Тройная экспертиза

Отказ выплатить страховое возмещение по ОСАГО, обернулся для страховой компании взысканием с нее вдвое большей суммы.
…В прошлом году, в самом конце лета, наконец-то сумел осуществить свою давнюю мечту о собственной машине Глеб Терещенко. Он скопил столько, сколько было нужно денег на приобретение легкового автомобиля. Правда, далеко не нового, но вполне еще исправного и не потерявшего красивый внешний вид «ВАЗ-21124», обошедшегося новому владельцу в 127700 рублей.
Убедился Глеб в прекрасных ходовых качествах своей удачной покупки, на другой же день после сделки. Тогда он, сев за руль, достаточно проехался по отличному асфальтовому полотну Чуйского тракта в сторону соседнего региона. Тем самым еще и предоставив самому себе столь увлекательное путешествие в качестве отдыха за то время, когда был вынужден отказывать себе во всем, собирая, как говорится, по рублику в копилку на автомобиль.
Август тогда стоял просто сказочный. Горы встретили горожанина вполне гостеприимно. Река побаловала уютным пляжем. Возвращаясь обратно домой всего лишь на третьи сутки после того, как стал владельцем отечественной малолитражки, он уже строил планы по поводу предстоящего оформления полиса обязательного страхования, как вдруг почувствовал приближение возможной беды.
В этот солнечный жаркий полдень она накатывала на его машину сзади. Где, откровенно  рискованно, не учитывая безопасный боковой интервал, да еще и на большой скорости, составлявшей, судя по спидометру, не менее девяноста километров в час, с включенным огоньком сигнала поворота, выскочила для его обгона иномарка. Та самая, что прежде, в колонне других автомобилей, коих было немало в этот «Час пик», недолго следовала в попутном с ним направлении. Пока у водителя не кончилось терпение.
Только благополучно совершить этот, явно  недальновидный маневр тому, кто крутил «баранку» «Мазды» так и не удалось. Иномарка столь энергично зацепила своей левой задней стороной правую переднюю часть обгоняемого «ВАЗ-21124», что седевший за рулем «десятки», Глеб Терещенко от полученного удара и возникшего дополнительного ускорения потерял всякую возможность сохранять прежнее положение на дороге своего транспортного средства. И случилось непоправимое. Исполнив чуть ли не полное сальто в воздухе, его потерявшая управление машина улетела с асфальта далеко за обочину.
На счастье, сам водитель разбитого вдребезги  изделия отечественного автопрома при этом не пострадал. Его спас ремень безопасности.  Когда все замерло и стихло, отстегнув его, Глеб с трудом выбрался из той груды  обломков металла, в которую теперь превратился, совсем недавно купленный им автомобиль.
К этому моменту на участок, где произошло дорожно-транспортное происшествие, вернулась та самая «Мазда», что своим тараном, фактически, сбросила «ВАЗ-21124» в кювет. Как оказалось, иномаркой с регистрационными номерами Красноярского региона управляла молодая женщина.
Представившись  Лидией Решетниковой, она нисколько не стала отрицать свою вину в случившейся аварии. Заявила, что после звука скользящего удара, не смогла сразу в транспортном потоке принять вправо и остановиться. Но, увидев в зеркале заднего вида то, что стало с обойденной ею машиной, при первой же, представившейся возможности поступила так, как предписывал закон. Повернула назад.
После появления на месте ДТП сотрудников ГИБДД, она предъявила им свои документы, в том числе и полис ОСАГО, оформленный ею с соблюдением необходимых формальностей еще в начале текущего года. Заодно  высказалась о полной готовности понести, предусмотренную «Правилами дорожного движения», ответственность за случившееся.
В ходе проведенного расследования аварии, специалисты установили, что Лидия Решетникова не соблюла и боковой интервал, и такую дистанцию до движущегося впереди автомобиля, которые позволили бы ей избежать столкновения. Однако за подобное нарушение не предусмотрена уголовная ответственность. Потому правоохранительные органы приняли определение об отказе в возбуждении уголовного дела. Так что понесенный Глебом Терещенко материальный ущерб ему предстояло возместить за счет страховой компании, ранее заключившей договор с виновницей случившейся теперь аварии.
И недели не прошло с момента превращения его машины в хлам, как потерпевший обратился к экспертам для определения величины, понесенного им ущерба. Те, взяв за оказанные услуги 5500 рублей,  оценили стоимость всего того, что осталось от «ВАЗ-21124» в 12817 рублей 19 копеек, указав в своем заключении понесенные им потери на сумму в 114882 рубля 81 копейки.
С этими документами Глеб Терещенко и обратился в страховую компанию, написав заявление о том, чтьо желает получить страховую выплату. Но там предпочли вместо незамедлительной выдачи денег провести свои  собственные исследования. В том числе автотехнические и транспортно-трасологические, по факту данного ДТП.
Однако, после осмотра обломков «ВАЗ-21124» их специалисты не нашли признаков, подтверждающих факт скользящего контакта правой передней части автомобиля Терещенко с левой задней стороной иномарки под управлением, заключившей страховой договор, гражданки  Решетниковой. И проанализировав, как получилось, все свои наблюдения, сделали предположение о ситуации искусственно  смоделированной самими участниками аварии.
Говоря проще, возникли подозрения о желании Глеба и Лидии нажиться за счет страховщиков. Тогда как, по выводам этой, второй по счету экспертизы, все повреждения образовались при других обстоятельствах, а вовсе не при столкновении «Мазды» с «ВАЗ-21124», что и дало компании формальный повод отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения.
Пришлось тогда Глебу Решетникову обращаться за разрешением создавшейся конфликтной ситуации с гражданским иском в судебные инстанции. Там назначили очередную, теперь уже судебную комплексную автотехническую и автотовароведческую экспертизу.
Ее проведение обернулось вынесением заключения о том, что, с учетом износа, восстановительный ремонт машины, побывавшей в аварии, обойдется в  225200 рублей. Что означает, фактически, полную ее гибель, поскольку восстановление окажется  значительно выше  рыночной  стоимости. При этом годные для реализации остатки автомобиля эксперты оценили в почти десять раз ниже. 
После чего началась тяжба, в ходе которой каждая из сторон должна была доказать свою правоту. Но у страховой компании не нашлось убедительных аргументов в пользу их версии о возможной фальсификации аварии. Тогда как было точно установлено, что перед ДТП все ее непосредственные участники, ни в какой форме не общались друг с другом. Тем более что Глеб Терещенко проживал в Бийске, а жительница Красноярского края Лидия Решетникова приезжала лишь на короткое время отдыхать в Горный Алтай и просто не могла где-либо с ним познакомиться, и уж тем более, совместно смоделировать аварию с целью последующего незаконного обогащения.
Что касается размера убытков, подлежащих возмещению, то, в соответствии с Законом «Об ОСАГО», при причинении материального вреда, в том числе и полной гибели имущества потерпевшего, как это и оказалось в случае с «ВАЗ-21124» Глеба Терещенко, компенсируется полная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая.  Но еще до вынесения судебного решения, истец разобрал обломки машина и реализовал запасные части, пригодные к дальнейшему использованию. При таких обстоятельствах их стоимость подлежала удержанию из той цены, что  при покупке автомобиля заплатил за него Терещенко. А еще  учли и первоначальную позицию потерпевшего при его обращении в страховую компанию, когда определили размер понесенного им ущерба в 101161 рубль.
Только еще больше оказалась сумма, подлежащая взысканию, для тех, кто проявил неправомерную волокиту со страховой выплатой, которую по закону следовало сделать в течение 20 дней или направить мотивированный отказ. А коли этого и не случилось, то истец имел полное право на взыскание еще и неустойки в размере одного процента от суммы, что исчисляется со дня, следующего за датой, установленной для принятия решения о выплате страхового возмещения и до момента фактического исполнения страховщиком обязательств по договору.
Вот и получилось, что пока велись разбирательства конфликтной ситуации и одна за другой шли экспертизы, на что понадобилось более полугода, постоянно увеличивалась общая сумма неустойки.
В итоге, рассмотрение в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Глеба Терещенко к страховой компании завершилось решением в его пользу. Страховщиков обязали выплатить истцу не только страховое возмещение, но и неустойку, а также компенсировать моральный вред, расходы на оценку ущерба при проведении первой экспертизы и оплату работы адвоката.
Всего Глеб Терещенко  должен получить по решению суда с проигравшей стороны 211772 рубля. Кроме того, со страховой компании взыскана в доход городского округа муниципального образования г. Бийск, государственная пошлина в размере 2514 рублей 60 копеек.


Рецензии