Шегультанское сафари

Из книги "Охотницки да рыбацки байки"

Глава "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"
               



 
                Ю.Е. Соловьёв


               

                Смотри на поплавок!

 

     Ну наконец-то я добрался до тебя, горячо любимый мной Шегультан! Нет, я не приехал к тебе в гости на очередную рыбалку, не-е-ет, это ты прилетел ко мне, в моих мыслях, на крыльях памяти, про тебя пришла пора написать, теперь ты главное лицо, теперь я буду петь тебе свои новые и старые песни, как ты пел мне свои. Пришла пора познакомить тебя с читателем, если конечно ему это интересно…
     Знакомься читатель! Река Шегультан! Какое славное имя, какой простор для фантазии и собственной трактовки, словно какая-то древняя тайна скрыта в этом названии! Просто блеск, ах, какая река! Моё представление несколько эмоционально, но оно полностью соответствует содержанию, и незабываемому знакомству с тобой, Шегультан, тогда, когда ты одарил меня первым уловом, об этом будь уверен, я напишу, но теперь, извини речь о другом…
    В этом рассказе я хочу поведать о событиях, теперь уже десятилетней давности, тогда, мой очередной отпуск пришёлся на сентябрь и первую половину октября. Я приехал к брату в эту золотую пору, когда лес одетый в жёлто-красные платья, в прозрачном, терпком, аромате осеннего воздуха, являл собой магически-притягательную картину северного великолепия, которая на протяжении многих лет, всё манит и зовёт к себе. Радость встречи, застолье с коньяком и тем же вечером, как вы догадались, сборы на рыбалку, поутру мы двинем на видавшем все виды лесных дорог, Славкином «Урале» на Шегультан.
Дорога как всегда не давала расслабиться ни водителю, ни пассажиру, но предвкушение встречи с рекой, превратили для меня те тридцать километров в лёгкую прогулку, ибо надежда на долгожданную встречу, стирает из памяти и затягивает пеленой забвения разные неудобства и мелочи, впереди река! Мои восторги, уважаемый читатель, вполне оправданы и пусть они не будут истолкованы как ребячески-слезливо-сопливые, просто этой встречи я ждал больше года, так как отпуск в эту, любимую мной пору, дают не всегда. Путь наш лежал на Шегультанский кордон, на границу охранной зоны заповедника «Денежкин Камень».
     Налево пойдёшь - в заповедник попадёшь, направо пойдёшь - на рыбацкие ямы набредёшь, туда куда нам и было нужно. Шегультанский кордон, в то время, представлял собой небольшой комплекс из свежесрубленных избы и бани, расположенный на берегу реки. Место было выбрано удобное, сзади стена леса, спереди открытая площадка и река. Инспектора заповедника дежурили там по несколько суток, но на момент нашего приезда никого не оказалось на месте, и мы ни капли не расстроились. Надо отметить одну немаловажную деталь, если от этого места идти вверх по течению, то ты вступал на территорию заповедника, где рыбалка запрещена, но если спускался вниз, то уже можно спокойно рыбачить. Нарушать правила, мы не собирались, поэтому мы собирались вниз. На открытой площадке, ближе к реке, стоял старый вагончик, оставшийся ещё со времён госпромхоза, он был приспособлен как жилое помещение, имелась там печка, стол, старые кровати, в общем, всё, что нужно для ночлега. Возле вагончика располагался навес с дровами, недалеко старое костровище, с железной треногой с крюками для котелков, а прямо на самом берегу, на высоком месте, грубо сколоченный стол с лавками по обеим сторонам, сидя за ним, видна была первая яма возле самого берега. Слава рассказывал, что харюза иногда заходят в неё, и он даже их оттуда ловил. Она располагалась чуть левее вагончика, за которым были заросли шиповника, они тянулись к слегка обрывистому берегу и свисали над водой. Вот под этими колючками и располагалась эта яма довольно глубокая, почти круглой формы, метров трёх в диаметре, но основная струя шла ближе к тому, левому берегу, образуя под кустом «обратку». Вся трудность заключалась в том, что с нашего берега забрасывать было очень неудобно, махать над ямой, значит распугать всю рыбу. Мне никогда не приходилось ловить там, но встав на берег, частенько пытался увидеть в ней харюзов, рассматривая каменистое дно, в чистой как слеза, воде Шегультана. Увы, не видел ни разу.
    Мы оставили мотоцикл возле вагончика, взяли удочки, один рюкзак с котлом под чай, заварку, сахар, пару банок тушёнки, хлеб и рыбацкую сумку  - своего рода реликвию, которая видела не одну сотню харюзов, ещё со времени моего первого кутимского похода. Предполагалось остаться в вагончике на одну ночь, сходить проверить ближайшие ямы и вернуться обратно. А следующий день посвятить полностью рыбалке и к вечеру ехать домой. Часы показывали часа три дня и самое харюзиное время - вечер, ещё не наступило, мы свободно успевали к основному месту нашей рыбалки, яме под названием «Лом».
   И всё же я не могу оставить без комментария это поэтическое название реки, покопавшись в определённых источниках сети, я нашёл вот такое, как мне показалось прекрасное определение, которое очень созвучно и с моими ощущениями, и с моим внутренним миром, и с моим увлечением струнными инструментами, вы не поверите, но здесь впервые я понял то магическое притяжение, которое всё тянет и тянет меня туда.

   О названии реки Шегультан.

"Мансийское название, по-видимому, утратившее географический термин я – «река» и сильно изменившее фонетический облик в результате русского освоения. В источниках XVIII-XIX вв. река называется Шангултан, Шангультан, Шангрытав, Шонгылтан, Шагалтан и др. Сопоставление форм свидетельствует, что первоначально название, скорее всего, звучало в русском языке как Шангултан. Это в свою очередь позволяло видеть в гидрониме фрагмент мансийского сложения, в состав которого входила причастная форма настоящего времени шангултан – от глагола шангулти – «играть на струнном музыкальном инструменте», который манси называют шангултап.
По «осколку» сложного названия трудно установить его первоначальное значение, но глагольные конструкции названия гор Пилватнэсяквур – «Гора, где собирают ягоды» или Воттартансяхыл – «Гора, пускающая ветер» позволяют предположить, что возможный смысл названия – «Река, где играют на сангквылтапе» или «Река. Играющая на сангквылтапе», и тогда это очень красивое метафорическое обозначение горной реки."
(по материалам книги А. К. Матвеева «Географические названия Урала. Топонимический словарь». – Екатеринбург: «Сократ». 2008.)

    Ребята, что может быть красивее и интереснее этого определения? Я немного уклонюсь в сторону от того рассказа, который хотел вам поведать, только для того чтобы поделиться с вами своим чувством полного и безоговорочно правильного с моей точки зрения, понимания этого объяснения! Конечно же, струны! Звуки какой-то мелодии всё время преследуют меня, когда я приезжаю на реку! Что-то непонятное и красивое вливается в меня, словно невидимый эликсир жизни, любви, песнь лесов и гор, но что именно я сразу не могу понять и оно, это непонятное чувство, ещё долго живёт во мне, прежде чем превращается в мою, только мою песню, и тогда, я беру гитару и начинаю играть…
     Ну хорошо, надо продолжить рассказ, иначе он может растянуться на многие страницы если я начну делать подобные отступления, всё хорошо в меру.
Итак, рюкзак на плечах, удочки в руках, можно двигаться вперёд. Маршрут наш был совсем небольшим по протяжённости и укладывался в каких-то полкилометра. Пройдя совсем немного по проторенной тропе, которая тянулась по правому берегу, через старый ельник, мы выходили на реку и дальнейший путь наш лежал по руслу Шегультана. Дело в том, что оба берега были заросшие мелким подлеском, ивняком, ольховником, черёмушником, который стал буйно заполонять пространство из-за пожара 1989 года, я тогда был в армии и брат мне писал об этом. Идти по берегу было неудобно, путаться в проволоке прибрежных зарослей себе дороже, только время терять. Вот поэтому и шли мы руслом, надо сказать, что река на протяжении нашего недолгого пути, то становилась широкой, то вновь сужалась, делая пару поворотов, сначала направо, потом налево, образуя интересные ямы. Которые мы обязательно проверим. Шегультан, очень своеобразная река, да по большому счёту, все реки, на которых мы с братом побывали, имеют свои особенности. Кутим, Шарп, Шегультан, Сосьва -каждая интересна по-своему.
     Первая неглубокая ямка находиться сразу, как тропа выбирается на берег. Представляет собой вытянутую струю, с чуть заметным поворотом направо, метров пяти, шести в длину, ширина реки в том месте, порядка семи метров. Там мы нечасто останавливаемся, если только увидишь, как плавится рыба, вот и теперь посмотрели вроде пусто, брат для очистки совести сделал пару забросов, никого. В одно из посещений я поймал в этой ямке харюзка грамм на 250, причём на муху. Получилось так, что я замешкался возле мотоцикла и отстал от брата, он ушёл в «Лом», а я догонял его. Вот я выхожу на эту яму и вижу всплеск, ага, значит кто-то есть. Размотался, забросил, муха моя ещё не попала на воду, вдруг, неожиданно, стремительной серебряной молнией этот шустрик вылетел из воды и налету схватил муху, я инстинктивно дёрнул удилище, и рыбка на берегу. Что характерно муха-то моя даже ещё не коснулась воды, значит, он её видел через толщу! Очень необычный случай, такого пока больше видеть не приходилось. Вот такой этот хариус.
    Ладно, идём дальше. Проверив эту ямку, движемся вниз. На пути мелкий перекат, а с правого берега вытекает старое русло, но река, минуя его, поворачивает налево, образуя такой своеобразный, широкий карман, разливаясь довольно широко. Ближе к правому берегу струя, по перекату мы перешли на левый берег и очутились в самом начале ямы, иногда здесь улыбалась удача и мне и брату. Места достаточно для обоих. Брат забросил первым, так как удочка его уже была размотана, заброс-мимо, ещё заброс, поклёвка и первый харюзок грамм до трёхсот вылетел на берег. Я тоже расправил свой «телескоп», думая, что его мог поймать и я, ну да ладно, как говаривал наш отец: «Наша рыба от нас не уйдёт!». Стали прокидывать все места на этой достаточно длинной яме, но без успеха. Ну, нет, так нет, идём дальше. Русло, сделав этот правый поворот, начинает бежать почти прямо. Миновав длинную отмель с крупным галечником и заросшую сочным «лопушником» до следующей ямы мы бредём водой, глубина позволяет, да и вниз по течению река сама передвигает ноги, помогая идти. Прямая заканчивается новым поворотом, но уже в левую сторону, образуя перед поворотом довольно глубокий перекат, который мы преодолеваем  осторожно, сила воды здесь ощущается здорово. Выскочив на левый берег, мы снова оказываемся в самом начале ямы, она глубже предыдущей, длинней и шире. Однажды мы с братом тут классно повеселились, поймав всего штук двенадцать, харюза брали чётко и на муху и на червя, минут за сорок мы накидали сумку, выловив всех, было здорово. Теперь же мы пристально смотрели на воду пытаясь увидеть, или скорее почувствовать, чьё либо присутствие, памятуя о том, что рыба может здесь быть. На этот раз на яме первый оказался я, быстренько насаживаю нового червяка и делаю заброс в сторону переката, поплавок плывёт по самой струе, изредка ныряя, исчезая из вида. Вот он достигает нужного места и спокойно уходит под воду, подсечка и мой «телескоп», сгибаясь в дугу, сигнализирует о хорошем экземпляре, ещё немного усилий и «дружок» грамм на 450, барахтается на берегу! Довольно длинная, каменистая отмель очень удобна для вываживания, и вот я уже колдую над рыбиной, оцепляю и хлопаю себе по щекам хвостом, соблюдая тот старый обычай, придуманный братом. Тем временем брат, не теряя времени, становится на моё место и тоже зацепляет приличного харюза, я, оцепив первого, тоже встаю на это же место… и всё, больше не клюёт ни у меня ни у брата. Повторные попытки не увенчались успехом, но река нам показала, что рыба в ямах есть. Эту капризную особенность шегультанских харюзов мы знали, может плавиться, но не клевать, значит надо идти дальше и обязательно пробовать рыбачить на обратном пути. Тем временем на небосводе стали сгущаться серые тучи, которые не предвещали ничего хорошего, дождя пока не было, может этим и объяснялось то, что рыба клевала вяло. Нам ничего не оставалось делать, как идти дальше, туда куда мы и планировали. В «Лом». После второй ямы, русло реки вновь становилось почти прямым, образовывая небольшой холостой прогон, нам оставалось пройти по каменистой отмели метров 150, затем довольно крутой поворот влево и вот он - «Лом». Эту яму мне хочется описать поподробнее, так как она представляет собой, очень интересную и живописную картину.
    Ну с начала, почему «Лом»? Это название прилепилось, оттого что правый берег, куда бьёт основная струя, здорово захламлён и представляет собой нагромождение нанесённого, вешними водами лесного «мусора», позволю такое вольное выражение, корни, кусты, деревья, пеньки и эти кучи лежат по всему правому берегу. Непроходимый бурелом. Их такое количество, что они даже создали такую своеобразную плотину, образовав мощный затон, и подпруженная акватория ямы, получилась в виде «запятой», как маленькое озерцо. Вся эта картина дополняется стеной старого ельника, на правом берегу. Кажется, что река остановилась здесь, течения не видно, но она все ж прорывается под этими завалами, весело играя на струнах, уносит свои воды дальше. Глубина этой ямы впечатляет, метра два с лишним. Под правым берегом, мощная струя несётся вдоль этих куч хлама и «мусора» как бы растворяясь в этом озере. Посередине этих ломов, подмытая старая ель упала в реку, и не единожды мы с братом зацепляли за неё наши снасти, иногда и обрывали. Надо ещё отметить такую вещь, что каждую весну вид ямы несколько видоизменялся, что-то уносило, что-то приносило. В тот год старая ёлка была посередине ямы. С нашего прихода, то есть с левого берега, завалов нет, но берег довольно крут и зарос осокой почти по плечо человека, старый и молодой ивняк растёт чуть подальше от берега, образуя небольшую площадку на этом возвышении. Там и будет наш стан, старое костровище вновь встретило своих друзей, то есть нас. Вот такое описание у меня получилось, не знаю насколько оно точно но, по крайней мере, читатель думаю, сможет представить себе, это место. Забрасывать мы будем с нашего берега, заходя в воду выше колена, стараясь попасть в самую струю под противоположный берег. Места для двоих вполне достаточно, один встаёт выше, к началу струи, второй ниже, делая заброс под самую ёлку, туда, где самое глубокое место. В длину эта яма была примерно метров 50, а ширина метров 10-12, точнее сказать не могу, но думаю и так всё понятно.
    Ну, вот мы и пришли, я не торопясь снял рюкзак, оставил его возле костровища, брат надел свою знаменитую сумку через плечо, насадив червей, стали пристально наблюдать есть тут кто или нет. Пара всплесков, ещё один, немного погодя ещё… стало ясно, что рыба в этой яме есть и её не мало. Настроение поднялось, мы пошли по местам, Славка зашёл выше, по его теории - вначале всегда стоят крупные особи и клюют первыми. Я не спорил с ним и встал ниже, решив прокидывать глубокое место, по моей теории, где глубже там и рыба. Брат обрыбился на этой яме первый, с третьего заброса взял хороший хариус грамм на 450, у меня пока тишина. Второй клюнул у брата почти сразу, после первого, тоже нормальный, у меня снова тишина. Я решил зайти немного глубже, рискуя зачерпнуть за голенища, рассудив, что снасть моя не долетает в нужное место. Изловчившись, сделал заброс, и поплавок мой поплыл почти под самым завалом, так как мне хотелось, раз и нету его! Подсекаю, тащу на берег, нормальный такой харюзок, не меньше чем у брата! Вот неудобно только его на берег вести, надо выходить почти полностью из реки, булькать, баламутить, выкидывать на высокий берег в осоку, в общем, не так всё просто, как кажется. У брата тишина, ладно снова червяк, снова захожу по самые голенища, два заброса не туда, мимо, третий в аккурат как надо, снова под самым завалом поклёвка - нету поплавка, подсекаю, снова тяну, выхожу, оцепляю и обратно в реку, ну что неплохо!
- Смотри брат все как на подбор, одинаковые,- я был рад двум пойманным рыбинам.
- А у меня чего-то пусто, не хотит гад боле клевать,- отозвался Слава.
- Кажется дождь начинается,- увидел, как стал тихонько накрапывать мелкий дождик, порывы ветерка давали надежду на то, что может он ненадолго.
- С ветром может, пронесёт, - брат умел читать мои мысли.
Рыба клевать перестала, но изредка все, же плавилась, как бы издеваясь над нами, говорила: «Я здесь!» Были перепробованы все мухи, насадки, ноль эмоций, обычное дело на Шегультане, вот ведь плавится зараза и не клюёт! Битый час мы с братом пускались на разные хитрости, но потом Славке это надоело:
- Пошли на нижнюю яму сходим, может там что есть.
Почему я не пошёл с ним тогда я не знаю, что-то видимо меня удерживало, но что объяснить не в силах, толи надежда, что ещё надо подождать, толи простое упрямство - сказать не могу. Обычно мы всегда ходили вместе, почему тут я не пошёл?
- Да нет Слав, ты иди, я ещё попробую тут покидать, может успокоиться - дак клюнет, а я пока костерок сварганю, чаю вскипячу, а если там на нижней яме пусто, ты всё равно обратно придёшь, тут ведь недалеко.
- Ну, смотри, как знаешь, ладно я не долго, если что, то приходи ко мне.
Славка выложил рыбу из сумки, что её зря таскать, взял червяков и как леший исчез из виду, слышно было, как трещат под ногой сухие ветки, потом и эти звуки стихли, осталась только песнь реки, играющей на струнах.
    Оставшись один, я развёл костёр, вскипятил чаю, не торопясь, хлебнул вкусный живительный напиток, пристально наблюдая за рекой. Харюза плавились, но редко, это говорило мне, что рыба-то есть, она здесь, но что-то ей не нравится. Тем временем дождик, который несколько подпортил нам настроение, закончился, время подходило к шести вечера - самое время клёва. Наверное, это обстоятельство тоже сыграло свою роль в том, что я не пошёл с братом, хотя какая разница, где ловить. Просидев ещё минут двадцать решился вновь закинуть удочку, сначала прошёл на место брата, пять забросов - поклёвок ноль, потом пошёл на своё, десять забросов - поклёвок ноль. Стал думать, что делать: или идти к брату, или сбегать на верхнюю яму. Но тут в голову пришёл какой-то несуразный план, а что если перейти реку и забраться на тот берег, к самому глубокому месту, убрать два колена удочки и бросать под самый берег, ведь брали-то они у меня из-под самых палок? В конце концов, я ничего не теряю, попытка не пытка. Взяв с собой только червяков и удочку, явно не надеясь на удачу, начал осуществлять задуманное. Выше по перекату перешёл реку на правый берег, стал пробираться через завалы рискуя переЛОМать ноги; как обезьяна стал карабкаться к намеченному месту. Вот я у цели над самой ямой, тихонько высунул голову и посмотрел в реку. Ребята!!! Стройный отряд харюзиного войска стоял под толщей воды! Время от времени, самый шустрый из команды стремительно, а иногда вальяжно подплывал к поверхности, хватал какую-то букашку и вновь спускался к товарищам, а они, то собирались стайкой, то вновь разбегались - такое «броуновское движение». Я заворожено наблюдал эту картину. В чистой шегультанской воде было видно, как в телевизоре, всё это представление. Сердце забилось, рыбацкий адреналин добавил оборотов - ну надо пробовать. Отвернувшись к берегу, сложил на своём «телескопе» два лишних колена, подмотал леску, чтобы было удобней забрасывать, насадил червяка и, поплевав на него, забросил снасть под самые брёвна. Поплавок подплыл как надо и первый же заброс был результативным, кто-то из харюзиной толпы стремительно бросился на наживку и я, глядя на червяка, инстинктивно дёрнул удилище, тем самым отобрав у рыбины часть её еды, но хорошо, что не наколол. Вытащил снасть, половина червяка была откушена, пересадил и новый заброс и снова атака! На этот раз я вспомнил одно выражение брата, которое я услышал двадцать лет назад, когда рыбачил на речке Шарп, на интересной и неглубокой яме, где тоже было видно рыбу. Тогда я сделал эту же ошибку по незнанию - смотрел на блесну и в момент, когда хариус стал брать, я дёрнул и наколол его. Больше он не клюнул, но клюнули другие. Тогда брат сказал: «Смотри всегда на поплавок! Дай время, чтобы он его утопил!» Наверное сейчас самое время рассказать ту, шарпинскую историю, произошедшую вскоре после первого нашего похода на реку Кутим, почти тридцать лет назад с момента написания. И тот урок, который преподал мне брат. Оставим меня на какое-то время в предвкушении улова на куче поваленных деревьев в шегультанском «Лому» и перенесёмся в 1986год.
    Случай этот произошёл в тот же год, когда была начата летопись наших кутимских походов. Сходив на реку Кутим мы с братом довольные нашим походом, переживали такую светлую полосу благодушия, от нашей удачной вылазки. Но работа есть работа и должность лесничего госпромхоза обязывает время от времени выезжать в лес. Славе необходимо было посетить Шарпинский кордон. Какие дела у него там были - сейчас не вспомню. Может отводы, может рубки ухода, суть не в этом, суть в том, что там, куда мы должны были ехать, есть река под названием Шарп, в которой тоже водится хариус (к Японии не имеет никакого отношения). Естественно и я тоже поехал с ним, харюзиный азарт заполнил моё нутро под завязку, тем более что вспоминая кутимский поход, я считал себя уже опытным харюзятником. Нужно сказать, что я там был только один раз, тогда в 1986 году, поэтому местность помню смутно и для достоверности попросил брата описать её. У него это получилось гораздо интереснее. Вот так.

«Шарпинский кордон стоял на Старосольвинской дороге, в двух километрах от границы госпромхоза. Это была большая поляна на небольшом склоне к реке Шарп. Место это было старое. Поляна раньше была покосом, но с исчезновением гужевого транспорта стала понемногу зарастать. Хотя её год от года подкашивали лесники. На въезде на поляну, у квартальной просеки, идущей с севера на юг и пересекавшей дорогу, стояла «новая» избушка, а в самом дальнем конце – «старая». «Новая», потому, что «старая» обветшала со времён первого заповедника (когда и была построена) и использовалась туристами, а в этой жили лесники госпромхоза. В то время, там лесником обхода был Григорий Владимирович Хозяинов. Спускавшийся к реке склон упирался в речку, сплошь заросшую по берегам ивняком. Квартальная, уходившая от новой избы на юг, шла по кромке соснового бора, а спускалась к реке - по ельнику, с огромными приречными кедрами, там ее и пересекала. Прямо на квартальной находилась красивая «харюзиная» яма, а с того берега, небольшим ручьём, в неё втекал Сухой Шарп – река, вершина которой находилась между отрогами Денежкина Камня, в Сорокинских Воротах."

    Яма была небольшой. Ровное по глубине русло, чуть выше квартальной, дальше на повороте образовало глубокую тихую заводь с небольшими струйками, куда и втекал Сухой Шарп. В середине ямы лежал большой гладкий валун, хорошо видимый с этого берега».
    Ну вот, теперь диспозиция ясна и читатель может представить себе, это красивое место. Время ещё было, и пока лесник Г. В. Хозяинов собирался, брат решил показать мне эту яму. Спускались по квартальной просеке мы недолго, метров 300 вниз, Слава сказал, чтобы я взял с собой удилище, стоявшее возле избы, снасть у него была с собой.
- Пошли, покажу тебе классную яму, посмотрим, может и есть там кто.
- А на кого будем ловить? Червяков-то нет! – я был обескуражен.
- А там рядом есть муравейник, мы тихонько его покопаем и на муравьиные яйца можно ловить,– ответ был исчерпывающим.
    Я подхватил сосновое удилишко, около четырех метров в длину и пошёл за братом. И вот мы вышли к реке, яма и правда была красивая, огромный валун мирно лежал посередине, а за ним угадывалось пространство, где мог стоять хариус. Мы подошли к яме, Славка пошёл к муравейнику и стал добывать яйца, а я стоял и пристально всматривался в яму, пытаясь разглядеть кого-нибудь. И вдруг я увидел в прозрачной воде Шарпа, на фоне каменистого дна, небольшой отряд маленьких «подводных лодок», они стояли за валуном и тихонько помахивали хвостами!
- Славка, смотри там рыба!
- Тихо, не ори, иначе распугаешь всех, сколько их там?
- Штук десять точно есть, может больше, - я уже говорил тихим голосом.
- Ну вот, сейчас привяжем леску, насадим муравьиное яйцо и смотри не проворонь, когда будет брать! – брат говорил тоже тихо, уже привязывая леску к удилищу.       Шегультанская снасть, которая была у брата всегда с собой,отличалась от кутимской тем, что вместо крючка была привязана небольшая серебристая блёсенка, поплавок был чуть меньше, но такой, же красный, с синей мачтой. Оснастив удилище, брат насадил на крючок пару муравьиных яиц и сам закинул в нужное место снасть, метра за три до стоянки харюзов, затем передал его мне, ему хотелось, чтобы я, первый увидевший рыбу, первый её и поймал. Поплавок, обогнув валун, стал приближаться к харюзам, я заворожено смотрел не на поплавок, а на блесну, которую видел очень чётко и тут один из них стал приближаться к блесне, и ухватил её! Я дёрнул что есть силы! Снасть вылетела на берег, я ощутил, что по губам харюзу досталось, насадки естественно не было, пустой крючок блесёнки констатировал моё полное фиаско.
- Смотри на поплавок! Дай ему утопить, балбес! – коронная фраза на все времена, запомнилась мне на всю оставшуюся жизнь!
- Никогда не смотри на блесну, всегда смотри на поплавок! Как только утопил, тогда и дёргай, понял?
- Понял…- я был расстроен неимоверно, казалось, Кутим за спиной, а тут как пацан обложался… ну вообще-то я и был пацан. С такими вещами, мне ещё не приходилось сталкиваться. Небольшую горстку муравьиных яиц Слава переложил в мою ладонь. Я, насадив пару на крючок блесны, переложил оставшиеся в спичечный коробок и уже сам сделал следующий заброс.
- Ну ладно мне пора, а то затемнаем, часа полтора у тебя есть, давай лови и помни, что я сказал!
     Славе на самом деле надо было идти и делать свою работу, ну а я, оставшись один, начал предпринимать попытки выловить этих привередливых шарпинских харюзов.
Итог - десять штук от трёхсот до пятисот, частично разворошенный муравейник и ещё два наколотых хариуса, которые так и не клюнули больше, но остались в яме! Три рыбины плавали в яме и ни как не реагировали на блесну, брат оказался прав, наколотый харюз уже не клюнет, только если на следующий день и то не факт! Но выловив из ямы десять из тринадцати, я считал себя, ну хоть не королём, но кем-то из королевской фамилии точно! Придя из леса, брат был удивлён и обрадован моей удачей, мы сели на наш «Минск» и довольные, поехали домой. Вот такой урок был мне преподан братом, усвоенный мною, на всю жизнь.
     Ну вот, а теперь пришло время вернуться в шегультанский «Лом». Насадив нового червяка, я забросил снасть вверх по течению, поплавок весело приближался к точке рандеву, словно по чьей-то команде нырнул под воду, краем глаза я увидел атаку и, стараясь проявить хладнокровие, смотрел на поплавок, памятуя о том далёком уроке. Поплавок ушёл вниз и я подсёк! Ура, товарищи! Расстёгнутая куртка приняла рыбку грамм на четыреста в мои объятия. Моя недальновидность сыграла со мной грустную шутку, ведь я не взял с собой никакой тары под рыбу… И клюнувшие друг за другом шесть штук и выловленные мной, отправились куда бы вы думали…? В голенища расправленных болотников. Ну, некуда больше их было девать! Седьмой, выловленный и засунутый за голенище, как и полагается оттуда выскочил и упал в самую глубину завала. Причём упал и остался стоять на одном месте. Я, стараясь не растерять всех остальных, потихоньку стал сползать вниз, в надежде поймать беглеца, но, увы, обезьяньи повадки в древолазании, видимо были давно утрачены и достигнув той лужи на дне завала, где приводнился мой хариус, увы, я не нашёл его, он каким-то образом убежал в свою стихию. Срезав ножом крепкий и гибкий ивовый прутик, сделал кукан, насадив шесть штук на него и оставив на берегу поспешил вновь занять место на вершине завала. Ещё три штуки были пойманы и потом как говорят настоящие рыбаки - «как отрезало»,  люди с более философским складом ума, говорят в таких случаях - «спорт, есть спорт», я же сказал себе - «ну и хватит!». Спокойно собрал удилище, вытащил трёх последних из-за голенища, насадил их на кукан и смекнув, что на сегодня рыбалка закончена, пошёл к костру ждать брата и кипятить новый котёл. Он пришёл обратно уже в сумерках.
- Ну как?
-Да ни как! Кидал, кидал, всё мимо клавиш…- мне было его искренне жаль.
Я показал ему свой улов, а потом рассказал ту давнюю шарпинскую историю, вспомнив его урок, он пил чай и слушал, сначала с недоверием, потом с интересом, ну а потом коронная фраза…
- Смотри на поплавок? Слушай, классно сказано! – братан был доволен…


08.01.2016


Рецензии
Познавательно.Рыбацкий азарт теряется в лирическое описании природы.Ну это кому какой вкус.Помню в школе изучая Н. В.Гоголя
Я любил читать его лирические отступления а события пролистывал.

Саша Немиров   02.12.2019 07:43     Заявить о нарушении