Преступление и наказание Мы и Они

Роман «Преступление и наказание» получил феноменальное признание во всем мире, потому что те проблемы, которые поднял Ф.М. Достоевский, являются постоянно самовоспроизводящимися не только на социальном, но и на индивидуальном уровне.
Каждый человек многократно сталкивается с проблемой выбора, и именно эта проблема рассмотрена Достоевским с разных сторон, причем, в тончайшей психологической нюансировке. Переживания героев обнаруживаются не только в диалогах, но и в описании смятения чувств, в восприятии других людей, интерьеров жилищ, города, природы, рефлексии над своими поступками, не всегда искренней. Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами.
Основная проблема романа состоит даже не в описании убийства и наказании за его совершение, а в делении людей на категории, разряды в соответствии с индивидуальными критериями рейтинга. Именно эта проблема является самой важной и актуальной в наше время. Богатые и бедные, коренные жители и те, кто «понаехали тут», представители разных народов, рас и конфессий и даже оправдание терроризма – все охватывается противостоянием «Мы» («Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны») и «Они» («…при встрече с иною фигурой <...>  столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека…»). Все остальное – следствия.
В романе мы можем обнаружить множество бесед о нравственном законе, категорическом и гипотетическом императивах И. Канта. Является ли убийство злом, и в каком случае это проявляется? Кто и в каких обстоятельствах может себе его позволить? («…не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»).
Может ли принадлежность человека к категории «Они» позволить насильственные действия по отношению к нему? Можно ли перевести человека из категории «Мы» в категорию «Они» и поступать соответственно?
Какие масштабы преступлений отделяют «тварь дрожащую» от «великого человека»?  («И ограбить-то не умел…»). Почему к ним предъявляют разные нравственные требования?
Что может послужить оправданием «случайных» жертв? Лиза стала свидетельницей убийства и ограбления и сама стала жертвой того самого Раскольникова, которому еще недавно зашивала рубашку.
Оправдано ли принесение себя в жертву другим людям? («Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли». «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка…» «И что за охота благодетельствовать тем, которые... плюют на это?»).
Достоевский также рассматривает проблему внутреннего сопротивления нравственному выбору, который воспринимается как самоограничение, как лишение чего-то очень нужного и приятного. («Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...»).
Также одной из важнейших проблем является возрождение души человека и помощь в этом процессе духовного учителя, кем бы этот учитель ни был. У Раскольникова такими учителями были в значительной степени Порфирий Петрович, Разумихин, Соня Мармеладова. И многие другие тоже сыграли свою роль в этом процессе.
Искупление вины есть кризисный переход, в результате которого человек по-новому воспринимает Бога и принимает нравственный закон. Достоевский подчеркивает, что истоки возрождения состоят в вере в Бога и в самом человеке, верящем в Бога.
В этом романе каждый человек ищет ответы на те вопросы, которые возникают у него самого, и обнаруживает чувства героев как свои, понимая, что он не одинок, и что у него тоже есть надежда на возрождение и счастье.


Рецензии
Спасибо, Ирина, за этот очерк - понравился.
Небольшое замечание. О Творчестве Фёдора Михайловича, уместнее говорить не "проблема рассмотрена Достоевским", а "проблема ИССЛЕДОВАНА Достоевским".
Думаю, Вы меня поняли.

Успехов,

Санджак Марат Анатольевич   28.09.2018 18:40     Заявить о нарушении
Согласна, Марат.

Ирина Чередниченко 2   03.10.2019 20:52   Заявить о нарушении