Созидание глава 11 1970 г. часть 2-5 начало экскур

                КАРА  ДАГ



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  11   1970 г.

ЧАСТЬ 2-5     НАЧАЛО ЭКСКУРСИИ


Мы с ребятишками совершили поездку на прогулочном катере вокруг Кара-Дага.

Из Планерского речной трамвайчик забирает пассажиров и едет в сторону Карадагской балки. Там он сажает основную экскурсионную группу и едет обратно.

Экскурсовод рассказывает нам обо всём, что мы видим слева по берегу. Словами не передать этой изумительной сказочной картины. Поэтому приведём сокращенный перечень скал, гротов и бухт, которые мы лицезрели.

К тому, что мы узнали от экскурсовода, я добавлю впечатления о прогулке катером вдоль КАРА ДАГА, написанные  Сергеем Елпатьевским. И ещё мы воспользовались очень интересными заметками, сделанными  в 1976 году автором Путеводителя по КАРА ДАГУ – Владимиром Петровичем Купченко.



Кара-Дагом - "чёрной горой" - люди издавна называли древний вулканический массив. И когда плывёшь на катере из Феодосии в Судак, а мимо медленно проходят растрескавшиеся, словно оплавленные подземным огнём каменные великаны, понимаешь - и принимаешь - это короткое, выразительное название. "Грозная", "мрачная", "чёртова", "чёрная" - такие эпитеты сами просятся на язык. А когда кончается последний вулкану принадлежащий кряж, и из-за него выступают светлые известняковые хребты, разместившиеся поодаль, к северу, невольно приходит мысль, что ещё и по этому контрасту могли так назвать нахмуренную громаду.

Есть, однако, и другие мнения. Некоторые учёные считают, что термин "кара" ("чёрный") мог иметь не цветовое, а производное значение: гора без снегового покрова летом. Другие склонны связывать "кара" с казахским "кыр, кыра" и толкуют это слово как "сопка". Но, как бы то ни было, в нашем сознании Кара-Даг остаётся "чёрной горой"...

Мы говорим: "вулкан", "гора", но Кара-Даг не одна гора, а целый вулканический массив, или, как говорят геологи, "вулканическая область полигенного характера". Неоднократные извержения происходили здесь не из одного центрального жерла - кратера, а из нескольких. Образованные лавами, туфами и туфобрекчиями возвышенности, объединяемые под именем Кара-Даг, имеют свои, самостоятельные названия.

Общая площадь Карадагской горной группы - около 10 квадратных километров; вся она размещается на выступе береговой линии между устьем Отузской долины на западе и Коктебельской долиной (в которой находится посёлок Планерское) на северо-востоке. Однако с северо-запада к этим вулканическим образованиям примыкает ряд более молодых известняковых хребтов, которые обычно также включаются в район Кара-Дага; с ними его площадь составляет свыше 20 квадратных километров. С севера и запада весь этот прибрежный участок ограничен судакским шоссе.

Для учёных Кара-Даг интересен прежде всего как наиболее мощный очаг древней вулканической деятельности в Крыму. Уже академик П.С. Паллас, один из первых исследователей Тавриды, путешествовавший по полуострову в 1793-1794 годах, обратил внимание на его "конические скалы, имеющие подобие сахарной головы", А в 1891 году появилась заметка А. Прозоровского-Голицына, вызвавшая новую волну интереса к Кара-Дагу: до тех пор в Крыму не были известны остатки наземных вулканических образований. С того времени - уже более восьмидесяти лет - и идёт изучение "чёрного" вулкана.

При этом надо отметить, что работа на Кара-Даге нашлась не только геологам. Большой интерес представляют и его растения, среди которых обнаружено несколько редких, эндемичных; и животный мир, и своеобразный, отличающий его от расположенных рядом мест микроклимат. Поэтому-то и решено было объявить Кара-Даг заповедником, запретив уничтожение его растений, животных, минералов.

Но была ещё причина.

Этот приютившийся на бесплодных мысах и холмах юго-восточного Крыма уголок поражает своей дикой - суровой и величественной - красотой. Из посвященных ему восторженных дифирамбов можно было бы составить целую книгу. В некоторые страницы этой пока не собранной воедино книги стоит заглянуть.

Вот мнение видного русского ученого, академика А. Павлова: "Оригинальные формы рельефа и пейзажные красоты Кара-Дага могут поспорить с самыми замечательными уголками знаменитого Йеллоустонского национального парка в США". Другой геолог - профессор А. Слудский, первый заведующий Карадагской биостанцией - писал: "Недалеко время, когда специально на Кара-Даг будут приезжать туристы не только со всей России, но и из Западной Европы и Америки...". Со "зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов мира" сравнивал величие Кара-Дага К. Паустовский.

В чём же причина столь сильного воздействия Кара-Дага на человека?

Прежде всего поражает полная неожиданность возникновения этого каменного дива среди покатых оголенных холмов, на границе выжженной солончаковой степи. Когда с перевала по дороге от Феодосии вдруг открывается вид на синеватую стену его хребтов и вершин, захватывает дух от ощущения грандиозности, непомерной стихийной силы и строгой, почти архитектурной гармонии его силуэта.

 А когда переступаешь порог этого заколдованного царства, и перед тобой, словно заманивая вглубь, встают всё новые, один другого величественнее пейзажи, - не хватает слов, чтобы выразить охватившее тебя чувство.

Мрачные провалы пещер - и нежная трава в расселинах камня; раскалённые осыпи - и хороводы тенистых рощиц, таящие смертельную опасность обрывы скал - и ласковый плеск волн у их подножия...

Всё рядом, всё перемешано, на каждом шагу самые неожиданные сочетания, но оттого-то так прекрасен Кара-Даг, оттого-то он весь "как сказка"...

Не одни учёные и писатели отдают дань восхищения этому самобытному уголку Крыма - не отстают от них и художники.

Впервые Кара-Даг попал на полотно в середине прошлого века, запечатленный кистью И.К. Айвазовского. Но сам он служил только фоном морского пейзажа.

Театральной декорацией выглядит Кара-Даг в картине А. Фесслера и на многочисленных "видах" Г. Калмыкова.

 Настоящим "первооткрывателем" древнего вулкана был художник и поэт М.А. Волошин (1877-1932), сумевший передать в своих акварелях и стихах самую "душу" готических развалин Кара-Дага.

 Достойное воплощение нашли суровые его скалы в композициях феодосийского художника К.Ф. Богаевского (1872-1943).

 Кара-Дагом вдохновлялись Н.Пискарев, Л.Бруни, И.Билибин, Б.Иогансон, А.Остроумова-Лебедева, Л.Руднев, Е.Говорова...

 В наши дни многие художники также - каждый по-своему - создают проникновенные, впечатляющие образы "чёрной горы".

И всё же ни слов, ни красок недостаточно, чтобы рассказать о Кара-Даге, его надо увидеть самому. И не только увидеть, но и почувствовать: ладонями рук, цепляющихся за шероховатый камень, ступнями, скользящими по осыпи, кожей лица и щек, мокрой от стекающего пота, ноздрями, впивающими запах нагретых трав и морской соли.

"Все должны побывать на Карадаге!" - восклицает известный исследователь Чёрного моря В.П. Зенкович. И его восторженность вполне можно понять...


Карадагское побережье безоговорочно признается как самый красивый участок побережья всего Черного моря.

 Однако эта красота особенная, не типичная для излюбленного туристами Южного берега. На Кара-Даге все дико, хаотично, сурово, труднодоступно. Черные и оранжево-красные от лишайников отвесные скалы вулканических пород, смятых в складки, 200-300 метровыми неприступными обрывами нависают над миниатюрными бухтами, отражаясь в их аквамариновых водах.

Во время путешествия на катере, за всеми этими бухтами и скалами возвышается величественный и грозный КАРА ДАГ.



Рецензии