И вырос отрок и стал стрелком из лука. В Божьем замысле об Исмаиле, его связь с матерью самая тесная, как с Ветхим Заветом. Спасение ему было дано через Агарь и колодец воды живой. При этом он одарён смирением неукротимого (защита от духа Каина и от вавилонской стройки). И исмаильтянам от Бога завещано спасение. Только надо воззвать к Богу, и через Ветхий Завет (Агарь) найти колодец воды живой - Христа.
Иудаизм и мусульманство – монотеистические верования, отрицающие Новый Завет. Между собой они враждуют, хотя имеют общего праотца – Авраама, первого пророка о Христе.
Исмаил имел свой Толдот – сыновство, и дожил до «усталости», и приложился к роду своему. В этом рассказе показывается, как Бог спасает. НО, кто-то же вырыл колодец воды живой? Значит, без участия человека его Спасение, всё-таки, не возможно. Кто же выкопал этот колодец? А какова доля участия человека, когда спасает Бог?
Колодец этот имеет историю. Писание возвращает нас назад. В предшествующее время возникла ситуация, что пришёл Авимелех и сановники к Аврааму. Царь хочет заключить союз с Авраамом и просит его поклясться Богом в этом. Но Авраам имеет к Авимелеху претензии и обиды по поводу колодцев и распределения воды для питья, но готов поклясться до всяких условий, на доверии, т.к. спас его от смерти по молитве, данной от Бога. В данном сюжете Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся, однако он хочет большего – завета с Авраамом. И этот союз – образ того, что в Новый Завет войдут и язычники. Заключение этого завета не сопровождается жертвоприношением. Авраам даёт животных в дар, но Богом не клянётся, ибо это союз человека с человеком. Спор о колодцах разрешён, но не до конца, ибо был ещё один, особенный - колодец воды живой. И Авраам дал ещё семь агнцев Авимелеху во свидетельство, что именно он ископал этот колодец. Поэтому это место называлось местом клятвы, или колодцем семи. И Авимелех с сановниками возвратились к себе. А Авраам посадил у колодца дерево и призвал Бога.
Таким образом, Агарь (ветхий Завет) получит спасение от колодца воды живой, который откопал Авраам, и он есть звено, соединяющее Ветхий и Новый Заветы. Это стержневой смысл данного изложения – Авраам пророк, призвавший имя Божье не при жертвеннике, а при колодце, который указывает на Христа, и при царском дереве, которое указывает на древо креста, на котором была надпись – «Царь иудейский». Авраам не узнал, что его колодец спас Агарь и Исмаила, ибо поколения и поколения праведников трудились ради нашего спасения во Христе, верою простираясь по Земле, не зная, как это спасение произойдёт. Спасаемый присваивает труд праведников. Отцы копали и трудились для нас, чтобы мы пили от колодца воды живой. Бог привёл нас к тому, что откопал Авраам. Боговоплощение произошло, когда всё человечество потрудилось и явило Богу свои дарования – всё человечество до Христа копало.
Итак, Авраам был смел в доверии к человеку, которое предшествовало сделке. Авраам был не доверчивым с царём Содома, но проявил доверие к Авимелеху. И это доверие первичнее сделки или союза, и выражает великодушие Авраама.


Рецензии