Жизнь Авраама. 4. Земля. Война. Священство

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Кроткие наследуют землю.

После того как Сара спасла Авраама в Египте, в нём возникло ощущение Церкви, как обещал ему Бог. И Авраам должен пройти испытание богатством, ведь богатство – мерило успеха, по мнению запада. Однако теперь та жизненная реальность, о которой должна заботиться Церковь – это Земля. Найти своё место на земле должен каждый верующий человек. Земля – это нравственный спутник человека и обязательное церковное достояние, ибо Церковь не может быть вне Земли. А БЕЗМЕСТНОЕ состояние – это состояние глобализма, злое, каинское, ибо он бегает от Бога. Церковь же пускает корни в Землю, которую нельзя завоевать, и она называется – НАСЛЕДИЕ. А то, что Бог даёт людям – ОТЕЧЕСТВО. И прежде чем осваивать землю, надо устроиться как Церковь.
Авраам выходит из Египта богатым, тяжёлым, и он идёт на старое место, где находится его второй жертвенник. Это центральное место пути Авраама, где он совершил прежде свой самостоятельный шаг. Здесь встала проблема богатств: Авраам и Лот имели множество стад и имущества. Возникает проблема вражды: твоё – моё. Авраам ни одним словом не упрекнул Лота, ибо люди – братья мы, сказал Авраам. В Церкви они братья и не должно быть раздора. Авраам предлагает Лоту отделиться от него и пойти, куда он хочет. Лот же увидел долину на юге Иордана, и что она была плодородной и цветущей как Рай. И Лот выбрал сам себе путь. Но, случалось, выборы приводят к катастрофе. Первый раз, когда Сыны Божьи брали себе жён от дочерей человеческих, ото всех, каких они выбирали. Результатом этих выборов был потоп. Второй раз выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, ибо он оказался в Содоме, во время его уничтожения. И написано, что Лот отошёл ОТ ВОСТОКА. Это не географическое понятие, ибо где присутствие Божие, там Восток, и там остался Авраам. А Лот поселился в городе Содом. А в патриархальный период священной истории – это тревожный знак. Лот присоединился к грешникам, и его участь: частичная гибель, кровосмешение и вырождение. Авраам же, проникший в суть жизни Церкви ведёт себя так, как завещал Христос в заповеди – блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Церковь Ветхого Завета несёт в себе черты и Нового, ибо Авраам проявил не естественную для ветхих людей кротость, и как только Лот отделился, Господь даёт Аврааму обетование – «всю землю, которую ты видишь дам тебе и семени твоему на век». А Лот уже не участвует в Завете, ибо он самовольно выбрал ту землю, которая станет мёртвой. «Пройди землю всю, ибо всю её дам тебе, и семя твоё будет как песок морской» - говорит Бог Аврааму. И Авраам двинулся и поселился в Хевроне у дуба Мамре. Там он построил третий жертвенник Богу.
Итак, кротостью Авраам решил проблему раздела имущества, и тут же получил удостоверение, что его потомки получат эту землю. Авраам, Моисей, Давид были кроткие люди. Они НАСЛЕДУЮТ землю. Но не владеет ей ещё ни Авраам, ни Моисей. Лишь Давид получил землю обетованную. Но всё началось от Авраама. А где земля – там война. И Авраам должен пройти новое испытание – он должен воевать не за землю, а за наследие Земли. Это война Священная, и кроткий человек должен быть готов к войне. Отрицание Священной войны – это пацифизм, антицерковная идеология. Когда наступает время Священной войны, необходимо пройти испытание богатством и кротостью наследовать Землю отцов, данную от Бога. За такую землю и бьётся воин в Священной войне.
Вера даётся с обетованием, но если она утрачена, то обещанное Богом некому принять.

Священная война.

Новое испытание Авраама – участие в переговорах и боевых действиях. Кротость Авраама уравновешена воинственностью. Его семья – Церковь, и вынужденная роль полководца смягчена встречей со священником.
Итак, 4 царя с Востока пошли войной на окрестность иорданскую, куда переселился Лот, и встретили сопротивление 5-ти городов долины, которые объединились. Здесь в Писании звучит насыщенный именами и названиями текст, для выяснения политической расстановки. Эти 4 царя быстро двигались с севера от Сирии на юг вдоль восточного берега Иордана. Они обошли весь Иордан кругом. 5 городов в низовьях Иордана оказались в петле и побежали. Победители взяли всю конницу, имущество, взяли и Лота с его имуществом и отошли. Опять же, в результате его выбора, он попал в плен. И всё это очень обстоятельно описано. Один из спасшихся возвестил об этом Аврааму, у которого не было постоянного места обитания. В данный момент он находился у рода Марре, у дубравы. Это амореи. Они «Господа завета Авраама», и у них заключён союз. И вот что важно: всё это описано гораздо подробнее, чем важнейший пласт священной истории – Вавилон. А этот поход 4-х царей, событие лишь регионального значения. О Вавилоне – 9 стихов Писания, 2 географических названия, и никаких исторических реалий. А описанию конфликта с участием Авраама Писание уделяет 13 стихов, называет 40 имён, а Авраама именует там как чужого. А будь Вавилон описан просто географически и исторически, его бы не опознали как духовную опасность, ибо нельзя было описывать Вавилон подробно, без ущерба для его сквозного исторического значения как явления именно духовной жизни.
В истории жизни Авраама всё наоборот. Он участвует в создании Церкви и меняется, вступая на новое служение. Окружение этого служения должно быть описано подробно. Услышал Авраам, что пленён его брат (по церкви), извлёк из своего окружения 318 воинов, и погнался за врагом до Дана (крайний северный пункт Израиля. Ок. 200 км.) Он освобождает брата по вере, и ещё раз проходит всю землю, обещанную Богом. Ведь такой малый отряд мог лишь на Бога надеяться.
В потомках Авраама Исав был зачинателем царской власти. Он был воинственен и стремителен в походах. А Иаков был преемник Благодати, и через него пошла церковная жизнь. Он был медлителен и осторожен. Авраам же был кроток, но проявляет сильную решимость и воинственность при спасении ближнего.
Итак, тот, кто отрицает всякую войну, тот вне Церкви. Церковь подражает Аврааму в духовной брани – отпор смутам и отсечение еретиков. Она собирается на Собор как отряд Авраама. И на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее, присутствовало именно 318 епископов.
Авраам ночью напал на врага несколькими отрядами, поразил и погнал их, и возвратил всю конницу, и Лота, и имение его, и народ. Теперь Авраам лидер Палестины. Раньше его власть ограничивалась семьёй, а сейчас он уже вёл себя по-царски, организовав спасение. Но чтобы у нас не возникла мысль, что хорошо быть главою Церкви и полководцем, Аврааму будет дана встреча со священником Мелхиседеком. В первый раз в книге Бытия встаёт вопрос об отношениях священства и царства. Авраам возвращается с битвы, и его ждёт встреча и переговоры с царём Содома и со священником Бога Всевышнего. Аврааму не быть ни царём, ни священником, ибо в одном лице и светская и духовная власть быть представлены не могут. Так же как и в Церкви человек, хоть и святой, не главный. Глава Церкви – Бог, и главный священник – Бог. Бог в Раю принёс первую кровавую жертву, а на Голгофе – последнюю, которая вернула Рай человеку. Если в церковной организации возникает претензия лица на первосвященство и светскую власть, то она находится в противоречии с библейским мировоззрением.(католицизм)

Священство Мелхиседека.

Авраама встречают царь Содома и царь Салима в долине царей. Это предместье Иерусалима. Мелхиледек – царь Салима: МАЛКИ ЦЕДЕК означает – ЦАРЬ ПРАВДЫ. Это могло быть именем или титулом. САЛИМ, означает – ПОЛНОТА, МИР. Это древнее название Иерусалима. Это можно понимать и как духовный мир. Таким образом, Мелхиседек – трижды царь: правды, Иерусалима и духовного мира. Он вынес хлеб и вино, как священник Бога Всевышнего. Здесь происходит первое упоминание священства. Он благословил Авраама и сказал: «Благословен Авраам Богом Всевышним, который СТЯЖАЛ небо и землю» - от глагола «КАНА» - стяжать, приобретать. Смысл этого еврейского текста явился в Новом Завете.(Евхаристия)
Небо и Земля – это всё сотворённое. Близкое отношение Творца к своему творению передаётся глаголом – КАНА. Когда Ева родила первенца, она сказала: «Я обрела человека вместе с Яхвэ». То, что сын для матери, то всё творение для Бога Творца. Он его родил, усыновил, обрёл. Это обретение может быть разной степени близости:
ПЕРВАЯ – когда Христос присоединил к себе человеческую природу. (воплощение)
ВТОРАЯ – Церковь Сынов Божьих. (объединение в Духе)
ТРЕТЬЯ – всё творение. Таким образом:
1 - Христос, вочеловечившись, усыновил себе человека. Через Христа, Сына Божьего, мы стали не его сынами, а Бога Отца.
2 – Бог усыновил себе Церковь от Адама и Сифа – Сынов Божьих. Затем Бог усыновил один из народов – Израиль.
3 – О всём творении можно сказать, что Бог не оставляет сотворённых, но приближает к себе, в соответствии с достоинством каждого, через Слово. В материальном мире тогда образуются формы, а в ангельском мире происходит определение воли духов.
Бог призывает, усыновляет, соединяется с человеком. И именно Богом, который СТЯЖАЛ всё, что сотворил, благословил Мелхиседек Авраама. Народ Израиля должен был нести Церковь в себе, и Бог – отец этого народа, уготовал его внутри себя, как утробный плод.
ВЫВОД: Бог Слово может присоединять к себе иную природу, не смешиваясь с ней. Это и есть – СТЯЖАТЬ. Мелхиседек почтил в Аврааме будущий народ Израиля – сына Божьего, а в Аврааме и Израиле вместе, почтил Христа, Сына Божьего. Это была первая часть благословения Мелхиседека, и к Аврааму заповедано относиться с таким почтением, как к Богу, ибо от него произойдёт Спаситель. В Аврааме благословен сам Бог. Мелхиседек благословляет Авраама Богом и благословляет Бога, который дал победу Аврааму, т.е. Мелхиседек свидетельствует, что военный поход Авраама был событием церковной жизни – священной войной. Авраам дал Мелхиседеку десятину от всего. Это было особое восприятие благословения, ибо первая десятина была творческим актом Веры.
Мелхиседек ещё раз упоминается в псалме Давида: «Сказал Господь Бог Господу моему – сиди одесную меня…ты священник вовек по чину Мелхиседекову». Господь клянётся о Мессии, что ЕМУ – Мессии дано будет вечное священство, а Мессия – сын Давида, Господь. Давид называет Господом того, кто ему сын. Почему Христос священник по чину Мелхиседекову? Потому, что Он: 1 – Царь Праведности; 2 – Царь Салима, т.е. царь Мира духовного.
Явление Христа в Мире таинственно и загадочно, как и явление Мелхиседека в Священной истории, ибо он без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни пребывает священником навсегда. Этим он отличается от священства левитского, имеющим родословие. У Христа такого не было. В Новом Завете произошла перемена священства. Единственным первосвященником стал Христос, и Он воссел одесную Отца, как говорится в псалме Давида.
Перемена священства произошла через то, что Богочеловек принёс в жертву самого себя. Это была последняя кровавая жертва, причаститься которой потом верующие могут через хлеб и вино на Евхаристии. А теперь происходит встреча Авраама и Мелхиседека. До Тайной вечери и креста Господня ещё века и века, когда станет понятно, что есть хлеб и вино. В книге Бытия мы видим священника, который не приносит привычных жертв, а даёт Аврааму хлеб и вино с благословением. В Аврааме он почтил того, кто родится от Авраама по чину Мелхиседекову. Хлеб и вино указывают на грядущую жертву, поэтому ни Авраам, ни Мелхиседек не приносят жертв.
Авраам показал смысл того, что войдёт в закон Моисея: сыны Левия – левиты, имеют заповедь принимать десятину. Но они ещё не родились. Авраам отдал десятину за весь народ, который будет жить по закону. Десятина, это не формальность и не налог на содержание священников, это благодарность человека Богу. Этим Авраам показал превосходство Нового Завета над Ветхим Заветом и Законом, КОТОРЫХ ЕЩЁ НЕТ. Этот поступок несёт новозаветное содержание. И в дальнейшем, в вере Авраама и событиях его жизни, новозаветное предшествует ветхозаветному. А иначе жизнь Авраама не понять, ибо она есть движение навстречу Благой вести. Священное Писание устроено внутри себя так, что новозаветное древнее ветхозаветного. За века до своего воплощения Богочеловек показал себя в священстве Мелхиседека. Позднее Он себя покажет как ангел ветхозаветной Троицы. И теперь мы отчётливо видим, что обещает Бог верующему человеку – весь Мир как историю, и самого себя.
Однако Авраам встретился не только с царём правды, мира и Салима, но и с царём Содома. Между ними происходят переговоры о разделе военной добычи. Авраам точно повторяет имя Божье, каким благословил его Мелхиседек – Бог Всевышний, который стяжал небо и землю. И он клянётся не брать даже нитки чужого. Он удостоверяет, что воевал не ради добычи, но ради Бога. Что получил даром, то и отдаёт даром, но не по гордости или презрению, хотя обращение его с царём Содома было жёстким. Аврааму предстоит вступить в Завет, а для этого надо полностью разойтись с тем, кто по духу Каин. Авраам это разглядел. Он охватил весь диапазон духовной жизни в одном событии: с одной стороны - царь Салима и благословение, с другой – царь Содома, и отвращение.


Рецензии