Жизнь Авраама. 3. Семья. Церковь. Жена

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Семья – Церковь – Жена.

Авраама ждёт голод, и он вынужден идти в Египет. Бог не говорит ему что делать, но Он его не оставляет, и если вера его живая, то она спасёт Авраама от смерти. Божественное Откровение шло мимо центров цивилизации. Ни мощному Вавилону, ни огромному Египту Оно не было доступно. Но в Египте Авраам будет спасён от смерти, и тогда возникнет семья как Церковь. Она возникает в спасении и является путём спасения. Церковь может принимать различные формы общности: 1 – РАЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ – Адам и Ева. 2 – РОД. 3 – СЕМЬЯ. 4 – НАРОД. 5 – ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – конечная форма церковной общности. Она была обещана Аврааму. Как же семья Авраама превращалась в Церковь? Народ его в Египте должен был созреть как плод во чреве матери, чтобы родиться. Египет держал и питал народ как раба, и, в дальнейшем, должен был в муках его из себя извергнуть. А народ должен был умереть как раб, чтобы родиться в свободе как Сын Божий – Израиль. Аналогично семья Авраама должна была выйти из Месопотамии в Палестину, чтобы родиться как Церковь, которая рождается в муках. Возрождение в Церковь и в том и в другом случае было быстрое, в одном поколении, как и рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа. Перед нами не семейная хроника, а жизнь верующей семьи в крайних испытаниях, что является мученичеством. В жизни Авраама постепенно созидалась эта семья: 1 – ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ – сыновство. Она отрицает изменение человеческой природы. Эта семья охраняет человека от Каина и Вавилона.
2 – ПОСЛУШАНИЕ, т.е. слышание слова Божьего.
3 – НЕ ОТ МИРА СЕГО. Необходимо отлучение семьи от опасного соседства – Каина и Вавилона. Но она и в мире сем. Пример – Ковчег. Он был погружён в воду настолько, лишь чтобы быть безопасным в плавании.
4 – ПРОСИТЬ И БЛАГОДОРИТЬ. Если читать историю Авраама, мы испытываем сыновнюю благодарность к нему, и можем просить Бога не ввести нас во искушение Авраамово. В этой молитве просить и благодорить не стыдно, если обращаться к родному отцу. Авраам не повторил подвигов Ноя, Сифа, Еноса, как и последующей жизни Церкви, ведь каждая эпоха несёт свои труды, а мы пользуемся всем опытом патриархов и Церкви.
5 – ВЕРА ЖИВАЯ. Авраам вышел из известного и родного окружения в неизвестность и действовал правильно и точно. Это происходило по Вере живой. Это самостоятельность человека и созидание семьи.
6 – ПОЧТЕНИЕ К РОДИТЕЛЮ И ЛЮБОВЬ К БОГУ. Свидетельство Веры живой – правильное отношение к своему роду и к отцу. Он оставляет гроб отца и движется к земле обетованной. Это было искушение. Его же потомки будут стараться похоронить своих отцов в земле обетованной. Авраам же любит Бога больше, чем отца.
7 – РАЗУМНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОТРЕБНОСТЯМ. После стоянки в Хоране Авраам берёт с собой только то, что нажито, и ничего, что было взято от близости Вавилона. Это правильное отношение к имуществу, ибо достижения прогресса надо держать на расстоянии от семьи. Подобное отношение к потребностям приносит мир в семью.
8 – ТЕРПЕНИЕ И ПОСТОЯНСТВО. Когда Авраам прошёл землю Ханаан и увидел, что она занята, он проявил эти качества. Скорбь соделывает терпение, терпение – опытность, опытность – надежду.
9 – СВОБОДА. Всё это – живая вера, которая проявляет мудрость в сложных ситуациях. Так Авраам обретает свободу. Первое его действие в новой земле – жертвенник – первая забота о Церкви. Эта свобода – финальный образ семьи.
10 – МУЧЕНИЧЕСТВО. Последние испытание Авраама было в Египте, и созидание семьи как Церкви происходит через мученичество, так же как и созидание Церкви. Саре необходимо было явить высшую добродетель жены. Жена – это последнее из творений Божьих, и она является образом Церкви и первым рубежом обороны от дьявола. Это её высшее служение.

Авраам и Сара в Египте.

Этот сюжет – первое предварительное указание на высшее служение жены. Это прообраз спасения, пришедшего от жены, в контексте Нового Завета.
На земле был голод, и Авраам был вынужден войти в Египет. Жена его, Сара, была красива видом, хотя уже и немолода. Она личность, которая могла бы быть украшением правящего двора египтян. Поэтому Авраам опасается, что взгляд египтян на его жену будет как у Евы на запретный плод, и что они захотят похитить её. Он просит её представиться им его сестрой. Положение Авраама трагично и лицо смерти было страшно. Но он не просил её солгать, ибо предки Авраама женились на родственницах, и Сара была сестра по отцу. Однако действительно ли праведник соглашается на прелюбодеяние жены? И кто глава Церкви? - Бог. И Авраам возложил печаль на Господа. Далее будет послушание Сары. Когда народа ещё не было, жена для мужа была – Церковь, и Церковь даёт согласие на бесчестие ради спасения. Эта история читается в контексте происшедшего в России в начале 20 века, после революции.
Итак, в семье родилась Церковь, и с нею произошло то, чего опасался Авраам: египтяне увидели то, что красиво видом, и что это «хорошо». Произошёл грех, за который они ответят, а пока что её ввели в дом фараона как украшение двора. Никакого ущерба честь Сары не понесла, но ответственность будет на всём доме фараона. И испытал Бог фараона большими испытаниями, после чего тот вернул Сару и отпустил Авраама с дарами.
Через эту историю можно уяснить, что есть ВЕРА, ЦЕРКОВЬ, ЖЕНА. Для верующего это ободрение – сколько пользы от искушения и его терпения: Авраам от смерти спасся, богатство приобрёл, дела его разнеслись в молве.
Конечно же, Церковь имеет правила о том, как жить в этом мире. Но тогда что же, семья Авраама должна была умереть в пустыне? Умение на время, по обстоятельствам, отступить от канонов, называется искусством компромисса. Это искусство Церкви в условиях истребления. Что же, ждать смерти? А если это искушение, как на крыле храма – «Бросься вниз!» Христос же ответил: «не искушай Бога». Это ответ тем, кто упрекает русскую православную Церковь в соглашательстве с безбожной властью. Это прообраз Нового Завета – Спасение, и оно произойдёт от жены. В Ветхом Завете на это указала история Моисея и его жены Сепфоры.

Моисей и Сепфора.

Спасение от жены. Это событие центральное в мировой истории, когда от Девы родился Спаситель Мессия. И в Ветхом Завете есть прямое указание на Деву и матерь. Свидетельство тому богословский сюжет о Моисее и Сепфоре. А особенность его в том, что Моисей развёлся с женой после того, как уже имел двоих сыновей. Моисей отпустил жену после таинственного события на пути в Египет, ибо он должен был вывести народ из земли рабства. На пути семьи в Египет ему было дано откровение. Сам Господь посылал Моисея в Египет, но и Сам Господь встретил его, чтобы убить. Ключ к пониманию этого в эпизоде борьбы Иакова с Богом в книге Бытия, гл. 32: «…не Иаков ты теперь, а Исраэль, ибо ты боролся с Богом и человеком»(пророчество о воплощении Христа). Кто же боролся с Иаковым? ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОЛЖНА ПРИНЯТЬ В СЕБЯ БОГА ВО ПЛОТИ. Авраам видел Бога в человеческом образе, как ангела из Троицы. Иакову было дано осязать того, кто явится как Мессия – Христа. Но борьба была не за победу одного над другим. Борьба шла за соединение Божественного и человеческого, и чтобы человек не отпускал Бога, ибо человеческая природа может Бога УДЕРЖИВАТЬ. И такова Божья воля.
Тот, кто боролся с Иаковым, приступил и к Моисею. В его эпоху созревала общность народа Божьего, который нужно было вывести из рабства. Моисей должен был обладать таким сознанием, которое народ ещё не мог вместить. К Моисею приступил Бог, и Он назван Яхвэ (Сущий). Богоявление Яхвэ должно было кончиться смертью, ибо в одиночку человеку явление Яхвэ не выдержать. С Иаковом Бог схватился по-человечески и мог его удерживать, когда Он – Элохим Богочеловек. К Моисею же Бог приступил как Яхвэ – Сущий, и Моисей должен был найти себя на самой последней глубине, где жизнь уже не может быть убита, т.е. жизнь сама по себе не может быть убита и не разделена с Богом. Богочеловеческое начало необходимо было обрести Моисею, чтобы он выжил. Но этого начала не было. Человеку наедине не спастись. НЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ В ОДИНОЧКУ. Помощь приходит не из глубины человеческой природы, но и не извне. А ещё в Раю Бог сказал, что не хорошо быть человеку одному. Помощь приходит от того, кто сотворён человеку как Церковь – жена. Авраама и Моисея спасла жена. И это самый выразительный прообраз того, что спасение от жены будет в рождении Христа (Богородица).
Когда Бог приступил к Моисею с вероятностью смерти, Сепфора отсекла крайнюю плоть сына своего и положила к ногам Моисея со словами: «Жених крови ты мне». Но нельзя быть и матерью и невестой, если только это не пророчество. Через кровь Завета, пролитую её сыном, Сепфора стала невестой отцу своего ребёнка. Таким образом она становится прообразом невесты небесной, матери безмужней – Марии девы. Моисею Бог сказал, что не узрит человек лица Бога и жив останется. И только в Боговоплощении, как свет тихий, как радугу (завет с Ноем), под прикрытием плоти, как человека в Новом Завете можно видеть Господа и не умереть. А Сепфора своим пророческим порывом спасла Моисея, и ещё сказала: «Жених крови по обрезанию». А это уже было сказано Богу. Когда от Сепфоры пришло спасение, она с Моисеем стала Церковь. До этого символами самой тесной связи в Духе было СЫНОВСТВО (Бог Отец, Бог Сын) и БРАЧНЫЙ СОЮЗ (Господа и Церкви), ибо в браке оба – одна плоть. В Ветхом Завете Бог называл себя ЖЕНИХ в браке с ЦЕРКОВЬЮ (Исайя). Христос тоже называет себя ЖЕНИХ. Но впервые Господа назвала Женихом - Сепфора. Она спасла и ушла от Моисея, ибо Церковь не властвует над жизнью. Вот почему Моисей отослал её к отцу её.
Пока Церковь существовала как семья: у Авраама, у Исаака, у Иакова, у Моисея, жена для мужа была – Церковь. Вот почему Авраам во время голода отрядил Сару на спасение, ибо человек спасается в Церкви, и она спасает нас иногда вопреки правилам. Понятие, что не мы спасаем Церковь, а она нас, проще принять тем, кто погибает. Моисею было показано, что только в Церкви человеку дано выдержать присутствие своего Первообраза. Без Церкви и без Таинств, наедине с собой нельзя и невозможно иметь отношения с Богом, ибо человек тогда в смертельной опасности. После этого Моисей стал носителем церковного сознания своего народа. Понятия: ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК, ЦЕРКОВЬ определяются друг через друга. Человек спасается в Церкви, в которой нет перерыва жизни, поэтому церковный опыт – предание, богаче чем то, что нам дано в Священном Писании, и может истолковать и дополнить его.

«Богоборчество» Иакова

Когда человек вплотную сошёлся с Богом, то это событие описано в таких понятиях на древнееврейском языке, которым нет аналогий в других языках. Значение некоторых глаголов не вполне понятно: «НЕКТО БОРОЛСЯ» - так переведено на греческий язык. Но еврейский глагол «АВАК» встречается только здесь, корень которого означает – «пыль, порошок». И тогда это могла быть схватка с проникновением одного в другое, иначе – «НЕКТО СМЕСИЛСЯ». Далее употребляется глагол «САРА», примерное значение которого – «крепиться», когда НЕКТО даёт Иакову новое имя – ИСРАЭЛЬ, где ЭЛ – это БОГ. Значит, речь идёт о том, кто БОРЕТСЯ в смысле (С)КРЕПИТСЯ с Богом. Тот, кто в пыль столкнулся с Иаковом, был Богочеловек, и он в начале, назван в единственном числе – ИШ, а потом во множественном – АНАШИМ.
Главная мысль Ветхого Завета заключается в том, что человеческая природа восприимет Бога во плоти. Иаков осязал того, кто придёт как Мессия, и от Иакова произойдёт народ – ИЗРАИЛЬ. У Иакова хватило сил схватиться с Богом и не отпускать. Даже грешный человек Иаков, и потом народ Израиль может Бога удерживать, но вместить в себя может только безгрешная человеческая природа, каким был Христос. Но Иаков не безгрешен, и потому получил отметину в плоть – вывих бедра в борьбе, чтобы он на каждом шагу вспоминал Бога. Верхняя часть бедра была повреждена ещё и потому, чтобы Иаков удостоверился, что это был не змей, который соблюдает пяту, т.к. имя Иаков означает – пята. Иаков удивляется, что выжил в этой борьбе, и называет то место – «ЛИК БОГА». После этого к Богу можно будет прикоснуться и не умереть только после Боговоплощения в Христе.
А Аврааме, Исааке, Иакове Церковь возродилась и окрепла, выросла и созрела в семью, и готовилась перейти в народ. Борьба Иакова с Богом была рубежом созревания народа Божьего. Иаков завершитель патриархальной семьи и родоначальник народа Израиль. Но это имя двойственное в смысле: тот, кто крепится ВМЕСТЕ с Богом, и тот, кто крепится ПРОТИВ Бога. Как евреи были предназначены для перехода от этнической ко Вселенской Церкви, так и Израиль должен был удерживать Бога и служить Ему до Боговоплощения. Но после Него Израиль разделился на тех, кто ВМЕСТЕ, и тех, кто ПРОТИВ Бога. Те кто ПРОТИВ называли себя ИУДЕЯМИ, по имени 4-го сына Иакова, т.к. они отрицают, что Иисус – Мессия. Весь Ветхий Завет говорит о Христе, но если Его отрицать, как тогда этот Завет понимать? Так в иудаизме возникли особые отношения между написанными текстами и устным преданием. Иудеи тоже считают устное предание богаче, что «Мишна» - толковое предание, превосходит «Тору» - каноническое пятикнижие. Но христиане считают, что Господь присутствует в своей Церкви. Иудеи же отстаивают свою национальную и религиозную идентичность и исключительность. Нам известны предания старцев. Но первые века христианства известны обретением ветхозаветных книг, которые пророчески говорили о Христе. Все народы читали их на греческом языке, т.к. 70 толковников сделали перевод священных текстов для иных народов, т.е. народы и Израиль уравнены в отношении к Писанию. Но в иудаизме всё изменилось в том смысле, что если бы Моисей записал ВСЁ, что сказал Бог, то не было бы разницы между евреями и не евреями. Поэтому делается вывод, что Моисей записал не всё что сказал Бог, и большую часть Торы он получил устно как таинства. И, значит, только устная Тора охраняет евреев, чтобы они не стали как иные народы – вот логика иудеев.
В христианстве Сынами Божьими становятся через Христа и принятие таинств Церкви. И Писание звучит, и таинства доступны, и открытость учению полная. А в иудаизме полагается непереходимая грань между теми, кому дано, и между теми, кому не дано. И большинству еврейского народа было не дано, т.к. чтение Писания запрещалось. Толкование Писания должно было быть только устно, и в текст заглядывать запрещалось. Даже проповедовать нельзя было, и слушать запрещалось. Если в христианстве есть таинства, к которым приобщают, то в иудаизме есть тайны, к которым не приобщают даже своих. Из этого выходит, что смысл иудаизма противоположен христианству. Слово БОГ понимается по-разному, и не только Бог, но и большинство понятий, таких как – ЗАКОН, МЕССИЯ, МИЛОСТЬ и.т.д. В иудаизме тайны охранялись от тех, кто читает Писания – от народов. Так греческий перевод Писания для иудеев стал вражеским. Как что-то народы узнают об иудеях, иудеи сразу же не хотят этим быть. Только оставаясь не видимым, не знаемым, не читаемым можно оставаться в позиции, которую отстаивает иудаизм.
Священное Писание более всех переводимо на другие языки. Оно открывает тайны мироздания при условии, что мы понимаем язык его символов, потому, что Откровение Ветхого и Нового Заветов дано на едином символическом языке, который не утрачивает своего смысла ни в одном из языков после вавилонского столпотворения, так как язык Священного Писания изначально дан для Вселенской Церкви.


Рецензии