Жизнь Авраама. 7. Пастырство

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Верность пастыря.

Духовное и физическое напряжение при входе в завет рассечённых жертв было велико. Авраам должен был по ходу догадываться и делать упреждающие действия по принципу – делай то, не знаю что. Однако Авраам всё понял и сделал. Следующий период его жизни неожиданный, ибо Сара устала ждать ребёнка и решила утешить мужа. Таким образом, в жизни Авраама мы продолжаем видеть задания и действия противоположные по смыслу.
Смысл следующего богословского эпизода – что есть мир в Церкви, на основе и примере семьи Авраама, в которой происходит особое событие. Сара даёт ему свою рабыню Агарь для рождения долгожданного ребёнка. Но Авраам знал, что будет иметь детей, а Сара нет. Вера опять испытывается, происходят волнения. И он послушался голоса Сары, как Адам Еву. Это значит проникнуться другим человеком очень близко. Это может быть опасно.
Если у человека есть вера знающая, заветная, она себя проявит в делах. Эти дела – дела ПАСТЫРЯ. И от пастыря требуется именно такая мудрая вера. А Сара – паства волнующаяся, которая не спрашивает, как ей поступить. Она требует. Авраам же ничего не объясняет, не доказывает Саре. Он ей посочувствовал, впустил в себя её голос. И в Церкви пастырь должен послушать голоса паствы и проникнуться им, а для этого нужна духовная решимость и сила. Если паства волнуется, но остаётся в рамках закона, пастырь должен её послушать. Авраам слушал и ждал, но ничего не делал. Аврааму уже 85 лет. А ради прославления силы Божьей и Благой вести, Бог медлит, не давая ребёнка. А жестокость ситуации возбуждает ещё большую ревность в вере. Для спасения многих необходимо, чтобы среди пастырей были люди большой веры. Вера Авраама такова, но она возрастала постепенно, пройдя весь путь от ВЕРЫ ПОСЛУШАНИЯ к ВЕРЕ ЖИВОЙ, затем к ВЕРЕ ЗРЯЧЕЙ, и к ВЕРЕ ЗНАЮЩЕЙ. Это сложная вера. В её центре – Христос, истинный пастырь. От Авраама до Христа – толща веков, но Авраам духом проникся ко Христу, и в нём проявляется верный пастырь, необходимый для Спасения.
Пастырь не требует от других своей меры. Он умеет слышать голос паствы и даёт ей действовать самой, ничего не требуя взамен. Это риск. Но если пастырь не смущается, то волнение паствы может принести пользу.
Сара проявила своеволие, и выяснилось, что причина в ней самой, ибо Агарь забеременела. Агарь была возвышена, но не смогла сохранить память о прежнем звании, и утратила благодарность. Сара была этим унижена. В этом и состоит механизм смуты.
Авраам испытывал сострадание к одной и другой женщине, ибо они оказались в конфликте. Нельзя принимать чью-либо сторону и оставаться при этом в стороне. Что же делать во вражде? Авраам даёт ситуации и дальше развиваться самой по себе. То, что в политике смертельно как нерешительность и слабость, то в устроении церковной жизни может быть спасением, ибо главное искусство пастыря – ДАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ БОГУ. Авраам это знает и отдаёт Агарь в руки Сары. Но он говорит: «делай с ней как хорошо в глазах твоих». Это сильное предостережение – не своевольничать.
И смиряла Сара рабу свою, и Агарь побежала. В этом явилась верность Авраама как пастыря, а за этим явилась милость Божья. Агарь же побежала в пустыню, и встретил её там ангел. Это было Богоявление. Агарь хочет возвратиться в Египет, но она ещё не страдает от жажды. Ангел обрёл её как заблудшую овцу и начинает говорить с ней, когда она уже далеко зашла и успокоилась. Он называет её по имени и напоминает ей, что она служанка и не должна никого осуждать. Смысл этого обращения тот же, что и к Адаму после грехопадения.(Адам, где ты?) Это решительный момент её жизни. И Агарь проявила смирение, которое будет отмечено. Бог же в этот момент обращается к матери Исмаила – родоначальника многих арабских племён.

Характер исмаильтян в мировой истории.

И сказал ей ангел Господень: «возвратись и смирись». И сказал ей ангел Господень: «умножая, умножу семя твоё». И сказал ей ангел Господень: «вот ты имеешь во чреве своём и родишь сына и назовёшь имя ему – Исмаил, ибо услышал Господь смирение твоё».
ИШМА ЭЛ означает – СЛЫШИТ БОГ. Бог услышал смирение, т.к. она не обвиняла никого. Библейское смирение – это страдание, которое слышит Бог. И те, кто прошёл через смирение – кроткие, и они наследуют Землю. Две ветви сынов Авраама по плоти будут жить на земле – от Исаака и от Исмаила. Израильтяне понесут в себе Церковь. Потомство Исмаила будет множественно, но ничего кроме земли им не будет обещано. Войти же в Небесную Церковь можно только через Христа.
Итак, потомки Исмаила упомянуты в связи со смирением. Это трудно сразу принять, ибо они не усмиряемые. Ангел Господень наперёд говорит о них: «он будет человек – дикий осёл». Это образ независимости и духовной свободы, «…руки его на всех, и все руки на него». Это могло означать их набеги и расплату за них. А в современном контексте означает: как потомкам Исаака дана духовная миссия, так и 12-ти народам Исмаила дана своя роль в истории. Они способны к борьбе на все стороны света. А арабы и евреи – соседи, но друг с другом не смешиваются и друг друга понимают. «И он поселился пред лицом всех братий своих». Это самое близкое соседство, и не всегда мирное и доброе.
Ангел укрепляет и ободряет Агарь. И в знак того, что она способна принять свою участь и возвратиться, он даёт имя её не родившемуся сыну, ибо ради сына она всё стерпит. Это божественная педагогика. На Исмаила легло определение смирения. Но это смирение неусмиряемого, кротость неукротимого. Чтобы это понять, надо подняться выше психологического правдоподобия. Как потомки исмаильтян отвечают понятиям «смирение» и «неукротимость»?
Библейская книга Бытия построена «телескопически» - из одной части выдвигается другая. В Антропологии закладывается учение о Церкви, в которой содержатся основы учения о спасении человека, внутри которого расположено учение о спасении народов. Библейский взгляд на историю подобен личности, которая должна наследовать спасение. Священная история во всём народе видит личность. Увидеть народ как соборную личность очень трудно, ибо перехода от одного к множеству нет, но есть связь. Священное Писание показывает эту связь. БОГОСЛОЛВСКОЕ ЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ, оно проходит через вторую половину книги Бытия – историософию, спасение народов. Через неё проходит понятие – смирение неукротимого. Но в Писании образа Исмаила нет. То, что даёт Писание в лице Исмаила, отца неисчислимого множества его потомков – это задание смотреть в историю современности.
В учении о спасении названы условия погибели – Каин и Вавилон, и смирение неукротимого – это охранение от духа Каина. И поэтому Вавилон они строить не будут. Если это так, то на сегодня арабы – сыны Исмаила, характер которого в них действует.
Трижды обратился ангел к Агари. И назвала Агарь имя Господа, говорящего к ней: «Ты Бог, увидевший меня». Это был акт веры и дерзновение. И она назвала Бога: «Колодец Живого, увидевшего меня». Это прямой мост к Новому Завету, ибо Христос сказал: «Светильник тела – око. Если око твоё просто, то всё тело твоё светло будет. Если око твоё лукаво будет, всё тело твоё темно будет». И Агарь видит Бога и именует его.
Под простотой часто понимают скромность в одежде, не знатность, скромность жилища, не образованность. Евангельская простота – это взгляд, которым можно разглядеть Мессию и человека. Такая простота это драгоценная искушённость внутреннего мира человека, опытность души, которая даёт ощущения, что Бог настолько милостив, что является в человеческом облике. Это простота без примеси, простота, которая прошла искушения, простота смиренная.
Аврааму было 86 лет, когда Агарь родила ему Исмаила. Она возвратилась и принесла с собой образ смирения, образ Богообщения и образ матери. И воцарился мир – образ евангельской простоты. Это был результат веры Авраама, который дал действовать Богу.
После рождения Исмаила прошло 13 лет. Когда Аврааму было 99 лет, ему явился Господь. Настала необходимость вступить в завет обрезания – прообраза Закона. Бог вступал в Завет с Авраамом дважды. Это Ветхий Завет – обрезания, и Завет рассечённых жертв – прообраз Нового Завета и первый по времени. Таким образом, будущее стало первостепенным, и без Нового Завета, Ветхий – не постижим. Завет Милости предшествует Завету Закона, и если знать, что есть Милость, то можно исполнить Закон. А если же Закон будет первостепенным и исходным, то утратится всё: благодать, милость, спасение, мир, любовь. Учение о спасении первичным полагает - МИЛОСТЬ. На этом строится, как на самом Аврааме, Ветхий Завет. Но тело Авраама будет обрезано. Как и Христос в этом не нуждался, но и Он будет обрезан. Авраам же имеет такую степень восхождения веры, что только ему можно было доверить Закон, ибо он с ним будет обходиться осторожно, как с Сарой и Агарью. На их истории Писание показывает, как действовать пастырю, чтобы в Церкви был мир. Поэтому это был единственный сюжет между двумя Заветами, заключёнными Богом с Авраамом.


Рецензии