2. Жильцы дома

2. Жильцы дома

     В каждом доме проживают старшие люди,  и те, кто помоложе, и дети. В этом доме было много детей. Только в одном подъезде на четыре квартиры их насчитывалось больше двенадцати человек. И ещё в другом подъезде - несколько меньше, но дом был набит детьми под самую крышу. И от детских голосов он буквально гудел, как комариное племя: кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то пел, танцевал, смелся, шептался, вздыхал, ныл. А стариков в доме было немного, намного меньше, чем детей.
     Одна только квартира была занята одной семьёй - семьёй высокого начальника. Он жил с больной матерью. Приехал на работу, по вызову, из Москвы и возглавил Телевидение. Он был крупный мужчина, с крупными чертами лица, крупным носом, мягкими пухлыми губами и добрыми глазами. Он прихрамывал. Кажется, это была военная контузия. Он очень переживал за свою больную мать. А та страдала безмерно от боли в ногах. За домом летом поставили палатку для неё, и из палатки доносились её стоны. Иногда она выглядывала оттуда и просила кого-нибудь из детей сбегать в магазин и купить её жигулёвское пиво. Дети охотно выполняли её просьбу, а она их угощала конфетами.
     А ещё в одной квартире жили две семьи, но они были родственниками - брат, с семьёй - с женой и с тремя детьми, и сестра его, с дочкой. Сестра занимала маленькую комнатёнку, а три остальные комнаты - семья брата. Брат - красивый мужчина, молдаванин, с будёновскими усами, морщинистым лбом. В прошлом служил лихим кавалеристом и участвовал в боях. Звали его Яков. Он любил курить трубку, над ним всегда вился папиросный дым.
     Жена его - Людмила, миниатюрная дама, с красивой стройной фигурой. Она возглавляла Главлит и считалась значительном лицом в литературном мире в те послевоенные годы. Чтобы выжить в это время они держали двух коров, много кроликов, кур. В одном из сараев располагался хлев, в другом содержали кур и кроликов, и был сарай для сена.
     Хозяйство брата и сестры было совместным. Все тяготы обременительного домашнего хозяйства легли на плечи сестры, молодой женщины Марии, муж её не вернулся с войны. "Тётя Маруся" - так звали её дети, бесконечно терпеливая и добрая женщина, никогда не роптала на свою тяжкую судьбу. А покорно несла свой тяжёлый крест.
     Дети росли в этой семье в труде. Дочку тети Маруси звали Лелей, разумное существо, всё понимающее и довольно самостоятельное. Её двоюродного братика Алика любили все, потому что он был весёлый и бесшабашный. Самый маленький в семье и потому несколько избалованный. Старшая Галя училась в институте в Ленинграде, она похожа была очень на свою маму - нежная тонкая девушка, умная. Училась на инженера. Больше всех доставалось Светлане, крепкой девушке, с широкой костью. В ней ярко проявилась порода отца, и характер у неё был мужской - мужественная сильная девушка. Эти дети имели много обязанностей: выгоняли коров в общее стадо и пригоняли их обратно, заготавливали траву для кроликов, ездили на сенокосы, работали в огороде возле дома.
     Полная семья была ещё у евреев: муж Владимир работал инженером в проектном бюро. Жена его Зинаида не работала, а воспитывала их троих детей - Рудольфа, Люси и Марка. Дети были красивыми, особенно девочка. У неё развевались пышные волосы, а кожа сияла как будто её натёрли персиками, глаза горели, как чёрные агаты. Роберт играл на кларнете и мечтал стать великим музыкантом. Был страшным чистюлей.
     В этой же квартире в одной маленькой комнате ютилась одинокая женщина, очень полная и больная, но бесконечно добрая. Наверное, пышные дамы все добрые.
     В пятой квартире жили три семьи: одинокая дама Анна, с мужем разведена. У неё росли двое детей: дочка Лиза и сын Альберт. Анна была очень красивой, с мелкими чертами лица, с чуть вздёрнутым носом, но это её не портило, а придавало лицу задорный вид, глаза карие, с золотистым ободком, маленький рот и белые, как жемчуг зубы. Анну отличал весёлый неунывающий характер, у неё был звонкий красивый голос, и она очень любила петь, смеялась она заразительно душевно. Работала Анна бухгалтером, знала безупречно своё дело, и на работе её несомненно ценили.
     Время от времени ей приходилось ездить в командировки. Она нанимала домработниц-старушек, и они оставались с детьми - варили еду, кормили детей, ухаживали за ними. В этой же квартире во второй комнате, восьмиметровой и узкой, как пенал, проживали карелы - старик со старухой. Дед был заядлым рыбаком, и туалет и ванну он занял под свои рыбацкие принадлежности. Старики очень жалели Анну. Время было такое: Сталин работал по ночам, и все должны были работать по вечерам допоздна.  И, когда Анне приходилось долго работать, старики брали к себе маленькую дочку Лизу, если она вечером боялась оставаться одна. И девочка там ожидала маму. А её брат имел много друзей и много времени проводил у них.
     У стариков были взрослые дети. Старшая дочь имела семью и детей, жила отдельно. Сын Вася вернулся с фронта, влюбился в блондинку и женился, свадьбу играли в этой маленькой комнате, в окно заглядывали любопытные дети. Особенно Вася нравился соседке Лизавете, она тайно была в него влюблена, хотя ей было всего шесть лет, и мечтала выйти за него замуж. Поэтому она очень сердилась на Васину избранницу, ненавидела её всеми фибрами своей глупой детской души. Был у стариков ещё младший сын Миша, но он с ними не жил. Хотя часто приходил и ночевал на кухне.
     В этой же квартире, в шестиметровой комнатке, обитала ещё одна семья, с финской фамилией: мать с дочкой. Хелена - женщина невысокого роста, со светлыми волосами и голубыми глазами. Она работала медсестрой. Дочка Мирья не отличалась здоровьем, у неё был скрытый туберкулёз. Девочку много лечили. И однажды она получила бесплатную путёвку в Крым - в пионерский лагерь "Артек".
     В квартире, где жили евреи, в маленькой комнатке жила ещё одна разведёнка Валентина, с дочкой по имени Нинель. Женщина полноватая, с живыми бегающими глазами. Валентина говорила много и быстро. У них жила домработница, она растила девочку. В доме часто не было хлеба, и Валентина ходила по соседям с паспортом и занимала хлеб в долг. Она обещала долг отдать, но так как хлеб и другие продукты были по карточкам. У неё не было возможности вернуть долг. И очень часто ей отказывали в её просьбе, кроме Анны. Анна делила буханку пополам и отдавала Валентине, не требуя возврата. Просто она её жалела.
     На втором этаже была любопытная семья: бывший прокурор города, теперь он был на пенсии, но работал. Жена его когда-то славилась как первая красавица города. И, действительно, у неё были изумительно тонкие черты лица, небесно-голубые глаза, маленький аккуратный нос и тонкие губы. Но от времени черты лица стёрлись и оплыли жиром. От прежней красоты осталось лишь одно воспоминание. У них были уже взрослые дети, жившие отдельно.
     А Вера, как звали женщину, держала корову и кур и продавала молоко и яйца соседям. Анна покупала у неё по литру молока в каждый день. Денег часто до зарплаты у Анны не хватало, и она покупала молоко в долг. За молоком прибегала дочка Анны Лиза. Она приносила пустую банку, а Вера давала ей уже приготовленную банку с молоком. На стенке у Веры висел листочек, и на нём она чертила вертикальную палочку, в конце месяца их подсчитывала, и Анна рассчитывалась с нею за молоко.
     Однажды Лиза заметила, что Вера разбавляет молоко водой. Она сказала об этом маме, получился маленький скандал. Анна отказалась покупать молоко у Веры. Но в доме было четыре коровы, так что Анна стала покупать коровье молоко у других.
     В этой же квартире, где жил прокурор, в соседней маленькой комнате, жили мать с дочкой. Мама Калерия работала экономистом, а дочка Нина училась уже в пятом классе. Калерия болела и часто лежала дома с приступами. У неё была желтуха. Анна и Калерия дружили. Анна жалела Калерию, часто её навещала. Дочка была очень самостоятельной, сама варила суп. Лиза любила приходить к Нине. Нина сочиняла и рассказывала Лизе удивительные сказки, угощала чаем с хлебом и сахарным песком. Когда Лиза не могла решить задачку, она бежала к Нине, и та решала и объясняла ей решение. Девочка была настоящим другом.
     На втором этаже во втором подъезде жил мальчик Боря со своей тётушкой. Он производил впечатление слабенького и изнеженного. К нему вернулся с фронта отец. И все дети завидовали Боре с чудовищной силой. Когда отца Бори не было, вся детвора ввалилась в их комнату и с интересом разглядывала походный рюкзак отца, металлическую кружку и миску. Каждому хотелось до них дотронуться как будто это вливало в них чувство уважения и гордости к Борису. И если на катке, который был на этом дворе, девочки обгоняли Бориса на коньках, он плакал, потому что мальчишки смеялись над ним. С появлением отца мальчик стал меняться на глазах. Он с отцом стал заниматься спортом, окреп, и того прежнего мальчика нельзя было узнать.

3. Карточная система.


Рецензии