Жизнь Авраама. 6. Завет рассечённых жертв -

- ОБРАЗ ГОЛГОФЫ.

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Знать Бога – вступить в Завет.

Авраам поверил Богу, и Бог теперь говорит человеку о себе, о Боге Нового Завета. Бог говорит о первом его контакте с Авраамом, когда Он вывел его из Ур Халдейского, чтобы дать НАСЛЕДОВАТЬ Землю для его потомков. Бог открывает человеку того, Образом кого он является. При этом возникают напряжённые отношения. Бог говорит: - Я ТВОЙ ПУТЬ. ТЫ МОЙ СЫН. Смысл событий человеку не ясен, если ему не открыт его путь, а путь его – НАСЛЕДИЕ, потому, что Авраам - Сын Божий. Это новозаветные отношения. Христос сказал: « Я есмь путь, истина и жизнь».
Авраам спрашивает Бога: - как узнаю, что буду наследовать? Это было дерзновенно, ибо Авраам не хочет прерывать общение с Богом. Знающий и знаемое должно проникнуть друг в друга, как Иаков не отпускал Бога, борясь с Ним. А как Бог может дать Аврааму знать Себя? А это то, о чём Христос сказал: - Просите, и дано будет вам. Бог даст знать Себя через Завет. А как принять Завет? Надо иметь Веру, постигать Образы, воспринимать Благодать, направлять Волю к небесам. А когда всё это есть, у человека появляется чувство ПУТИ, и Бог принимает человека в Завет. Авраам находится в готовности, как и Ной для восприятия Завета. Благодать, данная Аврааму, осветила конечную точку пути – Новый Завет, и Бог явится в ужасе и тьме. Это будет образ Голгофы, и Вера ЗРЯЧАЯ должна будет стать Верой ЗНАЮЩЕЙ. Для вступления в этот Завет обе стороны должны участвовать в совместном жертвоприношении, в котором будет ясно, какие отношения у Бога и человека, что будет делать Бог, а что – человек. Бог назначает животных для жертвы себе – 4 вида: телица, коза, овен – для заклания, а горлица и голубь – не для заклания. Копытные – символ того, что жертва будет страшная, а голубь – символ примирения. Страшная жертва о Мире. Бог только назвал животных, и ничего не сказал, что с ними делать. Авраам должен догадаться, ибо Живая вера – находчивая. Если он хочет знать больше о Боге, то пусть познает, как свершать эту жертву.

Завет рассечённых жертв.

Авраам РАССЁК животных посередине. Этот глагол в еврейском языке употребляется редко. Один раз сейчас, и один раз при царе Сидикие в описании пророка Иеремии. В Иудейском царстве нарушался закон о том, чтобы после 6 лет рабства отпускать на свободу раба еврея. При этом царе весь народ заключил завет с Богом, чтобы соблюдать закон. Для этого взяли тельца и рассекли надвое, и весь народ прошёл между рассечёнными частями жертвы. Впоследствии завет был нарушен – евреев снова брали в рабство. Но преступников ожидала казнь и вавилонский плен. Каков же смысл в рассечении животного? Если это договор между людьми, то частями единого целого они связаны в союз, как одна половина есть часть другой. И кто нарушит договор, будет разрублен как телец. Но у Иеремии был описан завет человека и Бога, и смысл его более, чем устрашение. Смысл же был явлен Аврааму и понят им. Авраам не проходил между частями тел – Бог прошёл. Авраам не совершал жертву Завета – Бог её совершил и очень страшно. А что же делали с частями тел, если приносили целиком, и зачем тогда рассечение? Авраам взял их и рассёк противолично, вдоль, а птиц же не рассёк. У Иеремии сказано, что брат твой как часть тебя, и держать его в рабстве это так же, как если бы тебя рассекли пополам. В этом был смысл. Вспомним жертву Ноя. Он принёс её целиком, и Бог обонял запах покоя от неё, и она была жертва МИРНАЯ, примирения Бога и человека, и знаменовалась радугой. РАССЕЧЕНИЕ ЖЕРТВ АВРААМОМ СИМВОЛИЗИРУЕТ НЕ ПРИМИРЁННОЕ С БОГОМ, ГРЕХОВНОЕ, РАЗОРВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ. С одной стороны человеческого естества осталась способность творить, а с другой – хорошее и лукавое. И человек творит независимо от того хорошее это, или от лукавого. Творческое и нравственное в человеке были разделены грехом, и человек был повреждён, и Богообщение пресеклось. И трагедия в том, что человек не даёт в себе действовать Богу и лежит как рассечённое половинами друг к другу тело. Такое состояние ждёт исцеления, которым будет Богообщение и райская жизнь. Христос воспринял не повреждённое естество человека, и через него восстановилось Богообщение. Это его главная миссия. Человек получил исцеление через жертву Нового Завета, которую принесёт не человек, а Бог.
На то, что это будет жертва примирения в жертве Авраама, указывают птицы небесные – голуби. Это ещё и жертва ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ГРЕХА. Авраам не может её сам принести. Он должен был это сам понять и только присутствовать. Он догадался об этом, и поэтому сидит у жертвы. В масоретском же тексте - налетели коршуны, и Авраам отгонял их, а в греческом тексте - сошли голубь и горлица на тела. Это знак присутствия Духа Божьего, и Завету предшествует тишина Великой Субботы, которой нет в масоретском тексте.
Человек должен ожидать Завета. Ной ждал год в Ковчеге. Авраам же сидит и субботствует при жертвах. При заходе солнца исступление нашло на Авраама, как и на Адама в Раю перед сотворением жены. И Адам и Авраам сохраняли сознание и всё видели. Так Авраам пережил этот ужас и услышал, что сказал Господь. Это напоминание о первом дне Творения, ибо Христос – агнец, закланный от первого дня: - «…И тьма над бездною…». Аврааму было дано войти в первый День Творения и прикоснуться к НАЧАЛУ. Авраам – свидетель сотворения Мира, и это – ужас. Он хотел знать, и он стал ближе к началу мироздания, ибо человек призван к бытию из ужаса небытия, и к спасению из греха. На Голгофе было новое воссоздание человека, и поэтому до кончины Иисуса тьма была по всей земле. И это не было затмение солнца, это тьма Первого Дня. И на горе Синай были гласы, и молнии, и облако тяжёлое. И ужаснулся весь народ. Так и завет с Авраамом – прообраз Голгофы. Авраам просил не разлучаться с Богом. И Бог дал почувствовать эту близость, ведь после грехопадения – это Его смерть на кресте.
Авраам помнил слова Мелхиседека о Боге Всевышнем, который стяжал, родительски приобрёл Небо и Землю – духовное и вещественное. Авраам увидел то, что значило: СТЯЖАЛ - Бог соединился с человеком до смерти крестной. Бог дал Аврааму намного больше, чем тот просил.

Пророчество – выход из плена.

Когда Христос умер на кресте, то УЖАС потряс всё мироздание. Этот ужас испытал Авраам и выжил, потому, что был в исступлении. Перед тем как совершить жертву Завета, Господь скажет Аврааму, что Он ему даёт – народ Израиль. Но народа ещё нет, ему надо родиться, пройти через плен, выйти из плена как Сын Божий. Но выход из плена египетского – это выход и из другого плена, ибо Египет – образ плена духовного. Завет рассечённых жертв указывал на Голгофу, как на освобождение из плена греха. Сейчас же Авраам в точке, где Ветхий и Новый заветы СОВПАЛИ – это крест Господень. А Авраам - это основатель Церкви, и он всегда будет в её основе. И один его народ выйдет из плена египетского, другой, выйдет из плена язычества и иудейства – двойное освобождение. При Аврааме Церковь – семья, но после него она два раза изменялась как общность: прежняя форма умирала как пшеничное зерно на поле (в Египте), и возродилась как Церковь в народ. И это был ПЕРЕХОД НА ТУ СТОРОНУ (Евер) исторического бытия, что соответствовало имени – еврей. Это одна из центральных мыслей Ветхого Завета – переход в Завет Новый. Выйти из плена можно только как Церковь. И в этом вся история исхода. И если народ не удержался в лоне Церкви – он обречён, если не на рабство, то на блуждание в пустыне. (40 лет)
Когда пришёл Мессия, то народ Израиля должен был умереть как зерно, выйдя за рамки этноса, и войти в новую Вселенскую церковь. Для этого-то им и даны были многочисленные пророки и собственные таланты (по притче о талантах). И это был бы ВТОРОЙ переход на ту сторону исторического бытия, соответствующий имени ЕВРЕЙ. И Христос призвал евреев войти в свободу этой общности.
Приходу Мессии предшествовал вавилонский плен. От него идут важные исторические события, и их центр – РАССЕЯНИЕ. Оно предшествовало окончательной духовной поляризации в еврейском народе. Оно готовило Вселенскую церковь, но и борьбу с ней, как семя Адама разделилось на Каина и Авеля. Духовная задача – выйти из вавилонского плена, актуальна и сегодня. Это Вавилон Апокалипсиса. Из этого Вавилона можно выйти только как Церковь.
И изречено было Аврааму: ЗНАЯ – ПОЗНАЙ. Т.е. некоторые знания уже войдут в естество Авраама. И далее: - Переселенцем будет семя твоё в земле не своей, и поработают им, и будут смирять их 400 лет.- Здесь две фазы жизни евреев в Египте – свобода и рабство, как и в жизни Моисея. Духовный же смысл плена египетского – приготовление и смирение народа, который из своего бессилия познает силу Божью. Аврааму ещё обещано, что отойдёт он с миром к праотцам, т.е. Церковь на земле не прерывалась, а только затмевалась в тяжёлые года.
Далее в Писании загадочный текст о том, что 4-й род вернётся сюда, ибо не полна вина амореев до сих пор. Термин «АВОН» – это одновременно вина и наказание по-еврейски. Этот термин первый раз употребляется у Каина: «…вина (наказание) моя больше, чем снести мне». Но есть ещё «ШАЛЕМ АВОН» - полная вина. Вспомним о сказанных 400 годах. Обычное мнение – это плен египетский. Но, от переселения Иакова до исхода прошло 215 лет, а от переселения в Ханаан Авраама до исхода – 430 лет. В Ханаане отцы были половину этих лет – 215. От Завета о Христе в Ханаане до Закона – 430 лет, по высказыванию апостола Павла. А в масоретском тексте нет никакого Ханаана, только Египет. Но для 4-х поколений это многовато.
Но Бог говорит здесь не только о плене египетском и освобождении от рабства, но и о пленении греху всего человечества, конец которого – Христос. Это двойное пророчество. А чему же соответствует 400 лет? Ничему земному хронологически. Это 4 рода, 4 поколения. От Завета с Авраамом должно пройти 4 века, 4 эпохи, и в 4-й произойдёт исполнение пророчеств, и на это место (предместье Иерусалима) придёт Христос – семя Авраамово.
4 века, 4 рода, 4 вида жертвенных животных – это 4 эпохи в жизни Церкви от её родоначальника – Авраама. И Христос придёт в 4-ю эпоху в 4-м роде, когда станет полной вина (наказание) амореев. Это ориентир, но это и странно, ведь Авраам селится у Мамре аморея. Однако, амореи - это и племя и символ народа.

Четыре эпохи в жизни церкви.

Господь изрёк пророчество о возвращении его народа из плена, которое произойдёт в 4-м роде, в 4-м поколении. Но 400 лет к плену египетскому нельзя отнести. Это 4 эпохи. Оставлен знак – «аморей», как знак исторический и символически, чтобы всё это понять: 1-я эпоха – Авраам и патриархи. 2-я – Иисус Навин и судьи. 3-я – эпоха царей и вавилонского плена. 4-я – Боговоплощение.
В первую эпоху выделяются амореи и хеттеи. Они благожелательно относились к Аврааму, и он селился у Мамре аморея, и Мамре участвовал в военном походе Авраама. Управлялась же земля где жил Авраам хеттами из ближайшего города. И «аморей» и «хетт» будут в последствие символами. Но к концу первой эпохи отношения эти уже не совсем мирные.
Во вторую эпоху амореи уже опасные враги Израиля. Их имя становится нарицательным, ибо они владели Иерусалимом. Битва с ними при Галаоне знаменательна тем, что остановилось Солнце по просьбе Иисуса Навина. Здесь уже показано символическое значение: аморей, значит - богопротивник. Военное сопротивление амореев было сломлено, но культовая опасность усилилась, ибо они были язычники, маги и колдуны.
В третью эпоху значение «аморей» распространяется на Израиль. Если народ Божий начал поклоняться другим богам, то он ХУЖЕ аморея – он БОГОБОРЕЦ. При царе Манассии было заведено идолослужение в храме иерусалимском. Вина амореев не могла быть полной среди язычников, но когда он вошёл в храм истиного и единого Бога, вина мистического аморея стала ПОЛНОЙ. Деяния Манассии были предательством отца – царя Иезекии. Это был рубеж в истории Израиля. После такой мерзости царя и народа, Господь судил народ свой на уничтожение Иерусалима и вавилонский плен. Это было упоминание о потопе и о Каине, когда его потомки через дочерей проникли в Церковь. И произошёл потоп. Вина аморея, это то же, что и вина и наказание Каина – АВОН. Но ПОЛНАЯ ВИНА была у его потомков, когда они пошли на Церковь Божью, и ПОЛНАЯ ВИНА была у евреев, когда они допустили идолослужение в храме. Так было с допотопными исполинами, с Содомом, и теперь с Иерусалимом. Библейское учение о грехе гласит – САМ ГРЕХ УЖЕ СТРАДАНИЕ. Но если бы грех был равен наказанию, это была бы СМЕРТЬ. Но Бог своей милостью входит в это уравнение. Но, однако, когда зло достигает своей полноты – ШАЛЕМ АВОН, то Бог предаёт человека самому себе – худшей доле. Так Он отпустил Каина, отступился перед потопом, отошёл от Иерусалима и храма, и зло, в силу своей полноты, сразу обращается на человека (свято место пусто не бывает).
Народ Израиля два раза был в плену – в Египте и в Вавилоне, когда менялась общность и форма Церкви. И перед приходом Мессии, народ Израиля был в вавилонском плену, вернее, в длительном состоянии вавилонского плена. В этот период веков молчания Бога и рассеяния народа, происходило разделение еврейского этноса на тех, кто способен будет принять Мессию, и на тех, кто Его отвергнет. На символического Каина и Авеля. А как это разделение происходило, описано у пророка Иезекииля в образе дочери блудницы в служении иным богам. Он проводит своё обличение за потерю родства и отцовства. Сам он пророк поздний и свидетель вавилонского плена. Он говорит: «…дочь Иерусалима утратила отца и мать. Ныне отец твой – аморей, мать твоя – хеттянка». А аморей – символ полной вины, символический Каин. Мать – хетт – ужас.
Как у каинитян особое служение несли женщины (ритуальная проституция), так и у еврейского народа, когда они были в вавилонском плену (духовная ритуальная проституция). Это то и ужаснуло пророка. Здесь проглядывают черты жены-блудницы из Апокалипсиса. Пророк говорит: «…ты дочь, что погнушалась мужем и сынами своими. Мать ваша – хетт». Даже отец-аморей отошёл на второй план. Но блудница не дочь отца. Родство пошло по другой линии – женской. Это перерождение повлекло перемену имени: северное царство – Охола, южное – Охалива. Обе сестры – блудницы.
Христос сказал евреям, что они семя Авраама, но не дети его, потому, что Израиль отверг сыновство. А в таком состоянии дальше путь один – Каин и Вавилон. В самом плену этот процесс и пошёл. Рассеяние народа Израиль несло великую опасность, ибо Вавилон – это всемирная деятельность. Но рассеяние готовило и Вселенскую Церковь, так же как и борьбу с ней по всему миру.
В эпоху Нового Завета евреи жили во всех племенах на земле, и благочестивые из них в день 50-цы собрались в Иерусалиме и услышали проповедь апостола Петра и поверили. Но между Вавилоном еврейского плена и Вавилоном Апокалипсиса возникает носитель богоборческого духа в еврейской среде. Бог пресёк рассеяние по лицу земли строителей вавилонской башни, когда роздал языки и прекратил их деятельность. Когда пришёл Христос – Мессия, он тоже прекратил тот же процесс.
О 4-й эпохе – Боговоплощении, Бог сказал Аврааму в Завете рассечённых жертв. В ней вина амореев исполнилась, а сыны Авраама вернулись. Вина исполнилась потому, что Христа распяли. Мистический Каин стал опять реальным, физическим. Слова Иезекииля: «отец ваш аморей» обрели истинный смысл. А Христос сказал: «Вы от отца-дьявола есть».
А сыны Авраама вернулись, и произошло уяснение, кто имеет отцом Авраама. Евреи и не евреи узнали друг друга. Всякий человек должен был пройти усыновление Аврааму через Христа. Принадлежность к этносу теперь уже НЕ имела значение, потому, что 4-й род сынов Авраамовых пошёл от Христа. Поэтому Господь говорит Аврааму: «СЕМЕНИ твоему дам Землю». В единственном числе. Т.е. в Христе. Когда была принесена жертва Нового Завета, окончательно прояснилось, кто есть Церковь Божья и дети Авраама, а кто НЕ дети его и НЕ Израиль, и даже НЕ аморей, а по матери – ХЕТТ – ужас.

Вера знающая.

В завете рассечённых жертв Аврааму было предсказано два плена – египетский и вавилонский, и они названы реками Нил и Евфрат. Вера зрячая переходит в веру знающую, т.к. Авраам сидит у жертв и ждёт действий Бога, находясь в предместье Иерусалима. Так же будет и на Голгофе, ибо до этого места дойдёт вина мистического аморея, того же Каина, когда будет убит Сын Божий – Христос. И тогда восстановится сыновство от Авраама евреев и не евреев.
В жертве завета нужно было пройти между рассечёнными частями тела. Авраам сидит и ждёт. Но жертву эту приносит Бог, и Авраам видит как некие светильники или огни проходят между частями тел. Но Авраам, находясь в исступлении, видел эти огни и огонь, который поглотил жертвы. Пожирающий огонь, это признак того, что жертва была страшная. Другой признак – дым, как из печи. На горе Синай тоже был дым, но чёрный, как над Содомом и Гоморрой. Дым же над жертвами был образом каждения. Бог сам проходит между половинок жертв, как бы обещая исцеление человеку, рассечённому грехом. Когда это свершится, то 4-й род Авраама возвратится и наследует царство, уготованное от сложения Мира(христиане).
После этого прохождения, Бог заключил Завет с Авраамом, который правильно разделил жертвы и всё отдал Богу, не так как Каин, в жертве которого не было заветного содержания, и который понимал Завет как договор, сделку, и выгораживал себя и своё, на основе каких-то правил исполнения Закона. Это было отвержением Завета и затем, осознанным богоборчеством. Религиозные действия сохраняются, но приобретают противоположный смысл. Каинский дух возникает в жертвоприношении (Авель) и утверждается в нём (Христос). А Христос восстановил правильное понимание жертвы: Кесарю – кесарево, а Богу – богово, т.е. ВСЁ. Богу – жизнь, и Он тебе – жизнь. И вот с этим КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен Каин.
Авраам же в Завете дал действовать Богу, он ждал, когда Бог явится и соединит рассечённое. Так и Церковь в своей преемственности, имела силу дождаться пришествия Христа, и исцеления им человечества.
Бог обещает землю от реки и до реки, от Нила до Евфрата, но это две реки рабства. Нил – рабство насильное, Евфрат – добровольное, ибо на нём стоит Вавилон. Но эта река могла бы быть границею Израиля на востоке, при условии сохранения сыновства от Авраама. В Завете есть открытый смысл – предсказание о возвращении народа из Египта. Но есть и второе, мессианское пророчество – придёт на Землю Христос Спаситель и освободит сынов Авраама. И Бог завещает Аврааму не географический регион от реки и до реки, а всю Землю от плена и рабства. И после грехопадения и после потопа Божественный план не изменился – Бог хочет, чтобы человек с ним соединился и приобрёл всю Землю. Ной же должен был принять господство в земной жизни, но его сыны не удержали Завета, поэтому в истории случился Вавилон.
Всё, что было сказано Ною, наследует Авраам, но он выходец из Вавилона, и ему отдельно даётся обещание защиты от всякого рабства, особенно от духовного. Свобода от рабства – это спасение. Иудеи же понимали свободу именно буквально, своим происхождением от рода Авраама. Рабы думали, что они свободны, и искали повод, как убить освободителя – Христа.
Бог перечисляет народы, которые встретятся с потомками Авраама, и в этом списке опять есть амореи. И территория обитания этих народов намного шире, чем территория между этих двух рек. Бог обещает Аврааму всю Землю, в том числе и эту маленькую часть, где стоит Вавилон. А амореи здесь уже только племя, а не символ.
Итак, Авраам спросил у Бога – Как узнаю, что буду наследовать Землю? И это знание осуществилось через Завет. Познать весь смысл Завета Авраам в тот момент не мог, ибо он очень сложен. Однако он многое постиг. В Завете было содержание Веры ветхозаветных праведников. Они так глубоко проникались Божественным замыслом, что их Вера становилась подлинно ЗНАЮЩАЯ, хотя сам замысел – Боговоплощение, ещё не мог прийти на сердце никому, ни человеку, ни ангелу. ЗНАЯ – ПОЗНАЙ, сказал Бог Аврааму, и ему теперь невозможно не знать, ибо он стал другим человеком.


Рецензии