Звезда

Закатилась, погасла, моя звезда. Ни славы, ни известности не выпало ей на долю. Телескопы не нашли её среди ярких светил, она показалась им тусклым пятнышком, едва отмеченным на карте звёздного неба.
Хотел ли я славы, искал ли, делал ли что-нибудь, чтобы добиться её? В юности, пожалуй, не смел и надеяться. Довольно было славы других, с которых я брал пример, мечтая быть на них похожим. Я выбирал их как близких людей, наставников и старших друзей. Позже мечтал, предчувствовал: вот-вот, не сегодня-завтра взойдёт моя звезда. Примешивалось к этому, наверное, и тщеславие, как свойственное молодости желание покрасоваться. Но это не порок, а инстинкт жизни, свойственный юным.
Нужна ли мне слава теперь? Нет. Что в ней? Одна суета. Я давно раззнакомился с мечтою о ней. Но сочувственное внимание ; другое дело. Оно нужно всякому сердцу.
И могла бы быть милостивее хозяйка жизни моей. Могла бы дать крепче здоровье, послать побольше хороших и умных людей. Стоило посмотреть на тех, кто добился, чего хотел, легко перешагнул пустячные препятствия,  ничем не замечательных, так становилось обидно. Она давала зелёный свет тем, кто не был его достоин. Передо мной же поставила стену повыше Берлинской, длинной с Китайскую. Не говорите, что фортуна знает, кого отметить, кого оставить в тени. Нет, жизнь полна случайностей. Нельзя же думать, что бездарные, но настырные достойны её милости больше, чем одарённые живой душой, способной слышать музыку небесных сфер, эоловой арфы.
И так поступала она много раз. Не хочу быть неблагодарным. Были и у меня удачи и радости; милостями своими судьба не обошла, но и быть щедрой не захотела. И обид, и зависти хватало. И, может быть, посылая их, хранила она меня от ещё больших несчастий. Оставляя в тени или в неярком свете, готовила долю лучше, чем слава и все её несчастья. Но я знаю, что мог бы сделать больше. Так почему же, почему? Поистине таинственны и неисповедимы пути наши. Записаны ли они в Книге жизни, или вышли случайно, как проложенные тропинки в лесу? Я ли выбирал дорогу, или она вела меня? И, может быть, так думают о себе многие, но не решаются сказать.
Звезда моя! Я так любил тебя, так верил! Свет твой всё ещё льётся в мою душу. Будь же милостива ко мне!


Рецензии