Адвокат. Джон Гришэм

"Прежде всего я человек, потом юрист. Иногда первое совпадает со вторым." Джон Гришэм

"Адвокат" ( вариант "Уличный адвокат") - визитная карточка Джона Гришэма, несмотря на то, что "Фирма", "Клиент", "Пора убивать" гораздо более известны. "Адвокат" наиболее характерен своим бесшабашным альтруизмом, именно этим он гораздо точнее отражает личность автора, всю широту его души. После знакомства с этим произведением начинаешь воспринимать Джона Гришэма всерьез.

Инициировав своего рода новый жанр, "юридический триллер", любой здравомыслящий автор вряд ли сойдет с накатанной дороги. Тиражи все растут, читатели активничают - зачем что-то менять? Но Джон Гришэм не тот писатель, которого можно бы было упрекнуть в однообразии. И это при том, что выбранная им тема кажется незыблемой. Никогда заранее даже примерно себе не представляешь, открыв его новую книгу, - что именно скрывается под ее обложкой.

Крупная юридическая фирма, на которую работает порядка 800 юристов, в разгар рабочего дня по прежнему занимается своим основным делом - подбивкой, то есть - оформлением счетов за свои услуги. Что там произошло? В офис ворвался бездомный чернокожий с пистолетом и динамитом? Взял восемь заложников? Нам плевать - чем это кончится. Лишь бы побыстрее. Читателям хотя бы интересно, если они отвлеклись на чтение детективов. Пусть это даже "Адвокат".

Где-то здесь Джон Гришэм во всей красе и скрывается. Чтение выглядит сугубо развлекательным, да оно таковым и должно быть по замыслу, но в случае с Гришэмом нельзя быть уверенным, что его всепроникающий взгляд не пробьется к душе читателя через толщи повседневного рутинного бытия, эта его подкупающая искренность в самых различных вопросах, затрагивающих глубины человеческого. Мысли о вечном не очень вяжутся с обычным полулегкомысленным оформлением книг автора, но в простоте чтения и сокрыта особая ценность.

Основная завораживающая мысль (помимо остальных, а их в произведении немало - права бездомных, расовая ненависть, милосердие, проблемы жителей мегаполисов и т.д.) "Адвоката" может быть сравнима, например, с "Луной и грош" Моэма, где главный герой бросает абсолютно все для того, чтобы заниматься единственным, имеющим для него смысл, - живописью. Или со "Скандальным происшествием" Пристли, где в один прекрасный день банковский служащий пошел не на работу, а в игрушечный магазин, чтобы купить себе то, чего у него не было в детстве - барабан и ружье. Подобные мысли посещают практически всех, но они так и остаются мыслями. Бросить перспективную работу, где до вожделенных миллионов осталось всего несколько лет и начать заниматься тем, что действительно нравится, но практически не приносит дохода - подобная мечта для многих так и остается неосуществимой. На слишком многое мы готовы, чтобы предпочитать стейки в ресторане куску мяса с рынка. Гришэму удалось приблизиться к мечте, к голой идее - во все, что происходит в "Адвокате" поневоле веришь. Почему бы и не стать настоящим юристом, если даже такое не практикуется у других. Некоторая доля наивности очень к месту, ибо она списывается на издержки лучшей на сегодняшний момент в мире судебной системы США. Социальная защищенность, правовые нюансы, по-настоящему здоровые взгляды - все это завораживает, заряжает бодростью и верой в то, что где-то реально существует то, к чему следует стремиться.

Литературой общепризнана эта удачная форма, часто практикуемая Гришэмом - восхождение молодого специалиста, делающего первые шаги на своем поприще, энтузиаста и оптимиста. Каждый читатель вполне может себя поставить на место главного героя, еще раз прочувствовать, что все в этом мире возможно на основании лишь доброго желания. У автора есть очень разнообразные, связанные лишь этой тонкой нитью произведения - "Фирма", "Король сделки", "Серая гора", "Золотой дождь", "Пора убивать".

 Желаю Джону Гришэму творческого долголетия и несокрушимого здоровья.


Рецензии