Жизнь Авраама. 8. Завет обрезания - образ Закона

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Второй завет и имя Авраам.

Первый завет с Авраамом (рассечённых жертв) предвосхищал Всемирную голгофскую жертву. Второй завет – завет обрезания. Он был без жертв и знамений, тайн и пророчеств. Он предвозвещал Закон Моисея. От рождения Исмаила прошло 13 лет. И явился Господь Аврааму, сказав: «Я Бог твой» (ЭЛ ШАДАЙ – евр.) Это новое имя Бога, и новое имя будет дано Аврааму. Но, «…обрезание полезно, если исполняем Закон» - ап. Павел. И Бог требует от Авраама праведности Яноха и Ноя, ибо правильное по духу исполнение Закона требует праведности Яноха, Ноя и Авраама. Не в любые руки можно отдать Закон, ибо не он приводит к праведности человека, а наоборот – Закон был ДАР Бога для жизни и укрепления Церкви, когда она превращалась в народ. Образцами же праведности считались Янох, Ной и Авраам. Один жил ДО, другой ПЕРЕШЁЛ ЧЕРЕЗ, третий пожил ПОСЛЕ потопа. В Аврааме восстановилась преемственность церковной жизни вполне. Бог в новом имени сказал, что нужно делать для жизни Церкви в новые времена. Во втором благословении воспроизводится заповеданное первым людям – «растите и множьтесь». И сказал Бог – «И будет имя твоё – АврААм (вначале оно было без сдвоенной буквы А), и будешь отцом множества народов». Отец шумного множества народов – это и есть суть перевода имени Авраам. Это конечно отцовство для всех верующих и по плоти и по духу.
Бог обещал Завет вечный. Но разве обрезание дано на все века? И, сказано, земля ханаанская будет во владение вечное. Но разве это так? Но, «ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ» означает и Завет на все века, и Завет этого века. «На все века» был раньше всякого века, и он был с Ноем, и изначально находился с человеком и Землёю, и со всем живым на Земле. И второе значение – «вечный» - до наступления Завета Нового. После наступления Нового сказано: «берегитесь псов, злых делателей обрезания».
А как понимать, что Ханаан будет дан во владение вечное? А так же как и земля до реки Евфрат, что не сбылось. В Завете участвуют две стороны. Бог обещал, и Он верен, а люди? Авраам был верен, а семя его? С ним произошло то же, что и с Адамом и сынами Ноя. Бог дал им вечные благословения, но они не удержали их, как и сыны Израиля, если бы они были Сынами Божьими. И не было бы вавилонского плена.
«И да обрежется у вас крайняя плоть», говорит Господь. А в духовной жизни это то, от чего надо освободить сердце. «Дитя 8-ми дней обрежется, и даже рабы купленные».
Иоанн Златоуст объясняет, что оно было нужно, чтобы, в последствии, в рабстве, в Египте, евреи не смешивались с египтянами и другими народами по выходе из Египта. Это был знак народа для будущего Завета. Обрезание было распространено и у других народов, но сакральное значение было только у евреев. Но это лишь частное объяснение. Предвидя развращение в будущем, Бог налагает на евреев узду, ограничение. Но это объяснение тоже частное. Но завет обрезания можно рассматривать в контексте с предыдущими событиями древних времён, и обрезание – это ЗНАК. Но для чего?

Завет обрезания. Знак и значение.

Обрезание – это сакральное действие Завета. Первый Завет был таинством Богообщения через жертвоприношение. Второй Завет не был таинством. В первый Завет был вовлечён весь человек до исступления. Второй не затрагивает всего человека. Он говорит через знамение на плоти. Его был обязан иметь ветхозаветный человек. А знамение чего? Знамение Завета Бога с Ноем была радуга. Однако, оба знамения, одно на небе, другое на плоти, говорят о Мессии. Радуга – это воплотившийся Свет, знак воплощения Бога. А обрезание – знак того, что от тех кто обрезан, родится во плоти Бог. Это земная суть Завета.
Завет с Ноем вечный – на все века. И с Авраамом Завет вечный – до конца ЭТОГО века. Радуга дана всем народам без различия. Обрезание же дано одному народу и полагается на плоть мужчин.
Далее, взгляд вглубь. Почему именно мужчин? И на ту, которая полагается крайней, в порядке перехода семени? Семя – прямое обозначение потомства из рода в род, и Завет обрезания показывает, что родство передаётся по отцовской линии. Семя – начало деторождения, и оно проходит через отмеченное в Завете место, которое обрезывается. Это значит, что этот Завет велит остерегаться таких вещей, когда родство передаётся не через отца. А мы знаем, что сыновство нарушалось в древности в каинской цивилизации, и знаем о необыкновенных ролях в этой цивилизации их дочерей, ибо тогда родилась от Сынов Божьих необыкновенная генерация людей, которых Священное Писание называло – ПЛОТЬ. Значит обрезание – знак сохранения сыновства, которое является первым условием СПАСЕНИЯ и предшествует ВЕРЕ. Оно сохраняло образ отношений, созданный Божественным устроением. Ведь когда человечество становится не способным к Богообщению, оно – ПЛОТЬ. Чтобы этого избежать, на плоть отца налагается этот знак. Он велит хранит патриархальные устои – ОТВЕРГАТЬ ДУХ КАИНА НА УРОВНЕ ПЕРЕДАЧИ СЕМЕНИ. А от такого народа должен родиться Мессия – Христос. Это был знак конкретный и грубый, но выразительный и сильный в своём символизме.
Итак, обрезание говорит:
1 – Об отношении к Каину и допотопному человечеству.
2 – Что от тех, кто обрезан, родится Бог во плоти.
3 – Что этот Завет второй, а первый, о рассечённых жертвах – о Голгофе.
СЫНОВСТВО, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ГОЛГОФА – это самые важные темы богословия и всемирной истории.
Завет обрезания вторгался в самую интимную часть человеческой жизни и приносил туда точку пересечения 3-х важнейших смысловых линий, каждая из которых говорит о грядущем воплощении Мессии. Если от Завета обрезания отнять пророческий смысл, то оно останется лишь фактором национальной идентичности еврейского народа, а если он ещё и противопоставляет себя Христу – это гибель. «Обрезание полезно, если сохранять Закон, ибо через Закон – познание греха». (ап. Павел) - в его КРАЙНЕЙ форме. Главный смысл - ОТРИЦАТЬ ДУХ КАИНА НА УРОВНЕ ПЕРЕДАЧИ СЕМЕНИ!
Обрезывать младенца нужно было на 8-й день, ибо он от первого дня седмицы – Воскресенье. И обрезывание разрешалось делать в субботу по Закону, ибо обрезание было важнее субботы. Это как раз говорило, что наступит конец череде суббот, и Бог оставит Покой 7-го Дня, сотворится в человеке и спасёт его. Поэтому обрезание плоти – это знак грядущего Спасения. Значение знака отстояло от грядущего Спасения на века. Догадаться, что Бог радится во плоти было невозможно. Необходимо было веками ждать с Верой. Поэтому знак налагался на той части плоти, через которую происходило зачатие новой жизни, новых поколений, ждущих Христа – Мессию. И спасение должно было произойти во плоти, чем и стало Боговоплощение и Воскресение Христа. Но когда Спасение произошло, то надобность в подобном знаке отпала, ибо значение его осуществилось.
Если во Христе обрезывание не имеет значение, как говорит апостол Павел, то Бог один для всех народов, ибо указание на это было от Него ещё при Аврааме. Обрезывание было на плоти одного народа по преимуществу, но и иноплеменники с ним тоже обрезывались.
В жизни Авраама мы видим, что в начале - была вера, а потом обрезывание, ибо надо было проникнуть духом в значение и смысл знака.
Как и в деторождении участвуют двое, так и в Завет принимаются двое, хотя жена Авраама – Сара, не имела знака на плоти. Но она получила новое имя и благословение Бога с обещанием долгожданного ребёнка: «…и цари народов от него будут» (здесь то корень соблазна иудеев о главенстве рода матери). А в масоретском же тексте благословение и слова, что цари народов будут именно от неё – Сары. Это передёргивание смысла было поводом к перемене родства по женщине. Так возникла старая новая иудейская традиция.
После обещания Бога Авраам рассмеялся. Это была его радость (цахак-евр.) И имя ребёнку дали Исак (Ицхак). В этом имени вся радость Авраама, которая есть – Христос – Мессия. Об Исмаиле Бог сказал, что возьмёт его и возрастит и умножит его (как первых людей). 12 народов он родит. Однако Завет Веры Бог заключит с Исаком.
В тот же день, когда Бог говорил с Авраамом, тот собрал всех и обрезал всех. Он же был 99 лет, а Исмаил – 13 лет. И у арабов сохранился обычай обрезывать мальчиков в 13 лет.
Как долго человечество ждало Спасителя, так же долго Авраам и Сара ждали сына. А теперь есть второй Завет, и их имена обновились, и имя сыну уже дано. Но, оказывается, не время ещё радоваться. Аврааму нужно пройти ещё одно испытание.


Рецензии