Закон о правах инвалидов

О правах инвалидов Республики Беларусь Закон Республики Беларусь «О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Настоящий Закон определяет государственную политику в отношении инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь. Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.

Глава 1. Основные определения и термины Глава 2. Принципы обеспечения прав и свобод инвалидов Глава 3. Обязательства государства и органов местного управления и самоуправления в отношении инвалидов 3.1. Общие обязательства 3.2. Обязательства по проведению в обществе просветительной и воспитательной работы по уважительному отношению к правам инвалидов 3.3. Обязательства в правовой и судебной сферах 3.4. Обязательства в области доступности объектов окружающей среды 3.5. Обязательства в области обеспечения участия в политической и общественной жизни 3.6. Обязательства в области обеспечения труда и занятости 3.7. Обязательства в области медицинского обслуживания, абилитации и реабилитации инвалидов 3.8. Обязательства в области образования 3.9. Обязательства в области обеспечения достаточного жизненного уровня и социальной защиты 3.10. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления и общественные объединения инвалидов Проект Закона подготовлен Правовой комиссией ЦП ОО «БелОИ» и утверждён решением Пленума ЦП ОО «БелОИ» 14 мая 2008 года.

Глава 1. Основные определения и термины Инвалид – это человек с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающие ему при взаимодействии с различными барьерами осуществлять полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими людьми. Барьеры – это любые существующие в окружающем мире препятствия, созданные природой и человеком, мешающие инвалидам принимать полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими людьми. Дискриминация – это действия или бездействия людей и органов власти, направленные на сохранение объективно существующих, возведение искусственных препятствий и (или) принятие нормативных ограничений, мешающих инвалидам принимать полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими людьми. Абилитация – это процесс, имеющий целью включение инвалидов в жизнь общества, а также предотвращение развитие у человека посредством специальных лечебных и социальных мероприятий негативных патологий, могущих привести к инвалидности. Реабилитация – это процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности посредством предоставления им необходимых и достаточных средств для изменения жизни и расширения рамок их независимого проживания. Реабилитация включает меры по обеспечению и (или) по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Инвалидность – это социальное явление, обусловленное определёнными физическими, биологическими, психологическими, социальными и экономическими факторами, имеющее временны е свойства (возникновение, развитие, исход) и характеризующееся нарушением взаимодействия человека (определённой группы людей) с обществом. Обеспечение равных возможностей – это процесс, в ходе которого различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, образование, трудовая деятельность, информация и т.п., оказываются доступными инвалидам. Инклюзивность – это принцип обучения инвалидов совместно с другими людьми на основе различных темпов обучения при помощи адекватных учебных программ и методик и организационных мероприятий. Предупреждение инвалидности – это осуществление комплекса мер, направленных на сохранение благоприятных условий проживания человека, и на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных нарушений организма и (или) на предупреждение перехода их в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Индивидуальная программа реабилитации – это документ, в котором отражён весь комплекс реабилитационных мероприятий, включающих в себя медицинские, социальные, профессиональные и иные реабилитационные меры, направленные на восстановление и (или) компенсацию нарушенных и утраченных функций организма, имеющие своей целью преодоление барьеров, окружающих инвалида. Общественные объединения инвалидов – это добровольные объединения граждан, членами которых в большинстве своём являются инвалиды и которые ставят в качестве своей основной уставной цели осуществление эффективных мер по обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и защиты их прав и свобод.

Глава 2. Принципы обеспечения прав и свобод инвалидов Основными принципами обеспечения прав и свобод инвалидов являются: а) уважение присущего человеку достоинства, независимости, его личной самостоятельности, включая свободу определять свою судьбу и сохранять свою индивидуальность; б) недискриминация инвалидов и равенство возможностей во всех сферах жизнедеятельности; в) максимально полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество. Инвалиды должны жить среди здоровых людей. Не допускается политика, направленная на раздельное проживание инвалидов, кроме лиц, признанных психически больными и представляющих угрозу жизни для других людей; г) уважение особенностей инвалидов и принятие их в качестве неотъемлемой части человечества и человеческого многообразия; д) уважение и поддержка развивающихся способностей детей-инвалидов; е) гарантированный и беспрепятственный доступ инвалидов к судебной защите прав и свобод; ж) гарантирование доступа инвалидов к программам абилитации и реабилитации; з) обеспечение прав и свобод инвалидов – первоочередная задача государственных органов власти и органов местного управления и самоуправления; и) участие общественных объединений инвалидов и самих инвалидов в решении вопросов, затрагивающих их жизнедеятельность.

Глава 3. Обязательства государства и органов местного управления и самоуправления в отношении инвалидов

Глава 3.1. Общие обязательства Законодательные, исполнительные и судебные органы власти, органы местного управления и самоуправления обеспечивают инвалидам наравне с другими гражданами личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Обеспечение прав и свобод инвалидов несовместимо с дискриминацией по признаку пола, расы, возраста, вероисповедания, национальности, политических взглядов и социального положения. Законодательные, исполнительные и судебные органы власти, органы местного управления и самоуправления во всех принимаемых стратегиях и программах развития учитывают необходимость защиты и поощрения прав и свобод инвалидов, обеспечения и повышения их социальной мобильности. Разработка и реализация стратегий и программ развития, направленных на защиту и поощрение прав и свобод инвалидов, осуществляется на основе сбора надлежащей и необходимой информации, включая статистические и исследовательские данные об инвалидах. Сбор статистических и исследовательских данных об инвалидах проходит на основе специально разработанной методологии и методики проведения, а их использование осуществляется с соблюдением общепризнанных этических норм, конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни инвалидов. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления несут ответственность за неправомерное распространение статистических и исследовательских данных о частной жизни инвалидов. Статистические и исследовательские данные об инвалидах, не имеющие конфиденциальный характер, должны быть доступными для инвалидов и других лиц. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления обеспечивают подготовку специалистов в области социальной работы с инвалидами, а также разработку и поддержку исследований в области теории инвалидности. В учебные планы высших учебных заведений вводятся спецкурсы по проблемам социальной работы с инвалидами. Один раз в два года в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь проводятся с участием общественных объединений инвалидов парламентские слушания, на которых заслушивается всеобъемлющий доклад о положении инвалидов в обществе и принимаемых мерах по защите их прав и свобод. По итогам рассмотрения доклада Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь принимает рекомендации, направленные на улучшение положения инвалидов в обществе и мерах по обеспечению инвалидам равных прав и улучшения качества их жизни. Для координации политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона, других нормативных правовых актов, а также международных обязательств Советом министров Республики Беларусь образуется Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов (далее – Совет). Состав Совета формируется из первых лиц республиканских органов государственного управления, занимающихся вопросами обеспечения прав и свобод инвалидов, общественных объединений инвалидов и других неправительственных организаций. Возглавляет Совет заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. В структуре Совета образуется постоянно действующий рабочий орган, обеспечивающий его деятельность. Положение о Совете и его персональный состав утверждаются Советом министров Республики Беларусь.

Глава 3.2. Обязательства по проведению в обществе просветительной и воспитательной работы по уважительному отношению к правам инвалидов Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления принимают воспитательно-ознакомительные программы, проводят кампании и целенаправленно реализуют систему мер, направленную на безотлагательное и эффективное повышение просвещённости всего общества, в том числе на уровне семьи, систему дошкольного, школьного и высшего образования, по вопросам: а) инвалидности и уважения прав и достоинства инвалидов; б) ведения борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов во всех сферах жизни, в том числе по половой принадлежности и возрасту; в) пропагандирования творческого потенциала и вклада инвалидов в развитие общества; г) воспитания восприимчивости к правам инвалидов, формирования позитивных представлений об инвалидах, а также более глубокого понимания обществом необходимости обеспечения прав и свобод инвалидов, улучшения качества их жизни; д) содействия признанию навыков, способностей и достоинств инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда; е) побуждения всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью настоящего Закона и Конвенции ООН о правах инвалидов. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления обеспечивают поддержку публикаций книг и статей по проблемам инвалидов, а также оказывают на конкурсной основе финансовую поддержку журналам и периодическим изданиям, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов.

Глава 3.3. Обязательства в правовой и судебной сферах Дискриминация инвалидов в любых её проявлениях запрещается и преследуется по закону. Законодательные и исполнительные органы власти, органы местного управления и самоуправления гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую и судебную защиту от дискриминации на любой почве и её проявления во всех сферах жизнедеятельности. Законодательные и исполнительные органы власти, органы местного управления и самоуправления не допускают принятия законодательных и нормативных правовых актов, которые являются дискриминационными по отношению к инвалидам. Принятые законодательные и нормативные правовые акты, носящие дискриминационный характер в отношении прав и свобод инвалидов, подлежат пересмотру и отмене. Дискриминационный характер принятых законодательных и нормативных правовых актов устанавливается Конституционным судом Республики Беларусь на основании обращений государственных органов власти, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений и граждан. В случае признания Конституционным судом Республики Беларусь дискриминационности по отношению к инвалидам законодательного или нормативного правового в целом или отдельных его положений указанные акты и их положения утрачивают юридическую силу. Инвалиды и их законные представители имеют право гарантированного и беспрепятственного обращения с исками в общие, военные и хозяйственные суды по поводу нарушения их прав и свобод. Если при рассмотрении конкретного дела по иску инвалида или его законных представителей суд придёт к выводу о дискриминационности законодательного и нормативного правового акта и его несоответствия Конституции и настоящему Закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией и настоящим Законом и ставит перед Конституционным судом в установленном порядке вопрос о признании данного правового нормативного акта неконституционным и не имеющим юридической силы. При рассмотрении в судах дел с участием инвалидов им должны быть созданы равные процессуальные условия на всех стадиях судебного разбирательства, в том числе и на стадии предварительного следствия и нахождения под стражей. В отношении инвалидов, как и других людей, запрещается применение пыток и жестокое бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание. Ни одни инвалид не должен без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Инвалидам, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда, должны быть обеспечены равные условия отбывания наказания, как и другим заключённым, в частности равный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Должностные лица и другие граждане, виновные в нарушении прав, свобод и законных интересов инвалидов, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Глава 3.4. Обязательства в области доступности объектов окружающей среды В целях обеспечения инвалидам возможности ведения независимого образа жизни, всестороннего включения и участия во всех сферах жизнедеятельности законодательные, исполнительные и судебные органы власти, органы местного управления и самоуправления принимают надлежащие меры по доступности для инвалидов, наравне с другими людьми, объектов окружающей среды как в городских, так и в сельских районах. Эти меры предполагают выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступ к ним, и должны распространяться на административные и общественные здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая дошкольные, образовательные и медицинские учреждения, жилые дома и рабочие места, а также информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы помощи. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления разрабатывают минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность инвалидам объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения государственными, общественными и частными предприятиями, организациями и учреждениями, вводят их в действие и следят за их соблюдением, а также гарантируют для всех вовлеченных сторон информирование и инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды. Для облегчения доступности зданий, внешних и внутренних общественных объектов и помещений государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления оснащают их знаками, выполненными азбукой Брайля, в легкочитаемой и понятной форме, а также предоставляют инвалидам различные виды услуг по месту их жительства, персональных помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков. Изоляция или сегрегация инвалидов от местного сообщества не допускается. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления поощряют проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных для инвалидов новейших информационно-коммуникационных технологий и систем, а также обеспечивают им доступ к сети Интернет.

Глава 3.5. Обязательства в области обеспечения участия в политической и общественной жизни Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления создают условия, направленные на ликвидацию барьеров, мешающие инвалидам наравне с другими гражданами принимать участие в управлении государственными делами и занимать руководящие должности в государстве, а также поощряют их участие в решении государственных дел и задач местного значения. Отказ инвалидам в праве быть членами политических партий и общественных объединений по причине инвалидности, равно как и непосредственно принимать участие выборах в качестве кандидатов на государственные и общественные выборные должности запрещается. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления гарантируют всем инвалидам равное участие на всех этапах проведения выборов. Избирательные комиссии обеспечивают ознакомление инвалидов с изготавливаемыми кандидатами предвыборными материалами, а кандидаты при их изготовлении должны учитывать особенности ознакомления и восприятия инвалидами этих материалов. Помещения для голосования, равно как и здания, в которых они располагаются, а также кабины для заполнения бюллетеней должны быть доступными для инвалидов, а процедуры голосования обеспечивать тайну голосования и гарантировать свободу волеизъявления.

Глава 3.6. Обязательства в области обеспечения труда и занятости Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления гарантируют инвалидам право на труд наравне с другими гражданами. Рынок труда и производственная среда должны быть открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Инвалид имеет право свободно распоряжаться своей рабочей силой и жить за счёт труда, который он свободно выбрал или на который он свободно согласился. Дискриминации по признаку инвалидности в отношении вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приёма на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда запрещается. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления гарантируют инвалидам доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам занятости и профессиональному и непрерывному обучению. Трудоустройство инвалидов обеспечивается государственной службой занятости и общественными объединениями инвалидов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Областные (Минский городской) органы по трудоустройству ежегодно разрабатывают программы по трудоустройству инвалидов, взаимодействуя при этом с общественными объединениями инвалидов, органами социальной защиты, профсоюзами. К исключительному ведению государственных служб занятости населения на всех уровнях относится создание рабочих мест для инвалидов. Районные органы по трудоустройству непосредственно обеспечивают трудоустройство инвалидов. Их направление о приеме на работу инвалида на специально созданное или бронируемое рабочее место обязательно для нанимателя. В целях развития и реализации творческих и профессиональных способностей и с учётом индивидуальных программ реабилитации государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления обеспечивают инвалидам право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом. В целях обеспечения занятости инвалидов государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления с участием общественных объединений инвалидов устанавливают нанимателям нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее пяти процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек). Порядок установления нормативов по бронированию рабочих мест и меры ответственности нанимателей за невыполнение заданий по бронированию рабочих мест для инвалидов определяются Советом министров Республики Беларусь. Наниматели, отказывающиеся от создания рабочих мест для инвалидов, уплачивают штраф в порядке установленном законодательством Республики Беларусь. Нанимателям, использующим труд инвалидов и создающим рабочие места для инвалидов (в том числе специализированные), государственные органы власти предоставляют налоговые льготы и оказывают финансовую помощь. Трудовая рекомендация, отражаемая в индивидуальной программе реабилитации, выдаётся медико-реабилитационными экспертными комиссиями с учётом мнения инвалида и не должна лишать его права на труд, если трудовая деятельность инвалида не угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, а состояние его здоровья не мешает ему исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором. Не допускается увольнение с работы по инициативе нанимателя инвалида, проходящего тот или иной вид реабилитации в соответствующих учреждениях независимо от срока пребывания в них, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь. Работнику, получившему инвалидность по вине нанимателя, вред во всех случаях возмещается полностью, включая компенсацию морального вреда, выражающегося в причинении нравственных или физических страданий. Наниматели обязаны выделять или организовывать новые рабочие места для трудоустройства тех работников, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая на данном производстве или получили профессиональное заболевание и в результате этого признаны инвалидами. В случае невыполнения указанного требования они должны при расторжении трудового договора (контракта) с этим работником внести в специальный фонд содействия занятости инвалидов взнос, равный десятикратной годовой заработной плате данного работника. Работающим инвалидам нанимателем создаются необходимые условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового и социального отпусков, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками. Наниматель по инициативе инвалида и с его согласия имеет право уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением. Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. Инвалиды, работающие в учебно-производственных организациях объединений инвалидов, а также в других специализированных организациях, цехах, на участках для использования труда инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации. Инвалидам при приёме на работу не устанавливается предварительное испытание. При сокращении численности или штата работников инвалиды при равной производительности труда и квалификации имеют преимущественное право оставления на работе. Инвалидам предоставляется трудовой отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Глава 3.7. Обязательства в области медицинского обслуживания, абилитации и реабилитации инвалидов Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг, предусмотренных программами по охране здоровья, что и другим гражданам, в том числе в области репродуктивного здоровья, учитывающими гендерную специфику, а также те услуги в сфере здравоохранения, которые непосредственно необходимы инвалидам по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, призванные свести к минимуму и (или) предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания инвалидов, в том числе в сельских районах. Дискриминация в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни запрещается. Государственные органы власти и органы местного управления и самоуправления посредством укрепления и расширения комплексных


Рецензии