Окрылённый любовью и парусами

       О К Р Ы Л Ё Н Н Ы Й      Л Ю Б О В Ь Ю     И      П А Р У С А М И .   

Подходило  к  концу  почти  семилетнее  пребывание  молодого  корабела  Ивана  Амосова  в  Англии. Как  лучший  знаток  корабельных  дел, прилежно  постигавший  все  тонкости  важного  ремесла,  он  был  выбран  в  качестве  российского  посланника  повышать  свои  дальнейшие  знание  и  умение  у  знаменитых  английских  кораблестроителей  и  по  указу  самой  императрицы  Екатерины  II  отправлен  на  английские  верфи. Юного  архангелогородца, конечно, удивил  диковинный  город  Лондон  своими  частыми  туманами, количеством  жителей  и  небывалым  размахом  кораблестроения. После  лондонской  практики  Иван  оказался  в  Шотландии, на  верфях  Глазго. Этот  городок, уютно  расположившийся  в  долине  реки  Клайд, почему – то  больше  понравился  ему, чем  шумная  столица. Иван  объездил  окрестности, в  том  числе  и  местечко  Гринок, находившееся  в  двадцати  милях  от  Глазго. Городок  славился  своими  корабелами – семейством  Скоттов, Джоном  Вудом, Томасом  Мак  Гилом. Особенно  сблизился  с  ним  старый  шипбилдер  Питер  Лав, делившийся  секретами  своей  работы. Юноше  легко  давался  язык  и  за  всё  время  пребывания  в  Англии  он  его  освоил  в  совершенстве.
День  близился  к  вечеру. Стараясь  ничего  не  пропустить  во  время  работы  на  верфи, Иван  старательно  записывал  всё  замеченное  в  свою  книжицу. Вот  и  сейчас, скрипя  пером, он  писал: «Длина  бизань – мачты  военных  судов  должна  составлять  шесть  седьмых  длины  грот – мачты…» Внезапно  раздался  звук  открываемой  двери, и  на  пороге  появился  весельчак  Вильям – рабочий  с  верфи: «Гей, Джон  Амософф! Ты  опять  записываешь  свои   секреты? Давай  отдохнём  немножко, глотнём  по  стаканчику!» 
«Послушай, Вильям! Ты  мне  напоминаешь  известного  Рэбба  Незбита, только  тот, в  отличие  от  тебя, не  любил  работать. Знаешь, сегодня  у  меня  другие  планы, как – нибудь, в  другой  раз,» - отвечал  Иван.
Действительно, сегодня  Ивану  предстояла  важная  встреча  с  Амалией – дочкой  мастера  Питера  Лава. Юноша  давно  приметил  эту  скромную  и  красивую  девушку, которая  приносила  отцу  на  работу  завтраки  и  обеды. Обмен  заинтересованными  взглядами  между  молодыми  людьми  сменился  знакомством. Чувствуя  взаимное  притяжение, Иван  и  Амалия  позже  признались  друг  другу  в  любви. Свободное  время  они  стали  проводить  вместе. Иван  рассказывал  Амалии  о  далёкой  родине – России, Архангельске, Соломбальской  верфи. От неё  он  узнал, что  означают  названия  Глазго  и  Гринок.
«Конечно, и  «зелёное  место»  - Глазго, и  «зелёный  дуб» - Гринок  стали  дорогими, но  самое  дорогое  для  меня – это  ты! Знаешь, что  я  скоро  покину  ваши  края  и  уеду  на  родину, но  непременно  вернусь, чтобы  забрать  тебя  с  собой. Согласна  ли ты  ждать  меня?»
Как  же  счастлив  был  он, услышав  от  любимой  долгожданное  «Да!»

Иван  Амосов  уезжал  домой, в Россию. Уже  давно  исчезли  из  виду  живописные  холмы  шотландского  города  Глазго, а  в  памяти  всё  всплывал  стройный  силуэт  любимой, провожавшей  его, а  губы  шептали: «Я вернусь, вернусь  сюда  скоро!»
Прошло  три  года. Иван  Амосов  снова  прибыл  в  Англию  с  государственным  поручением  для  ремонта  потрёпанных  штормами  кораблей  эскадры  адмирала  Ханыкова. Молодой  корабел  успешно  выполнил  важное  задание, пригласив  на  помощь  своих  старых  английских  друзей. Получив  за  отличие  по  службе  звание  поручика, Иван, помня  о  своём  обещании  Амалие, женится  на  ней. Счастливая  пара  приезжает  в  Россию, а  со  временем, после  обряда  крещения, Амалия  становится  настоящей  россиянкой  Анной  Осиповной.   
Годы  заграничного  обучения  и  практики  не  прошли  даром  для  Ивана  Петровича  Амосова. Он – самый  молодой  и  видный  кораблестроитель, которому  поручают  особо  важные  и  ответственные  задания. Со  стапелей  Адмиралтейской  верфи  сходят – царский  галиот  «Симеон  и  Анна», фрегат  «Благодать»  и  многие  другие  корабли, им  построенные. Он  переводит  на  русский  язык  ряд  фундаментальных  трудов  по  кораблестроению, придавая  им  важное  значение  для  соотечественников. И. Амосов  преподаёт  в  Училище  корабельной  архитектуры, передавая  свои  знания  молодёжи, готовит  к  первому  кругосветному  плаванию  шлюпы  «Надежда»  и  «Нева»  экспедиции  И. Ф. Крузенштерна, ремонтирует, проектирует  и  строит  корабли  Балтийского  флота  в  Кронштадте, принимает  непосредственное  участие  вместе  с  П. С. Нахимовым  в  оборудовании  фрегата  «Паллада», сделав  его  образцовым. Окрылённый  любовью  и  парусами, И. Амосов  остаётся  до  конца  своих  дней  выдающимся  корабелом  с  большой  буквы, продолжателем  славных  дел  большой  династии  поморов – кораблестроителей  и  мореходов.

Примечания:  Бизань – мачта  -  задняя  мачта  на  всех  парусных  судах, имеющих  три  мачты  и  более.
                Грот  -  мачта  -  вторая  мачта, считая  от  носа.
                Рэбб  Незбит  -  персонаж  городского  фольклора, бездомный  и  безработный  житель  Глазго, любитель  выпить  и  вставить  острое  словцо.    

22  октября  2016  г.                Вячеслав  Прытков. 
               
 


Рецензии