Бегущий за ветром. Халед Хоссейни
Глядя на хитрую и довольную морду автора можно быть уверенным, что все беды собственного народа он давно превратил для себя во вкусные крендельки из американского общепита. Есть такой термин "профессиональный негр". Или "профессиональный оппозиционер". В данном случае - "профессиональный араб". Многочисленные истории на темы гнета различных народов в изобилии представлены в литературе и здесь главное - вовремя возникнуть и уметь раскрутиться. Иногда даже появляются типы типа Аравида Адиги ("Белый тигр"), вызывающие сочувствие своим ироничным взглядом на собственный народ. Хотя понятно, что принадлежность к тому народу у всех у них исключительно виртуальная, ибо они собственную родину видели в основном в туристических поездках, зато она им постоянно напоминает о себе национальностью родителей, которую они на собственном азиатском лице видят каждое утро в зеркале. И если Адига недаром получил свой букер, то в случае с Хоссейни абсолютно иной вид сбоку, потому что описан принципиально другой народ, хотя белому читателю должно быть абсолютно наплевать. Мне же оказалось, что не только наплевать, я даже зевнуть поленюсь.
Покопавшись в собственных ощущениях, не смог найти связи у "Бегущего за ветром" с российско-афганскими отношениями да и вообще - с восприятием арабщины в принципе, ибо слишком налицо бьет в глаза факт попытки автора дешево раскрутить сенсациями собственный опус. С точки зрения российского читателя особенно паршиво выглядит, как бы это выразиться - "надуманная объективность человеческих качеств". С этой целью у нас даже уже не нужна Анна Каренина, которая будет с пеной у рта пытаться выбить для себя необходимое сочувствие. Все гораздо проще - в качестве предмета любви выбирается вражеский ребенок и даже кричать-то громко не нужно. Вот она - суперобъективность, нас никто теперь не посмеет упрекнуть в национализме, особенно, если какого-нибудь героя прописать отдавшим за это дитя жизнь. Мы с ними одной крови. Особенно когда они эту кровь сдают.
Также современная проза ознаменована огромным количеством писанины на тему собственного прошлого. В "Бегущем" именно такой принцип, хотя у адекватного читателя даже не возникнет сомнения, что у Хоссейни описано прошлое как минимум десяти человек. В этом для него и заключается работа писателя. Почему-то нынешние люди уверены, что миллионы читателей только и мечтают, чтобы зачитать о чьей-то особенной и неповторимой жизни, хотя таковая она исключительно в глазах рассказчика. Биографии национальных меньшинств (кстати, что арабов в мире много, но как читателей их мало - это особенно гнусно и должно автора как минимум смущать) в этом смысле главенствуют, так как помимо того, что они шокируют цивилизованного человека своей дикостью, для них они еще кажутся чем-то экзотичным. По существу, это выглядит примерно так - на тропический остров приплывают пьяные и бородатые американские солдаты, тут же набегает толпа туземок и начинает перед ними вилять бедрами. Какая покажется наиболее потенциальной с хорошим будущим, должным образом украшенной национальными побрякушками - той и плыть в большой город на континент. Хоссейни - одна из этих плясуний, которую в город привезли. Конечно, не солдаты, а папа, но он под эту плясунью от всей души косит. На тему политкорректности вообще лучше молчать, здесь можно диссертацию на эту тему нарыть, но самой читаемой могла бы, например, стать биография Барака Обамы "Я - бедный негр". А в случае с Хоссейни еще проще. Он свою первую книгу по сути превратил в сочинение "Как я писал свою первую книгу". По этому же принципу следует ползти и далее. "Как я писал вторую книгу" и "Не только христианский бог любил троицу".
Читать Хоссейни рекомендую только в исключительных случаях и если бог наградил вас повышенной слезливостью. Да и то - лук репчатый больше помогает. Если вам вдруг нужно по каким-то причинам выглядеть долго плакавшей - например, чтобы мужа обмануть, то почитайте выборочно пару-тройку страничек. Да и то, в литературе для этого есть гораздо более достойные имена.
Свидетельство о публикации №216102300835