Король и Шут - TODD - лучше один раз увидеть, чем

Очень долго удавалось обходить стороной мюзикл группы «Король и Шут» - «TODD», наверное, потому что где-то внутри не хотелось перестраивать свое восприятие КИШ образца 1996 года подо что-то новое, совершенно непохожее на мрачные деревенские истории в стиле панк-рок.
Как оказалось – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
По какому-то странному провидению, прослышав уже только в 2016 году про возобновление гастролей с мюзиклом, мы все же собрались с духом, купили билеты на сие творение Михаила Горшенева и компании, которому он посвятил себя без остатка, в котором он раскрыл себя и построил творческие планы, как минимум достойные учебников истории.
Все действо произошло 22 октября 2016 года в 15:00 в городе Санкт-Петербург в ДК Ленсовета, что на Петроградке. Уже на выходе из метро стояли радостные тетеньки, продающие морозным питерским днем шарфы с символикой группы «Король и Шут» и собственно с названием самого мюзикла, «всего по 600 рубликов». Кое-кто из проходящих мимо действительно покупал их, хотя бы потому что было холодно – в хозяйстве все пригодится, пусть это и неоправданно дорого.
У входа в ДК толпились люди, в них внешне не узнавались панки, а может они никогда ими и не были, да собственно и сама группа «Король и Шут» собрала свою армию поклонников далеко не из панк-рок поколения 80-х с ирокезами и клетчатыми штанами на подтяжках, и не из фанатов «Misfits» а из людей, совершенно разных взглядов на жизнь, разных возрастов, так или иначе конечно связанных с пост-советским андеграундом, но уже больше опирающихся в воспоминаниях на период «великой депрессии-девольвации» конца 90-х начала 2000-х годов.
Войдя внутрь можно было поразиться некой нелепости происходящего – Миша Горшенев в начале своего творческого пути вряд ли рисовал в воображении картину, когда на его концерт придут люди в пиджаках, в фойе будут пить из фужеров шампанское и потягивать коньяк из стаканов, в ожидании второго звонка.
Ну да ладно.
Зал был почти заполнен и несмотря на то, что внутренности ДК никто и не думал обновлять уже много десятков лет, то ли из-за нехватки денег, то ли из-за ценности исторической, кресла оказались вполне даже удобными. (но вот расстояние между ними - ахтунг – грузным абсолютно не рекомендуется приближаться к ДК Ленсовета, разве что постоять в проходе между левой и правой сторонами, или посидеть в королевской ложе)
Мюзикл начался почти вовремя и поразил с первых же минут. Музыка и воплощенное под нее действие обрушилось на незащищенный мозг кувалдой (ощущения как в песне «Кузнец» авт. КИШ). Сначала было трудно уследить за происходящим, потому что подобно «What’s the Buzz» из JCSS Тима Райса и товарища Уэббера на сцене появилась толпа настолько разномастная, что хотелось приглядываться к каждому.
Феерия современного Лондона, а может быть Лондона альтернативного, застрявшего где-то в период между «Хранителями» и «Вендеттой», породила на сцене бунты против полиции, драки, паркур (ага, да), использующую панк-сообщество и правоохранительные структуры с равным успехом, власть в виде судьи, неблагополучный район с забегаловкой дядюшки Ловетт.
Но с чего-то же все началось? А началось все со Смерти. Вместо черного ворона – черный лебедь в балетной пачке - неизменный вестник чего-то плохого (только в мюзикле разумеется) и девочка-смерть, открывающая дверцу в загробный мир, манящая с собой умирающих на грязных улицах, нищих и развращенных неформалов.
Здесь можно заметить потрясающую хореографию, идеально выверенные движения, образующие, на первый взгляд, сумбур и хаос, но при внимательном рассмотрении упорядоченный, не напрягающий, эффектный. Каждый из участников словно играет в свою маленькую жизнь, проживает на сцене, подобно героям Буковски – безнадежно, стереотипно (и это хорошо, а не плохо) западает в душу. Это точно одна из причин сходить на мюзикл еще раз, рассмотреть еще ближе, лучше, проникнуться духом созданного Михаилом и сотоварищами мира. Совсем не того, что создавал Бертон. И не того, что можно увидеть в фильмах про эпоху викторианской Англии. Здесь совсем другое, наверное, все-таки ближе к Уэбберу и постановке Иисуса образца 2002 года – Бродвейской постановке.
Знакомые песни, по-новому аранжированные, переплетаются с постановочными диалогами и участием рассказчиков, что раскрывает мюзикл еще лучше, выстраивая полную картину происходящего, заставляя ценить каждое мгновение на сцене еще больше. Надо признаться, у А. Леонтьева и у И. Епифановой роли рассказчиков получились весьма внушительными, еще и песню «Добрые люди» сделали чуть ли не заглавной.
Отменные декорации, создающие и бедный район, и церковь, и дом судьи одновременно, просто манили из зала на сцену, для абсолютного погружения в события TODD-а. Адаптированные для лазанья по ним, они использовались при любом удобном случае – толпа бунтующих неформалов рассредоточивалась на сцене, совершала потрясающие трюки и приковывала внимание, иногда даже, в хорошем смысле, отвлекая от ведущего актерского состава.
Игра актеров тоже брала за живое – время от времени перехватывало дыхание, вводя в некий ступор, а уже через несколько секунд заводило бешеный ритм сердца. Улавливались, конечно и некоторые странности – судья, например, был уж чересчур эмоционален, как местный Джокер или просто психопат, наделенный властью, но, помилуйте, он же судья, а не политик, к чему срываться за просто так. Сам Суинни не Горшенев, но Роберт Остролуцкий вполне неплох в этой роли, правда и тут не обошлось без странностей – в совместной арии Тодда и Священника, Священник его откровенно перепел и выглядело это немного нелепо – можно было смело менять ролями при таком раскладе. Ловетт и Элиза вообще шикарны. Ловетт ничуть не хуже Коган исполнила «Признание», а Элиза прекрасно спела «Христову невесту», хотя, начиная с этой песни, режиссер стал немного юморить. Опять же это неплохо – заставил очнуться ностальгирующих поклонников КИШ-а.
О самом составе мюзикла можно писать с тем же успехом, как описывать борщ – ну он такой, сначала ты чувствуешь привкус чеснока, который плавно сменяется вкусом свеклы и картофеля. Потому о том, что было внутри лучше узнать самолично, попав хотя бы на одну из постановок. Хочу сказать, что почти два с половиной часа, и перерыв на антракт, прошли незаметно – это одна из шикарнейших постановок (для меня она точно в одном ряду с Иисусом образца 2002 года)
И конечно нельзя не упомянуть о том, что зал аплодировал стоя, когда Суинни собрался лезть в мясорубку и зал рукоплескал, когда арию Тодда «На краю», Остролуцкий отдал в записи Мише Горшеневу. Все «панки» в зале – или побитые жизнью, или заметно постаревшие и надевшие пиджаки с очками, с воодушевлением смотрели на сцену – с искренней любовью, некоторые даже со слезами на глазах, словно бы на рукотворный памятник, который воздвиг в сердце каждого один человек. Дань уважения Михаилу Горшеневу и всем ребятам, что принимали участие в главной и важной истории его жизни, и, надеюсь, жизни каждого, кто там побывал.


Рецензии