Штрихи взросления

 .                Штрихи взросления.


                Мечта из детства.

       !945г. Украина,  г. Славута. Только что закончилась война.
В Славуту, которая  до 1939г находилась на границе с Польшей, привезли - около десятка французов, бывших в плену у немцев.
       Передача их  Франции, - осуществлялась, по каким то причинам, через СССР.
Они были расконвоированы, свободно передвигались по городу,  имели наши деньги и свободно их тратили.
       Следует отметить, что даже в самые голодные годы на рынках,  можно было купить всё, что угодно.
       Рынок в Славуте  был в центре  города,  и все дороги проходили через него.
       Проходя,  однажды, через рынок,  я  был потрясен  увиденным, - трое  французов  купили  свежайшие сдобные булочки, разрезали, вложили в них  сливочное масло и всё это ели, запивая молоком.
       Для меня, семилетнего  пацана, в то время -  это было немыслимым!  Для нас тогда любой сухарь  казался пряником!   А тут такое пиршество!
       И  я,  у  которого  отец  погиб на войне в 1941г, приехавший  с матерью и трехлетним братом из эвакуации, загадал: вырасту, заработаю и обязательно куплю это все, - и съем!               
       Мечта,  конечно, исполнилась, но не сразу - первые  годы после  войны, были ещё очень и очень голодными!
         Но самой большой, не проходящей много лет мечтой, была   надежда, что,  вернувшись однажды из школы, я увижу  отца, каким то образом  оставшегося живым.  Но, увы!
          Другие мечты были значительно скромнее, но в то время  также не выполнимы: мечтал о коньках (хотя бы одном, некоторые ребята умудрялись обходиться одним), лыжах, сходить в кино -   на  трофейного  Тарзана  и т. д.
           Со временем все наладилось, мы выросли, стали на ноги,
  получили образование, сумели применить его в жизни, дождаться внучек.
        Но это, внезапно нахлынувшее воспоминание, привело к осознанию,  что и в наше время, -  как же хрупок мир, в котором мы живём!
        Как жизненно важно -  сохранить его  на вечные времена! 





                Брюки купили!

      Пятидесятые годы двадцатого века, г. Киев, индустриальный техникум
на Подоле (Олеговские горы). В комнате общежития  нас шестеро, нам по 16 лет и мы познаем самостоятельную жизнь.
      Питаемся коммуной, одеваемся -  каждый сам по себе, но с   одеждой  туго - на неё денег нет!   На еду и  то с трудом  набираем, -   сварит дежурный ведро супа без мяса, жаренным  луком заправит - и нет проблем!
      Самому старшему из нас Вальке Билану, родители  ко   дню рождения
прислали деньги на брюки. В то время это был очень серьёзный подарок, но у него были отец и мать, что в те послевоенные времена было редкостью - и они смогли  сделать такой подарок единственному сыну.
      В майское воскресенье  мы втроём: Валька, Володька Войцеховский и я  пришли на Подольский рынок недалеко от Олеговских гор, -  покупать ему брюки. 
      Рынок был переполнен, но купить  можно было всё - были бы деньги.
Нас,  как  то  сразу заприметили двое взрослых парней, и узнав, что
ищем, сказали: подождите -  сейчас принесём.
      Принесли нормальные брюки - по размеру. Валька  их за  какой то палаткой примерил -  подошли!  Парень завернул их, а второй  спросил, не нужно ли ещё чего нибудь. Вернулись мы в общежитие  очень довольные.
      Валька  предвкушал, как вечером во дворе общежития на танцах, он удивит Татьяну, которая ему уж очень нравилась!
      В комнате развернули покупку и ахнули, - брюки состояли из одной штанины!  Как они умудрились это проделать?   Не  вопрос, они  жулики -профессионалы, а мы желторотые пацаны, которые даже представить себе не могли, что такое возможно!
      Естественно, на рынке мы их не нашли, а Вальке родители впоследствии выделили деньги на брюки -  к следующему дню рождения. 
      Правда, урок нам был -  на всю оставшуюся жизнь! 




                Первый  заработок.

      В  1955 г. нас, четверых учащихся Киевского Индустриального техникума, направили на практику в г. Артемовск на Донбассе.  Практика должна была проходить  на  громадной и очень глубокой  шахте,  в которой добывали поваренную соль для всей Украины.
      Увидев в первый  день в шахте  мелюзгу  возрастом до 17 лет, начальник  её распорядился - всех наверх! Чтобы я их здесь больше не видел! Пусть наверху территорию убирают.
      Надо сказать, что из техникума нас отправили, не выдав стипендии на время
практики, пообещав, что её через неделю привезёт руководитель практики.
      За неделю мы проели все деньги, а его всё нет и нет! Пришел день, когда
не что было позавтракать. Мы к местному прорабу - денег нет, совсем!  На что он сказал - у меня тоже нет, но есть предложение.
      Надо снабженцам разгрузить за наличные вагон с песком. Возьмётесь?
Выбора не было.  Есть то надо!
      В вагоне было больше 30т. песка и люки, через которые можно было его
разгружать. Правда, вагон стоял так, что разгружать его можно было только на одну сторону, что значительно усложнило работу.
      Если ребята из деревни,  с детства были приучены к физическому труду, то
я из маленького местечка никаких навыков к нему не имел. В школе меня шутя,
из за  мелкой  комплекции, - прозвали  тюлькой! Мне не удалось разгрузить свою долю! Я уже даже пустую лопату поднять не мог, дойдя до полного изнеможения.
      Только с помощью всех ребят,  разгрузивших свои участки,  и пришедших мне на помощь,вагон был разгружен! И помнил я это очень  долго. С тех пор я начал понимать, как тяжела физическая работа, и как важно  её сократить до минимума.
       А деньги нам вечером  заплатили, но магазины уже были закрыты и
использовали  мы их только на следующее утро. 
          
        P.S. Через 2.5 года по путевке комсомола, по стечению обстоятельств, я уехал на строительство канала  Северский Донец - Донбасс.
        Работал там почти  год бригадиром бетонщиков, причем не командовал
(бригада была небольшая), а вместе со всеми, -  лопатой ( бетононасосов тогда не было)  кидал бетон.
        Поначалу было очень тяжело, но потом втянулся и даже мог отработать две смены подряд. В стройбат я был призван, получив удостоверения бетонщика,
каменщика и плотника, что очень помогло для работы  там  в должности прораба.


               
                О взятке.

       В конце 60 годов прошлого столетия, когда я служил в стройбате, наша рота располагалась на окраине Москвы в районе  Бабушкино.
        До армии  я  окончил  строительный техникум и два года работал по специальности.
        В стройбате  был назначен на должность мастера. Казарма наша располагалась рядом со стройкой.
        Нам предстояло построить крупный жилой микрорайон из кирпича.
В первомайские праздники начальство решило организовать  массовый  его  завоз  на площадку.
        Офицеры -  начальник участка и прораб, чтобы не портить себе праздники, доверили мне печать  и роту для  разгрузки.
        И уже с 1 мая начался массовый завоз кирпича на машинах с прицепом.
        В день более 20 машин. Завоз производила 1 автобаза,  некоторые шофера успевали за день приехать два раза.
        И однажды, подходит ко мне один из них,  с предложением: давай договоримся, - я приезжаю без прицепа, а ты подписываешь всю путевку, включая  прицеп. Никто и не заметит!
        И обещает  немыслимую для меня сумму.  Я  категорически  отказался.  Разгрузку  закончили, я отчитался перед начальством и сдал печать.
        Уже со временем  сообразил, что если бы я «клюнул», то шантажом они могли заставить меня и дальше действовать по их правилам!  Бог и воспитание  -  спасли от искушения!!!
        В дальнейшем, я работал  в основном в проектировании, где  взяток  не предлагали по определению.
        Иногда, правда,  самому приходилось платить посредникам, которые находили заказы на проектные работы, причитающиеся им комиссионные, -  в размере 10% от стоимости заказа.    


Рецензии
Здравствуйте, Михаил! Трудное у Вас было детство, да и юность не легче. Но всё позади, всё преодолели, получили хорошее образование, интересную работу.
Пишете хорошо и стихи и афоризмы и прозу! Спасибо!
С уважением, Эмма.

Эмма Татарская   22.10.2016 18:59     Заявить о нарушении
Эмма! Спасибо! Хотелось бы сказать, что все о чем я пишу, в те времена было абсолютно обычным и так жили все, с кем я был рядом! Мы совсем не рассматривали свою жизнь, как преодоление трудностей! Жили, дружили, работали, любили и были счастливы!
Дай Бог, чтобы и сейчас так себя чувствовали молодые! Успехов и здоровья! Михаил.

Михаил Туллер   22.10.2016 19:21   Заявить о нарушении
Эмма! Перечитал свой ответ Вам и понял,что ответил очень нечётко. Я, никоим образом, не являюсь сторонником Советской власти во многих её проявлениях!
Просто я в этих новеллах отразил то, чем жили в то время мы. - совсем молодые
юноши, не понимающие, что в действительности тогда происходило в стране.
Все принималось на веру и с энтузиазмом. Дальнейшая жизнь поставила всё на свои места и помогла выбрать правильное мировозрение!И оно совсем другое!
Прошу меня извинить за нечеткость. С большим уважением! Михаил.

Михаил Туллер   25.10.2016 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.