Полигон-1. Мгновения прошлого...

       1975 год. Служил я тогда в городе Броды, Львовской области, в отдельном вертолетном полку… Как-то прибегает посыльный… «Товарищ капитан! Вас в канцелярию вызывают… Срочно!» Раз срочно – значит «руки в ноги» и бегом… Заместитель командира эскадрильи сидит за столом, пыхтит папиросой. «Давай! К командиру полка! Получишь задание и сразу ко мне. Обговорим детали…»
Бегу в штаб. В коридоре, у кабинета командира, двое летчиков: один командир вертолета Ми-24, другой – командир отряда Ми-2. Поприветствовали друг друга. Заходим, представляемся по форме. В кабинете, кроме командира, сидит в уголочке начальник политотдела. Оба они в бриджах, сапогах и кожаных летных куртках.
    - Товарищи офицеры! Вы в курсе, что сейчас в округе проводятся КШУ (командно-штабные учения)?
       Киваем.
    - Так точно!
    - По плану учений руководящему составу частей и соединений надлежит ознакомиться с новой авиатехникой, недавно поступившей на вооружение частей транспортной и армейской авиации. От нашего полка приказано выделить экипажи вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-2. Вертолеты должны быть послезавтра в 9.00 на одной из посадочных площадок на Яворовском полигоне. Конкретную точку узнаете у штурмана полка.

       С собой, в грузовую кабину, взять штатный боекомплект бомбовой нагрузки в вариантах ОФАБ-100 и ОФАБ-250 и полный боекомплект НУРС в расчете на четыре подвешенных блока УБ-32. На Ми-24, кроме того, загрузить четыре ПТУРСа в упаковочной таре и снаряженные пулеметные ленты в коробках. Сами блоки ракетами не снаряжать. После приземления бомбы, ракеты и патроны в открытых ящиках разложить на земле по обе стороны от вертолетов в качестве наглядной демонстрации боевой мощи современной авиатехники.
Кроме того, необходимо изготовить и взять на каждый борт плакаты с нанесенными на них летными характеристиками и тактико-техническими данными вертолетов. Плакаты разместить на щитах, а сами щиты укрепить на длинных кольях. На полигоне, перед каждым вертолетом должен стоять плакат с полной информацией о его летных и боевых возможностях.
По плану, в 10.00 на площадку должны прибыть участники КШУ. Скорее всего, во главе их будет сам командующий округом. Возможно, будет присутствовать и командующий ВВС округа. Так что, вы все должны быть готовы отвечать на возникающие вопросы. Ну и, при этом, не ударить лицом в грязь. Задача ясна?
       Дружно отвечаем:
    - Так точно!
    - Тогда, кругом! И начинайте подготовку…
    - Есть!
       Захожу в канцелярию, докладываю заместителю командира эскадрильи о полученном задании. Он тут же вызвал старшину эскадрильи и поставил ему задачу изготовить щит. Затем поручил молодым летчикам-штурманам, имеющим навык работы с тушью и плакатными перьями, оформить стенд… Я же, со своим летчиком-штурманом, стал готовиться непосредственно к перелету и к выполнению обязанностей экскурсовода.

       Наступил день вылета. Накануне, в грузовой салон вертолета были загружены заявленные боеприпасы и информационный стенд. И вот получено «добро» на вылет. «От винта!» Взлетаю первым. За мной, с небольшим интервалом, взлетает экипаж Ми-24. За ним – Ми-2. Они летят сзади, на визуальной видимости. Между нами интервал 3-5 км. Траверз Львова прошли на высоте 200м в 20 км севернее от него. Впереди полигон. Площадку увидел еще при подлете. Она находилась на голой возвышенности, покрытой редким кустарником. А сама территория полигона холмистая, поросшая лесом. Ветер в месте приземления был западный, встречный, потому посадку производили с ходу.
 
       Первым приземлился мой Ми-8, правее, в шеренгу от меня, на минимальном интервале друг от друга, приземлились другие два вертолета. Когда выключили двигатели, сразу стал слышно, как за бортом гудит ветер. Стояла поздняя осень и было довольно холодно. Нас выручала летная спец одежда – свитера и куртки с высокими меховыми воротниками… Времени до прибытия участников учений оставалось немного. Все экипажи быстро выгрузили боекомплект и разложили бомбы и снаряды по обе стороны от вертолетов. Труднее оказалось вбить в землю щиты с плакатами – и ветер мешал, и земля была твердая, подмороженная…

       Показались колонна из четырех автобусов, впереди которых пылили два УАЗика… Машины остановились метрах в сорока от линии вертолетов. Из автобусов вышли офицеры в полевой форме, в шинелях, перепоясанных портупеями. Из УАЗиков вышли генералы. Офицеры выстроились в четыре шеренги лицом к ветру и к генералам, спиной к нашим вертолетам. В течение десяти минут кто-то из генералов произносил установочную лекцию. Офицеры в задних шеренгах слушали не внимательно, толкали друг друга плечами, пытаясь таким образом согреться на холодном ветру.

       Наконец прозвучала команда «кругом». Все прибывшие повернулись лицом к авиатехнике и спиной к ветру. Экипажи вертолетов стояли выстроившись в шеренгу у своих боевых машин. Офицеры подошли поближе к нашей «восьмерке» и расположились перед ней полукругом. Впереди всех, метрах в семи от вертолета встали два генерала. Один из них, высокий, стройный, подтянутый, был командующий войсками ПрикВО генерал-полковник Варенников В.И.

       Рядом с ним стоял командующий 14-й воздушной армией, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Горелов С.Д.  Его должности соответствовало звание «генерал-лейтенант», но в 1973 году в высоких партийных и государственных сферах было принято решение присвоить, в качестве поощрения, за заслуги перед Родиной, очередные воинские звания находящимся в строю участникам Великой Отечественной Войны. Чуть позже и генералу Варенникову, участнику ВОВ и Парада Победы на Красной площади, было присвоено воинское звание «генерал армии».

       Генерал Горелов был как-будто чем-то недоволен, если не рассержен… Под левым глазом у него имелось копеечного размера пятно зеленки, из-за которого его строгое лицо выглядело как-то по домашнему, а не по-генеральски… Наверно, не меня одного царапнул интерес к причинам появления злополучной царапины на столь заметном месте… Конечно, при виде такого высокого начальства я ощутил некоторую «вибрацию» в коленках. Но, не подавая виду, бодрым голосом доложил командующему округом о прибытии нашей авиагруппы и о готовности предоставить всю необходимую информацию о вертолете, о его летных и боевых характеристиках. Командующий одобрительно кивнул головой.
    – Докладывайте!

       С трудом пересиливая ветер начал свой доклад. Несколько раз генерал Варенников, наклонившись ко мне, громко командовал «Громче, громче!» Конечно, я понимал, что все мои слова уносились ветром куда-то далеко за мою спину. Но я старался… Увеличил тембр и громкость своего голоса до заоблачных высот, иногда срываясь на петушиный фальцет… Генералы меня, конечно, могли слышать. Они стояли рядом. А, вот, для остальных слушателей главная информация была, увы, недосягаема.

       Выручил меня генерал Горелов. Он наклонился к уху генерала Варенникова и очевидно сказал ему, что из-за такого ветра офицеры всё равно не смогут меня услышать. Но зато смогут увидеть... И показал командующему на плакат с нанесёнными на нём ТТД вертолёта и на разложенные перед вертолётом боеприпасы. Варенников кивнул, повернулся к стоящим сзади офицерам, взмахом руки приказал им подойти ближе для ознакомления с новой техникой. Офицеры подошли, с интересом рассматривали вертолёт, разложенные на земле боеприпасы и читали написанную на плакате информацию. Затем командующий повернулся лицом к следующему вертолёту, Ми-24, и опять же взмахом руки в его сторону дал команду офицерам перейти для продолжения осмотра...

       Пока командир Ми-24 докладывал о возможностях своего вертолета, наш экипаж загрузил разложенные на земле боеприпасы и щит с информацией о вертолёте в грузовую кабину. И стали ожидать окончания показа. После ознакомления с авиатехникой подзамерзшие на ветру участники КШУ ускоренным шагом двинулись к поджидавшему их транспорту. Наши экипажи провожали командующих, вытянувшись «по стойке смирно» у своих вертолетов, отдавая честь проходящему мимо начальству. Поравнявшись с нашим вертолетом генерал Горелов одобрительно кивнул головой и покрутив перед лицом ладонью махнул ею в восточном направлении… Для вертолетчиков это был более чем понятный жест – «Добро» на запуск двигателей и на возвращение на свой аэродром.

       Вот такой мне запомнилась встреча с прославленным генералом Варенниковым!
А до ГКЧП еще было всего лишь четверть века...

       И вспомнилось, как в далёком детстве в наш гарнизон в Германии прибыл прославленный лётчик Водопьянов. Он выступал перед военнослужащими под крышей здания ТЭЧ. Ну и мы, местная детвора, уже много слышавшая о подвигах наших лётчиков, в том числе и о Водопьянове, сумели не только пробраться на эту встречу, но и слушали его рассказ и ответы на вопросы присутствовавших, находясь совсем рядом с таким знаменитым героем... 

  Изменения и дополнения - 22.05.2024 года


Рецензии
Да, Геннадий Иванович, было дело, было время и оно не забывается. Вот сейчас в мемуарах освещается, часто вспоминается. Хорошие были времена, мирные. С искренним уважением

Валентин Кашлев   29.04.2023 20:25     Заявить о нарушении
В этом рассказе мне больше всего хотелось описать неожиданную встречу с исторической личностью - генералом Варенниковым - героем войны и героем нашего времени, сильной, мощной натурой, горячим патриотом нашей Родины! Жаль, что ГКЧП с его участием не смогло принять меры к подавлении ставленников американских либерастов и предателей страны.

Геннадий Обрезков   01.05.2023 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.